Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Минфина РК от 05.12.2000 № 14-09/9819
"ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. ПБУ 13/2000 "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПИСЬМО
от 5 декабря 2000 г. № 14-09/9819

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.
ПБУ 13/2000 "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ"

Сообщается, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 г. № 92н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), в соответствии с которым кардинально изменяется порядок отражения в бухгалтерском учете средств бюджетного финансирования.
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой только коммерческим организациям.
Отличительной особенностью Положения является рассмотрение государственной помощи в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) как увеличение экономической выгоды конкретной организации (п. 1).
Понятие "экономическая выгода" содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Согласно пп. 7.2.1 указанной Концепции экономические выгоды - это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть: использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; обменен на другой объект имущества; использован для погашения кредиторской задолженности; распределен между собственниками организации.
Положение не рассматривает в качестве государственной помощи государственное регулирование цен по перечням продукции производственно - технического назначения, товарам народного потребления и услуг; предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов; участие органов власти в уставных капиталах юридических лиц (п. 3).
В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи (п. 4):
- в форме субвенций, субсидий и бюджетных кредитов (денежных средств);
- в виде ресурсов, отличных от денежных средств;
- в прочих формах.
Для целей бухгалтерского учета, т.е. для признания в качестве доходов одного или более отчетных периодов и для принятия к учету по соответствующим субсчетам, бюджетные средства подразделяются на средства:
- на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
- на финансирование текущих расходов, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение товарно - материальных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
- в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, например, в жилищном хозяйстве, агропромышленном комплексе и др.;
- на оказание финансовой помощи в качестве чрезвычайной и др.
Для признания государственной помощи и принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий (п. 5):
1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. В качестве подтверждающих документов могут быть целевая программа, постановление, решение, договор и т.п.;
2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.
Особенности принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств в зависимости от фактического выполнения этих условий содержатся в пп. 7 и 12. Приведенная корреспонденция соответствует новому Плану счетов бухгалтерского учета 2001 г.

Порядок принятия к бухгалтерскому учету
бюджетных средств

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 Положения, т.е. если имеется достаточная уверенность организации в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены и указанные средства будут получены, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам:
дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
кредит счета 86 "Целевое финансирование".
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность по этим средствам:
дебет счета 51 "Расчетные счета",
кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере их фактического получения, то возникновение целевого финансирования отражается:
дебет счета 51 "Расчетные счета",
кредит счета 86 "Целевое финансирование".
Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражается поступление денежных средств по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование" до получения подтверждающих документов.

Порядок отражения в учете списания бюджетных средств

Общий порядок списания бюджетных средств определен п. 8 Положения - на увеличение финансовых результатов организации.
Порядок списания бюджетных средств в зависимости от характера их предоставления установлен п. 9 Положения.
I. Средства предназначены на финансирование капитальных расходов.
Списание бюджетных средств производится в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов на финансовые результаты организации.
При вводе объектов в эксплуатацию и отражении их в учете по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" производится списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования в качестве доходов будущего периода: дебет счета 86 "Целевое финансирование", кредит счета 98 "Доходы будущих периодов".
В последующие периоды в течение срока полезного использования (эксплуатации) объектов внеоборотных активов производится начисление амортизационных отчислений по действующим правилам амортизации: дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 02 "Амортизация основных средств".
И одновременно в размере начисленной амортизации признанные доходы будущих периодов учитываются (в течение срока полезного использования объектов) на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных доходов: дебет счета 98 "Доходы будущих периодов", кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
II. Средства предназначены для финансирования текущих расходов.
Списание бюджетных средств производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
Целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета "Доходы будущих периодов" при принятии к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (дебет счета 10 "Материалы", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"); начисленных сумм оплаты труда (дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"); других расходов аналогичного характера (дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
Последующее отнесение на доходы отчетного периода отражается в учете записью по дебету счета 98 "Доходы будущих периодов" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" при отпуске материально - производственных запасов на производство продукции, начисления оплаты труда и отнесения других расходов аналогичного характера.
Таким образом, государственная помощь, относящаяся к доходам, признается организациями в качестве доходов тех отчетных периодов, что и соответствующие расходы, на компенсацию которых на систематической основе она фактически получена.

Порядок отражения в учете возврата бюджетных средств

Порядок отражения в учете возврата бюджетных средств в случае их нецелевого использования установлен пп. 13 и 14 Положения.
Если организация обязана возвратить средства целевого финансирования, признанные ею в качестве государственной помощи в этом же отчетном году, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Если организация обязана возвратить средства целевого финансирования, полученные в предыдущие годы, то в бухгалтерском учете на сумму возврата производятся следующие записи:
- по бюджетным средствам, предоставленным на капитальные расходы.
Дебет счета 86 "Целевое финансирование", кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму уменьшения целевого финансирования образуется задолженность по их возврату.
Одновременно восстанавливается целевое финансирование по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" и уменьшаются финансовые результаты организации на сумму начисленной по объекту амортизации и на несписанную сумму доходов будущих периодов в дебет счетов 91 "Прочие доходы и расходы" и 98 "Доходы будущих периодов":
- по бюджетным средствам, предоставленным на текущие расходы.
На сумму уменьшения целевого финансирования - дебет счета 86, кредит счета 76.
Одновременно на сумму отпущенных материально - производственных запасов на производство продукции, начисленной оплаты труда и других произведенных нецелевых расходов уменьшаются финансовые результаты организации и несписанная сумма доходов будущих периодов по принятым к бухгалтерскому учету материалам по дебету счетов 91 и 98 и восстанавливается целевое финансирование по кредиту счета 86.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности по получаемым из бюджета средствам целевого финансирования установлен п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н. Аналогичная норма приведена в пп. 20, 21 Положения.
В бухгалтерском балансе коммерческой организации остаток бюджетных средств целевого финансирования по счету 86 "Целевое финансирование" отражается по статье "Доходы будущих периодов" или обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
Использованные по целевому назначению бюджетные средства отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных доходов как полученные безвозмездно активы.
Бюджетные средства, использованные в прошлые отчетные периоды и признанные в качестве доходов, но подлежащие возврату как нецелевое использование, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
Порядок раскрытия информации в отношении государственной помощи изложен в п. 22 Положения. В бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация о характере и величине бюджетных средств, о назначении и величине бюджетных кредитов, о характере прочих форм государственной помощи, о невыполненных условиях предоставления бюджетных средств.
Положение применяется для отражения в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., но относящихся к периодам после 1 января 2001 г.

Главный
бухгалтер - эксперт
по хозорганам
Министерства финансов
Республики Коми
Г.ГРИНЯЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru