<ПИСЬМО> Минфина РК от 13.06.2000 № 14-12/4812
"О ПРАВИЛАХ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО СЕГМЕНТАМ (ПБУ 12/2000) В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2000 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПИСЬМО
от 13 июня 2000 г. № 14-12/4812
О ПРАВИЛАХ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
ПО СЕГМЕНТАМ (ПБУ 12/2000) В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ЗА 2000 ГОД
Сообщается, что приказом Минфина России от 27.01.2000 г. № 11н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000.
Принятое Положение устанавливает порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации о различных сегментах ее деятельности.
Согласно пункту 5 ПБУ 12/2000 информацией о сегменте является информация об условиях ведения определенного вида деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, отличных от условий, в которых организация осуществляет иные виды деятельности. Т.о., в бухгалтерской отчетности за 2000 г. информация о деятельности организации должна быть представлена детализировано.
Целью применения Положения является обеспечение заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли (пункт 4).
ПБУ применяется в двух случаях: при составлении сводной бухгалтерской отчетности организацией, имеющей дочерние и зависимые общества; при составлении сводной бухгалтерской отчетности объединением юридических лиц (пункт 1).
Новое ПБУ используют только организации, деятельность которых предполагает несколько видов получения доходов или осуществляется в разных географических регионах при условии, что эти организации отвечают требованиям, установленным пунктом 1.
Сегменты, о которых необходимо представлять информацию в бухгалтерской отчетности, бывают двух видов: операционный и географический (пункт 5).
Информация по операционному сегменту - это информация, раскрывающая существенные аспекты деятельности организации по производству разных видов продукции, о затратах, осуществленных для производства и реализации этой продукции, о разных видах получения доходов.
Информация по географическому сегменту - это информация, раскрывающая существенные аспекты деятельности организации в определенном географическом регионе: величина выручки от продаж, полученной в данном регионе, и величина активов организации, находящихся в данном регионе.
Сегмент, информация по которому является наиболее существенной и, соответственно, подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, называется отчетным сегментом.
Порядок выделения информации по отчетным сегментам изложен в разделе II.
Тип отчетного сегмента устанавливается исходя из типа организационно - управленческой структуры организации.
Пример 1.
Организация А занимается производством и реализацией кондитерских изделий. В подчинении у нее имеются три обособленных структурных подразделения, каждое из которых занимается производством и сбытом продукции в своем регионе.
В данном случае отчетным сегментом для организации является географический сегмент, поскольку общая величина выручки от реализации состоит из суммы выручки расположенных по территориальному признаку подразделений организации; активы организации также распределены по территориальному признаку.
Информация по географическому сегменту может выделяться двумя способами: по месту расположения активов и по месту расположения рынков сбыта. Способ, который будет применяться организацией при подготовке бухгалтерской отчетности, определяется ею самостоятельно в зависимости от организационной структуры и системы учета и отчетности.
Пример 2.
Организация В осуществляет несколько видов деятельности. В состав ее входят: несколько организаций, осуществляющих производство экспортируемой продукции; организация, осуществляющая торговую деятельность, в т.ч. по импорту и экспорту товаров; организация, осуществляющая комиссионную деятельность, в т.ч. по экспорту товаров.
В данном случае отчетным сегментом для организации является операционный сегмент, поскольку ее выручка состоит из следующих операционных составляющих: выручки от продажи экспортируемой продукции, выручки от продажи товаров, выручки от оказания услуг по договорам комиссии.
Информация по отдельному операционному сегменту раскрывается в отчетности исходя из того, что товары и услуги, информация по которым включается в сегмент, имеют однородный характер, сходные условия производства и продаж.
Согласно пункту 9 ПБУ сегмент считается отчетным при выполнении одного из следующих условий:
- выручка от продаж по данному сегменту составляет не менее 10% общей суммы выручки, полученной организацией в отчетном периоде;
- финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% финансового результата отчетного года;
- активы сегмента составляют не менее 10% величины активов организации.
В соответствии с пунктом 10 на отчетные сегменты, информация о которых представлена в бухгалтерской отчетности, должно приходиться не менее 75% выручки организации, полученной в отчетном периоде. Если это правило не выполняется, организация должна выделить дополнительные отчетные сегменты, даже когда их показатели менее существенны, чем это предусмотрено пунктом 9.
Порядок формирования показателей отчетного сегмента установлен в разделе III. При формировании показателей необходимо учитывать, что:
во-первых, в составе активов и обязательств, доходов и расходов отчетного сегмента показывают только данные, непосредственно относящиеся к отчетному сегменту либо относящиеся к нему путем обоснованного распределения;
во-вторых, способ распределения между отчетными сегментами активов, обязательств, доходов, расходов, относящихся к двум и более отчетным сегментам, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее деятельности. Активы, используемые в двух и более отчетных сегментах, распределяются между ними в случае, если между этими сегментами пропорционально распределяются доходы и расходы;
в-третьих, при формировании информации об операциях с другими сегментами выручка от подобных операций должна быть оценена исходя из фактически применяемых организацией цен;
в-четвертых, в составе расходов сегмента не показывают общехозяйственные и иные расходы, относящиеся к организации в целом;
в-пятых, в обязательства отчетного сегмента не включают задолженность по налогу на прибыль.
В соответствии с ПБУ в зависимости от источников рисков и прибылей организации информация по отчетным сегментам должна подразделяться на первичную и вторичную. В первую очередь это требование относится к организациям, деятельность которых можно сегментировать как по операционному, так и по географическому признакам. Состав первичной и вторичной информации представлен в пунктах 21-23.
В бухгалтерской отчетности информация о сегментах подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету организации. Целесообразно также раскрывать метод, при помощи которого в отчетности была представлена информация о сегментах.
ПБУ вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.
Главный бухгалтер -
эксперт по хозорганам
Министерства
финансов
Республики Коми
Г.И.ГРИНЯЕВА