Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Балиенков, "Все для Вас", № 15, 2000 г.)]
"НОВЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 19.04.2000, № 15






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НОВЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И
ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

Это единственная отрасль народного хозяйства, в которой применялся особый порядок определения облагаемого оборота при исчислении налога на добавленную стоимость.
До введения в действие Федерального закона от 2 января текущего года № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" организации розничной торговли и общественного питания включали в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, только суммы реализованных торговых наценок и надбавок. Суммы этого налога, уплаченные поставщикам товаров, учитывались в стоимости приобретенных товаров и к зачету либо возмещению из бюджета не предъявлялись.
С введением в действие данного Закона эти организации определяют оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, в том же порядке, что и организации оптовой торговли. То есть налогооблагаемым оборотом будет являться не сумма реализованных торговых наценок и надбавок, а стоимость реализуемых товаров в виде выручки, полученной от покупателей, исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, уплаченная поставщикам товаров, в стоимость товара не включается, а учитывается согласно счетам - фактурам на счете бухгалтерского учета 19 и подлежит зачету либо возмещению из бюджета.
При закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемым налогом оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без налога на добавленную стоимость. Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 1 и 23) гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Так как физические лица и индивидуальные предприниматели по Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не являются плательщиками НДС, и с учетом ст. 11 части первой Налогового кодекса РФ применение положений Федерального закона от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 1, п. 2, абзац 7) и разъяснений МНС РФ от 03.02.2000 г. № ВГ-6-03/99, доведенных налоговым инспекциям письмом от 09.02.2000 г. № 03-02 (п. 2), в отношении индивидуальных предпринимателей не противоречит действующему налоговому законодательству.
Указанная норма применяется всеми налогоплательщиками, включая заготовительные, оптовые, снабженческо - сбытовые, розничные предприятия, предприятия общественного питания и др. при реализации продукции, закупленной как у физических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей.
Аналогичный порядок определения облагаемого оборота применяется налогоплательщиками при реализации результатов переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, произведенной как собственными силами, так и на производственной базе других предприятий на давальческой основе.
При дальнейшей реализации указанной продукции (или результатов ее переработки) суммы налога на добавленную стоимость определяются в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этой продукции, уменьшенной на стоимость ее приобретения, и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Заготовительные, снабженческо - сбытовые, оптовые и другие предприятия, одновременно реализующие сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие или результаты их переработки (в т.ч. на давальческой основе), закупленные у юридических лиц, должны вести раздельный учет покупной стоимости такой продукции, сырья и продовольствия, а также оборотов по их реализации. При отсутствии раздельного учета облагаемый оборот определяется на основе полной стоимости реализуемой продукции или результатов ее переработки без включения налога на добавленную стоимость, т.е. в общеустановленном порядке без определения разницы в ценах.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 1 Федерального закона сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, оказывающими посреднические услуги по реализации товаров физических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договоров комиссии (поручения) и реализующими принятые на комиссию товары по договору розничной купли - продажи, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости оказанных услуг (суммы дохода, полученного в виде наценок, надбавок, вознаграждений, сборов),и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства этих услуг.
Телеграммой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31 января 2000 года № ВГ-6-03/80 сообщено: Федеральный закон от 2 января этого года № 36-ФЗ вступает в силу с 1 января 2000 года за исключением положений, для которых статьей 2 данного Закона установлены иные сроки вступления в силу. Соответственно, начиная с оборотов за январь 2000 года организации розничной торговли и общественного питания предъявляют к возмещению (зачету) суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным после 1 января 2000 года для продажи и изготовления продукции собственного производства по мере оплаты таких товаров и принятия их к учету при наличии счетов - фактур поставщиков. По остаткам товаров, числящимся по состоянию на 1 января текущего года, применяется порядок исчисления налога на добавленную стоимость, действовавший до вступления в силу вышеназванного Федерального закона. При предоставлении расчетов (налоговых деклараций) по налогу на добавленную стоимость за январь налогоплательщики обязаны сообщить налоговым органам о стоимости таких остатков по состоянию на 1 января 2000 года, сгруппированных по примененным ставкам налога на добавленную стоимость.
С учетом особенностей бухгалтерского учета организациям розничной торговли исчисление налога на добавленную стоимость рекомендовано производить в следующем порядке.
1. Налогообложение НДС остатков товаров, оцениваемых в продажных ценах по состоянию на 01.02.2000 г., в январе необходимо осуществлять в порядке, действовавшем до 01.01.2000 г. В этих целях на основе таких остатков в качестве товарооборота, исключаемого из общей суммы товарооборота за январь, составляется отдельный расчет реализованной торговой надбавки, от которой исчисляется НДС по ставке 16,67% и отражается по кредиту 68.
НДС "к зачету" в этом случае, отражаемый по дебету счета 68, определяется исходя из суммы налога по материальным ресурсам, списываемым им в установленном порядке на издержки обращения, приобретенным до 01.01.2000 г. и оплачиваемым поставщикам в 2000 году.
2. Налогообложение НДС оставшейся после исключения остатков товаров на 01.01.2000 г. части общего товарооборота за январь производится в порядке, установленном Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ. То есть на основе этой части товарооборота, за вычетом из нее НДС, составляется также отдельный расчет реализованной торговой надбавки, включаемой в общий финансовый результат организации за январь месяц, а сумма НДС отражается по кредиту счета 68.
НДС "к зачету" по дебету счета 68 в этом случае принимается по товарам на основе полученных от поставщиков счетов - фактур, приобретенным и оплаченным после 01.01.2000 г., и материальным ресурсам, также приобретенным и оплаченным после 01.01.2000 г. и относимым в установленном порядке на издержки обращения.
Если у организации розничной торговли остатки товаров на 01.01.2000 г. превысят фактический объем товарооборота в январе, то налогообложение их налогом на добавленную стоимость за январь будет осуществляться только в порядке, предусмотренном пунктом 1 данного порядка.
В части превышения остатка товаров на 01.01.2000 г. над товарооборотом в январе налогообложение их НДС за февраль должно производиться с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 1 и 2 данного порядка.
В дополнение к вышеназванной телеграмме Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации телеграммой от 11 февраля 2000 года № ВГ-8-03/814 сообщило, что с 1 января 2000 года при реализации предприятиями общественного питания покупных товаров без их переработки облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. Исчисление налога на добавленную стоимость производится по соответствующим ставкам в размере 10 и 20 процентов к облагаемому обороту.
При реализации указанными предприятиями продукции собственного производства облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемой продукции с применением ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.
По остаткам покупных товаров, числящимся у предприятий общественного питания по состоянию на 1 января 2000 г. и реализуемым без их переработки, применяется порядок исчисления налога на добавленную стоимость, действовавший до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Начиная с оборотов за январь 2000 г. организации общественного питания предъявляют к возмещению (зачету) суммы налога на добавленную стоимость по товарам, поступившим (принятым к учету) после 1 января 2000 г., по мере оплаты таких товаров и при наличии счетов - фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
Суммы налога на добавленную стоимость по товарам, числящимся в остатках по состоянию на 1 января 2000 года, используемым при изготовлении продукции собственного производства, к возмещению (зачету) не принимаются и учитываются в составе затрат по ее изготовлению.

Начальник
отдела КМР
по косвенным налогам
Управления
МНС РФ
по Республике Коми,
советник
налоговой службы
1 ранга
В.БАЛИЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru