Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (С.Давыденко, "Все для Вас", № 26, 27, 2000 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА УПЛАТУ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 05.07.2000, № 26
"Все для Вас", 12.07.2000, № 27






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ -
ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА УПЛАТУ
ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Законом Республики Коми № 34-РЗ от 30.09.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" на территории Республики Коми введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
С 1 июля т.г. Законом Республики Коми от 30 мая 2000 года № 24-РЗ вносятся изменения и дополнения в основной Закон № 34-РЗ. Эти изменения в значительной мере касаются налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, так как изменены критерии определения налогоплательщиков и размеры базовой доходности в розничной торговле.

Критерии плательщиков единого налога -
юридических лиц в сфере розничной торговли

Согласно Закону Республики к числу плательщиков единого налога на вмененный доход с 1 октября 1999 года отнесены юридические лица - предприятия розничной торговли с численностью работающих до 30 человек, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Коми в сфере розничной торговли через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
С 01.01.2000 для перевода на уплату единого налога на вмененный доход в сфере оказания розничной торговли предприятие - юридическое лицо должно было соответствовать критерию наибольшего удельного веса выручки от оказания услуг в сфере розничной торговли за предыдущий налоговый период (квартал), с 1 марта 2000 года указанный критерий определялся по итогам предыдущего налогового периода с нарастающим итогом в течение календарного года.
Предприятие относится к категории плательщиков единого налога на вмененный доход при условии соответствия критерию численности, установленного ст. 2 Закона РК "О едином налоге", в таких сферах деятельности, как розничная торговля.
Так, в редакции Закона, действующей до 01.07.2000, если средняя численность предприятия за предыдущий налоговый период не превышает установленного предела, то оно в соответствии с положениями вышеуказанного Закона относится к числу плательщиков единого налога. В случае, если структурные подразделения головного предприятия не имеют статуса юридического лица, численность работников следовало определять в целом по юридическому лицу, то есть по совокупности работающих как в головном предприятии, так и в его подразделениях.
С 1 июля т.г. круг плательщиков, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход на территории республики, в сфере розничной торговли значительно расширится. Так как плательщиками единого налога будут юридические лица, осуществляющие розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. То есть критерий численности 30 человек в целом по юридическому лицу отменен.
При переходе на единый налог в налоговый орган вместе с расчетом представляется дополнительная форма согласно приложению № 4 к Закону "Сведения о торговой сети", где указывается наименование организации, идентификационный налоговый номер, юридический адрес, вид стационарной торговой точки (магазин, киоск, ларек, павильон и т.д.), количество торговых точек, в том числе через которые временно не осуществляется розничная торговля (с указанием причин и подтверждающих документов, например: при ремонте, акты выполненных работ с указанием сроков его проведения и т.д.), месторасположение, основание приобретения и деятельности торговой точки (покупка, мена, дарение, наследование, приватизация, аренда и другие); реквизиты соответствующего договора или акта (дата, номер). В последующем указанное приложение представляется в случае изменения приведенных в нем сведений.
Следует еще раз подчеркнуть, что особенностью перевода на единый налог на вмененный доход является его обязательность к уплате на территории РК субъектами предпринимательской деятельности, установленными в статье 3 Закона РК от 30.09.98 № 34-РЗ.
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты единого налога на вмененный доход возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц в соответствии с налоговым законодательством РФ.
В случае непредставления налогоплательщиком единого налога в установленный срок расчета суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ вправе в установленном порядке требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов.
В случае непредставления налогоплательщиком в установленный срок расчета суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, налоговый орган самостоятельно производит расчет единого налога с учетом наибольшего показателя базовой доходности по осуществляемому виду деятельности, о чем уведомляет налогоплательщика.
Закон Республики Коми "О некоторых особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства" применяется в части, не противоречащей настоящему Закону. В случае, если субъект малого предпринимательства, работающий на момент перехода на уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, полагает, что переход на уплату единого налога создает для него менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, то он представляет в налоговый орган соответствующее заявление о своем желании сохранить применяемую им упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в пределах срока, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Реализация собственной продукции не подпадает
под сферу действия Закона РК "О едином налоге..."

Не подлежат переводу на уплату единого налога организации, реализующие через собственные торговые точки продукцию собственного производства и, соответственно, не подпадающие под определение "предприятия розничной торговли" и понятие собственно "розничная торговля".
Так, если ранее согласно Положению о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, действовавшему до 1 марта 2000 года, при определении розничной торговли не имело значения, осуществляет продавец реализацию собственного (произведенного) или приобретенного товара, то теперь в новой редакции Закона речь идет только о приобретенном товаре либо продаже товаров, принятых на реализацию на основании договоров комиссии, поручения или агентского договора.
В соответствии с разъяснениями МФ РФ от 03.09.98 № 04-05-11/106 под торговой деятельностью для целей налогообложения понимается приобретение организацией товара с целью его последующей реализации без изменения технических, качественных и иных характеристик товара. Деятельность предприятия, при которой происходит приобретение сырья, материалов, последующая их переработка в готовую продукцию с дальнейшей реализацией, относится к производственной.
Кроме того, согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 22.09.98 № 2256/98 продажа собственной продукции через магазины, являющиеся структурными подразделениями организации, является ни чем иным, как способом реализации продукции, а не торговой деятельностью.
Следовательно, предприятия в части реализации продукции собственного производства не являются плательщиками единого налога на вмененный доход. Исходя из этого, организациям следует обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета по реализации собственной и покупной продукции.
В соответствии со ст. 4 Закона налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению в соответствии с настоящим Законом.
Порядок ведения раздельного учета закрепляется в учетной политике предприятия.
В случае, если организация занимается иными видами деятельности, не переведенными на уплату единого налога (в данном случае реализация продукции собственного производства), рекомендуется торговую площадь для расчета суммы единого налога по розничной торговле (реализации покупной продукции) определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от деятельности в сфере розничной торговли, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятия, учреждения, организации.
Таким образом, предприятия, реализующие собственную и покупную продукцию через свою торговую сеть, обязаны теперь вести отдельный учет реализации собственной и покупной продукции и облагать единым налогом только реализацию приобретенной продукции. Налогообложение продукции собственного производства должно осуществляться в общеустановленном порядке. Если предприятие реализует через собственные торговые точки только продукцию собственного производства, то оно не будет являться плательщиком единого налога.

Разграничение оптовой и розничной торговли

Согласно статье 3 Закона при определении оборота розничной и оптовой торговли следует руководствоваться нормативными правовыми актами Государственного комитета РФ по статистике.
Согласно Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 19.01.2000 № 4, оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или перепродажи), кроме продажи населению, которая относится к обороту розничной торговли. Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета - фактуры.
Предприятия, осуществляющие отпуск продуктов питания детским дошкольным учреждениям, столовым санатория - профилактория и профессиональным училищам и т.д., должны учитывать данный отпуск как оптовую торговлю.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, который входит в состав единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации РФ, понятие оптовой торговли подпадает под деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым и розничным торговцам.
При этом плательщики единого налога, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность (например, оптовую торговлю), также обязаны обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
Под розничной торговлей понимается торговля товарами для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом в данном Законе речь идет о налогообложении приобретенных товаров, продукция собственного производства выведена из-под налогообложения.
Для целей настоящего Закона к продаже за наличный расчет приравнивается передача товаров, выполнение работ, оказание услуг в обмен на другие товары (работы, услуги).

Единый налог и налог на имущество предприятий

Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на имущество, используемого по видам деятельности, осуществляемой на основании свидетельства об уплате единого налога в соответствии с Законом № 34-РЗ.
В случае, если организации занимаются иными видами деятельности, эти организации обязаны обеспечить раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, связанных с указанной деятельностью.
В нормативно - правовых актах о введении единого налога на вмененный доход отсутствуют критерии распределения организацией, переведенной на уплату единого налога по одному виду деятельности, имущества, в случае его использования одновременно и для других видов деятельности, к тому или иному виду деятельности.
Если организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, не может обеспечить раздельный учет имущества, поскольку оно используется одновременно и для иных видов деятельности, в этом случае возможно использование правила отнесения имущества к тому или иному виду деятельности пропорционально сумме выручки по видам деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Считаем допустимым распределение общей площади помещения, используемого организацией для различных видов деятельности, пропорционально объемам реализации по этим видам деятельности. Такое правило отнесения имущества к тому или иному виду деятельности должно быть закреплено как элемент учетной политики.
При переводе на уплату единого налога расчет среднегодовой стоимости имущества по деятельности, не переведенной на уплату единого налога, составляется отдельно. Например, расчет за 4 квартал 1999 года - в расчетной формуле на 01.10.99 и 01.01.2000 учитывается остаточная стоимость имущества, используемого при осуществлении иной деятельности. Среднегодовая стоимость имущества за указанный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества по состоянию на 01.10. и 01.01. Расчет за 9 месяцев 1999 года составляется в целом с учетом всех видов деятельности.
Очень важное дополнение вносится с 1 июля т.г. в статью 7 Закона - в случае приостановления предпринимательской деятельности на срок более одного месяца, а также получения от вновь зарегистрированных предпринимателей и организаций заявления об отсутствии объекта налогообложения единым налогом в связи с проведением организационных мероприятий, указанные предприниматели и организации уплачивают налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах за весь период приостановления (неосуществления) деятельности. При возникновении указанной ситуации (отсутствии оборотов по реализации товаров более месяца) не забудьте начислить и уплатить налог на имущество предприятий и другие налоги и сборы при наличии объектов налогообложения.

НДС и единый налог

Предприятия, подпадающие под действие Закона РК "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, начиная с того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на уплату единого налога (по данному виду деятельности).
То есть при формировании цены на реализуемый товар НДС не начисляется.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные предприятиями, которые занимаются видами деятельности, установленными указанным Законом, по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления данных видов финансово - хозяйственной деятельности, должны относится на издержки производства и обращения, возмещению (зачету) из бюджета не подлежат.
По другим видам деятельности предприятия на основе раздельного учета налогообложение НДС осуществляется в общеустановленном порядке.
Как уже указывалось, способ ведения раздельного учета определяется плательщиком самостоятельно в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.

Применение контрольно - кассовых машин

С введением единого налога действие Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не отменяется. В соответствии со статьей 1 указанного Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Кроме того, предприятия, которые в соответствии со статьей 1 Закона должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием. Плательщики единого налога также как и все налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных документов и кассовых операций.

Единый налог и платежи за загрязнение
окружающей природной среды

Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 № 148-РЗ и Закона Республики Коми от 30.09.98 № 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. ст. 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением девяти платежей, перечисленных в названной статье. Плата за пользование природными ресурсами не включена в перечень девяти платежей, взимание которых сохраняется с введением единого налога на вмененный доход.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, которые включают в себя плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую за выбросы, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах лимитов, а также сверх установленных лимитов.
Следовательно, после введения единого налога на вмененный доход нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ не имеется законных оснований для взимания с плательщиков единого налога 10% платы за загрязнение окружающей среды.
По вопросу освобождения плательщиков единого налога от уплаты платежей за загрязнение окружающей природной среды в части, поступающей во внебюджетные экологические фонды (90%), рекомендуем обращаться в Департамент охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми.
С 1 апреля 2000 года введен новый коэффициент инфляции (К2), который применяется ежемесячно в течение года в размере одной двенадцатой части коэффициента, рассчитанного от уровня инфляции, принятого федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Формула расчета коэффициента инфляции:

U
К2 = --------- + 1
12 х 100 , где: U - уровень инфляции, в процентах.

С 1 апреля 2000 года данный коэффициент применяется равным 1,015, который рассчитывается следующим образом:

18
К2 = ---------- + 1 = 1,015.
12 х 100

(Основание: статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год").

Зам. начальника
отдела
методологии бухучета
и налогообложения
юридических лиц
Управления
МНС РФ
по Республике Коми
С.А.ДАВЫДЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru