Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 24.10.2000 № 3-33-2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СТ. 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ" ОТ 9 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА № 14-РЗ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 09.01.2002, № 3






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2000 г. № 3-33-2000

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Козловой С.Н.,
с участием прокурора Негуляй А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 октября 2000 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 4 Закона Республики Коми "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействительной ст. 4 Закона Республики Коми "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ. В обоснование заявления указал, что данная норма не соответствует ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", т.к. допускает возможность передачи главам администраций муниципальных образований полномочий по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления, дал соответствующие ему пояснения, но при этом просил признать ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ не недействительной, а недействующей.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Ладанов В.М. полагал, что заявление и.о. прокурора Республики Коми не основано на законе и подлежит отклонению по мотивам отсутствия в федеральном законодательстве запрета на делегирование Советами муниципальных образований главам администраций этих же образований оспариваемых полномочий.
Глава Республики Коми был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд своего представителя не направил.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с чч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление и.о. прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим удовлетворению.
Так, из содержания ст. 4 Закона Республики Коми "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ следует, что Советы муниципальных образований Республики Коми имеют право передавать главам администраций этих же муниципальных образований полномочия по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины. Данная норма основана на положениях ст. 3 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ, согласно которым Советам муниципальных образований предоставлено право на установление дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных плательщиков.
Анализ приведенных правовых предписаний применительно к положениям действующего федерального законодательства свидетельствует, что оспариваемая норма (ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ) не соответствует единому порядку взимания на территории Российской Федерации обязательных платежей (пошлины) и установленным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года № 2118-1 с последующими изменениями и дополнениями в ее взаимосвязи со ст. ст. 1-2 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 года № 2005-1 с последующими изменениями и дополнениями государственная пошлина является федеральным налогом и представляет собой обязательный, действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий либо за выдачу им документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
В силу п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации и поэтому субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять в этой области собственное правовое регулирование. Если же в законе либо ином нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации содержатся нормы права, регулирующие вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации, то на основании ст. 76 Конституции Российской Федерации эти нормы должны полностью соответствовать ранее принятым по тому же вопросу нормам федерального законодательства и фактически дублировать их.
Вопрос полномочий органов местного самоуправления в части установления для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, разрешен в п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 года № 2005-1 в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 года № 105-ФЗ, т.е. до принятия Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ.
Согласно приведенной норме исключительное право устанавливать указанные выше дополнительные льготы имеют органы местного самоуправления, наделенные представительными полномочиями.
Данный правовой императив не допускает расширительного толкования и основывается на закрепленных в ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ полномочиях органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления.
В частности, органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают соответствие законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, предоставляют федеральные гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, а также наделяют органы местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации.
Поскольку п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 года № 105-ФЗ принят в рамках наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и с целью реализации финансовой самостоятельности местного самоуправления, основанной, в частности, на действующих положениях ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о зачислении поступающих сумм государственной пошлины в местные бюджеты, то какие-либо изменения и дополнения в эти закрепленные в федеральном законодательстве полномочия субъекты Российской Федерации своими законами и иными нормативными правовыми актами вносить не могут.
При принятии ст. 4 Закона Республики Коми "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ, дополняющей в целом аналогичную п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" ст. 3 того же Закона Республики Коми, указанные выше требования не были соблюдены и это повлекло незаконное расширение прав представительных органов (Советов) муниципальных образований Республики Коми в области полномочий, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ следует признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 239-8 ГПК РСФСР данная норма считается недействующей и не подлежит применению с момента вступления решения в законную силу.
В силу ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика", являющейся официальным печатным средством массовой информации органов государственной власти Республики Коми.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению с момента вступления решения в законную силу ст. 4 Закона Республики Коми "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ.
Решение о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению с момента вступления решения в законную силу ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 14-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru