Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Е.Козлова, "Все для Вас", № 41, 2000 г.)]
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ В СВОЕМ СОСТАВЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 18.10.2000, № 41






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ
В СВОЕМ СОСТАВЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Прежде чем рассматривать данный вопрос, необходимо уточнить определение обособленного структурного подразделения с точки зрения налогового законодательства.
Статьей 55 гражданского законодательства определены два вида обособленных подразделений: представительства и филиалы.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство создается для представления интересов общества и обеспечения их защиты, никаких производственно - хозяйственных функций оно не выполняет.
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Данные структуры не являются юридическими лицами, наделяются имуществом и действуют на основании утвержденных ими положений и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Оставаясь собственником имущества, юридическое лицо может изымать его у филиалов и представительств.
Таким образом, по гражданскому законодательству для того, чтобы обособленное подразделение признавалось филиалом или представительством, необходимо выполнение ряда условий - указание подразделения в учредительных документах и наличие утвержденных организацией положений о филиалах. Если обособленное подразделение по своим функциям является филиалом, но его статус не оформлен соответствующими документами, то по гражданскому законодательству такое подразделение не признается филиалом.
Налоговое законодательство долгое время не определяло понятие "Обособленное подразделение юридического лица", поэтому использовались эти термины исходя из гражданского законодательства.
Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" введено понятие обособленного подразделения организации с точки зрения налогового законодательства. Так, обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Именно этим определением следует руководствоваться при определении статуса обособленного подразделения для целей налогообложения. Таким образом, признаками создания обособленного подразделения в терминологии НК являются:
- территориальная обособленность от местонахождения юридического лица;
- наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более 1 месяца;
- ведение деятельности юридическим лицом через обособленное подразделение.
Необходимо отметить, что согласно пункту 10 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 (приказ Минфина от 09.12.98 № 60н) структурные подразделения не имеют права разрабатывать и применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс. А так как налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность, то налоговые органы имеют право требовать представления бухгалтерской отчетности юридического лица, включающей показатели деятельности всех обособленных подразделений во все налоговые органы, где данная организация состоит на учете (как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения).
Федеральный закон от 09.07.1999 № 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", вступивший в силу с 14 июля 1999 года, существенным образом изменил порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками, то есть для филиалов и иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Данным нормативным актом предусмотрено, что филиалы и представительства организаций должны исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном законодательством для филиалов и представительств, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета.
Это означает, что организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль должны производить в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению данного постановления Правительства РФ, доведенными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 № НП-4-01/46н (с учетом изменений и дополнений). Особенности применения данного порядка для организаций, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, доведены письмом МНС России от 29.02.2000 № ВГ-6-02/158а.
Таким образом, начиная с 1 января 2000 года, организации в одинаковом порядке исчисляют налог на прибыль как по структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, так и по филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Обращаем внимание, что письмом МНС РФ от 27.12.1999 г. № ВГ-6-02/1051 разъяснено, что в 1999 году сохраняется ранее действовавший порядок уплаты налога на прибыль филиалами, имеющими отдельный баланс и расчетный счет.
Таким образом, в настоящее время по организациям, имеющим любые (в том числе филиалы и представительства) обособленные подразделения, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом зачисление налога производится по ставкам налога на прибыль, действующим на территориях, где расположены эти подразделения. Доля прибыли, которая приходится на структурные подразделения, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) в среднесписочной численности работников в целом по организации и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Например, фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за I полугодие 100 человек, в том числе структурного подразделения - 20 человек, стоимость основных производственных фондов соответственно - 500 млн. рублей и 50 млн. рублей.
Исходя из данных, удельный вес среднесписочной численности работников структурного подразделения в среднесписочной численности работников организации в целом составит 20% (20 : 100 х 100%), соответственно стоимости основных производственных фондов - 10% (50 : 500 х 100%), средняя величина удельного веса - 15% ((20% + 10%) : 2). В случае, если структурное подразделение не имеет основных производственных фондов, средняя величина удельного веса составит 10% ((20% + 0) : 2).
Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизмененным в течение отчетного года.
Стоимость основных производственных фондов определяется исходя из их стоимости, числящейся по балансу у организации за вычетом износа.
При определении фактических сумм налога на прибыль принимаются фактические показатели по среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года.
Например, на 1 января стоимость основных производственных фондов составила 1000,0 тыс. рублей, на 1 апреля - 1200,0 тыс. рублей, на 1 июля - 1300,0 тыс. рублей, на 1 октября - 1500,0 тыс. рублей, на 1 января следующего года - 1500,0 тыс. рублей. Средняя стоимость этих фондов составит:
- за I квартал - 1100,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + + 1200,0 тыс. рублей) : 2),
- за первое полугодие - 1166 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей) : : 3),
- за 9 месяцев - 1250,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей) : : 4),
- за год - 1300,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей + + 1500,0 тыс. рублей) : 5).
В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера за соответствующий отчетный период).
Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых сумм налога на прибыль по организациям (без обособленных подразделений) и по их обособленным подразделениям производится исходя из предполагаемых показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их обособленных подразделений.
Расчет налога от фактической прибыли представляется организациями по форме, предусмотренной приложением № 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". При этом налогооблагаемая прибыль каждого структурного подразделения определяется путем применения средней величины удельного веса, исчисленной в указанном выше порядке, к налогооблагаемой прибыли организации, отраженной по строке 6 Расчета (пример расчета приведен в Приложении к Методическим указаниям).
По организациям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисление налога от фактически полученной прибыли и его перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений производит организация, в состав которой они входят, в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
Организациям, имеющим в своем составе обособленные подразделения, при исчислении и уплате сумм дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, необходимо учитывать следующее. В соответствии с положениями, предусмотренными Приложением № 7 (примечание 4 к расчету дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета)) к Инструкции № 37, сумма средств, подлежащая взносу средств в бюджет, распределяется между бюджетами пропорционально распределению налога на прибыль между бюджетами различных уровней.
Пунктом 5 Методических указаний определено, что исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль, а также дополнительных платежей производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета. Определение дополнительных платежей производится организацией отдельно по организации (без обособленных подразделений) и отдельно по каждому обособленному подразделению. Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку, установленному по налогу на прибыль.
Организация имеет право использовать льготы по налогу на прибыль, предоставленные только федеральным законодательством.
Согласно письму МНС России от 29.02.2000 № ВГ-6-02/158а организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, могут применять порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 660, с учетом некоторых особенностей. В частности, организация может сообщать сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, суммах налога от фактической прибыли, суммах дополнительных платежей не только налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, но и самим филиалам и представительствам до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов, как это предусмотрено п. 2 Методических указаний.
Исходя из смысла Закона № 155-ФЗ, филиалы и представительства, при наличии у них отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, могут исполнять обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли, дополнительных платежей в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов РФ в общеустановленные сроки.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно п. 1 Методических указаний порядок расчетов с соответствующими бюджетами, предусмотренный постановлением Правительства № 660, не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта РФ. В данном случае прибыль структурных подразделений учитывается в составе расчета по налогу на прибыль этой организации. В то же время письмом МНС России от 29.02.2000 № ВГ-6-02/158а предусмотрено, что по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет и находящиеся на территории того же субъекта, что и организация, расчеты можно производить в том же порядке, как если бы они находились в разных субъектах.
При этом следует учитывать, что именно организация несет ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности организации по уплате налогов, как это предусмотрено п. 6 постановления Правительства РФ № 660.
Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации, в состав которой входят структурные подразделения.
Рассмотренный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на предприятия, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, для которых порядок уплаты налога на прибыль согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлен Правительством Российской Федерации.
Кроме того, указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на объекты социально - культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и другие), находящиеся на балансе организации и являющиеся ее структурными подразделениями, содержащиеся за счет прибыли этой организации.

Начальник
отдела
контрольно - методической работы
с крупными и крупнейшими
налогоплательщиками,
советник
налоговой службы
1 ранга
Е.В.КОЗЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru