Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 22.05.2000 № 3-14-2000
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ 4 ПУНКТА 6 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ № 377 ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА, С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ УКАЗА И ЕГО ИЗДАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2000 г. № 3-14-2000

Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Аграновича М.Г.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 мая 2000 года дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Валас" о признании недействительными и не подлежащими применению абзаца 3 подпункта "А" пункта 2 и части 4 пункта 6 Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 377 от 21 сентября 1999 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Валас" обратилось в суд с жалобой о признании недействительными и не подлежащими применению абзаца 3 подпункта "А" пункта 2 и части 4 пункта 6 Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 377 от 21 сентября 1999 года, поскольку введенные этим республиканским правовым нормативным актом дополнительные по сравнению с федеральным законодательством ограничения по лицензированию продажи алкогольной продукции нарушают их права предпринимателей и ведут к увеличению непроизводственных расходов предприятия в виде оплаты лицензионного сбора за получение лицензии не на конкретный вид деятельности, а на деятельность каждого обособленного торгового предприятия, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "Валас" настаивали на удовлетворении заявленных требований и дали объяснения, соответствующие тексту жалобы и тексту пояснения к жалобе.
Представитель Главы Республики Коми требования, указанные в жалобе, не признал, полагая, что обжалуемый правовой акт соответствует федеральному закону.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению в части.
Заявителем обжалуется часть 4 пункта 6 указанного выше Положения, в которой предусматривается, что в случае, если лицензионный вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензия должна быть выдана на каждый объект с указанием его местонахождения.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 ст. 18 Закона Российской Федерации № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежит розничная продажа алкогольной продукции как вид деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В ст. 7 Закона Российской Федерации № 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливается порядок выдачи лицензии только на каждый отдельный лицензируемый вид деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей, что дает лицензиату право осуществления пролицензированного вида деятельности на всей территории юрисдикции лицензирующего органа.
Приведенные федеральные законы устанавливают лишь предметный и территориальный предел действия лицензии - это определенный вид деятельности в границах определенной территории. Каких-либо иных границ действия лицензии федеральное законодательство не содержит.
Обжалуемый республиканский нормативный акт устанавливает не предусмотренный в российском законе предел действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в рамках отдельно обособленной торговой точки соискателя лицензии, что нельзя признать законным, поэтому требование заявителя в этой части подлежит удовлетворению.
Заявителем обжалуется также абзац 3 подпункта "А" пункта 2 приведенного Положения, который обязывает соискателя лицензии указывать в заявлении о выдаче лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией перечень территориально обособленных объектов, на которых будет осуществляться заявленный вид деятельности, с указанием места расположения стационарных торговых помещений.
Суд находит данное требование не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации № 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" одной из задач лицензирования является защита прав граждан и их законных интересов, нравственности и здоровья.
В связи с этим, в ст. 9 этого же Закона предусмотрено, что в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Под значением объекта закон понимает здания, сооружения, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности. Такой перечень дополнительных лицензионных требований устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Специальный порядок розничной продажи алкогольной продукции установлен ст. 16 Закона Российской Федерации № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. Данный Закон запрещает розничную продажу алкогольной продукции в детских, лечебных, культовых, лечебно - профилактических учреждениях, в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.
При решении вопроса о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции все перечисленные выше условия подлежат проверке соответствия их требованиям закона, и в случае выявления такого несоответствия розничная продажа алкогольной продукции не может быть разрешена, поэтому Положение о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми правомерно устанавливает обязанность соискателя лицензии предоставлять сведения об обособленных объектах, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, с указанием их адреса расположения.
Все это не ограничивает право соискателя лицензии осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории субъекта Российской Федерации с соблюдением условий полученной лицензии.
Настаивая на удовлетворении требований, представители общества "Валас" сослались на нормы ст. 19 Закона Российской Федерации № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые устанавливают перечень предоставляемых лицензирующему органу сведений для получения лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции и запрещают требовать от организаций документов, не предусмотренных статьей Закона.
Однако часть 6 пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации № 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" не ограничивает лицензирующий орган в праве требовать дополнительных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Поскольку оба указанных Закона равны по значимости, а последний из них более поздней даты издания, поэтому он и имеет в оспариваемой части высшую юридическую силу перед ранее изданным Законом.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что обжалуемый нормативный акт не противоречит федеральному законодательству и принят Главой Республики Коми в пределах его компетенции.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Валас" г. Сыктывкар Республика Коми удовлетворить частично и признать недействительной часть 4 пункта 6 Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 377 от 21 сентября 1999 года, с момента принятия Указа и его издания.
В удовлетворении остальной части жалобы Обществу с ограниченной ответственностью "Валас" отказать.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок.

Председательствующий
М.Г.АГРАНОВИЧ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru