Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Балиенков, "Все для Вас", № 7, 2001 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2001 ГОДУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 21.02.2001, № 7






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2001 ГОДУ

Принятие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и, в частности, главы 21-й можно оценить как очень важную ступень в развитии российской налоговой системы, поскольку порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость устанавливается единым законодательным актом, что во многих случаях исключает различные толкования ныне существующих положений налогового законодательства.
Глава 21 Кодекса содержит большое количество изменений и дополнений в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, вступающих в силу с 1 января 2001 года.
Местом реализации товаров признана территория Российской Федерации, если товар находится на ее территории и не отгружается и не транспортируется или товар в момент начала отгрузки или транспортировки также находится на территории Российской Федерации.
В число налогоплательщиков этого налога включены индивидуальные предприниматели. К их числу для целей налогообложения относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы, охранники и детективы.
Индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах по месту жительства.
Постановка их на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента государственной регистрации.
Кодексом предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика - если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектов налогообложения без учета НДС и налога с продаж, не превысила 1 млн. руб.
Освобождение производится на срок, равный 12 последовательным налоговым периодам. По истечении указанного срока в налоговые органы подаются заявление на продление срока и документы, подтверждающие соответствие сумм их выручки требованиям Кодекса.
В случае превышения сумм фактической выручки, полученной за период, в течение которого они были освобождены, а также в случае непредставления документов, подтверждающих сумму выручки соответствующим нормам освобождения, сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием суммы штрафа и пени.
В состав объектов налогообложения включено выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. При этом не признается реализацией и не облагается налогом:
- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
- передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В число операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость с 1 января 2001 года, включены:
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров; проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;
Банковские операции, на которые льгота ранее не распространялась:
Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме,
оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты,
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ,
оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего персонала,
а также осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка России.
Глава 21 предусматривает особенности определения налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии), при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, а также с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и, в частности, сумм, полученных в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту, санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов). При этом облагается не весь полученный доход, а только в части превышения полученных сумм над суммами (превышающей размер процента), исчисленными (рассчитанного) исходя из ставки рефинансирования Центрального банка России.
С 1 января будут облагаться налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке пассажиров маршрутным такси, аварийно-спасательные работы, пожарно-техническая продукция, работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в т.ч. учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне будет облагаться налогом вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Мороженое, выработанное на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда, будет облагаться налогом вместо 10 по ставке в размере 20 процентов.
Изменен порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по нулевой налоговой ставке при экспорте товаров (работ, услуг).
В частности, при реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке, зарегистрированный в налоговом органе.
Частью 21 восстановлен порядок, ранее признанный судами незаконным. В частности, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товара региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, а также выполнение работ (оказание услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров, указанные операции по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20 процентов. Если в последствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату.
Налоговым кодексом сохранена возможность выбора налогоплательщиком метода определения даты реализации для целей налога на добавленную стоимость: либо по отгрузке товара (выполнения работ, оказания услуг), либо по методу оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:
Поступление денежных средств на счета в банке или в кассу организации (комиссионера, поверенного или агента), в том числе в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
Передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с Законом;
Погашение задолженности.
В случае, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях налогообложения приравнивается к его отгрузке.
При прекращении встречного обязательства покупателя по оплате товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем - векселедержателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем - векселедержателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты признается наиболее ранняя из следующих дат:
день истечения срока исковой давности;
день списания дебиторской задолженности.
При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе дата их реализации определяется как день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.
Дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд определяется как день совершения указанной передачи.
Учетная политика для целей налога на добавленную стоимость применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации, и является обязательной для всех ее обособленных подразделений.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при определении налоговой базы выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг). Данная норма изменяет действующее в настоящее время положение, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в рублях по курсу Банка России, действующему на день уплаты налога.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в установленном порядке.
При осуществлении внешнеэкономических сделок суммы, указанные в счет-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода (месяца) исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
В этот же срок налогоплательщики обязаны представлять в налоговые инспекции по месту своего учета налоговую декларацию.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб., вправе уплачивать налог ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В этот же срок они представляют налоговую декларацию в налоговые инспекции.
Главой 21 учтены особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации.
В частности, организация, в состав которой входят такие подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения конкретного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
При реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления имущества в аренду налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами в этом случае признаются арендаторы имущества, которые обязаны исчислить (удержать) из доходов, перечисляемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
С 1 января 2001 года из сумм налога на добавленную стоимость, исчисленной по установленным налоговым ставкам, подлежит вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенных им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Вычету также будут подлежать суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых не признается таможенная территория Российской Федерации.

Начальник
отдела КМР
по косвенным налогам
Управления
МНС России по РК,
советник
налоговой службы
1 ранга
В.Б.БАЛИЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru