Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 02.03.2000 № 7-4-00
"О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СООТВЕТСТВИЕМ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗА 1999 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 2 марта 2000 г. № 7-4-00

О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СООТВЕТСТВИЕМ
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
ЗА 1999 ГОД

Прокурорам
городов, районов и
спецпрокуратур
Республики Коми

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что органами прокуратуры Республики Коми в течение 1999 года постоянно уделялось серьезное внимание организации работы по надзору за законностью правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти республики и местного самоуправления.
В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 года № 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.07.97 № 42 "Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов" прокуратурой РК налажена необходимая система осуществления прокурорского надзора на этом важнейшем направлении, возросла его эффективность и наступательность.
В процессе осуществления надзора за законностью правовых актов прокуратура Республики Коми периодически сталкивается с различного рода проблемами, связанными, прежде всего, с коллизиями в законодательстве, подавляющее большинство из которых решается на месте.
В целях предупреждения принятия законов и иных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, прокуратурой республики установлено необходимое взаимодействие с Государственным Советом и Главой Республики Коми, органами местного самоуправления, позволяющее обеспечить регулярное участие прокуратуры в правотворческом процессе. Прокурор РК или его представитель в необходимых случаях принимает участие в заседаниях различных комитетов и комиссий Госсовета и Главы РК по обсуждению проектов правовых актов. Только в истекшем 1999 году было изучено и подготовлено более 80 заключений по наиболее значимым проектам правовых актов органов государственной власти РК, в том числе - 12 по проектам федеральных законов.
В результате проведенных проверок за указанный период было выявлено 18 противоречащих федеральному законодательству правовых актов Республики Коми, из них 6 республиканских законов, постановлений Госсовета РК и 12 указов, распоряжений Главы Республики Коми.
Для устранения нарушений законности прокурором РК были приняты необходимые меры прокурорского реагирования.
Всего в адрес Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми в 1999 году на незаконные правовые акты было внесено 7 представлений и принесено 4 протеста. Кроме того, по ряду нормативных актов представительные и исполнительные органы власти республики были проинформированы о необходимости приведения их в соответствие с федеральным законом.
Так, в ходе проверки законодательства, направленного на рациональное использование, охрану и воспроизводство лесов, был выявлен ряд распоряжений Главы Республики Коми, предусматривающих изъятие и перевод земель в лесах первой группы для нужд строительства и других целей с правом рубки леса, отдельные пункты которых противоречат требованиям действующего законодательства.
При этом, изъятие конкретного участка земель в лесах I группы осуществляется исключительно при наличии решения Правительства РФ.
На основании вышеизложенного прокурором Республики Коми для устранения указанных нарушений 18 мая 1999 года была направлена информация Главе Республики Коми.
Проверкой состояния законности, сложившейся в сфере правоотношений, регулирующих формирование и использование средств внебюджетных экологических фондов, было установлено, что отдельные нормы Положения о государственном экологическом фонде РК, утвержденного постановлением Госсовета РК № 1-6/17 от 14.03.96, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Подпунктами 15, 16 пункта 9 раздела 4 вышеуказанного Положения предусмотрено использование средств фонда на премирование трудовых коллективов, сотрудников природоохранных органов и граждан, добившихся существенных результатов в природоохранной деятельности, финансирование социальных программ органов охраны природы не более 5 процентов от средств фонда и участие в содержании Департамента по охране окружающей среды Республики Коми и развитии его материально - технической базы - до 20 процентов.
Согласно пп. 4 и 5 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства экологических Фондов расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведения мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.
Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.
Данная норма не предусматривает возможности использования средств Фонда на расходы, связанные с функциональной деятельностью органов по охране окружающей природной среды.
Статьей 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления" также установлено, что средства внебюджетных фондов изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.
26 мая 1997 года Постановлением Правительства РФ № 643 утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, одним из территориальных органов которого является Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми (Положение о Департаменте утверждено председателем Государственного комитета РФ по охране окружающей среды 17.09.97 и заместителем Главы РК Бибиковым В.С. 29.08.97).
В соответствии с п. 15 Положения финансирование расходов на содержание территориальных органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством. Средства внебюджетного государственного экологического фонда к числу таких источников не относятся.
На основании разъяснений, полученных в информационном письме "О некоторых вопросах осуществления надзора за исполнением законодательства о формировании и использовании средств экологических Фондов" № 7/4-1-2022-98 от 08.02.99, прокуратурой Республики Коми 2 апреля 1999 года в адрес Государственного Совета Республики Коми внесен протест об исключении вышеприведенных подпунктов из Положения о внебюджетном государственном экологическом фонде Республики Коми, как противоречащих пп. 4 и 5 ст. 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Протест прокурора республики отклонен, по мнению председателя Государственного Совета РК, в связи с "ограничительным толкованием ч. 4 ст. 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", о чем 17.05.99 за № 7-20 была направлена информация в Генеральную прокуратуру РФ.
В связи с противоречием федеральному законодательству отдельных положений Законов РК "О бюджете территориального дорожного фонда РК на 1997 год", "Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда РК за 1997 год", Указов Главы РК от 19.12.96 № 333 "О привлечении дополнительных источников финансирования жилищного строительства для социально незащищенных слоев населения" и от 26.03.97 № 73 "О порядке направления и использования средств, привлеченных за счет дополнительных источников, на жилищное строительство и приобретение жилья для социально незащищенных слоев населения", в части незаконного направления средств территориального дорожного фонда на жилищное строительство для социально незащищенных слоев населения, прокурором Республики Коми были подготовлены заявления в Верховный суд РК о признании таковых недействительными.
Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П и неподсудностью Верховному суду РК вопросов по рассмотрению дел о соответствии Конституции РФ и федеральному законодательству нормативно - правовых актов Республики Коми прокурором республики вышеназванные заявления в суд не направлялись, о чем своевременно была информирована Генеральная прокуратура РФ.
Кроме того, прокурором РК в 1999 г. в Государственный Совет РК были внесены представления о приведении в соответствие с федеральным законодательством Законов РК "О республиканском бюджете Республики Коми на 1999 год", "О порядке предоставления льгот по оплате госпошлины", а также опротестованы Указы Главы РК от 31.01.96 № 22 "О мерах по реализации в Республике Коми взаимозачетов с использованием переводных векселей АО "Коминефтепродукт", от 11.01.96 № 12 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Коми", от 27.04.99 № 149 "О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы РК", от 21.07.99 № 285 "О введении маркировки контрольным знаком пива, соков, безалкогольных напитков, чая, кофе и табачных изделий" и распоряжения от 20.02.97 № 134/1-р (с дополнениями от 21.09.98) "Об утверждении Положения о порядке выпуска и обращения векселей Министерства финансов Республики Коми" от 22 июля 1999 г. № 891-р.
Так, ст. 4 Закона РК "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" было предоставлено право представительным органам муниципальных образований передавать полномочия по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины.
Вместе с тем, согласно ст. 5 Федерального закона "О государственной пошлине" льготы по уплате госпошлины могут быть предоставлены только законодательными (представительными) органами субъектов РФ или представительными органами самоуправления, но не органами исполнительной власти муниципальных образований.
В нарушение федерального законодательства ст. 51 Закона РК "О республиканском бюджете Республики Коми на 1999 год" было установлено, что обращение взыскания на бюджетные средства органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления по исполнительным листам судебных органов производится исключительно в пределах целевых назначений, предусмотренных соответствующими бюджетами по функциональной и экономической классификации расходов бюджетов.
Однако Федеральным законом "Об исполнительном производстве" определен иной порядок обращения взимания на имущество должника - организации, согласно ст. 57 которого взимание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных учреждениях, независимо от их целевого назначения.
Все представления, протесты прокуратуры РК были поставлены на контроль и рассмотрены Государственным Советом и Главой РК в установленные законом сроки.
Например, замечания прокурора были учтены при принятии Закона РК "О республиканском бюджете РК на 2000 год", а именно, в отличие от 1999 года, в настоящем году все административные штрафы за нарушение правил дорожного движения полностью направляются в местные бюджеты муниципальных образований. Также, в соответствии с требованием федерального законодательства Главой Республики Коми была отменена обязательная маркировка контрольным знаком пива, соков, безалкогольных напитков, чая, кофе и табачных изделий, которая была ранее установлена Указом Главы РК от 21 июля 1999 г. № 285.
В прошедшем году было обеспечено участие прокуратуры во всех судебных заседаниях при рассмотрении заявлений о соответствии тех или иных правовых актов республиканских и местных органов власти Конституции Республики Коми.
Информация о состоянии надзора за соответствием нормативно - правовых актов органов государственной власти Республики Коми каждые полгода и ежегодно направляется в Генеральную прокуратуру РФ и Полномочному Представителю Президента РФ в Республике Коми.
Анализируя работу гор(рай)прокуратур РК необходимо отметить, что прокурорами городов и районов в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ № 30 от 22.05.96 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" постоянно осуществляется надзор за законностью правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления.
По результатам проведенных проверок по данной отрасли надзора органами прокуратуры РК принимаются соответствующие меры реагирования, т.е. на не соответствующие законодательству правовые акты приносятся протесты, вносятся представления об устранении нарушений законодательства и направляется необходимая информация в органы местного самоуправления, принимающие эти акты, в том числе своевременно направляются исковые заявления в суды о признании таких актов недействительными.
Всего в 1999 году прокурорами городов и районов республики было выявлено 545 незаконных правовых актов глав администраций и представительных органов местного самоуправления, на которые было принесено 436 протестов, внесено 49 представлений, направлено 36 заявлений в суд о признании таковых недействительными.
Как и прежде, наиболее характерными примерами несоответствия законодательству принимаемых правовых актов органов местного самоуправления являются нарушения трудового, жилищного, земельного, налогового, административного, а также законодательства в сфере экономики, приватизации, местного самоуправления.
Основными причинами допускаемых нарушений является незнание действующего законодательства должностными лицами либо прямое игнорирование норм федерального законодательства и разъяснений, даваемых прокурорами городов и районов Республики Коми.
Нередки и случаи, когда вышеназванные правовые акты принимаются во исполнение республиканских законов, отдельные положения которых в свою очередь противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Характерным примером тому является принятие муниципальным образованием Уставов, разработанных в соответствии с Законом РК "О местном самоуправлении в РК", отдельные положения которого были признаны Верховным судом РК недействительными.
Следует отметить надлежащую организацию надзора за соответствием правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, прокуратур гг. Ухты, Печоры, Сосногорска, Княжпогостского, Ижемского районов и ряда других. В указанных прокуратурах ежеквартально планируются и проводятся проверки, своевременно вносятся акты реагирования, обеспечивается регулярно взаимодействие прокурора с местными органами представительной и исполнительной власти, качество актов прокурорского реагирования соответствует предъявленным требованиям.
Вместе с тем, при организации работы по вышеназванному направлению надзора в некоторых прокуратурах городов и районов имеются отдельные недостатки, в связи с чем не обеспечивается в полном объеме выполнение требований приказа Генерального прокурора РФ № 30 от 22.05.96 и решения коллегий прокуратуры РК от 25.06.97 и от 26.03.99.
Несмотря на то, что в целом прокурорами на местах уделяется постоянное внимание планированию мероприятий по надзору за законностью правовых актов, имеются отдельные факты, когда данные проверки проводятся нерегулярно и порой поверхностно.
Ряд прокуроров при осуществлении надзора проявляют пассивность по опротестованию незаконных правовых актов, не добиваются восстановления законности по собственной инициативе.
Например, прокурором г. Вуктыла не всегда своевременно вносятся акты реагирования на противоречащие федеральному законодательству правовые акты органов местного самоуправления, которые в последующем были опротестованы прокуратурой РК.
Прокуратурой республики 16 февраля 2000 года были принесены протесты на незаконные постановления главы администрации МО "Город Вуктыл" от 8 апреля 1999 года № 04/06 "О составе комиссии по делам несовершеннолетних" и № 04/10 "О создании административной комиссии при главе администрации МО "Город Вуктыл", согласно которым в нарушение требований законодательства административная комиссия и комиссия по делам несовершеннолетних были образованы не Советом, а решением главы администрации МО "Город Вуктыл". Кроме того, прокуратурой РК было опротестовано постановление главы администрации МО "Город Вуктыл" № 05/62 от 11 мая 1999 г. "Об организации общественных работ в городе Вуктыле", отдельные положения которого в области занятости населения ущемляют конституционные права граждан.
По аналогичным основаниям по протесту прокурора РК от 3 ноября 1999 г. было отменено постановление главы администрации МО "Город Сыктывкар" от 27.08.99 № 8/1033 "О введении защитного идентификационного знака на видео и аудиокассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт - диски", которое противоречило антимонопольному и гражданскому законодательству.
Только после непосредственного указания прокуратуры Республики Коми прокурором Корткеросского района в августе 1999 года было направлено заявление в суд о признании недействительным незаконного решения Совета района от 30.06.97 в части делегирования главе администрации Корткеросского района полномочий по образованию коллегиальных органов, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также опротестовано постановление главы администрации МО "Корткеросский район" от 13.04.99 "Об образовании административной комиссии МО "Корткеросский район".
В целях оказания практической помощи в работе, совместно с прокурором Койгородского района была проведена контрольная проверка по вопросу соответствия законодательству актов, принимаемых главой администрации и Советом МО "Койгородский район", принятых в 1999 г. и январе 2000 года.
Прокуратурой района в 1999 году был выявлен лишь один незаконный правовой акт главы администрации муниципального образования, на который был принесен протест.
Однако прокуратурой РК в результате проверки было выявлено дополнительно 2 незаконных решения Совета и одно постановление главы администрации МО "Койгородский район", в связи с чем подготовлены и внесены акты прокурорского реагирования.
В соответствии с п. 3 решения коллегии прокуратуры РК от 26.06.1997 прокурорам городов и районов необходимо ежеквартально подводить итоги проведенной работы по вышеназванному направлению прокурорского надзора. Как показала проверка, данное требование не выполняется, не всегда составляются справки по результатам проверок.
Прокурором г. Усинска такие проверки проводятся один раз в полугодие в администрации и Совете МО "Город Усинск" и один раз в год в администрациях поссельсоветов.
Кроме того, до настоящего времени прокурорами гг. Вуктыла, Усинска, Воркуты, Инты, Корткеросского района не созданы группы в соответствии с требованиями приказа прокурора РК № 39 от 10.11.98 "О создании постоянно действующей группы по участию в правотворческой деятельности и проверке соответствия законодательства РК федеральному законодательству".
Учитывая исключительную важность рассматриваемой проблемы, отмеченные недостатки, предлагаю принять неотложные меры по повышению эффективности прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления, сделав упор на предупреждение нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в стадии подготовки нормативных актов, о чем каждые полгода и по итогам работы за год информировать прокуратуру РК.

Прокурор
Республики Коми,
государственный
советник юстиции
2 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru