РЕШЕНИЕ Совета МО "Город Сыктывкар" от 15.09.2000 № 12/09-136
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В Г. СЫКТЫВКАРЕ НА 2000-2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 05.10.2000, № 40 (опубликовано без приложений)
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР"
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2000 г. № 12/09-136
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В Г. СЫКТЫВКАРЕ
НА 2000-2003 ГОДЫ
В целях определения приоритетности целей и задач, обеспечения действенной и эффективной социальной политики учреждениями социальной защиты населения города Совет муниципального образования "Город Сыктывкар" решил:
1. Утвердить Концепцию развития учреждений социальной защиты населения в г. Сыктывкаре на 2000-2003 годы согласно приложению № 1.
2. Утвердить План действий по реализации основных положений Концепции развития учреждений социальной защиты населения в г. Сыктывкаре на 2000-2003 годы согласно приложению № 2.
3. Поручить управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" (Изъюрова Т.В.) обеспечить реализацию основных положений Концепции развития учреждений социальной защиты населения в г. Сыктывкаре на 2000-2003 годы и Плана действий по ее реализации.
4. Контроль за выполнением данного решения возложить на заместителя главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" Афанасьеву Л.Л.
Председатель Совета
В.А.ГОНЧАРЕНКО
Приложение № 1
к Решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 15 сентября 2000 г. № 12/09-136
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ В Г. СЫКТЫВКАРЕ НА 2000-2003 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция является первым программным документом, определяющим основные направления развития учреждений социальной защиты населения г. Сыктывкара на период 2000-2003 годов.
Концепция содержит комплекс основных принципов и практических подходов к решению вопросов социальной защиты населения с широким использованием нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания, развития базы интенсивной модели ее развития.
Концепция является основой для разработки и принятия адекватно ситуации решений и практических мер со стороны Совета и администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", муниципальных учреждений социальной защиты по обеспечению, в тесной увязке с экономическими преобразованиями, эффективной социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, обеспечивающих рациональное использование финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Основные методологические положения и принципы Концепции разработаны в соответствии и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов", постановления Государственного Совета Республики Коми от 30 октября 1998 года № 1-13/64 "О концепции государственной социальной политики Республики Коми на 1999-2001 годы".
Раздел 1
Особенности состояния уровня жизни и системы
учреждений социальной защиты населения г. Сыктывкара
В процессе осуществления перехода к рыночной экономике социальные проблемы становятся все более значимыми. Возникновение массовой безработицы и бедности, углубляющаяся имущественная дифференциация при общем падении качества жизни, разрушение системы социальных гарантий - вот только некоторые показатели непрерывного увеличения социальной цены рыночных преобразований.
Анализ показал, что в среднем в 1999 году 8,5 тыс. семей города (24 тыс. чел.) имели доходы ниже бюджета прожиточного минимума. Среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики в 1999 году составила 2029 руб., в то же время в отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 1669 руб., или 82,3 процента от этого уровня, в отрасли "Культура и искусство" - 1072 руб., или 52,8 процента, в отрасли "Образование" - 1070 руб., или 52,7 процента, в отраслях "Здравоохранение, физкультура и спорт, соцобеспечение" - 1017 руб., или 50,1 процента от уровня среднемесячной заработной платы в целом по городу.
В числе бедных находятся не только традиционно малообеспеченные слои населения (многодетные, молодые и неполные семьи, инвалиды), но и значительная часть жителей города в трудоспособном возрасте, в том числе имеющие работу. Достаточно осложнено положение пенсионеров, инвалидов.
Среднемесячная номинальная пенсия с учетом компенсационных выплат в 1999 году составляла 566 руб., причем за последние пять лет она снизилась с 32 процентов (1995 г.) до 19 процентов (1999 г.) в сравнении со средним размером заработной платы по городу; численность пенсионеров за этот же период увеличилась с 46,9 тыс. до 48 тыс. чел., при этом 70,8 процентов из них являются неработающими. Показателем ухудшения состояния здоровья населения является рост инвалидизации. Численность инвалидов всех групп и категорий с 5,3 тыс. чел. в 1995 г. выросла до 12,9 тыс. чел. в 1999 г.
Одной из проблем последних лет становится трудоустройство граждан. В 1991 г. в службе занятости было зарегистрировано 1763 безработных, на начало 2000 г. - 3488. При этом потребность предприятий и организаций в работниках на начало текущего года составила 666 человек.
Неуклонное расширение платности медицинских, образовательных, культурных услуг, роста квартирной платы и стоимости коммунальных услуг, бытового и транспортного обслуживания также негативно сказывается на социальном самочувствии граждан.
Понимая объективные потребности и нужды различных категорий граждан, практически одновременно с принятием правовой базы для формирования системы социального обслуживания населения, в 90-е годы администрацией г. Сыктывкара проведена результативная работа по созданию социальных служб, отдельных учреждений нового типа.
В 1997 году в результате проведенной структуризации имевшихся уже учреждений были созданы 2 комплексных многофункциональных центра:
- Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Сыктывкара;
- Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара.
В 1998-1999 гг. началась деятельность еще 2-х специализированных учреждений - Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий. Для решения вопросов медико-социальной экспертизы созданы 3 бюро МСЭ, в том числе одно из них специализированное (педиатрическое). О востребовательности вышеперечисленных учреждений говорят следующие факты: только в 1999 г. социальные услуги были предоставлены более 60 тыс. семей, а общее число клиентов учреждений составило более 159 тыс. человек.
Вместе с тем становление и развитие сети учреждений сопряжено с целым рядом объективных и субъективных факторов, причин и трудностей.
По-прежнему остается недостаточно разработанной правовая база системы социального обслуживания. Не утверждены государственные стандарты в этой сфере. Остается низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников социальных служб.
На качестве социального обслуживания сказывается слабость материально-технической базы учреждений. Отсутствуют специально спроектированные комплексы, здания, помещения. В основном центры расположены в приспособленных помещениях. Не хватает реабилитационного оборудования, компьютерно-вычислительной техники, медикаментов, продуктов питания и др.
Практически отсутствует информационно-методическое обеспечение по вопросам внедрения современных технологий социальной работы.
Ограничены финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении администрации и Совета муниципального образования.
Не сформировано общественное мнение о важности и необходимости социальной работы в обществе.
Приведенные факты свидетельствуют, что на первом этапе своего развития модель системы учреждений социальной защиты создавалась объективно как экстенсивная по своей сути в целях максимального обеспечения услугами преимущественно срочной социальной помощи лиц, относящихся к нетрудоспособным, социально не защищенным категориям населения, оказавшимся в силу различных обстоятельств в экстремальной ситуации. Позитивными результатами деятельности первого этапа развития учреждений отрасли стали создание систем надомного обслуживания одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов; медико-социальной экспертизы и реабилитации детей с ограниченными возможностями; оказания адресной помощи нуждающимся семьям с учетом денежных доходов, трудового и экономического потенциала семей; оказания помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; оказания психологической помощи населению; развития социальных услуг по социально низким ценам и др.
Основой новой концептуальной модели существующей системы учреждений города должна стать ее интенсивная форма, предполагающая значительное повышение эффективности и комплексности в работе каждого из ее структурных элементов, ранее созданных; создание принципиально новых комплексных реабилитационных учреждений, внедрение современных технологий в практику деятельности всех социальных служб, более широкое привлечение внебюджетных источников финансирования.
В целом интенсивная модель деятельности учреждений г. Сыктывкара должна соответствовать основным требованиям, предъявляемым к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, а именно:
- первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
- постепенный перенос центра тяжести в работе от материальной поддержки к социальной заботе о людях (духовно-психологическая, консультативно-правовая и т.д.);
- необходимость социальной защиты, прежде всего, через помощь семье;
- повышение роли социальных и национальных общностей, землячеств, коллективов, религиозных общин в организации социальной защиты;
- усиление вклада предпринимателей, частных лиц в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и др.;
- обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся.
Раздел 2
Цели, задачи, общие принципы организации работы
интенсивной модели развития учреждений системы
социальной защиты населения в г. Сыктывкаре
В сложившихся условиях основной целью учреждений системы социальной защиты должна стать деятельность по оказанию помощи современному обществу в поддержании стабильности, поиске и развитии творческого потенциала всех объектов социальной работы, оказании им помощи в овладении умениями, навыками в приобретении материальных благ, духовных и материальных ценностей.
Социальная защита есть, прежде всего, важный инструмент обеспечения социальной безопасности.
В то же время характерной чертой нынешнего периода является противоречие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения.
В связи с этим не менее значимой целью учреждений системы социальной защиты является оптимизация структуры ее социальных расходов и поиск дополнительных внебюджетных средств ее финансирования.
Деятельность по достижению обеих целей должна стать не только основой введения механизма постоянного поддержания уровня жизни нетрудоспособных граждан, семей с детьми, лиц, оказавшихся в экстремальных условиях жизни, но и стать составной частью механизма перестройки всей социальной политики, направленной, с учетом всех особенностей сегодняшнего дня, на обеспечение всем защищаемым максимально продолжительной, социально активной жизни, возможности получения в полном объеме закрепленных государством в законодательном порядке всех прав, гарантий и льгот.
Достижение сформулированных выше целей достигается решением следующих задач:
1. Пробуждение творческой активности населения в поиске путей и способов самостоятельного решения задач добавочности материально-денежного обеспечения путем корректировки деятельности всех служб системы социальной защиты в соответствии с новыми социально-экономическими условиями жизни в стране. При этом основное внимание должно уделяться трудоспособным слоям населения в формах, которые обеспечивали бы личную ответственность каждого за то, что он делает, производит, а не ставили бы его в унизительное положение просителя помощи.
В этом учреждения социальной защиты должны опираться на национальные понятия о социальной защите (общность, ответственность за семью, помощь ближнему и т.д.).
2. Стандартизация социального обслуживания - разработка классификации мер по социальной защите населения, которая будет носить многомерный характер и предусматривать их разделение по различным основаниям - объектам социальной защиты (категории граждан), характеру (постоянные, временные), типу и источникам финансирования и т.п.
Каждой из выделенных групп мероприятий по социальной защите населения должен быть определен источник финансирования, а также разработан механизм привлечения дополнительных ресурсов.
До утверждения на федеральном и региональном уровнях системы государственных минимальных стандартов необходимо, исходя из имеющихся статистических данных, разработать и внедрить примерные временные нормативы по созданию и функционированию учреждений социального обслуживания, социальных служб. Планирование городской структуры учреждений социальной защиты должно обуславливаться потребностями людей в получении тех или иных видов социальных услуг.
3. Изменение подходов в финансировании системы социальной защиты.
При реализации комплекса мер, направленных на стабилизацию уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшении разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников, в том числе стимулирование направления средств общественными, некоммерческими и коммерческими организациями на благотворительные цели.
Предстоит расширить порядок взаимодействия в области реализации социальной политики между федеральными и республиканскими органами исполнительной власти и органом местного самоуправления, общественными и коммерческими организациями.
На следующем этапе, когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, необходимо:
- Усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
4. Обеспечение нормативно-правовой базы системы социальной защиты.
Выполнение задач должно быть основано на реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания", аналогичных Законов Республики Коми.
На муниципальном уровне необходимо разработать и осуществлять целевые программы: "Старшее поколение", "Социальная поддержка инвалидов", "Адресная социальная помощь населению г. Сыктывкара", "Семья и женщины г. Сыктывкара", "Социальная защита военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей".
5. Развитие негосударственного сектора социальной защиты населения, т.к. социальная работа не является монополией государства.
Следует разработать механизм, при котором Совет и администрация муниципального образования должны принять на себя обязанность выступать в качестве гаранта достаточной и стабильной сети социальных услуг для граждан. Это означает, что общественные организации, некоммерческие и коммерческие организации должны иметь право выступать в качестве партнера не только в оказании всевозможных социальных услуг, но и в процессе планирования создания социальных программ. Нужно добиваться, чтобы они брали на себя обязательства создания и управления частными социальными учреждениями на основе долевого финансирования их деятельности.
Таким образом, будет совершаться поворот в сторону долевого участия всех заинтересованных сторон: Совета и администрации муниципального образования, организаций, предприятий, самих людей, имеющих средства и готовых вложить их в развитие социальных учреждений.
Также возможно включение религиозных конфессий в деятельность по социальной защите населения, особенно лиц, совершивших асоциальные действия, одиноких и престарелых граждан.
Решение вышеперечисленных задач должно осуществляться на основе следующих принципов:
- Соблюдение жесткости, приоритетности в последовательности, скорости решения поставленных задач с опорой на замер реальных потребностей населения и динамический контроль за изменением этих потребностей.
- Совершенствование управления системой социальной защиты в целом.
- Адресности социальной помощи и расширения числа субъектов социальной помощи, вовлечения в этот процесс негосударственных организаций, учреждений и частных лиц.
- Комплексности оказания социальной помощи путем предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг, но с соответствующей коррекцией денежной величины каждого вида помощи в сторону уменьшения ее объема - выигрыш за счет комплексности).
- Четкого соблюдения нормативно-правовой базы.
- Быстрого социального реагирования на изменения в социально-экономической области, возникновения чрезвычайных ситуаций и пр.
- Осуществления систематического анализа процессов социальной девиации в обществе (бедность, бездомность, бродяжничество, безработица, девиантное поведение детей и подростков, сиротство, разводы, инвалидность, юное материнство, одиночество и др.).
- Формирования благоприятного общественного мнения по поводу значения и роли учреждений системы социальной защиты в обеспечении достаточного уровня повседневной жизни.
Раздел 3
Основные механизмы развития учреждений системы
социальной защиты населения г. Сыктывкара по пути
трансформации из экстенсивной модели в интенсивную
3.1. Финансовые механизмы функционирования и развития
учреждений системы социальной защиты
Социально-экономическое положение города, ограниченные финансовые возможности не позволяют обеспечить полное финансирование учреждений системы социальной защиты населения в соответствии с имеющимися потребностями. Исходя из этого, необходимо сохранение базового уровня расходов на социальные нужды, мобилизации имеющихся внутренних ресурсов, более рациональное использование финансовых ресурсов, поиск внебюджетных средств и привлечение дополнительных источников финансирования.
В этих условиях предусматривается осуществление следующих мероприятий:
- Обеспечить устойчивое финансирование системы социальной защиты и социальных программ в соответствии с утвержденными показателями бюджетов всех уровней.
- Выделять в приоритетном порядке средства на развитие социальных услуг и реализацию утвержденных социальных программ, направленных на социальную поддержку семьи, женщин, детей и молодежи, инвалидов, пожилых людей, в первую очередь, малообеспеченных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Осуществить перераспределение государственной помощи и социальных услуг в сторону ее увеличения наиболее нуждающимся гражданам в силу объективно сложившихся жизненных обстоятельств.
- Осуществить расширение участия населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетной дотации в адресные субсидии, выделяемые непосредственно гражданам с учетом степени нуждаемости.
- Упорядочить финансовый контроль, повысить ответственность учреждений социальной защиты населения за целевое использование бюджетных ассигнований и средств государственных внебюджетных фондов.
- Привлекать иностранные инвестиции для развития учреждений системы социальной защиты населения, а также средства федерального и республиканского бюджетов для решения социальных проблем и улучшения финансирования социальной сферы на муниципальном уровне.
- Освобождать на муниципальном уровне учреждения социальной защиты населения от всех видов налогов на хозяйственную деятельность, устанавливаемых на местном уровне, для получения дополнительных источников финансирования.
- Повысить эффективность использования финансовых средств на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
- Усилить государственный контроль за обоснованностью тарифов и цен на предоставляемые социальные услуги.
3.2. Организационно-структурные механизмы
функционирования и развития учреждений системы
социальной защиты
Главным структурным элементом обсуждаемой интенсивной модели организации системы социальной защиты населения г. Сыктывкара должно стать Управление по социальным вопросам, в составе которого функционируют ведущие отделы: отдел по делам ветеранов, отдел по делам инвалидов, отдел по делам семьи, женщин и детей, отдел финансирования льгот, пособий и социальных выплат.
Повышение ответственности управленческого звена системы социальной защиты происходит в направлениях:
- Осуществление социального планирования и определение нормативно-правовых документов, необходимых для практической деятельности.
- Постепенный переход от кратко-, средне- срочных программ к перспективным программам и моделям развития учреждений отрасли по решению проблем социальной защиты граждан в соответствии с критериями, определенными федеральным и республиканским законодательством.
- Определение критериев эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и помощи, критериев и показателей профессионализма работников социальных служб.
- Усиление координации деятельности ученых и практиков на разработке современных социальных технологий, внедрении новейших форм и методов социальной работы с различными категориями семей и граждан.
Основным инструментом в работе системы социальной защиты должны стать муниципальные учреждения:
- "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Сыктывкара";
- "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара";
- "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара";
- "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий г. Сыктывкара";
- Бюро медико-социальной экспертизы.
Учреждения социальной защиты должны осуществлять тесное сотрудничество и взаимодействие с отделам, управлениями и комитетами администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и их подведомственными учреждениями: отделом по труду и Центром занятости населения, Управлением образования и образовательными учреждениями всех видов, Управлением здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями, ГУВД, отделом молодежи, Управлениями культуры, спорта, Центром жилищных расчетов и субсидий, военным комиссариатом, Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Сыктывкару, главами администраций поселков и др.
В структуру службы социальной защиты могут быть включены межведомственные комитеты и комиссии, в работе которых принимают участие представители всех заинтересованных ведомств.
Среди новых структурных подразделений учреждений социальной защиты как значимых для организации и эксплуатации интенсивной модели системы социальной защиты можно назвать:
- Отделения дневного (вечернего) пребывания, социально-реабилитационные отделения, как для детей и подростков, так и для пожилых граждан.
- Систему консультативно-диагностических программ психологической помощи различным категориям граждан.
- Женскую и молодежную биржи труда.
- Клубы семейного общения по месту жительства и т.д.
В деятельности учреждений социальной защиты должны найти свое место негосударственные социальные службы:
- общественные организации, решающие вопросы обеспечения гарантий безопасности, защиты лиц различных возрастов, пола, социального происхождения;
- благотворительные и религиозные организации;
- другие предприятия и организации, лица, осуществляющие частную деятельность в сфере социального обслуживания.
Приведенные уже существующие и создаваемые учреждения и их структурные подразделения должны обеспечить реальность, действенность интенсивной модели системы социальной защиты населения г. Сыктывкара.
Управление в сфере социальной защиты должно решать социальные задачи только с помощью социальных механизмов, только в приемлемой форме и только в соответствии с законом.
3.3. Кадровое обеспечение учреждений системы
социальной защиты
Развертывание всесторонней и многофункциональной социальной работы с людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, формирование целостной системы медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной, социально-правовой, профилактической и социально-бытовой поддержки различных категорий граждан и семей с несовершеннолетними детьми требует подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников.
Особые трудности заключаются в подборе психологов, врачей-экспертов, реабилитологов и других специалистов узкого профиля для учреждений отрасли.
В связи с этим предполагается:
- Обеспечить целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием путем заключения договоров с соответствующими учебными заведениями.
- Повышать статус служб социального обслуживания, специалистов по социальной работе, социальных работников.
Работники муниципальной социальной службы, непосредственно оказывающие услуги населению, работающие с девиантными категориями населения, организующие и контролирующие эту деятельность, должны иметь право на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда их здоровью при исполнении служебных обязанностей; социальные работники, занятые социальным обслуживанием на дому пенсионеров и инвалидов, - обеспечение бесплатного проезда на общественном транспорте в соответствии с Законом Республики Коми "О социальном обслуживании населения Республики Коми".
Персонал муниципальных учреждений должен иметь возможность постоянно повышать профессиональную квалификацию в системе постоянно действующих семинаров, конференций, методических объединений и пр.
Системный подход к кадровому обеспечению учреждений отрасли предполагает, с одной стороны, качественный отбор с учетом профессионального образования, знаний, морально-этических качеств личности специалиста по социальной работе, с другой стороны, определение критериев и показателей эффективности их профессиональной деятельности.
3.4. Информационное обеспечение задач
Дальнейшее развитие учреждений системы социальной защиты населения обуславливает значительное увеличение объемов информации, необходимой для обеспечения деятельности социальных служб. В связи с этим все более актуальным становится вопрос разработки и внедрения информационных технологий, базирующихся на широком применении компьютерной техники и средств коммуникаций.
Таким образом, основными задачами в сфере информационного обеспечения должны стать разработка и внедрение информационных технологий в муниципальных социальных службах, создание городской автоматизированной системы сбора и обработки информации по социальной защите населения, включающей различные подсистемы по персонифицированному учету льгот, учету семей и граждан, находящихся на социальном обслуживании, под социальным контролем.
В крупную подсистему должно быть выделено решение задач учета малообеспеченных семей и оказываемой им социальной помощи всех видов и форм, определенной действующим законодательством.
Важной задачей остается автоматизация статистического учета деятельности медико-социальной экспертизы. Владение более полной информацией о причинах, вызывающих инвалидность, возрастно-половой состав и возможные направления дальнейшей трудовой деятельности инвалидов, а также анализ динамики показателей в этой области повысит оперативность и эффективность принятия решений по изменению положения инвалидов в городе.
На основании этого следует провести следующие мероприятия:
- Определить объекты автоматизации и программно-технические схемы сбора и обработки информации.
- Отработать программно-технические решения автоматизации типовых функциональных задач социальных служб с последующим тиражированием.
- Определить план разработки и внедрения всех подсистем городской автоматизированной системы сбора и обработки информации по социальной защите населения.
- Определить порядок и сроки подключения объектов автоматизации к городской автоматизированной системе сбора и обработки информации.
- Решить вопрос об использовании электронной почты в целях повышения оперативности сбора, обработки информации и передачи ее на все уровни управления.
Наиболее остро стоит вопрос технического оснащения автоматизированной системы: приобретения программного обеспечения, технических средств, их технического обслуживания и ремонта.
Централизованное решение этих задач позволит создать и поддерживать единую городскую автоматизированную систему сбора и обработки информации по социальной защите населения в работоспособном состоянии.
Раздел 4
Приоритетные направления развития учреждений системы
социальной защиты населения в г. Сыктывкаре
4.1. Развитие социального обслуживания населения
Цель дальнейшего развития учреждений системы социальной защиты населения в г. Сыктывкаре состоит в концентрации усилий на последовательном укреплении системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты, расширение сферы социальных услуг, реализацию прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на социальную помощь, усиление адресности социальной поддержки.
На первом этапе (2000-2001 гг.) предстоит выполнить следующие мероприятия:
- Проанализировать и оценить объективность учета малообеспеченного населения, совершенствовать подходы к оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг.
Основой права на получение социальной помощи остается: нетрудоспособность, одиночество, сиротство, безнадзорность, безработица, насилие, вынужденная миграция, а также уровень материальной обеспеченности.
- Разработать механизм, обеспечивающий, с одной стороны, ответственность малообеспеченных граждан за достоверность информации о своем материальном положении, с другой - ответственность со стороны учреждений социальной защиты, обследующих материально-бытовое положение граждан, обратившихся за социальной помощью.
- Решением Совета муниципального образования закрепить право на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи, выплачиваемого из средств местного бюджета.
- Продолжить работу по дальнейшему развитию полустационарных форм социального обслуживания различных категорий населения как наиболее экономически выгодных и психологически приемлемых: создавать на базе учреждений отделения и группы дневного (вечернего) пребывания; охватить большее количество нуждающегося населения социальной помощью на дому; идти по пути создания специализированных отделений социальной помощи, социально-реабилитационных отделений и др.
- Расширять перечень предоставляемых социальных услуг, повышать их качество, внедрять новые социальные технологии.
- Развивать систему оказания платных социальных услуг муниципальными учреждениями, при этом сохранить преимущественное предоставление бесплатного социального обслуживания в соответствии с ранее утвержденным перечнем. В этих целях более активно привлекать средства граждан и направлять их на расширение спектра предоставляемых услуг, обеспечивая более полный учет индивидуальных потребностей человека.
Для решения поставленных задач предусматривается:
- До утверждения на федеральном и республиканском уровнях разработать и утвердить временные стандарты и нормативы социального обслуживания в условиях нестационарных учреждений города.
- Обеспечить реализацию в полном объеме гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, законами Республики Коми по социальной защите социально не защищенных категорий населения.
- Обеспечить реализацию принятых республиканских и городских программ по различным аспектам социальной поддержки граждан.
- Развивать и совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания.
На втором этапе (2002 - 2003 гг.) предстоит выполнить следующие мероприятия:
Провести специализацию учреждений по оказанию социальной помощи в зависимости от категорий и потребности в услугах.
Продолжить работу по созданию и открытию в городе новых типов учреждений - Центра социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий, Центра медико-социальной реабилитации инвалидов.
Внедрить минимальные государственные стандарты социального обслуживания, привести в соответствие с ними имеющиеся социальные учреждения.
4.2. Развитие учреждений социальной помощи семье,
женщинам, детям и молодежи
Семейная политика является частью социальной политики. Человек и семья должны быть главными ее объектами как основы стабильности.
Из этого вытекает главная цель семейной политики - поддержка института семьи, всемерное повышение роли и значения семьи, обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
На программно-целевой основе предусматривается решение следующих приоритетных задач:
- Формирование основ городской стратегии в отношении семьи; создание краткосрочных и среднесрочных программ действий, включая соответствующие механизмы и технологии.
- Осуществление системы мер, направленных на создание оптимальной среды жизнеобеспечения человека, создание механизмов самореабилитации семьи в новых условиях и активное включение ее в решение социальных проблем.
- Повышение роли женщин в оптимизации жизнедеятельности института семьи.
- Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями.
- Решение особых проблем семьи (болезнь, инвалидность, старость, насилие, экстремальная ситуация и пр.).
- Уточнение роли и места в семейной политике семей с объективно пониженными для самообеспечения ресурсами.
- Укрепление взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, муниципальных учреждений, негосударственных учреждений и благотворительных организаций по вопросам поддержки семьи.
- Улучшение подготовки специалистов, занятых социальным обслуживанием семей с детьми.
Снижение жизненного уровня многих семей привело к ухудшению положения детей и ослаблению возможностей семьи по их жизнеобеспечению, развитию и социализации. Поэтому цель социальной политики в отношении детей состоит в преодолении негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.
Для ее реализации необходимо решение следующих задач:
- Усиление социально-правовой защищенности детей.
- Создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей.
- Обеспечение полноценного питания детей.
- Обеспечение реального доступа к получению образования и создание условий для устойчивого функционирования системы организации и оздоровления детей.
- Обеспечение реального права детей с ограниченными возможностями на особую заботу государства.
- Создание эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для достижения поставленных задач в числе важнейших предстоит реализовать следующие меры:
В области поддержки семьи:
- Разработать и принять программу "Семья и женщины г. Сыктывкара" на 2002 - 2005 годы.
- Развивать новые социальные технологии поддержки семьи.
- Интенсифицировать деятельность учреждений, предоставляющих семье, женщинам, детям и молодежи комплексную социальную помощь.
- Расширять перечень оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.
В области улучшения положения женщин:
- Совершенствовать систему социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Формировать систему мер по предотвращению насилия в отношении женщин; социальной реабилитации пострадавших от насилия.
- Содействовать женским общественным организациям, проводить совместные с ними акции, направленные на защиту семьи, материнства и детства, повышение престижа нормальной трудоспособной семьи.
В области улучшения положения детей:
- Совершенствовать правовую защиту детства.
- Обеспечивать социальную поддержку и гарантии в социальной реабилитации и адаптации детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-сиротам, детям-инвалидам, детям - жертвам военных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев, включая социально дезадаптированных детей; в целях сокращения "социального сиротства" создавать эффективные системы профилактики безнадзорности.
- Внедрять программы обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Надежда".
В области улучшения положения социально не защищенных категорий молодежи:
- Разработать и поэтапно внедрять специальные мероприятия социально-экономической поддержки молодых малообеспеченных семей.
- Содействовать трудоустройству и занятости учащейся и студенческой молодежи.
- Поддерживать художественное и научно-техническое творчество и самодеятельность молодежи, совершенствовать системы социального обслуживания, отдых и оздоровление социально не защищенных категорий молодежи (инвалидов, сирот и др.).
В целях стабильного развития учреждений помощи семье и детям, женщинам, молодежи, повышения действенности их работы необходимо:
1. Сформировать модель функционирования центра, которая могла бы составить прочную платформу для практической деятельности учреждения в интересах семьи и детства.
При этом исходить из того, что забота о социальном благе людей не ограничивается обеспечением их материального достатка, что перспективная задача центра - способствовать доступными методами реализации потенциала самообеспечения каждой семьи, каждого человека.
2. Определить первоочередные (текущие), среднесрочные и долгосрочные цели развития каждого территориального и специализированного центров.
3. Выявлять и анализировать нужды и потребности семей и детей на обслуживаемой центром территории для определения полноценной, социально ориентированной структуры услуг, предоставляемых центром.
4. Программировать направления развития нужд и потребностей семей и детей, проживающих в зоне обслуживания, и заблаговременно создавать возможности для их удовлетворения центром.
5. На основе объективного социального анализа специфики проблем основных категорий и групп семей и детей, нуждающихся в первоочередной социальной защите, вести постоянно работу по определению адекватности мер социальной помощи им.
6. Усилить работу по предупреждению деструктивных процессов развития семьи.
7. Укреплять сотрудничество с территориальными учреждениями других ведомств (здравоохранение, образование, органы внутренних дел, культуры, и спорта, жилищно-коммунального хозяйства), учреждениями отрасли.
8. Поддерживать и стимулировать инициативы центров, направленные на расширение источников финансирования, расширение платных услуг.
4.3. Развитие учреждений социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
Приоритетность решения задач по социальной защите и обслуживанию пожилых граждан и инвалидов обеспечивается путем реализации в полном объеме гарантий, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов".
Нынешняя ситуация пожилых людей сопряжена с необходимостью повышения статуса их здоровья (продолжительность здоровой жизни, качество жизни) и обеспечения социального благополучия.
Это возможно при условии соответствия объема и перечня, предоставляемых медико-социальных услуг потребностям людей пожилого возраста и инвалидов.
Наступление старости и инвалидности выдвигает эти явления в число объективных факторов социального риска. Как следствие этого усиливается необходимость обеспечения адаптации к ограничениям жизнедеятельности, что в перспективе должно привести к созданию более совершенной комплексной системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшению обустройства их жизненного пространства.
Необходимо осуществить мероприятия не только по обеспечению пожилым и инвалидам гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.
В указанном контексте первоочередной задачей является развитие внутренней инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания, в частности, путем усиления психологических и медико-социальных служб. Центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской работы.
Значительный рост за последние годы уровня инвалидности населения требует изменения традиционных принципов государственной политики в отношении инвалидов.
Ее основой в современных условиях является комплексный подход в решении проблем инвалидности и инвалидов и реабилитационная идеология, ориентированная на создание условий для интеграции инвалидов в общество.
В этих целях предстоит:
- Завершить формирование государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации.
- Организовать систему многопрофильной комплексной реабилитации, предназначенной для восстановления способностей инвалида к различным видам деятельности; создать принципиально новое реабилитационное учреждение - муниципальный комплексный Центр медико-социальной реабилитации инвалидов.
- Осуществить разработку и реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в первую очередь для лиц трудоспособного возраста, включая гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет бюджетных средств на основе стандартов федеральной базовой программы реабилитации.
- Продолжить разработку и реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры.
- Осуществлять поддержку общественных объединений инвалидов и специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.
- Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов, занимающихся решением проблем инвалидности и инвалидов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принимая Концепцию развития учреждений социальной защиты населения в г. Сыктывкаре на 2000-2003 годы, Совет муниципального образования "Город Сыктывкар" исходит из того, что разработка целостной концепции становления и дальнейшего развития муниципальной сети учреждений социальной защиты населения - это составная часть проблемы жизнеобеспечения социально не защищенных категорий сыктывкарцев.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация требует использования принципов активной социальной политики в долгосрочной перспективе, основанных на адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности, приоритетности предоставления услуг несовершеннолетним, а также нетрудоспособным категориям граждан.
Практика деятельности учреждений социальной защиты населения г. Сыктывкара свидетельствует о наличии соответствующих факторов (база, кадры, опыт), способствующих переходу на более высокий профессиональный уровень работы, а именно - к интенсивной модели развития учреждений.
Концепция развития учреждений социальной защиты населения в г. Сыктывкаре на 2000-2003 годы должна обеспечить становление муниципальной интенсивной модели социальной защиты населения в соответствии с принятыми в мировом сообществе критериями и, в конечном итоге, способствовать всеобщности и гарантированности социальной защиты населения города, в первую очередь, нетрудоспособного, путем предоставления законодательно установленных форм и видов обеспечения не ниже установленных минимальных государственных нормативов.
Приложение № 2
к Решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 15 сентября 2000 г. № 12/09-136
ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В Г. СЫКТЫВКАРЕ
НА 2000 - 2003 ГОДЫ