Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 30.06.2000
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 2 И 3 УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА № 357 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ, В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ С.П.ГАНШЕВСКОГО"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 02.08.2000, № 142
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 11.01.2001, № 1, ст. 1506






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2000 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 2 И 3
УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА
№ 357 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ
ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ,
В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ С.П.ГАНШЕВСКОГО

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителей Главы Республики Коми как стороны, принявшей оспариваемый акт, М.А.Логиновой - исполняющей обязанности начальника отдела социального законодательства Государственно - правового управления Главы Республики Коми, О.Г.Кононовой - начальника отдела экономического анализа и прогноза Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми,
руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми и пунктом 3 части 1, частями 2 и 3 статьи 3, статьями 32, 68, 90-93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Указа Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 "О мерах по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению, в период реформирования жилищно - коммунального хозяйства в Республике Коми". Поводом к рассмотрению явилась жалоба С.П.Ганшевского на нарушение конституционных прав граждан положениями вышеозначенного Указа Главы Республики Коми, установившего повышенные тарифы на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые гражданам, имеющим второе и более жилье.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми указанные нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи - докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения представителей стороны, выступление представителя прокуратуры Республики Коми А.М Негуляй - прокурора отдела Прокуратуры Республики Коми по надзору за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов, исследовав имеющиеся в деле документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Указом Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 "О мерах по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению, в период реформирования жилищно - коммунального хозяйства в Республике Коми" (пункт 2) утверждены и введены в действие с 1 января 1998 года повышенные тарифы на жилищно - коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений, имеющих второе и более жилье.
В своем обращении гражданин С.П.Ганшевский оспаривает конституционность утвержденных Указом Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 повышенных тарифов на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые гражданам, имеющим второе и более жилье. Заявитель считает, что этот нормативно - правовой акт нарушает принципы равенства всех перед законом и справедливого распределения социальных благ, а также право граждан на выбор места жительства, то есть не соответствует статьям 17, 28 и 40 Конституции Республики Коми. В обоснование своих доводов С.П.Ганшевский ссылается на то, что одна из имеющихся у него и членов его семьи квартир предоставлена в порядке социальной помощи государства в рамках осуществления программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера, поэтому не должна подпадать под повышенную тарификацию жилищно - коммунальных услуг. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемый им Указ Главы Республики Коми предусматривает оплату жилищно - коммунальных услуг независимо от факта их оказания.
2. В соответствии со статьей 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" жалоба С.П.Ганшевского является допустимой, поскольку оспариваемой в ней нормой затрагиваются конституционные права заявителя, и она была применена правопользователем при взыскании платежей за жилищно - коммунальные услуги с С.П.Ганшевского и членов его семьи. С.П.Ганшевский просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) оплата жилья и коммунальных услуг устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 15 лет. Этапы и порядок такого перехода определены в Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента России от 28 апреля 1997 года № 425, а также в нормативно - правовых актах субъектов Российской Федерации. В Республике Коми такими актами являются Указы Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 и от 10 апреля 1998 года № 145 с последующими изменениями и дополнениями. Перечисленные нормативно - правовые акты имеют своей целью обеспечить такое проведение реформы в жилищно - коммунальной сфере, которое основывалось бы в первую очередь на изменении системы финансирования, то есть явилось бы переходом от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно - коммунальных услуг потребителями при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования качества обслуживания.
Существующая ныне система содержания коммунальной инфраструктуры имеет социально - затратный характер, то есть государство финансирует из бюджетов различных уровней более 50 процентов фактических затрат на ее содержание. В связи с этим вполне обоснованно введение государством мер, направленных на дифференциацию компенсации таких затрат разным категориям граждан в зависимости от степени обеспеченности их жильем и жилищно - коммунальными услугами. В качестве основных критериев для такого разграничения служат социальная норма площади жилья (независимо от количества жилых помещений, занимаемых гражданами) и нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг, превышение которых может повлечь применение повышенных тарифов, но в пределах фактических затрат на содержание жилья и оказание жилищно - коммунальных услуг. Ограничение оспариваемых тарифов именно такими пределами подтвердили в судебном заседании представители Главы Республики Коми М.А.Логинова и О.Г.Кононова. В таком понимании Указ Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 отвечает требованиям социальной справедливости и способствует общественному благосостоянию, поскольку производит дифференциацию социальной помощи в зависимости от степени материальной обеспеченности граждан, на которых распространяется его действие. Так, обладание большей по количеству и размеру жилой площадью и повышенное потребление в связи с этим некоторых жилищно - коммунальных услуг, например, отопления, также являются показателем большей материальной обеспеченности. Сходная правовая позиция, сохраняющая свою силу, была выражена в постановлении Конституционного Суда Республики Коми по делу о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 7 декабря 1998 года № 430 "О дифференцированных тарифах на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению", предусматривающего повышенные тарифы по оплате жилищно - коммунальных услуг гражданами за сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг. Такая оценка оспариваемого нормативного акта соответствует и правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации при рассмотрении конкретного дела. Суть этой позиции заключается в том, что законодатель может проводить дифференциацию прав по социально - оправданным критериям (Определение Конституционного Суда России от 1 апреля 1996 года № 32-0, пункт 2 мотивировочной части). Эта позиция опирается и на общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности, на Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4). В этом смысле оспариваемый указ Главы Республики Коми отвечает требованиям социальной справедливости и способствует общественному благосостоянию, поскольку производит дифференциацию социальной помощи в зависимости от степени материальной обеспеченности граждан, на которых распространяется его действие (обладание большей по размеру жилой площадью, которое может выразиться и в обладании несколькими жилыми помещениями, также является показателем большей материальной обеспеченности). При этом не имеет правового значения, получено ли второе или более жилье в порядке социальной помощи (бесплатно или при минимальном вложении средств получателем), поскольку единственным критерием оказания последующей социальной помощи является недостаточная степень материальной обеспеченности граждан, которым она оказывается.
3. Провозглашенный в статье 17 Конституции Республики Коми принцип равенства перед законом и судом означает, прежде всего, единообразное применение закона и судебной процедуры ко всем гражданам без исключений. Имущественное, должностное, социальное, национальное, религиозное и тому подобное равенство не может создавать привилегий отдельным гражданам или группам граждан для применения или неприменения к ним того или иного закона. Однако это не исключает дифференциацию прав по социально - оправданным критериям, к каким относится рассматриваемый в настоящем деле вопрос о снижении социальной помощи гражданам, имеющим сверхнормативное (по социальным нормам) жилье. Поэтому применительно к настоящему делу нельзя рассматривать этот принцип в отрыве от закрепленного в части первой статьи 18 Конституции Республики Коми положения о том, что перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Указ Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 не нарушает и провозглашенного статьей 28 Конституции Республики Коми права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, поскольку не создает каких-либо препятствий для осуществления такого права. С.П.Ганшевский в своем обращении не указал, в чем, на его взгляд, выражается противоречие между оспариваемым нормативным актом и провозглашенным в статье 28 Конституции Республики Коми правом.
4. Доводы С.П.Ганшевского о том, что оспариваемый Указ Главы Республики Коми предусматривает оплату фактически не представленных коммунальных услуг, не могут быть приняты Конституционным Судом Республики Коми во внимание и приняты к рассмотрению, поскольку сам заявитель не указывает в обращении, в чем выражается подобное действие оспариваемой нормы. В случае несогласия с ее применением к С.П.Ганшевскому и членам его семьи он вправе обжаловать такое применение в суд общей юрисдикции, так как Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (части 2 и 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми").
5. В своем обращении С.П.Ганшевский просит признать неконституционным наряду с пунктом 2 и пункт 3 Указа Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 "О мерах по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению, в период реформирования жилищно - коммунального хозяйства в Республике Коми", в котором дается поручение соответствующему Министерству довести новые тарифы до заинтересованных организаций. Однако содержание оспариваемого пункта носит распорядительно - правовой, а не нормативный характер, поэтому предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Коми быть не может. Дело в этой части подлежит прекращению по причинам, изложенным в пункте 4 настоящего постановления.
На основании изложенного, руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, статьей 63 частями первой, второй, третьей статьи 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 80, 93, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункт 2 Указа Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 "О мерах по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению, в период реформирования жилищно - коммунального хозяйства в Республике Коми" соответствующим Конституции Республики Коми в той мере, какой применение повышенных тарифов на оказание жилищно - коммунальных услуг к гражданам, имеющим второе и более жилье, ограничивается фактическими затратами на производство этих жилищно - коммунальных услуг.
2. Производство по проверке конституционности пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 26 декабря 1997 года № 357 "О мерах по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению, в период реформирования жилищно - коммунального хозяйства в Республике Коми" прекратить за неподведомственностью разрешения вопроса Конституционным Судом Республики Коми.
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Постановление Конституционного Суда Республики Коми подлежит незамедлительному опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru