Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 24.01.2001 № 3-8-2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПУНКТА 1 РЕШЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 1 АВГУСТА 2000 ГОДА № 27>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 09.01.2002, № 3






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2001 г. № 3-8-2001

Верховный суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
с участием прокурора Проскурова А.В.,
при секретаре Козловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 января 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми "О платных услугах (работах), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор" от 1 августа 2000 года № 27,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми "О платных услугах (работах), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор" от 1 августа 2000 года № 27. В обоснование заявления указал, что, утвердив своим решением Перечень платных услуг (работ), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор", Региональная энергетическая комиссия Республики Коми превысила предоставленные ей действующим федеральным законодательством полномочия и неосновательно вторглась в компетенцию Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Региональной энергетической комиссии Республики Коми Циммер М.Н. и Ковальский А.Ф. полагали, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению. Считали, что Региональная энергетическая комиссия Республики Коми, как орган исполнительной власти, фактически утвердила прейскурант платных услуг и при этом исходила из приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 августа 1999 года № 270, содержащего указанные рекомендации.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду части 1 и 4 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы, суд в соответствии с ч.ч. 1, 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, ст. 115 ГПК РСФСР находит заявление прокурора Республики Коми допустимым, т.к. в нем оспаривается решение органа исполнительной власти Республики Коми, носящее нормативно - правовой характер, и, как следствие, подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу применительно к предмету обжалования и нормам федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Так, оспариваемым прокурором п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми от 1 августа 2000 года № 27 утвержден Перечень платных услуг (работ), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор", согласно приложению № 1 и Положение об оказании и порядке оплаты данных услуг (работ) согласно приложению № 2.
Анализ указанной правовой нормы в ее взаимосвязи с положениями N№ 1 и 2 и в совокупности с действующим федеральным законодательством свидетельствует о существенном превышении Региональной энергетической комиссией Республики Коми своих полномочий.
Согласно ст. ст. 1-4, 6, 12, 15, а также преамбуле Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11 февраля 1999 года № 33-ФЗ, Региональная энергетическая комиссия Республики Коми относится к органу исполнительной власти Республики Коми, осуществляющему на ее территории предоставленные федеральным законодательством полномочия по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и выполняющему иные функции, непосредственно связанные с регулированием данных тарифов.
Иных полномочий ни федеральное законодательство, ни, в частности, Положение о региональной энергетической комиссии Республики Коми, утвержденное Распоряжением Главы Республики Коми от 29 апреля 1998 года № 443-р, для Региональной энергетической комиссии Республики Коми не предусматривают.
Таким образом, из приведенных норм Федерального закона и Положения следует, что Региональная энергетическая комиссия Республики Коми имеет строго определенное предназначение, обладает исключительно целевыми и не подлежащими расширительному толкованию полномочиями, что связано с единой для всей Российской Федерации ценовой политикой на электрическую и тепловую энергию и единством энергетической системы России.
Поскольку в силу п.п. "ж" и "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики и федеральные энергетические системы находятся в ведении Российской Федерации, то, следовательно, Региональная энергетическая комиссия, как орган исполнительной власти Республики Коми, не вправе была произвольно расширять свои полномочия и осуществлять собственное правовое регулирование в области, не имеющей непосредственного отношения к государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию.
По настоящему делу такое расширение полномочий выразилось в принятии Региональной энергетической комиссией Республики Коми решения об утверждении Перечня, т.е. списка с перечислением платных услуг (работ), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор", и Положения об оказании и порядке оплаты этих услуг, которое по своей сути не относится к вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и поэтому не может быть признано законным не только по приведенным выше основаниям, но и по основаниям, содержащим запрет для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление собственного правового регулирования в области гражданского оборота.
Так, в соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года № 938, уставом Государственного учреждения "Комигосэнергонадзор", утвержденным Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 24 января 1999 года, Государственное учреждение "Комигосэнергонадзор" входит в единую систему государственного энергетического надзора, учреждено органом исполнительной власти Российской Федерации (Минтопэнерго РФ), возглавляющим указанную систему, и вправе оказывать отдельные платные услуги организациям всех форм собственности в порядке, установленном учредителем.
Указанный порядок регламентирован утвержденным приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 августа 1999 года № 270 Положением, согласно которому вопросы оказания отдельных видов платных услуг регулируются договором и, следовательно, базируются на нормах гражданского законодательства, которое в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Установив на императивном уровне (своим решением) конкретно поименованный перечень платных работ (услуг), прописав порядок оказания и оплаты этих работ (услуг) с указанием обязательных условий, которые должен содержать договор, предусмотрев предельные нормы времени выполнения работ (услуг), порядок расчета их стоимости и запретив оказание платных работ (услуг), не предусмотренных перечнем, Региональная энергетическая комиссия Республики Коми в нарушение ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации существенно нарушила права учредителя федерального государственного учреждения и незаконно затронула предмет исключительного ведения Российской Федерации, что выразилось в утверждении обязательных правовых предписаний в области гражданского права. При этом указанные предписания сами по себе противоречат нормам главы 27 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не учитывают принцип свободы воли сторон при установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей и принцип свободы самого договора.
При таких обстоятельствах п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми "О платных услугах (работах), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор" от 1 августа 2000 года № 27 следует признать противоречащим федеральному законодательству и, по мотивам неотносимости его к закону Республики Коми, недействительным, не порождающим правовых последствий с момента принятия.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми от 1 августа 2000 года № 27 подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента принятия п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми "О платных услугах (работах), выполняемых Государственным учреждением "Комигосэнергонадзор" от 1 августа 2000 года № 27.
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента принятия п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Республики Коми от 1 августа 2000 года № 27 подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru