Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 14.03.2000
"СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

В соответствии с п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Осуществление разнообразных обеспечительных мероприятий преследует своей целью стимулирование должника к полному и неуклонному исполнению налоговых обязательств, а также предотвращение либо уменьшение неблагоприятных последствий, которые могут быть вызваны их нарушением.
Перечень обеспечительных мероприятий, предусмотренных в п. 1 ст. 72 НК РФ, носит исчерпывающий характер. Вследствие этого не могут быть использованы любые другие способы, не указанные в п. 1 ст. 72 НК РФ.

Залог имущества (ст. 73)

Залог имущества в качестве меры обеспечения обязанности по уплате налогов (сборов) может применяться только при изменении сроков исполнения обязанности по уплате этих налогов (сборов) (глава 9 НК). Сущность залога как одного из способов обеспечения налоговых обязательств состоит в том, что при неисполнении налогоплательщиком, плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога, сбора и пени налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества.
Из п. 7 ст. 73 НК РФ следует, что к отношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Залог имущества оформляется договором между налоговым органом (залогодержателем) и залогодателем. В качестве залогодателя могут выступать налогоплательщики, иные обязанные лица (прежде всего, налоговые агенты), плательщики сборов, а также любые третьи лица.
Предметом залога может быть любое имущество, в отношении которого допускается залог по гражданскому законодательству. Предметом залога не могут быть денежные средства, выраженные в российской валюте. Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что исходя из природы денежных средств они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей. (Информационное письмо ВАС РФ от 15.01.98 № 26). В соответствии с п. 4 ст. 73 НК РФ не допускается передача в залог имущества или имущественных прав, уже переданных ранее в залог по другому договору.
Обращение взыскания на заложенное имущество и реализация предмета залога осуществляется в соответствии с положениями ст. ст. 348-350 ГК РФ.
Реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством путем его продажи с публичных торгов, если иное не предусмотрено законом.

Поручительство (ст. 74)

Как и залог, поручительство для обеспечения обязанности по уплате налогов (сборов) может применяться только при изменении сроков уплаты налогов (сборов).
Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. Поручителями могут быть как организации, так и физические лица. При этом в отношении одной обязанности по уплате налога (сбора) допускается одновременное участие нескольких поручителей.
К правоотношениям, вытекающим из поручительства как меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), применяются положения гражданского законодательства.
В силу поручительства поручитель обязуется перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не погасит в установленные сроки свою задолженность.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. Это означает, что, если в установленный срок сумма налога (сбора) и соответствующих пеней не будет перечислена в бюджет, налоговый орган вправе предъявить требование по уплате указанной суммы непосредственно поручителю, минуя должника.
При исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика (плательщика сбора) уплаченные им суммы, а также проценты по этим суммам возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением налогового обязательства.

Пеня (ст. 75)

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ уплата пени является одним из способов обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. Обеспечительная функция пеней состоит в том, что, с одной стороны, обязанность уплачивать пени, тем самым нести дополнительные расходы, стимулирует должника к надлежащему исполнению возложенного на него обязательства, с другой - уплата пени позволяет государству компенсировать в определенной степени те убытки, которые им понесены в результате нарушения сроков уплаты налогов или сборов.
Обязанность по уплате пени появляется в случае уплаты налогоплательщиком сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Необходимо отметить, что обязанность по уплате пени Налоговый кодекс возлагает на строго определенных в нем лиц - налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента.
Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 Налогового кодекса. При этом принудительное взыскание пени с юридических лиц производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика
или налогового агента в банке (ст. 76)

Исполнение налогового обязательства может быть обеспечено путем приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, что означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Прекращение расходных операций не распространяется лишь на те платежи, очередность исполнения которых согласно гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по перечислению налогов и сборов.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиками налоговых деклараций.
Решение о приостановлении операций по счету подлежит безусловному исполнению банком. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Необходимо отметить, что положения ст. 76 Кодекса применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банке налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.

Арест имущества (ст. 77)

Арест имущества в качестве обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действием налогового органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налогового органа достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Степень ограничения прав может быть различной. В зависимости от этого Кодекс предусматривает два вида ареста - полный и частичный. В первом случае запрещается распоряжаться имуществом, подвергшимся аресту, а владение и пользование им осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Во втором случае все правомочия собственника имущества (владение, пользование и распоряжение) осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Кодекс достаточно подробно регулирует процедуру ареста имущества налогоплательщиков. При этом отсутствие хотя бы одного из оснований для наложения ареста на имущество или нарушение порядка его применения влечет возникновение у налогоплательщика права на обжалование действий налогового органа по мотиву их незаконности.
Данные правила распространяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.

Зам. начальника
отдела
правового обеспечения
и взаимодействия
с правоохранительными
органами
В.И.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru