Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 29.11.2000
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦЕВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПУНКТА 3 УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 21 НОЯБРЯ 1994 ГОДА № 217 "О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА" В РЕДАКЦИИ УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 11 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 100 В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ В.Г.ЛАЗАРЕВОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 28.02.2001, № 39






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2000 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
АБЗАЦЕВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПУНКТА 3 УКАЗА ГЛАВЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 21 НОЯБРЯ 1994 ГОДА № 217
"О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ
СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА" В РЕДАКЦИИ УКАЗА ГЛАВЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 11 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 100
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ В.Г.ЛАЗАРЕВОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителя стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт, Е.В.Попова - ведущего специалиста отдела трудоустройства, развития форм занятости, содействия предпринимательству Министерства труда и занятости населения Республики Коми,
руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части первой статьи 3, статьями 32, 68, 80, 90, 91, 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки В.Г.Лазаревой, соответствующее требованиям статьи 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми оспариваемой нормы вышеназванного Указа.
Заслушав выступление судьи - докладчика Т.А.Кырнышевой, объяснение стороны по делу, выступления приглашенных в заседание: от Прокуратуры Республики Коми - прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Л.Б.Белых, специалиста Н.Т.Арапова, кандидата юридических наук, исследовав имеющиеся документы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В соответствии с пунктом 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" (в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100) безработным гражданам, уволенным с предприятий, учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или по сокращению штатов, выплачивается пособие согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Однако размер пособия по безработице при всех доплатах не должен превышать средней заработной платы, установленной в республике. Во всех иных случаях увольнения пособие по безработице выплачивается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации, при этом пособие выплачивается с применением районного коэффициента. На основании этих положений гражданке В.Г.Лазаревой выплачено пособие по безработице в период со 2 сентября 1998 года по 16 ноября 1998 года в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации, с применением районного коэффициента.
Гражданка В.Г.Лазарева полагает, что размер пособия, назначенного ей в период ее безработицы в соответствии с пунктом 3 вышеназванного Указа, не соответствует размеру пособия, предусмотренного Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку, имея предшествовавшую началу безработицы оплачиваемую работу с 26 мая 1997 года по 31 августа 1998 года на условиях полного рабочего дня, и уволенная в связи с возвращением на работу основного работника, она имеет право на получение пособия по безработице в процентном соотношении к ее среднему заработку.
Поэтому в своей жалобе заявительница указывает, что Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" значительно ухудшает положение по выплате пособия по безработице в Республике Коми по сравнению с Российской Федерацией, что является ущемлением ее прав и прав граждан, проживающих на территории Республики Коми.
2. Конституционный Суд Республики Коми в силу статей 3 (часть первая, пункт 3) 90, 91, 92 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" по жалобам граждан проверяет конституционность нормативных актов или отдельных их положений лишь в той части, в какой они применены или подлежат применению в рассматриваемом конкретном деле, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе гражданина.
Гражданка В.Г.Лазарева оспаривает выплату пособия в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. Хотя в конкретном деле Лазаревой и применена норма, определенная абзацем вторым пункта 3 оспариваемого Указа, но применение ее вытекает из положений абзаца первого пункта 3 Указа, предусматривающего не все основания увольнения граждан, позволяющие производить выплату пособия по безработице согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", то, следовательно, предметом проверки по настоящему делу являются как абзац второй, так и первый пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100.
3. Конституция Республики Коми (статья 38, часть третья) предусматривает право граждан на защиту от безработицы. Такая защита обеспечивается государственной политикой органов государственной власти Республики Коми в соответствии с их компетенцией в области содействия занятости населения.
Статья 64 Конституции Республики Коми вопросы социальной защиты, а также трудовое законодательство, которое регулирует обеспечение занятости населения и гарантии реализации права граждан на труд, относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми. Таким образом, Республика Коми осуществляет по этим вопросам собственное правовое регулирование, но в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом, регулирующим вопросы занятости населения и обеспечивающим меры социальной защиты безработным, является Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 года, от 12 июля 1998 года, от 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 года.
В соответствии со статьей 30 названного Закона пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). При этом средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы для безработных граждан, если они проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, федеральный законодатель не различает размеры выплат пособий в зависимости от причины увольнения, а указывает на любые основания увольнения, которые предусмотрены трудовым законодательством.
Во всех иных случаях, предусмотренных частью второй статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", которая действует в редакции от 17 июля 1999 года, пособие выплачивается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а для безработных, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - с применением районного коэффициента.
Абзац первый пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года предусматривает выплату пособия по безработице в соответствии с Федеральным законом только по основаниям увольнения с предприятий, учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или по сокращению штатов и ограничивает размер пособия при всех доплатах средней заработной платой, установленной в республике. Во всех иных случаях увольнения пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации.
4. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", регулирующей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с осложнением ситуации, касающейся населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ, определению других критериев подходящей работы по сравнению с теми, которые установлены пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, упрощенной регистрации (перерегистрации) безработных граждан, изменению порядка и условий назначения и выплаты пособия по безработице, стипендий и другие мероприятия. Эта норма внесена Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" 17 июля 1999 года.
Указом Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" определен особый порядок, регламентирующий деятельность органов исполнительной власти в период возникновения напряженной ситуации на рынке труда, когда субъектам федерации еще не было предоставлено правомочие по собственному регулированию порядка и условий назначения и выплаты пособий по безработице.
Представитель Главы Республики Коми полагает, что Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда", а затем изменения и дополнения, внесенные Указами Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100, от 6 августа 1998 года № 286, приняты в соответствии со статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми о разграничении полномочий в области социально - экономического развития, подписанного 20 марта 1996 года, и статьей 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Соглашение предоставляет право Правительству Республики Коми при возникновении чрезвычайных ситуаций в сфере занятости самостоятельно принимать необходимые меры по стабилизации положения и предупреждению негативных социальных последствий в соответствии с действующим законодательством.
Под стабилизацией положения и предупреждением негативных и социальных последствий, по мнению представителя Главы Республики Коми, и понимается тот особый порядок, регламентирующий деятельность органов исполнительной власти в период возникновения напряженной ситуации на рынке труда в республике, предусмотренный Указом Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 с изменениями и дополнениями.
Согласно этому Указу (абзац четвертый пункта 1) ситуация на рынке труда в Республике Коми признается напряженной в случае достижения уровня безработицы в целом по республике 5 и более процентов, и решение об этом принимается Главой Республики Коми по предложению Министерства труда и занятости населения Республики Коми и заключению Комиссии при Главе Республики Коми по предотвращению критических ситуаций на рынке труда. Каких-либо решений комиссии о ситуации на рынке труда в отдельных городах и районах представителем Главы Республики Коми в Конституционный Суд представлено не было.
По сведениям Государственного Комитета Республики Коми по статистике в сентябре 1998 года уровень безработицы составлял 5,2 процента и постепенно снижался до 3,1 процента в декабре 1999 года, и как установлено в судебном заседании, в 2000 году уровень безработицы составляет в среднем 2,8 процента, то есть ниже уровня безработицы, установленного Указом Главы Республики Коми, при котором ситуация на рынке труда признается напряженной. Однако вопросы о степени напряженности на рынке труда не пересматривались Главой Республики Коми после 24 апреля 1994 года.
Статья 7 (часть вторая) Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", на которую также ссылается представитель Главы Республики Коми, предоставляет право государственным органам власти субъектов Российской Федерации в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывать мероприятия по стабилизации на рынке труда, в том числе и изменять порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, но при условии, что порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определен Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, до сих пор Правительством Российской Федерации не определен.
Поэтому, несмотря на возможность опережающего законодательного регулирования по вопросам совместного ведения, при отсутствии вышеназванного Порядка у Главы Республики Коми не было оснований к изменению условий назначения и выплаты пособий по безработице, предусмотренных нормами Федерального закона.
Следовательно, в отношении заявительницы, по жалобе которой проверяются абзацы первый и второй пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100, примененные в конкретном деле в период ее безработицы, дело должно быть пересмотрено компетентными органами в установленном порядке.
5. В сфере занятости населения к компетенции субъектов Российской Федерации относится обеспечение реализации прав граждан, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исходя из принципа верховенства федеральных законов по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти (статья 64, часть вторая, статья 65, часть первая, Конституции Республики Коми). Ограничение прав и свобод человека и гражданина в Республике Коми возможно только федеральным законом по основаниям, предусмотренным частью третьей статьи 18 Конституции Республики Коми.
Более того, в соответствии с частью третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" законодательством субъектов Российской Федерации могут предусматриваться иные, не противоречащие вышеупомянутому Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, но усиливающие социальную защищенность граждан, за счет средств субъектов Российской Федерации.
Таким образом, абзацы первый и второй пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100 ограничили право граждан на защиту от безработицы (статья 38 Конституции Республики Коми), гарантией которого является обеспечение социальной поддержки безработного, в том числе в виде выплаты пособия по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 73, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать абзацы первый и второй пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда" в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100 не соответствующими Конституции Республики Коми, ее части третьей статьи 18, части второй статьи 38, статье 64, части первой статьи 65.
2. В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" дело гражданки В.Г.Лазаревой, разрешенное на основании признанных неконституционными абзацев первого и второго пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года № 217 "О мерах по снижению и регулированию ситуации на рынке труда" в редакции Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года № 100, подлежит пересмотру компетентными органами в установленном порядке.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление Конституционного Суда Республики Коми подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru