Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Бычков, "Все для Вас", № 22, 2000 г.)]
"ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ФИЛИАЛАМИ И ИНЫМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 07.06.2000, № 22






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О НАЛОГАХ И СБОРАХ ФИЛИАЛАМИ И ИНЫМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) филиалы и другие обособленные структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, признавались самостоятельными налогоплательщиками в соответствии с отдельными положениями законов об отдельных налогах, тогда как обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, хотя и не признавались налогоплательщиками, должны были перечислять отдельные налоги в бюджеты по месту их нахождения (п. 1 "б" и п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; абз. 2 ст. 7 Закона РФ от 13.12.91 г. "О налоге на имущество предприятий").
На сегодняшний день вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, призванная заменить собой законы об отдельных видах налогов, пока существует только в проекте, представленном Правительством Российской Федерации для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, поэтому до ее введения действует порядок, установленный статьей 9 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.99 г. № 155-ФЗ), в соответствии с которым признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов также в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
Внесенные в Кодекс изменения позволили снять имевшиеся противоречия между нормами Федерального закона от 31.07.98 г. № 146-ФЗ и ст. 9 Федерального закона от 31.07.98 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", когда на обособленные подразделения была возложена обязанность по уплате налогов без их включения в состав налогоплательщиков. Ранее этому же способствовали разъяснения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.03.99 г. № ВГ-6-18/151а, согласно которым до введения в действие части второй Кодекса, порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливается Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в части перечня уплачиваемых налогов) и законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. Обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), в соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, должны представлять в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность). Кроме того, они выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.
По предприятиям, в состав которых входят территориальные обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, поступающей в доходы бюджетов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (абз. 2 п. 3 ст. 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где они расположены.
Порядок уплаты налога на имущество организаций определен Законом РФ "О налоге на имущество предприятий" и применяется в части, не противоречащей НК РФ. Статьей 2 данного Закона установлено, что налогом облагается имущество, находящееся на балансе плательщика (организации). Поэтому неотражение имущества, подлежащего налогообложению, в бухгалтерской отчетности структурного подразделения по месту фактического нахождения указанного имущества не освобождает налогоплательщика от уплаты налога по месту фактического нахождения имущества в порядке, установленном Законом "О налоге на имущество предприятий".
В соответствии с п. 25 Инструкции Госналогслужбы России от 17 апреля 1995 г. № 29 "По применению Закона РФ "О плате за землю" централизованно представляют расчеты налоговым органам отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы.
Подоходный налог с физических лиц определяется согласно ст. 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (в ред. Федерального закона РФ от 31.12.97 г. № 159-ФЗ). Он перечисляется в бюджет предприятиями, в том числе филиалами и другими обособленными подразделениями предприятий, имеющих отдельный баланс и расчетный счет, являющихся источниками выплаты дохода физическим лицам. Перечисление налога осуществляется ими в бюджеты по месту постановки на налоговый учет в налоговых органах по месту их нахождения. Статья 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предусматривает особый порядок уплаты подоходного налога, удержанного головной организацией с заработной платы работников филиалов и других обособленных подразделений, не имеющих счетов в банках. Перечисление налога за них осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда их работников.
В отношении уплаты налога на добавленную стоимость пока полностью сохранен старый порядок, действовавший согласно Закону РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость": плательщиками НДС являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).
В соответствии с Положением "О порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 4 декабря 1998 г. № 1-13/99 (в ред. Постановления Госсовета РК от 23.06.99 г. № II-2/68), организации, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, представляют расчеты по единому налогу в налоговые органы по месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений. В случае осуществления деятельности на территории нескольких районов и городов Республики Коми уплата единого налога производится в бюджет и внебюджетные фонды по месту осуществления деятельности через учреждения банков.
Изменениями и дополнениями, внесенными в Кодекс, для целей налогообложения введено понятие обособленного структурного подразделения. Организация, имеющая территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (созданные на срок более одного месяца), даже если оборудовано только одно место, обязана встать на налоговый учет в течение одного месяца после создания. Заявление о постановке на учет должно быть подано вне зависимости от факта отражения таких подразделений в уставных документах организации. Кроме того, исходя из требований ст. 83 Кодекса, организация обязана встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, в течение 30 дней после регистрации такого имущества. При возникновении затруднений с определением места постановки на учет право определения такого места (на основе представленных налогоплательщиком сведений) предоставлено налоговым органам.
Кодексом для налогоплательщика установлена обязанность представления в каждую налоговую инспекцию по каждому месту учета налоговых деклараций (расчетов) по всем видам налогов, включая местные.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок организацией в связи с деятельностью ее филиалов и иных структурных подразделений, налоговый орган по месту нахождения филиала и иного структурного подразделения вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (как счетах головной организации, так и соответствующих счетах филиала или иного структурного подразделения) в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика (как переданного головной организацией своему филиалу или иному структурному подразделению, так и за счет имущества головной организации) в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
По результатам налоговой проверки налогоплательщика в связи с деятельностью его структурного подразделения все меры по взысканию задолженности применяются налоговым органом по месту нахождения структурного подразделения, проводившим проверку налогоплательщика в связи с деятельностью этого структурного подразделения и вынесшим соответствующее решение по материалам проверки. Этот же налоговый орган в случае установления налогового правонарушения привлекает к налоговой ответственности налогоплательщика, предлагает ему перечислить в срок, установленный в требовании суммы налоговых санкций, неуплаченных (не полностью уплаченных налогов), пени за несвоевременную уплату налога.
Учитывая, что обеспечение для налогоплательщика (плательщика сбора) либо налогового агента надлежащего взаимодействия с налоговыми органами по каждому месту постановки на учет представляет определенную сложность в силу жесткой регламентации сроков постановки на учет, представления сведений, получения запросов, извещений и требований налоговых органов, получения актов проверок, Кодекс предусмотрел возможность указанным лицам при исполнении своих обязанностей по уплате налога (сбора) представлять свои интересы перед налоговыми органами по месту нахождения каждого своего структурного подразделения или месту постановки на учет через представителей. Представляется нелишним посоветовать налогоплательщикам максимально использовать это право в целях оперативности решения вопросов с налоговыми органами и избежания совершения налогового правонарушения, связанного с нарушением сроков, установленных Кодексом.
Полномочия представителя налогоплательщика могут быть как основаны на законе или учредительных документах (ст. 27 Кодекса), так и подтверждаться нотариально удостоверенной доверенностью, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 29 Кодекса).

Зам. начальника
отдела
правового обеспечения и
взаимодействия с
правоохранительными
органами
Управления
МНС РФ
по Республике Коми
В.Б.БЫЧКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru