Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Э.Шихвердиев, "Все для Вас", № 37, 2000 г.)]
"НАЛОГОВАЯ НЕДОИМКА, СПОСОБЫ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 20.09.2000, № 37






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НАЛОГОВАЯ НЕДОИМКА, СПОСОБЫ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ

Нередко у налогоплательщиков возникают проблемы с реализацией установленной законом обязанности по уплате налогов, что в конечном итоге приводит к росту недоимки в бюджеты всех уровней.
Вместе с тем, проведя необходимые мероприятия на начальной стадии образования недоимки, можно рассчитываться с бюджетом. Практика показывает, что большинство предприятий предпринимают конкретные действия по восстановлению своей платежеспособности только после применения налоговыми органами жестких мер принудительного взыскания. При этом отсутствие у руководителей - должников необходимых знаний в указанной области приводит к значительным потерям активов предприятия или к его ликвидации.
В случае неуплаты налога или сбора в установленный законодательством срок налоговый орган в соответствии со ст. 69 части 1 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ в редакции Федерального закона от 09.07.99 г.) должен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты направить налогоплательщику требование об уплате налога и сбора.
Получив требование об уплате налога и сбора, налогоплательщику следует установить причину образования задолженности. Кроме того, целесообразно произвести сверку расчетов по платежам в бюджет с налоговым органом. Если в ходе проведения сверки расчетов с бюджетом установлено наличие недоимки по одним налогам и сборам и переплата по другим, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении зачета излишне уплаченной суммы налога в погашение образовавшейся задолженности. При этом в соответствии со ст. 78 части 1 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Уточнив сумму задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, подлежащую уплате в бюджет в налоговом органе, налогоплательщику следует определить пути и возможности ее погашения, а также проанализировать негативные последствия, к которым может привести применение налоговыми органами к организации мер принудительного взыскания.
В арсенале у руководителя организации - должника имеются следующие способы урегулирования проблем неплатежей:
1. Оформление банковского кредита, который впоследствии будет направлен на погашение задолженности.
2. Обращение в уполномоченные органы за получением отсрочки или рассрочки по текущим платежам или оформление по ним налогового кредита либо, при наличии оснований, инвестиционного налогового кредита. Высвободившиеся средства организация может использовать для ликвидации бюджетной задолженности. Предоставление и оформление отсрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита осуществляется в соответствии с Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30.09.99 г. № 64-Н.
3. Оформление соглашения о порядке расчетов с бюджетом с налоговыми органами, одним из обязательных условий которого является 100% уплата текущих налоговых платежей и погашение задолженности в виде согласованного графика погашения задолженности.
4. Проведение финансово - хозяйственного анализа наличия и использования имущества, которым располагают организации - должники. Необходимо определить, какие материальные ресурсы, основные средства могут быть проданы для того, чтобы погасить задолженность перед бюджетом. Для организации важно найти покупателя и на более выгодных условиях самостоятельно реализовать выбранное для продажи имущество до того, как налоговой инспекцией будет принято решение об обращении на него взыскания. О принятых организацией - должником мерах по погашению задолженности целесообразно информировать налоговый орган.
Теперь рассмотрим действия налоговых органов в случае, если должник оставит требование налогового органа об уплате налогов без внимания.
В соответствии со ст. 46 части 1 Налогового кодекса РФ, при неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога и сбора в установленный срок, не позднее 60 дней после истечения указанного срока, налоговая инспекция принимает решение об обращении взыскания задолженности на расчетные или иные счета налогоплательщика за исключением ссудных и бюджетных счетов.
В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ налоговый орган одновременно с вынесением решения о взыскании налога, в целях обеспечения его исполнения, имеет право вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке, которое направляется банку с одновременным уведомлением должника.
В соответствии с п. 7 ст. 46 части 1 Налогового кодекса РФ в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика либо отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговые органы вправе обратить взыскание задолженности по налогам, сборам и (или) пеням на имущество должника. В этом случае руководителю организации - недоимщика целесообразно представлять последствия применения данной меры принудительного взыскания.
Прежде всего необходимо ознакомиться с нормативно - правовыми документами, регулирующими указанную сферу деятельности. К их числу относятся часть 1 Налогового кодекса РФ и Федеральный закон от 21.07.99 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Остановимся подробнее на некоторых аспектах организации этой работы, проводимой в соответствии с вышеуказанными нормативными документами.
Взыскание налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем вынесения постановления, соответствующего требованиям, установленным п. 2 ст. 47 Налогового кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При этом постановление о взыскании неуплаченной суммы налога, сбора и (или) пеней за счет имущества организации выносится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора и (или) пеней, в обеспечение которого принимается указанное постановление.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ с 1 января 2000 года функции органов налоговой полиции по проведению административного ареста имущества организаций - должников переданы службе судебных приставов.
В связи с этим постановление о взыскании налога, сбора и (или) пени за счет имущества должника в трехдневный срок с момента вынесения вышеуказанного решения направляется налоговым органам в подразделение судебных приставов.
Руководствуясь ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему документа (постановления налогового органа) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, копии которого направляются в налоговую инспекцию и должнику.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об исполнительном производстве" арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.
Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), объявления запрета распоряжаться им, изъятия имущества и его принудительной реализации. При этом взыскание обращается в первую очередь на наличные денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и других кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе указать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество, на дебиторскую задолженность определяется судебным приставом - исполнителем. При решении этого вопроса судебный пристав - исполнитель руководствуется ст. 59 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Налогоплательщиками необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, который необходим не только для исполнения исполнительного документа (постановления налогового органа), но и для погашения исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий.
Статьей 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что постановление о взыскании исполнительного сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства. Нужно отметить, что в случае погашения налогоплательщиком задолженности по платежам в бюджет до истечения срока, установленного судебным приставом для добровольного погашения (не может превышать 5 дней), взыскание исполнительского сбора с должника не производится.
Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что исполнительный сбор в размере 7% именно от взыскиваемой (указанной в постановлении), а не от фактически взысканной суммы.
В соответствии со ст. 77 ФЗ "Об исполнительном производстве" из денежной суммы, взысканной судебным приставом с должника, в первую очередь оплачивается исполнительский сбор (7%), возмещаются расходы по совершению исполнительных действий (перевозка, хранение, розыск и реализация имущества должника), достигающие порой 25% стоимости арестованного имущества. Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя - налогового органа.
Сложившаяся практика работы налоговых органов показала, что нередко имущество, подвергнутое аресту, имеет низкую ликвидность. Учитывая незначительность сумм, полученных от реализации такого имущества, при существующем порядке может сложиться такая ситуация, когда большая часть поступивших в ходе исполнительного производства средств будет использована не на уплату налогов, а на уплату исполнительского сбора и возмещения расходов по совершению исполнительных действий. При этом налогоплательщик, лишившись принадлежащего ему имущества, в итоге так и не рассчитается с долгами перед бюджетной системой Российской Федерации.
Руководителю организации - должника целесообразно знать, что вышеприведенная мера принудительного взыскания образовавшейся задолженности может планомерно перейти в процедуру банкротства предприятия. Это связано с тем, что в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае ареста судебным приставом - исполнителем принадлежащего организации - должнику имущества третьей очереди, он в трехдневный срок после осуществления ареста должен направить в территориальное агентство Федеральной службы России по финансовому оздоровлению уведомление о произведенном аресте имущества организации - должника, с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на который наложен арест, а также о сумме требований взыскателя. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности должника исполнительное производство и реализация имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливается до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.
В особой зоне внимания у налоговых органов находятся организации, имеющие задолженность в какой - либо из бюджетов или внебюджетный фонд в сумме более 1 млн. рублей. Налоговые органы ведут учет таких предприятий, результаты которого ежемесячно предоставляются в территориальные агентства ФСФО для решения вопроса о целесообразности применения к ним процедуры банкротства, либо решается вопрос о направлении материалов для обращения недоимки на имущество должников или на дебиторскую задолженность.
Кроме вышеуказанных принудительных мер взыскания задолженности, Налоговым кодексом РФ предусмотрен арест имущества по ст. 77, в целях исполнения обязанностей по уплате налога, сбора и (или) пеней с санкции прокурора. Арест имущества по ст. 77 осуществляется в 2-х способах: полный, частичный арест.
Полным арестом имущества признается ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться этим имуществом, а владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Начальник
отдела
нарушений
налоговой дисциплины
Инспекции МНС РФ
по г. Сыктывкару
советник
налоговой службы
II ранга
Э.П.ШИХВЕРДИЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru