Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Минсельхозпрода РК от 16.02.2001 № 48
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В МИНСЕЛЬХОЗПРОДЕ РК"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 16 февраля 2001 г. № 48

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В МИНСЕЛЬХОЗПРОДЕ РК

В целях реализации государственной политики в области охраны труда в АПК Республики Коми, координации деятельности структур, участвующих в управлении охраной труда, а также выработки предложений по совершенствованию работы по охране труда, снижения производственного травматизма, аварий, пожаров и на основании Временного положения об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях АПК Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Положение об организации управления охраной труда в Минсельхозпроде РК (Приложение).
2. Группе охраны труда (Леттиева А.П.) довести приказ до управлений сельского хозяйства и продовольствия РК.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Пичкалева А.В.

Министр
П.ПОЗДЕЕВ





ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В МИНСЕЛЬХОЗПРОДЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Настоящее Положение вводится с целью реализации государственной политики в области охраны труда в АПК Республики Коми и устанавливает единую систему организации управления охраной труда на предприятиях и в организациях с учетом функций управления охраной труда со стороны государственных органов и общественных организаций, а также функции отдельных структурных подразделений отрасли и субъектов управления (работодателей, специалистов и рабочих) при реализации нормативно - правовых актов Российской Федерации в части охраны труда.

1. Общие положения

1.1. Управление охраной труда - подготовка, принятие и реализация решений, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающих в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основным принципом отраслевой политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников отрасли по отношению к результатам производственной деятельности предприятий и организаций.
1.2. Управление охраной труда должно обеспечивать выполнение следующих функций и задач:
организация и координация работ в области охраны труда;
планирование и финансирование работ по охране труда;
контроль за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда;
учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда;
обучение работающих безопасности труда и пропаганда вопросов охраны труда;
обеспечение безопасности производственного оборудования и производственных процессов, зданий и сооружений, транспортных средств;
нормализация санитарно - гигиенических условий труда;
обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
организация лечебно - профилактического и санитарно - бытового обслуживания работников;
профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям, профессиям;
обеспечение пожарной безопасности.
1.3. Нормативно - правовой основой управления охраной труда в АПК Республики Коми являются Конституции Российской Федерации, Республики Коми, основы законодательства Российской Федерации об охране труда, законы Российской Федерации, нормативные и инструктивные документы, постановления по вопросам охраны труда государственных органов и Минсельхоза Российской Федерации.
1.4. Объектом управления охраной труда является деятельность структурных подразделений аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК, управлений сельского хозяйства и продовольствия городов и районов Республики Коми, предприятий, организаций и учреждений АПК Республики Коми по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
1.5. Организация и координация работы в области охраны труда в АПК РК осуществляется настоящим Положением, разработанным в соответствии с Временным положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации, утвержденным Постановлением коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 10-15 от 21 октября 1996 года.
1.6. Предприятия, организации на основе настоящего Положения и других нормативных документов по охране труда, с учетом специфики производства, разрабатывают стандарты предприятия.

2. Организация и координация работы по охране труда

Руководство и ответственность за организацию работы по охране труда возлагается:
2.1. В АПК Республики Коми - на одного из заместителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК.
2.2. В департаментах, отделах Министерства сельского хозяйства и продовольствия - на руководителя.
2.3. В управлениях сельского хозяйства и продовольствия районов и городов Республики Коми - на руководителя.
2.4. На предприятиях, независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности, - на руководителя.
2.5. По отраслям производства - на главных специалистов.
2.6. В отделениях, цехах, бригадах и других производственных участках - на руководителя.
2.7. В кооперативных, арендных коллективах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и других формированиях, независимо от форм собственности - на руководителя.
Координация деятельности структурных подразделений и подведомственных предприятий по вопросам охраны труда, контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, совершенствованием профилактической работы по предупреждению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда, организацией обучения и аттестации по указанным вопросам возлагается:
в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РК - на группу охраны труда;
в районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия - на одного из главных специалистов;
на предприятиях, в организациях, учреждениях АПК РК при численности работающих более 100 человек - на службу охраны труда или специалиста по охране труда, при численности работающих 100 и менее - на специалиста по охране труда или одного из специалистов (с его согласия, после соответствующего обучения и получения документа, подтверждающего право на выполнение такой работы), который, наряду с основной работой, будет выполнять должностные обязанности инженера по охране труда в соответствии с приказом.
Упразднение службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

3. Основные обязанности должностных
лиц по охране труда

3.1. Руководители и специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, управлений сельского хозяйства и продовольствия, объединений АПК Республики Коми в своей деятельности руководствуются Конституциями Российской Федерации, Республики Коми, законодательством РФ и РК, Федеральным законом от 17.07.99 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Главы Республики Коми, Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также инструкциями Минсельхоза РФ и иными нормативными правовыми актами и документами РФ и РК, настоящим Положением и обязаны:
обеспечивать реализацию государственной политики в области охраны труда, направленную на обеспечение безопасных условий труда, в пределах своей компетентности;
проводить работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, соблюдению законодательства об охране труда;
оказывать практическую помощь предприятиям и организациям отрасли в разработке перспективных и годовых программ улучшения условий, охраны труда, санитарно - оздоровительных мероприятий;
изучать, обобщать, распространять в организациях передовой опыт по внедрению прогрессивных и безопасных технологий, новых форм организации труда, достижений науки, техники, передового опыта по охране труда;
принимать непосредственное участие в обучении, повышении квалификации по охране труда руководителей и специалистов;
проводить анализ состояния производственного травматизма и условий труда в отраслях, производствах, готовить предложения по предупреждению травм на производстве и профессиональных заболеваний;
принимать участие в расследовании несчастных случаев в соответствии с действующим Положением.
3.2. Руководители предприятий (работодатели) в своей деятельности по охране труда руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами, указанными в п. 3.1, приказами и распоряжениями вышестоящих органов, настоящим Положением и обязаны обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
применение средств коллективной и индивидуальной защиты, приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, обуви и индивидуальных средств защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских обследований с сохранением за ними места работы и среднего заработка во время прохождения указанных медицинских осмотров, а также предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи;
санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ежегодное назначение из числа должностных лиц ответственных за состояние и организацию работы по охране труда и предупреждению пожаров в отраслях производства, цехах и на производственных участках;
непосредственное руководство службой охраны труда, утверждение ее планов работы;
утверждение программ улучшения условий и охраны труда, мероприятий по охране труда и их финансирование;
утверждение инструкций по охране труда в установленном порядке, а также Перечня производства и видов работ повышенной опасности;
разработку и утверждение безопасных маршрутов передвижения техники по территории предприятия, безопасную перевозку работающих к местам работы и обратно.
3.3. Главные (старшие на правах главных) специалисты предприятий несут ответственность за состоянием охраны труда на вверенном производстве в соответствии с должностными инструкциями и обязаны:
внедрять прогрессивные технологии, механизацию и автоматизацию производственных процессов, обеспечивающие безопасность труда, принимать меры по внедрению стандартов, достижений науки, техники и передового опыта по охране труда;
приостанавливать производство работ на производственных участках и рабочих местах в случае возникновения угрозы здоровью людей, не допускать эксплуатации неисправных машин и оборудования, хранения мобильной техники вне специально отведенных мест стоянок;
контролировать своевременность выдачи и правильность использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также обезвреживающих и смывающих средств, мыла, молока и другого лечебно - профилактического питания в соответствии с действующими нормами;
контролировать сроки и качество проведения первичного на рабочем месте, повторного, внепланового инструктажей по охране труда. Выдавать наряды - допуски на выполнение работ повышенной опасности;
организовывать обучение специалистов среднего звена, рабочих по охране труда с последующей проверкой знаний;
разрабатывать инструкции по охране труда для работающих (по профессиям и видам работ);
обеспечивать безопасную перевозку людей на предназначенных или оборудованных для этих целей транспортных средствах;
обеспечивать проведение медицинских осмотров работников;
участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, принимать меры по устранению причин травматизма и профзаболеваний;
организовывать безопасную эксплуатацию машин и механизмов.
3.4. Руководители производственных участков несут ответственность за состояние охраны труда на своих участках и обязаны:
обеспечивать здоровые и безопасные условия труда, выполнение распоряжений вышестоящих руководителей, предписаний органов надзора и контроля, специалиста по охране труда;
разрабатывать мероприятия по безопасности труда и организовывать их выполнение;
приостанавливать производство работ в случаях возникновения угрозы здоровью работающих;
обеспечивать своевременное испытание, техническое освидетельствование и регистрацию котельных установок, аппаратов и сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и механизмов, контрольно - измерительных приборов и другого оборудования;
не допускать к управлению автомобилями, тракторами, комбайнами и другими мобильными машинами, к эксплуатации электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин, других агрегатов лиц, не достигших необходимого возраста, не имеющих соответствующих удостоверений и не прошедших аттестацию по охране труда. Следить за своевременным обучением и аттестацией рабочего персонала;
принимать меры по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком и другим лечебно - профилактическим питанием в соответствии с действующими нормами, контролировать правильность их использования;
оборудовать места для кратковременного отдыха работающих в поле, на фермах, в цехах, поддерживать необходимое санитарное состояние производственных участков и бытовых помещений;
оборудовать уголки по охране труда, санитарные и противопожарные посты;
обеспечивать прохождение работающими в установленном порядке периодических медицинских осмотров. Не допускать к выполнению трудовых обязанностей лиц, не прошедших медицинский осмотр, и лиц, которым противопоказано выполнять определенный вид работ по заключению врача;
проводить инструктажи на рабочем месте, вести журнал инструктажей, требовать соблюдения работающими инструкций по охране труда, трудовой и технологической дисциплины;
следить за техническим состоянием закрепленных автомобилей, тракторов и других машин, оборудования, за наличием на них защитных ограждений, блокировочных устройств, прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров;
не допускать хранения мобильной техники вне специально отведенных мест, а также перевозки людей на не предназначенных для этих целей транспортных средствах;
вести пропаганду безопасных методов труда, обеспечивать рабочие места соответствующими стандартами, инструкциями и плакатами;
не допускать применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
принимать участие в разработке инструкций по охране труда для работающих на вверенном производственном участке;
организовывать первую помощь пострадавшим и доставку их в лечебное учреждение, немедленно сообщать вышестоящему руководителю о происшедших несчастных случаях.

4. Планирование и финансирование
мероприятий по охране труда

Планирование работы по охране труда на предприятии осуществляется исходя из основных направлений государственной политики в области охраны труда, закрепленных в статье 4 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", одним из которых является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Следовательно, вся работа по охране труда, в том числе и планирование мероприятий по охране труда, должны быть направлены на создание здоровых и безопасных условий труда для работников предприятия.
4.1. Планирование работ по охране труда осуществляется по следующим направлениям:
перспективной программы улучшения условий и охраны труда, санитарно - оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью программы экономического и социального развития предприятия;
текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашения по охране труда коллективного договора;
оперативных (квартальных, месячных) планов работы по охране труда по подразделениям, цехам, бригадам и т.д.;
планы (ежемесячные) специалиста по охране труда, комиссии по охране труда.
4.2. Перспективная программа улучшения условий, охраны труда и санитарно - оздоровительных мероприятий является основным документом, определяющим показатели, перечни, объемы и сроки проведения работ по созданию безопасных и здоровых условий труда на производстве, улучшению лечебно - профилактического и санитарно - бытового обслуживания рабочих и служащих.
4.3. В целях конкретизации работ по обеспечению выполнения Программы разрабатываются годовые (текущие) планы улучшения условий и охраны труда с обязательной их увязкой с программой социально - экономического развития предприятия и соглашением по охране труда коллективного договора.
Годовой план включает следующие разделы:
- повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда ИТР, рабочих и служащих;
- мероприятия по нормализации санитарно - гигиенических условий труда;
- мероприятия по лечебно - профилактическому и санитарно - бытовому обслуживанию работников;
- механизация тяжелых и трудоемких процессов;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- сертификация по условиям труда производственных объектов;
- планы тренировочных занятий по действиям персонала в аварийных и экстремальных ситуациях комплексной проверки состояния охраны труда в подразделениях организаций (день охраны труда);
- мероприятия по усилению социальной защиты работников;
- перечень раздела плана, в соответствии со спецификой работ, может быть расширен.
4.4. Оперативные планы разрабатываются по цехам, производственным участкам, отделениям с целью устранения недостатков в условиях труда, санитарно - бытовом и лечебно - профилактическом обслуживании работающих, выявленных при проведении административно - общественного контроля, а также проверках, проводимых органами государственного надзора и контроля, государственной инспекцией труда.
4.5. Соглашение по охране труда к коллективному договору между администрацией и представительными организациями работников составляется с учетом годового плана состояния охраны труда в организации на момент заключения соглашения и включает в себя следующие вопросы: состояние охраны труда, режимы работы и отдыха, обучение и подготовка работников, улучшение условий труда, пособия, компенсации, доплаты за вредные и опасные условия труда, медицинское и социальное страхование работников, а также условия контроля за состоянием охраны труда.
4.6. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране труда.

5. Организация контроля за состоянием охраны труда

5.1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК, управления сельского хозяйства и продовольствия, администрация предприятия и общественные организации, комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов предприятий и организаций.
5.2. Контроль за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда должен быть направлен на проверку исполнения законодательства РФ об охране труда, состояния условий труда работающих, отклонений от требований стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора и другой нормативной документации по охране труда, проверку выполнения службами и подразделениями своих должностных обязанностей по охране труда, на принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
5.3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов.
5.4. Госгортехнадзор России и его местные органы осуществляют надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах. Указанный надзор осуществляется в угольной, нефтедобывающей, металлургической и др. промышленности, а также при эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, и пр.
5.5. Госэнергонадзор Российской Федерации осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
5.6. Госсанэпиднадзор России и его территориальные отделения осуществляют эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, организациями гигиенических норм, санитарно - гигиенических и санитарно - противоэпидемических правил.
5.7. Государственная противопожарная служба осуществляет надзор за соблюдением правил пожарной безопасности.
Органы Государственного надзора и контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями, утвержденными Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.
5.8. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК, управления сельского хозяйства и продовольствия осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда в соответствии с Временным положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях АПК РФ, утвержденным Постановлением коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 21 октября 1996 года № 10-15.
5.9. Административно - общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии осуществляется комиссией по охране труда предприятия, организации в составе: руководителя, специалиста по охране труда, представителей профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда трудового коллектива, главных специалистов предприятия.
5.10. Общественный контроль на предприятии осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

6. Учет, анализ и оценка показателей
состояния охраны труда

Работа по учету и анализу состояния охраны труда должна быть направлена на основе поступающей информации на разработку и принятие управленческих решений.
В качестве анализируемых данных должны использоваться: документы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности, предписания органов государственного надзора и контроля, данные аттестации рабочих мест по условиям труда, документы специальных обследований и т.д.
Основными показателями, характеризующими состояния охраны труда в организации, используемыми при оценке хозяйственной деятельности на вышестоящих уровнях управления, являются:
- численность работающих в неблагоприятных условиях по факторам вредности;
- уровень риска травмирования на объектах работ;
- количество случаев профессиональных заболеваний, отравлений;
- число травмированных за календарный год, в том числе смертельно, частота и тяжесть травмирования:
- количество аварий, пожаров и других чрезвычайных происшествий;
- статистическая отчетность по формам согласно существующему законодательству.
Основными показателями производственного травматизма на предприятии являются коэффициенты частоты, тяжести и смертности.

Коэффициент частоты - это показатель количества несчастных случаев, приходящихся на одну тысячу работающих.

Н х 1000
Кч = --------,
Р

где Н - число несчастных случаев на производстве;
Р - среднесписочная численность работающих.
Коэффициент тяжести - это показатель количества дней нетрудоспособности, приходящихся на одну производственную травму, за минусом смертельных травм.

Д
Кт = --------,
Н - Нсм

где Д - количество дней нетрудоспособности по производственным травмам;
Н - количество несчастных случаев на производстве;
Нсм - количество смертельных несчастных случаев на производстве.
Коэффициент смертности - это количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, приходящихся на 10000 работающих.

Нсм х 10000
К см = -----------,
Р

где Нсм - количество несчастных случаев со смертельным исходом;
Р - среднесписочная численность работающих на предприятии.

Анализ производственного травматизма проводится специалистом по охране труда ежеквартально с доведением информации до руководителя предприятия, главных специалистов и др. заинтересованных лиц.
В управление сельского хозяйства и в Министерство сельского хозяйства ежеквартально передается оперативная информация по форме, предоставленной ниже.

7. Организация обучения по охране труда

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
7.1. Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучения, проверку знаний по охране труда и инструктажи по безопасности труда.
7.2. Руководители и специалисты предприятий АПК изучают охрану труда по специально разработанным Минсельхозпродом РК вопросам самостоятельно или при повышении квалификации в институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК РК, при проведении учебы и аттестации в районах специалистами Минсельхозпрода РК, а также в учебно - методических центрах по охране труда районов и городов РК, имеющих специальное разрешение Минтруда РК.
Обучение и аттестация руководителей и специалистов предприятий АПК РК проводится не реже одного раза в три года.
7.3. Рабочие предприятий и организаций АПК РК проходят обучение по специально разработанным программам ежегодно. Проверка знаний по охране труда проводится в комиссии предприятия с участием представителя профсоюзного комитета.
Порядок проведения обучения, инструктажей, типовые программы обучения, примерный перечень вопросов по охране труда установлен ГОСТ ССБТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда" и постановлением Минтруда РК от 24.02.98 г. № 2 "Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории РК".

8. Обеспечение безопасности производственного
оборудования, процессов, зданий и сооружений

8.1. Обеспечение безопасности производственного оборудования, процессов, зданий и сооружений осуществляется:
- приведением их в соответствие с требованиями стандартов ССБТ, ГОСТов, правил безопасности, санитарных норм и правил, других нормативов, механизация, модернизация или замена на более совершенные;
- проведением сертификации производственных объектов, электротехнического и энергетического оборудования на соответствие требованиям охраны труда и средств защиты при эксплуатации электрооборудования;
- соблюдением требований по охране труда при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и ремонте, изложенных в соответствующих СНиП, нормах проектирования, правилах и инструкциях.

9. Нормализация санитарно - гигиенических
условий труда

Нормализация санитарно - гигиенических условий труда достигается приведением рабочих мест в соответствии с нормативами Госсанэпиднадзора, Минтруда России, Правительства Российской Федерации, устранением причин возникновения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и применением современных эффективных средств коллективной защиты.

10. Обеспечение средствами индивидуальной защиты

Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты должно осуществляться в соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (документом, устанавливающим минимальные нормы), установленным порядком их выдачи, хранения и пользования.

11. Обеспечение оптимальных режимов труда и
отдыха работников

Установление для работников оптимальных режимов труда и отдыха ведется с учетом специфики их труда, в первую очередь - на работах с повышенными физическими и нервно - эмоциональными нагрузками, в условиях монотонности, с воздействием опасных и вредных производственных факторов. Предоставление работникам льготных режимов труда и отдыха производится в соответствии с нормативными Минтруда и Минздрава России.

12. Организация лечебно - профилактического и
санитарно - бытового обслуживания работников

Организация санитарно - бытового и лечебно - профилактического медицинского обслуживания работников должна предусматривать:
- обеспечение работающих санитарно - бытовыми помещениями и устройствами; функционирование этих помещений и устройств согласно действующим нормам и правилам;
- проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работающих;
- обеспечение лечебно - профилактическим питанием в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно - профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
- проведение лечебно - профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и реабилитации работников в соответствии с коллективными договорами (соглашениями по охране труда).

13. Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

14. Единая документация по безопасности труда
на предприятиях и в организациях АПК
Республики Коми

14.1.1. Документация по безопасности труда является основной частью системы управления охраной труда и предназначена для разработки и осуществления мероприятий по профилактике производственного травматизма и контроля за состоянием техники безопасности.
14.1.2. Документация разрабатывается на основе действующих законодательных актов, нормативно - технической документации, ведомственных директивных документов по охране труда.
14.1.3. В системе Минсельхозпрода Республики Коми действует два вида документации по безопасности труда:
оперативная;
отчетная.
14.1.4. Оперативная документация предназначена для постоянного получения информации, контроля и оценки условий труда при выполнении работ. На ее основе составляется информационная и отчетная документация (справки, анализы и пр.) о состоянии безопасности труда предприятия.
14.1.5. Отчетная документация предназначена для обобщения и анализа данных о состоянии уровня безопасности труда за определенный период времени, разработки соответствующих мероприятий и принятия решений по управлению безопасности труда, а также для предоставления информации в вышестоящие организации.
14.1.6. Оперативная и отчетная документация подразделяется на следующие основные подвиды:
14.1.6.1. Документация по организации работы по безопасности труда, которая предусматривает решение вопросов по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, общего улучшения условий труда.
В состав документации по организации работы по безопасности труда входят:
программа улучшения условий и охраны труда;
документация об аттестации рабочих мест по условиям труда.
14.1.6.2. Документация по расследованию и учету несчастных случаев на производстве, в состав которой входят:
акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
сообщение о последствиях несчастного случая с пострадавшим;
акт о расследовании группового, тяжелого, смертельного несчастных случаев на производстве;
журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
Формы указанных документов установлены Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года № 279.
Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах, связанных с ними (форма 7 - травматизм);
при несчастных случаях, происшедших в быту или пути следования на работу и с работы, составляется акт служебного расследования произвольной формы.
14.1.6.3. Документация по обучению и проверке знаний, в состав которой входят:
журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
журнал регистрации курсового обучения по охране труда;
Форма указанных журналов установлена ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ". Организация обучения работающих безопасности труда. Общие требования";
программы обучения по охране труда;
перечень инструкций и разработанные инструкции по безопасному производству работ по всем профессиям и видам работ, проводимым на предприятии, журнал регистрации и выдачи инструкций начальникам производственных участков;
протокол проверки знаний работников по охране труда, удостоверения о сдаче экзамена для рабочих, журнал выдачи удостоверений;
перечень должностей ИТР и электротехнологического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности;
перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1 квалификационной группы по электробезопасности, утвержденный руководителем предприятия;
журнал периодической проверки знаний персонала, обслуживающего машины, механизмы, неподконтрольные Госгортехнадзору;
журнал проверки знаний ПТЭ и ПТБ.
14.1.6.4. Документация по надзору за работой по безопасности труда устанавливает порядок оперативного контроля с целью принятия мер по обеспечению безопасности условий. Документация включает:
положение (приказ) о порядке проведения контроля за обеспечением безопасности труда (административный, общественный и пр.);
рабочий журнал инженера (специалиста) по охране труда, состоящий из соответствующих разделов;
предписания по устранению нарушений правил техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и пр.;
перечень работ с повышенной опасностью, утвержденный руководителем предприятия и профсоюзным комитетом;
журнал регистрации нарядов - допусков на работы с повышенной опасностью.
14.1.6.5. Документация по учету, осмотру состояния и организации безопасной эксплуатации зданий и сооружений, машин, механизмов, оборудования и оснастки включает следующие документы:
журнал учета и периодических осмотров зданий и сооружений;
акты ввода в эксплуатацию зданий и сооружений;
журнал учета и периодических осмотров механизмов и оборудования, неподконтрольных Госгортехнадзору;
акт передачи в эксплуатацию механизмов и агрегатов, неподконтрольных Госгортехнадзору;
журнал учета и содержания электрозащитных средств.
14.1.6.6. Документация по пожарной безопасности:
журнал регистрации противопожарного инструктажа;
инструкции по противопожарной безопасности объектов;
планы, схемы эвакуации, инструкция по эвакуации;
план противопожарных мероприятий;
план проведения противопожарных тренировок добровольно - пожарной дружины, расчетов;
предписания Государственной противопожарной службы.
14.1.6.7. Приказы по охране труда, противопожарной безопасности (макеты приказов прилагаются):
об ответственности за состояние и организацию работы по охране труда и предупреждению пожаров ("приказ № 1");
по организации технического надзора за безопасной эксплуатацией котлов и сосудов, работающих под давлением, газовым хозяйством;
о назначении ответственных лиц за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
о назначении ответственного за безопасность дорожного движения, об организации работы автотранспортных средств;
о назначении ответственного за электрохозяйство;
об обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты;
о порядке проведения огневых работ на объектах;
об обучении и проверке знаний по охране труда;
о проведении периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров;
о создании постоянно действующей комиссии по охране труда;
о добровольной пожарной дружине, пожарно - технической комиссии.
Приказы издаются по мере необходимости, при назначении новых ответственных лиц. При назначении ответственных лиц приказ будет являться недействительным при отсутствии удостоверений об аттестации по охране труда, группы допуска по электробезопасности и др. документов, удостоверяющих право ответственного лица занимать эту должность.
14.2. Ответственными лицами за оформление и ведение оперативной и отчетной документации по безопасности труда являются главные специалисты предприятий, в том числе главные механики, энергетики, инженеры (специалисты) по охране труда, начальники производственных участков, руководители и организаторы работ.
14.3. Ведение, оформление, хранение документации по безопасности труда. Делопроизводство.
14.3.1. Формы документов должны быть выполнены типографским способом строго установленного формата.
Для журналов, протоколов, актов, предписаний устанавливаются размеры 210 х 297 мм. Журналы должны быть выполнены в твердом переплете или мягкой обложке, прошнурованы и опечатаны, страницы пронумерованы.
14.3.2. Все документы следует вести аккуратно, четко, без помарок и исправлений, заполнение граф строго обязательно. Пропуски и прочерки не допускаются, как и заполнение документов карандашом.
14.3.3. должен быть кратким и точным, обеспечивающим четкое и однозначное восприятие.
При подготовке документа следует обращать внимание на объективность и достоверность содержания, полноту информации, стандартизацию словосочетаний, оборотов, терминов.
14.3.4. Документация по безопасности труда должна заполняться ответственными лицами и высылаться в вышестоящие организации или передаваться для исполнения и контроля соответствующим службам в строго установленные сроки.
14.3.5. С целью создания единой системы в делопроизводстве по охране труда устанавливаются состав и нумерация дел. Допускается введение дополнительных дел с учетом местных условий и согласования со службой охраны труда вышестоящей организации.
14.3.6. Документация должна храниться у ответственных лиц в запирающихся шкафах. Срок хранения устанавливается руководителем предприятия с учетом соответствующих нормативов. При увольнении с должности ответственного лица вся документация в соответствии с номенклатурой дел по безопасности труда передается по приказу назначенному должностному лицу. Не допускается утрата документов по охране труда, т.к. сроки хранения некоторых из них установлены до 75 лет.

СХЕМА
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В МИНСЕЛЬХОЗПРОДЕ РК

   --------¬

¦Министр+-----------------¬
L---T----
   ------------+---------------¬

¦
   -----+Первый заместитель министра¦

   --------+----+-¬  L-----------T----------------

¦Зам. министра,¦ ------------+---------------¬
¦ответственный ¦ ¦ отдел по делам ГО и ЧС ¦
¦ за ОТ ¦ L-----------T----------------

L-------T------- ¦
   --------+------¬              ¦

¦ Группа ОТ +---------------

L-------T-------

¦
   -------------------------¬

+------------+ отдел технической ¦
¦ ¦ политики ¦
¦ L-------------------------

¦
   -------------------------¬

+------------+ отдел инвестиций ¦
¦ L-------------------------

   -----------------¬         ¦         
   -------------------------¬

¦Зам. министра по+---------+------------+ отделы ¦
¦ животноводству ¦ ¦ L-------------------------

L----------------- ¦
   -----------------¬         ¦

¦Зам. министра по¦ ¦
   -------------------------¬

¦пищевой и пере- +---------+------------+ отделы ¦
¦рабатывающей ¦ ¦ L-------------------------

¦промышленности ¦ ¦
L----------------- ¦
   -----------------¬         ¦         
   -------------------------¬

¦Зам. министра по+---------+------------+ отделы ¦
¦ растениеводству¦ ¦ L-------------------------

L----------------- ¦
   ------------+--------------¬

¦ Управления сельского ¦
¦хозяйства и продовольствия¦
L-----------T---------------

   ------------+--------------¬

¦ Предприятия ¦
L---------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru