Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Балиенков, "Все для Вас", № 31, 2000 г.)]
"НДС В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 09.08.2000, № 31






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НДС В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Налог на добавленную стоимость на территории Российской Федерации введен с 1 января 1992 года. Несмотря на свой "солидный" стаж в налоговой системе, он продолжает слыть в народе самым нестабильным, самым сложным в понимании его теоретических основ и в применении на практике.
Одним из звеньев народного хозяйства, где возникает множество проблем в обложении этим налогом, является отрасль жилищно - коммунального хозяйства. И особенно это проявляется в условиях проведения жилищно - коммунальной реформы.
С учетом возникающих здесь вопросов Госналогслужба России (ныне Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) совместно с Минфином России и Минстроем России издали письмо от 15 августа 1996 года № ВЗ-4-03/55н, определив им порядок и особенности исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно - коммунального хозяйства.
Данный порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 1996 года под регистрационным номером 1156 и полноправно может применяться на практике экономическими и налоговыми службами организаций.
В его основу заложены принципы формирования доходов в отрасли жилищно - коммунального хозяйства от реализации товаров (работ, услуг), рассматриваемых в качестве объектов обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавлению стоимость" от налога освобождается квартирная плата.
Вышеназванным совместным письмом федеральных органов от 15.08.96 г. № ВЗ-4-03/55н в квартирную плату (плату за жилое помещение) включаются расходы, отраженные в Методике расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно - коммунального хозяйства, утвержденной приказом бывшего Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 9 ноября 1993 г. № 56 (в настоящее время - это Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, утвержденная постановлением Государственного комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.99 г. № 9).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда и за наем жилья (для нанимателей жилья).
Организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда, производят за счет квартирной платы (платы за жилые помещения) платежи соответствующим поставщикам (производителям работ, услуг) в общеустановленном порядке с учетом налога на добавленную стоимость.
В этом случае, начиная с 1 апреля 1996 года, по Федеральному закону от 01.04.96 г. № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога, уплачиваемая организациями жилищно - коммунального хозяйства, относится на их издержки производства.
Вместе с тем, при проведении жилищно - коммунальной реформы в зависимости от условий заключаемых договоров и особенностей финансовых взаимоотношений возможно применение одного из двух вариантов исчисления налога на добавленную стоимость организациями, осуществляющими эксплуатацию жилого фонда.
По первому варианту между Службой заказчика и организацией жилищно - коммунального хозяйства (подрядчиком) заключается договор подряда. Денежные средства, независимо от источника их формирования (средства населения, бюджетные ассигнования), перечисляемые Службой заказчика подрядчику, являются у последнего выручкой от реализации работ (услуг) и отражаются в бухгалтерском учете на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Налогообложение в этом случае осуществляется в соответствии с действующим законодательством по схеме "заказчик - подрядчик", то есть налог на добавленную стоимость начисляется на весь объем работ (услуг), выполненный организацией жилищно - коммунального хозяйства и сданный (реализованный) Службе заказчика, а так называемый "входной" налог принимается к зачету (возмещению) на общих основаниях.
При таких взаимоотношениях в системе жилищно - коммунального хозяйства налог на добавленную стоимость на выполненные подрядной организацией работы (услуги) по эксплуатации жилищного фонда должен предусматриваться в расходной части местных бюджетов в составе расходов (финансирования) на покрытие убытков по этой отрасли.
За основу второго варианта принимается договор на оказание услуг (выполнение работ) между населением и организацией жилищно - коммунального хозяйства, возможно с участием Службы заказчика, которая выступает в роли контролирующей (надзорной) организации.
Служба заказчика, в данном случае, имея в соответствии с договором статус участника в расчетах по средствам населения за жилищные услуги и бюджетным ассигнованиям, через соответствующие транзитные счета перечисляет их организациям жилищно - коммунального хозяйства, которые в учете у себя средства населения отражают в составе выручки, а бюджетные ассигнования - как средства бюджетного финансирования на покрытие убытков.
Система взаимоотношений здесь должна быть приведена к тому, чтобы собственниками средств населения и средств бюджета являлись организации жилищно - коммунального хозяйства, оказывающие жилищные услуги, а Служба заказчика выполняла посредническую функцию, участвуя в расчетах через свои транзитные счета.
В этом случае организации жилищно - коммунального хозяйства по действующему закону будут освобождаться от налога на добавленную стоимость в части жилищных услуг, оплачиваемых населением (квартирной платы), при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации облагаемых налогом и освобождаемых от налога товаров (работ, услуг).
При этом сумма налога, уплаченная по приобретенным материальным ресурсам, работам и услугам и использованным при выполнении необлагаемых налогом работ (услуг), то есть по расходам, произведенным за счет квартирной платы, относится на издержки производства эксплуатирующей организации.
К доходам организаций, эксплуатирующих жилой фонд, относятся также средства, поступающие от населения сверх установленной квартирной платы (платы за жилое помещение) и от прочей хозяйственной деятельности, включая выполнение работ (оказание услуг), носящих, как правило, непостоянный характер, или по желанию граждан сверх обязательных работ по эксплуатации жилого фонда (дополнительный ремонт квартир, установление новых санитарно - гигиенических изделий или замена пришедших в непригодность по вине жильцов и другие).
Эти организации должны вести раздельный учет средств, поступающих от данных видов деятельности и соответствующих им расходов.
Обороты по реализации населению вышеназванных дополнительных платных работ и услуг, а также реализации товаров (работ, услуг), связанных с прочей хозрасчетной деятельностью, облагаются налогом на добавленную стоимость и отражаются в расчетах (налоговых декларациях) в установленном порядке.
При этом, в случае реализации организациями жилищно - коммунального хозяйства товаров (работ, услуг) по ценам ниже стоимости их приобретения возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), зачету (возмещению из бюджета) не подлежит.
Организации жилищно - коммунального хозяйства получают от населения средства в виде платы за потребляемые им коммунальные услуги. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" к числу коммунальных услуг отнесены услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, газо- и электроснабжению, вывозу бытовых отходов, обслуживанию лифтового хозяйства и другие.
Вышеприведенные коммунальные услуги оплачиваются гражданами, проживающими в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, по тарифам с учетом налога на добавленную стоимость по основной ставке налогообложения в размере 20 процентов.
Если организации жилищно - коммунального хозяйства по оказываемым поставщиками (производителями работ, услуг) коммунальным услугам ведут расчеты с ними как с покупателями с отражением на своем балансе и в бухгалтерском учете операций по приобретению и оплате коммунальных услуг, то эти обороты отражаются в расчетах (налоговых декларациях) по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В этом случае оборотом, облагаемым налогом, у них является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная исходя из применяемых тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по таким оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, фактически уплаченными организациями - поставщиками (производителями работ, услуг).
При образовании у организаций жилищно - коммунального хозяйства отрицательной разницы по указанным операциям в силу применения регулируемых цен (тарифов) на коммунальные услуги она подлежит зачету (возмещению) в порядке, предусмотренном пунктом 27 инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Если организации жилищно - коммунального хозяйства не осуществляют операций по купле - продаже коммунальных услуг, а участвуют только в расчетах по ним, то есть выполняют функции сбора и перечисления денежных средств (транзитом) в качестве посредника, то операции по реализации этих услуг отражаются на балансе организаций - поставщиков (производителей работ, услуг), которые и осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
По жилищно - коммунальному хозяйству, находящемуся на балансе организаций (предприятий) образующаяся отрицательная разница в суммах налога по операциям купли - продажи коммунальных услуг зачету (возмещению) не подлежат, а относится этими организациями (предприятиями) за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, либо других собственных источников.

Начальник
отдела КМР
по косвенным налогам
Управления МНС РФ
по Республике Коми,
Советник
налоговой службы
I ранга
В.БАЛИЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru