Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Т.Казанцева, "Все для Вас", № 36, 2000 г.)]
"НОВОЕ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 13.09.2000, № 36






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НОВОЕ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО
НАЛОГА И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

8 мая 2000 года вступила в действие Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года № 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2000 года (регистрационный номер 2183).
С введением в действие данной Инструкции отменена Инструкция Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 с последующими изменениями и дополнениями.
Новая инструкция отличается от прежней тем, что приведена в соответствие с основными положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 инструкции № 56 даны понятия "организации, физические лица, филиалы" в соответствии со статьей 12 части первой Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 56 части первой Налогового кодекса РФ в пункте 7 инструкции установлено, что льготами по налогам признаются преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.
Льготы по уплате земельного налога в пределах сумм, поступающих в республиканский и местный бюджеты, могут быть предоставлены в соответствии с пунктами 6 и 7 инструкции № 56 на основании принятых нормативных правовых актов Госсовета Республики Коми и совета администрации города, поселка, села, в соответствии с Законом Республики Коми от 17 марта 1997 года № 19-РЗ "О налоговых льготах" только для определенной категории землепользователей, а не в индивидуальном порядке.
В пунктах 29, 30 инструкции № 56 шире разъяснена ответственность налогоплательщика за неисполнение обязанности по уплате земельного налога и действия налоговой инспекции в случае неуплаты налога землепользователем в установленный срок: изложен порядок направления требования в соответствии со статьей 69 части первой НК РФ; в пунктах 31, 32 - порядок осуществления зачета и возврата излишне уплаченных налогоплательщиком сумм земельного налога согласно статье 78 части первой Налогового кодекса РФ.
Обращаем внимание, что изменились форма и порядок составления сводной налоговой декларации по земельному налогу. В приложении № 1 к инструкции разъяснен порядок заполнения расчета.
В соответствии со статьей 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Сводная налоговая декларация по земельному налогу заполняется и представляется налогоплательщиком земельного налога в налоговый орган по месту нахождения облагаемых объектов ежегодно не позднее 1 июля. По вновь отведенным земельным участкам среди года налоговая декларация представляется в течение месяца с момента их предоставления.
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган проставляет отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
Декларация по земельному налогу представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
При наличии на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, нескольких объектов налогообложения (земельных участков, земель, занятых строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми домами) отдельная декларация по каждому объекту не составляется, а представляется одна сводная налоговая декларация на все объекты обложения с приложением к ней таблиц формы N№ 1 - 4 об исчисленных суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению, а по землям, занятым государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондом, а также нежилым фондом, - отдельно по каждому жилому дому и объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города или поселка. Если объекты обложения юридического лица расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них представляется сводная налоговая декларация за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами.
Кроме того, при заполнении формы сводной налоговой декларации используются документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельным участком, и другие материалы.
В налоговой декларации по строке 1 (пункты 1.1, 1.2, 1.3) налогоплательщик перечисляет в отдельности все земельные участки по их целевому использованию с указанием подробного адреса, так как расположенные в различных зонах города или территории района земли облагаются по различным ставкам земельного налога. Далее производится расчет налоговой базы, т.е. показывается площадь каждого земельного участка в кв.м или га. Следующий показатель при заполнении формы - это ставка земельного налога за 1 га или за 1 кв.м, которая указывается по каждому объекту налогообложения. Далее в колонке "Сумма земельного налога (руб. коп.)" показывается сумма налога по каждому объекту налогообложения, рассчитанная как произведение площади земельного участка в кв.м или в га на ставку налога за 1 кв.м/руб. коп. или за 1 га/руб. коп.
По строке "Всего" показывается общая сумма налога за все земельные участки, находящиеся в пользовании налогоплательщика.
При составлении расчета по новой форме предусмотрено, что часть земельных участков или в целом весь земельный участок организации может подлежать льготному налогообложению. Налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий право на льготы по налогу. В налоговой декларации необходимо указать, на каком основании эти земли подлежат льготному налогообложению.
Таким образом, организации, перечисленные в статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункте 5 инструкции № 56, освобождены полностью только от уплаты земельного налога, а не от представления сводных расчетов земельного налога.
По строке 2 (пункты 2.1, 2.2) перечисляются объекты полностью или частично льготируемые, основания по их освобождению, их местонахождение, площади земельных участков, подлежащих освобождению от уплаты налога, ставки земельного налога по каждому льготируемому объекту и сумма земельного налога также по каждому льготируемому земельному участку. По строке "Итого подлежит льготированию" рассчитывается общая сумма предоставленных льгот, учитываемых в данной декларации.
Строка 3 заполняется путем вычета из строки "Всего" данных по строке "Итого подлежит льготированию", и определяются налогооблагаемая площадь земли и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет.
В нижней части декларации, за пределами таблицы, показывается сумма земельного налога, подлежащая уплате по срокам уплаты: авансовые платежи - 15 апреля и 15 июня (за несельскохозяйственные земли городов и поселков), фактические платежи - 15 сентября и 15 ноября. По каждому сроку уплаты показываются суммы налога, распределяемые по уровням бюджетов: в федеральный бюджет, в республиканский бюджет и в бюджет соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 35 инструкции № 56 размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.
При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.
Налоговым законодательством о земле не предусмотрены льготы по уплате арендной платы за землю.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, в том числе нулевые.
В случае установления местной администрацией нулевых базовых ставок арендной платы за землю на определенный год для соответствующей категории арендаторов земельных участков, а не в индивидуальном порядке, сумма арендной платы за землю может быть установлена на нулевом уровне.
Напоминаем, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 года № 227 "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Сроки уплаты земельного налога в 2000 году остаются прежние.
За несельскохозяйственные земли городов и поселков предприятия - землепользователи уплачивают авансовые платежи не позднее 15 апреля и 15 июня равными долями от общей суммы земельного налога, исчисленного по ставкам предыдущего года; окончательные платежи - не позднее 15 сентября и 15 ноября равными долями от общей суммы земельного налога, исчисленного по ставкам текущего года за вычетом уплаченных авансовых платежей.
За остальные категории земель налог уплачивается равными долями по срокам 15 сентября и 15 ноября текущего года.
Суммы земельного налога и арендной платы распределяются в текущем году по уровням бюджетов по установленным законами о федеральном и республиканском бюджетах нормативам:
- за сельскохозяйственные угодья - 10% - в республиканский бюджет, 90% - в местный бюджет;
- за земли несельхозназначения, расположенные вне населенных пунктов, - 50% - в республиканский бюджет, 50% - в местный бюджет;
- за земли городов и поселков - 20% - в республиканский бюджет, 30% - в федеральный бюджет, 50% - в местный бюджет.
Суммы платежей за земли городов и поселков, за сельскохозяйственные угодья плательщики перечисляют одним платежным поручением в полном объеме на счета казначейства, которые, в свою очередь, перераспределяют их по бюджетам.
За остальные категории земель перечисление производится отдельными платежными поручениями.
Напоминаем, что за нарушения Закона Российской Федерации "О плате за землю" организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

Старший
госналогинспектор
отдела
контрольно - методической работы
по платежам
за природные ресурсы
Управления
МНС РФ
по Республике Коми -
советник
налоговой службы
3 ранга
Т.А.КАЗАНЦЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru