Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Л.Куликовская, "Все для Вас", № 33, 2000 г.)]
"ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 23.08.2000, № 33






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С введением в действие в 1999 году части первой Налогового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 02.01.2000 № 13-ФЗ) и вступлением в силу с 1 апреля 1999 года Федерального закона от 31.03.99 № 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" произошли значительные изменения, касающиеся налогообложения иностранных организаций.
Коротко остановимся на основных.
Статьей 7 НК РФ введено важное дополнение в порядок действия международных договоров, теперь с 1999 года приоритет имеют не все международные договоры, а только те, которые содержат положения, касающиеся налогообложения, т.е. порядок налогообложения иностранных юридических лиц не может регулироваться международными соглашениями, не имеющими никакого отношения к налогообложению.
Статьей 11 НК РФ расширен понятийный аппарат в отношении иностранных налогоплательщиков, он становится более "емким" и общим. В частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, приобретают обобщающее название "иностранные организации". Таким образом, больше не возникнет неопределенности в налогообложении так называемых "личных" компаний или образований, не являющихся юридическими лицами в своем государстве. Все они будут являться плательщиками налога на прибыль и налога на доходы и не смогут претендовать на режим налогообложения физических лиц.
Федеральным законом от 31.03.99 № 64-ФЗ введены изменения в Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 (в ред. измен. и дополн.) "О налоге на прибыль предприятий и организаций", касающиеся порядка исчисления, сроков уплаты налога на прибыль и представления налоговой отчетности иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 8 узаконена норма, обязывающая иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, встать на налоговый учет в налоговом органе по месту ее осуществления независимо от того, будет ли в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями в дальнейшем их деятельность признана осуществляемой через постоянное представительство или нет. Необходимо помнить, что ст. 117 НК РФ установлена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
Пунктом 6 статьи 8 введена норма, предусматривающая для всех иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ, вне зависимости от их налогового статуса, а не только для иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, как это было установлено прежде, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет отчет о деятельности в РФ, а также годовую налоговую декларацию по установленной форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 30.12.99 № ВВ-З-06/424 "Об утверждении формы декларации иностранной организации о доходах в РФ" (за 1999 год).
Пунктом 5 статьи 8 для иностранных организаций введен принцип самообложения (самостоятельное определение суммы налога на прибыль), исключено положение, предусматривающее исчисление налога на прибыль иностранного юридического лица ежегодно налоговым органом.
Пунктом 2 статьи 9 для иностранных юридических лиц, осуществляющих в РФ деятельность через постоянное представительство, установлен общий порядок исчисления налога на прибыль, аналогичный как для российских налогоплательщиков. Т.е. они обязаны:
1) уплачивать в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Авансовые платежи по налогу на прибыль вносятся иностранными организациями начиная с 3 квартала 1999 года.
В случае, если деятельность иностранного юридического лица не приводит к образованию постоянного представительства, авансовые взносы налога на прибыль не уплачиваются и справка о предполагаемой сумме прибыли на квартал не подается.
2) исчислять сумму налога нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
3) разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал должны корректировать на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. При этом корректировка (уточнение) суммы налога на прибыль за первое полугодие 1999 года на учетную ставку не производится.
Т.о. иностранным организациям - плательщикам налога на прибыль необходимо будет ежеквартально представлять налоговым органам по месту осуществления деятельности (постановки на учет) расчеты налога по фактически полученной прибыли.
За год отдельно данный расчет не представляется, т.к. он включен в состав новой формы годовой декларации (Приказом МНС РФ от 30.12.99 № ВВ-3-06/424).
Уплата налога на прибыль иностранными организациями может исполняться в связи с внесением изменений и дополнений в НК РФ от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ в иностранной валюте.
Рассматривая вопрос налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность и получающих доходы в Российской Федерации без образования постоянного представительства, необходимо отдельно остановиться на таком понятии НК РФ, как налоговый агент.
Ранее, как известно, в законодательстве отсутствовало определение налогового агента, вместо него употреблялось аналогичное по смыслу понятие "лицо, выплачивающее доход".
Таким образом, под данное определение подпадают как лица, выплачивающие иностранной организации доход и удерживающие налог на доходы у источника выплаты в соответствии с Законом РФ № 2116-1 от 27.12.91 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций", так и российские предприятия, обязанные уплатить налог на добавленную стоимость из средств, перечисляемых иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе на территории России, за выполненные работы и оказанные услуги, согласно Закону РФ от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (ред. от 10.02.99).
С принятием НК РФ в статусе налогового агента изменилось многое.
Статьей 24 НК РФ впервые закреплено определение налогового агента - лицо, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии с данной статьей налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Вместе с тем обязанности налогового агента иностранного юридического лица носят несколько иной характер, чем обязанности налогоплательщика, и главная из них - правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Еще одним нововведением является установление законодательной ответственности налогового агента за неисполнение своей обязанности по удержанию и (или) перечислению налога.
Статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно - путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках, а также путем взыскания пени за несвоевременную уплату налога.
Статьей 123 НК РФ установлен штраф за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
Данные положения впервые закреплены в законодательном акте такого высокого ранга. До этого меры воздействия на налогового агента были установлены только Инструкцией Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (ред. от 31.12.97), являющейся подзаконным актом.
Итак, в соответствии с новым порядком налоговые органы будут иметь право взыскивать с налогового агента сумму неудержанного и неперечисленного налога, пеню за задержку перечисления удержанных налогов в бюджет и штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет.
Кроме того, пунктом 3 статьи 119 НК РФ предусмотрена ответственность и за нарушение срока предоставления информации о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов налоговым агентом.
Обязанность по перечислению сумм налога с доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ может быть исполнена налоговым агентом, в соответствии с НК РФ, в иностранной валюте.
Отдельно отметим, что в 1999 году принят Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
Данным законом закреплено следующее - филиалы иностранных юридических лиц имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ лишь со дня их аккредитации.
Выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возложены на Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.99 г. № 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику РФ прямых инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц" (с 15 декабря 1999 года данной службой осуществляется таможенная поддержка, паспортно - визовое обслуживание представительств и персональная аккредитация).
Головные организации, имеющие филиалы, обязаны были привести положение о филиале иностранного юридического лица в соответствие с данным Законом в течение 6 месяцев (до 14 января 2000 г.), а также провести аккредитацию филиалов в течение 1 года (до 14 июля 2000 г.).

Старший
госналогинспектор
отдела
контрольно - методической
работы
с крупными и крупнейшими
налогоплательщиками
Управления
Министерства
по налогам и сборам
Российской Федерации
по Республике Коми
Л.В.КУЛИКОВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru