Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 02.03.2000 № 99
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2000-2002 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 04.04.2000, № 61 (опубликован без приложения)


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 31.01.2003 № 21.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 2 марта 2000 г. № 99

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 2000-2002 ГОДЫ"

В целях дальнейшего развития земельной реформы, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, эффективного управления земельными ресурсами Республики Коми и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" постановляю:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Коми на 2000-2002 годы" (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству экономики Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований разработать совместно с территориальными органами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми мероприятия по реализации настоящей Программы на территориях муниципальных образований.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 2 марта 2000 г. № 99
(приложение)

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2000-2002 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 2000-2002 ГОДЫ"

Наименование - республиканская целевая программа
Программы "Развитие земельной реформы в
Республике Коми на 2000-2002 годы"

Основание для - постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 26 июня 1999 г. № 694
Программы "О федеральной целевой программе
"Развитие земельной реформы в
Российской Федерации на 1999-2000
годы"

Заказчики - Комитет по земельным ресурсам и
Программы землеустройству Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Коми
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Коми

Основные - Комитет по земельным ресурсам и
разработчики землеустройству Министерства природных
Программы ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Коми;
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Коми;
Министерство государственного
имущества и реформирования предприятий
Республики Коми;
Министерство архитектуры,
строительства, коммунального хозяйства
и энергетики Республики Коми

Цели и задачи - повышение эффективности использования
Программы земель, создание условий для
увеличения социального,
инвестиционного, производительного
потенциала земель и превращение их в
самостоятельный фактор экономического
роста

Сроки и этапы - 2000-2002 годы
реализации I этап - 2000 год
Программы II этап - 2001-2002 годы

Перечень - разработка и совершенствование
основных нормативной правовой базы,
мероприятий регулирующей земельные правонарушения;
Программы создание механизма, регулирующего
права собственников земельных долей;
создание механизма, обеспечивающего
передачу городских земель при
приватизации государственных и
муниципальных предприятий,
расположенных на этих землях, и
развитие оборота земель в городах и
поселениях;
разграничение земель на земли,
находящиеся в федеральной
собственности, государственной
собственности Республики Коми и
муниципальной собственности;
создание инфраструктуры рынка земель;
развитие механизма ипотечного
кредитования;
введение государственного земельного
кадастра;
совершенствование системы земельных
платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение
земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
проведение информационно -
разъяснительной работы среди
населения;
организация современных
геоинформационных технологий;
подготовка и переподготовка кадров

Исполнители - Комитет по земельным ресурсам и
Программы землеустройству Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Коми;
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Коми

(млн. рублей)
Объемы и источники - 2000-2002 годы, в т.ч. 2000 год
финансирования
Программы
Всего 41,35 15,99
в том числе:
федеральный бюджет 22,10 7,85
республиканский
бюджет
Республики Коми 18,45 7,84
прочие источники
(средства
предприятий) 0,80 0,30

Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав
результаты граждан свободно распоряжаться
реализации участком земли и земельной долей;
Программы разграничение земель на земли,
находящиеся в федеральной
собственности, государственной
собственности Республики Коми и
муниципальной собственности;
создание рынка земель и недвижимости
как единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земель и создание
благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное
использование земельных ресурсов на
всех уровнях управления ими;
повышение поступлений земельных
платежей в доходные части бюджетов

Система - Комитет по земельным ресурсам и
организации землеустройству Министерства природных
контроля за ресурсов и охраны окружающей среды
ходом реализации Республики Коми анализирует ход
Программы реализации Программы и представляет
ежеквартально в Государственный
комитет Российской Федерации по
земельной политике и Министерство
экономики Республики Коми информацию о
реализации Программы

Введение

Республика Коми располагается на северо - востоке Европейской части Российской Федерации в бассейне рек Печоры, Вычегды и Мезени. Общая площадь Республики Коми составляет 41,7 млн. га.
Республика Коми обладает большими земельными ресурсами, которые используются крайне неэффективно.
В настоящее время в Республике Коми экономические преобразования направлены на трансформацию государственной экономики в многоукладную, развитие равноправных форм собственности и рыночных процессов во всех сферах экономики.
Несомненно одно из главных направлений указанных преобразований - земельная реформа.
За период проведения земельной реформы произошли значительные изменения земельных отношений в республике, однако, земельное законодательство на данный момент не систематизировано. Земельный рынок находится в стадии становления. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах различных уровней мала.
В настоящее время проводимые работы по землеустройству территорий не могут удовлетворить потребности общества как в правовом, так и в экономическом отношении. Земля выводится из хозяйственного оборота, идет деградация и снижение плодородия почв. Финансирование мероприятий по землеустройству, особенно в муниципальных образованиях республики, осуществляется по остаточному принципу.
Выходом из создавшегося положения может послужить определение основных направлений земельной политики и разработка основных мероприятий по развитию земельной реформы в республике, проведение которых позволило бы соединить право по владению землей с ее эффективным использованием и социальной справедливостью при распределении земель.
Республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Республике Коми на 2000-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 годы".

1. Основные положения Программы

1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Коми в 1991-1999 годах

За период проведения земельной реформы на территории Республики Коми ликвидирована государственная монополия на землю. Осуществлен конституционный переход к многообразию форм собственности на землю. В настоящее время в Республике Коми сложились две формы собственности на землю: государственная и частная.
В Республике Коми осуществлено бесплатное перераспределение земли в пользу граждан. 103,2 тыс. человек стали владельцами земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на площади 17,4 тыс. га. 93,9 тыс. семей получили земельные участки для садоводства. Ежегодно идет наделение граждан земельными участками под коллективные огороды, по состоянию на 1 января 1999 г. они предоставлены на площади 1,8 тыс. га 41,4 тыс. семей. Организовано 565 крестьянских хозяйств на общей площади 10,2 тыс. га.
Проводится реформирование сельскохозяйственных предприятий. Многие хозяйства еще принимают решения по реорганизации. В целом по республике в процессе реорганизации колхозов и совхозов собственниками земельных долей стали 3,8 тыс. человек. При этом в частную собственность передано 23,4 тыс. га.
В результате приватизации предприятий в их собственность продано 25 участков на площади 63 га.
52 гражданина стали собственниками земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства и предпринимательской деятельности с оформлением прав в установленном порядке.
Большей частью землепользователей и землевладельцев (60 процентов) произведено оформление и выдача документов, удостоверяющих право пользования и владения землей.
С 1991 года ведутся работы по формированию фонда перераспределения земель, площадь которого на начало 2000 года составила 83,5 тыс. га.
Для целей создания информационного обеспечения и ведения земельного кадастра проводится аэрофотосъемка земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения. Проводится инвентаризация земель населенных пунктов. В целом по республике проинвентаризировано 16,8 тыс. га земель населенных пунктов.
Введено платное землепользование. Формами земельной платы выступают земельный налог, арендная плата, цена земли при ее покупке. С введением земельной платы проведен большой объем работ по обеспечению налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога и арендаторов. Ведется работа по заключению договоров аренды земель.
Неудовлетворительное финансирование мероприятий земельной реформы и слабая правовая база регулирования земельных отношений явились причиной непоследовательного, бессистемного и крайне медленного реформирования.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности. Собственники земельных долей не реализуют права по распоряжению ими, крайне медленно идет передача земель в собственность, не проводится оценка земель и зонирование территорий.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации

Основной целью Программы является формирование рынка недвижимости с вовлечением в гражданский и экономический оборот земельных участков.
В связи с этим необходимо:
совершенствование нормативной правовой базы для осуществления землеустроительной деятельности;
проведение работ по разграничению земель по видам собственности;
проведение полной инвентаризации земель;
создание информационной базы, обеспечивающей рынок недвижимости и управление ею;
проведение работ по инвентаризации земель на территориях традиционного природопользования.
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут реализованы в 2000-2002 годах.

1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами

Представленная Программа конкретизирует и развивает положения и направления реализации следующих республиканских программ, предусматривающих осуществление государственного земельного кадастра, развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вопросов земельных отношений аграрного сектора:
республиканской программы "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Республики Коми", утвержденной Указом Главы Республики Коми от 1 марта 1996 г. № 63;
Программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Коми на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 21 октября 1996 г. № 272;
Программы развития оленеводства в Республике Коми и социальной защиты населения, занятого в этой отрасли, на 1998 - 2000 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 1 июня 1998 г. № 199, а также:
Основных направлений экономической и социальной политики Правительства Республики Коми на 2000-2001 годы, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 18 февраля 2000 г. № 75;
Основных направлений реформирования, стабилизации и развития агропромышленного комплекса Республики Коми на 1997-2000 годы, утвержденных постановлением Государственного Совета Республики Коми от 19 марта 1997 г. № I-8/28.

2. Система программных мероприятий

2.1. Стабилизация отношений собственности на землю

Развитие и стабилизация отношений собственности на землю состоит в реализации положений статей 12 и 13 Конституции Республики Коми о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
принятие нормативных правовых актов о государственной собственности Республики Коми и собственности муниципальных образований на землю;
разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности;
передача земель, находящихся в государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
дальнейшая передача (продажа) земель, находящихся в государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности, в собственность при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях.

2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю

В настоящее время в Республике Коми созданы достаточные предпосылки для обеспечения конституционных прав граждан на землю, что подкреплено Земельным кодексом Республики Коми и Законом Республики Коми "О предоставлении земельных участков в собственность гражданам". Однако отсутствие достаточной законодательной базы на федеральном уровне и невведение в действие главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации сдерживают процесс передачи земель в собственность.
Затянувшееся решение указанного вопроса ограничивает права и свободы граждан в распоряжении земельными участками, находящимися в их собственности.
Немаловажное значение имеет проведение информационно - разъяснительной работы среди населения о правах пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Остро стоит вопрос о необходимости проведения разъяснительной работы среди граждан, являющихся собственниками земельных долей.

2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости

Рынок земли на современном этапе развития экономики является инструментом и одновременной гарантией реализации основных конституционных прав граждан и юридических лиц на землю: иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей, которые являются неотъемлемым условием и средством осуществления экономических реформ.
Основными направлениями государственной политики по развитию рынка земли в Республике Коми являются:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
установление категорий земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществляться путем:
создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, развития рынка землеустроительных услуг;
создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
обеспечения данными государственного земельного кадастра системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
проведения кадастровой оценки земли в целях налогообложения.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости создается информационная база о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, расширяется доступ граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них.

2.4. Земельные преобразования в сельской местности

Проблемы, которые существуют в аграрной сфере, требуют принятия многообразных и согласованных мер на государственном уровне, и земельная реформа только одна из таких мер.
В целом по республике реорганизация предприятий агропромышленного сектора не завершена, не все граждане реализовали свои конституционные права на землю. В настоящее время хозяйства реорганизуются, пытаясь сохранить существующее производство и использовать землю по ее целевому назначению. При этом земля становится не только средством производства, она вовлекается в гражданский оборот.
Для дальнейшего совершенствования земельных отношений в аграрном секторе и вовлечения в гражданско - правовой оборот земельных участков необходимо:
уточнить число сельскохозяйственных предприятий, в которых предусмотрено проведение мероприятий по их реорганизации или приватизации;
провести работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечить процесс оформления договоров между пользователями земельных долей и их собственниками с последующей регистрацией этих договоров;
проводить разъяснительную работу о конституционных правах граждан на землю, способах реализации и защиты этих прав;
проводить землеустроительные работы, связанные с реформированием сельскохозяйственных предприятий, выделением в натуре земельных участков в счет земельных долей для организации крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, передачей гражданам и сельскохозяйственным предприятиям несельскохозяйственных угодий, расположенных среди продуктивных земель в границах отводимого участка, а также с размежеванием земельных участков, имеющих различный правовой статус (на право собственности, в пользовании, аренде);
организовать обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой негативных процессов.

2.5. Совершенствование системы земельных платежей

Действующая система земельных платежей в Республике Коми регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю" и Законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Существующая система имеет недостатки, главными из которых являются ее недостаточная гибкость, сложность и неурегулированность налогообложения некоторых видов использования земель, в результате чего возникают разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками. Практически не урегулирован законодательством такой важный вопрос, как размер арендной платы за землю. Это приводит к существенным колебаниям базовых ставок арендной платы за аналогичные земельные участки в различных муниципальных образованиях. Действующее законодательство предусматривает наличие большого количества льготников, от уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли.
Совершенствование системы земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
проведение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), в целях наиболее полного использования налогового потенциала земель;
проведение оценки земель в целях реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка;
дифференциацию ставок земельного налога и арендной платы за землю по зонам градостроительной ценности городов и оценочным зонам республики;
организацию контроля за сбором земельных платежей и их расходованием.

2.6. Ведение государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр ведется по единой на всей территории Российской Федерации системе в целях государственного учета земель, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, государственного контроля за их использованием, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечения гражданского оборота земли и недвижимости.
Основной проблемой в данной области является отсутствие нормативной правовой базы, устанавливающей состав, формы и порядок ведения единой системы государственного земельного кадастра. Поэтому Программой, в первую очередь, предусматривается подготовка проекта указа Главы Республики Коми "О ведении земельного кадастра в Республике Коми" после принятия соответствующих нормативных правовых актов на федеральном уровне.
К организационным мероприятиям Программы в этой области относятся:
проведение инвентаризации земель, которая является информационной основой создания государственного земельного кадастра;
проведение кадастрового зонирования административно - территориальных образований республики в целях присвоения земельным участкам и прочно связанным с ними объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
обеспечение ведения государственного земельного кадастра в муниципальных образованиях республики в соответствии с единым порядком;
формирование в рамках государственного земельного кадастра реестров земель, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, в том числе необходимой для осуществления государственной регистрации прав;
внедрение автоматизированной системы ведения земельного кадастра первоначально в нескольких муниципальных образованиях, имеющих для этого соответствующую информационную базу;
осуществление взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным и др.)

2.7. Оценка земель

Проведение оценки земель является необходимым шагом в условиях реформирования налогообложения земель - исчисления земельных платежей в зависимости от ее кадастровой стоимости. Получение достоверной оценочной стоимости земельных участков необходимо также участникам земельного рынка: органам исполнительной власти Республики Коми и органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам при совершении сделок с землей.
Для проведения государственной кадастровой оценки земель, в первую очередь, необходима правовая основа как на федеральном, так и на республиканском уровне, которая установит единый подход, определит порядок, основания и методы ее проведения. Кроме того, необходимы утвержденные в установленном порядке методики массовой оценки земель различных категорий, в первую очередь, городов и других поселений, районов развития минерально - сырьевой базы и добычи полезных ископаемых. В связи с этим Программой предусматривается подготовка проекта указа Главы Республики Коми "О проведении оценки земель на территории Республики Коми", затем планируется проведение массовой оценки различных категорий земель. В результате проведения государственной кадастровой оценки будет получена реальная картина стоимости земель на территории республики, что позволит более объективно дифференцировать земельные платежи и осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости, стимулировать развитие инвестиционных процессов.
Результаты оценки земель являются составной частью земельного кадастра.

2.8. Земельные преобразования в городах и других поселениях

Земельная реформа в городах и других поселениях Республики Коми осуществляется крайне медленными темпами, не имеет под собой экономических основ земельных преобразований. Причинами указанного состояния являются хроническое бюджетное недофинансирование, отсутствие четких концепций, программ, дублирование и пересечение функций различных министерств и ведомств, отсутствие квалифицированных кадров в республике, слабая законодательная база в области регулирования земельных отношений.
Имеющаяся земельно - кадастровая и градостроительная документация не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения эффективного использования земельных участков.
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы должны быть направлены на развитие регулируемого оборота земель, реализацию экономического потенциала земли и имеющейся на ней недвижимости.
Для осуществления, реализации Программы необходимо проведение следующих мероприятий:
обеспечение городов и других поселений крупномасштабным планово - картографическим материалом масштаба 1:500 - 1:2000 как на бумажной основе, так и в электронном, цифровом виде. На данный период обеспеченность планово - картографическими материалами на города и поселки городского типа составляет 35 процентов, на сельские населенные пункты - 5,4 процента;
разработка и осуществление программы по инвентаризации земель и прочно связанной с ней недвижимостью, в первую очередь, в городах республиканского подчинения и центрах муниципальных образований;
разработка проектов и планов межевания, установления границ землепользований в застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и закреплению на местности черты поселений, выявлению территориальных резервных земельных фондов, земель запаса;
разработка классификатора публичных и частных обременений (ограничений) земельных участков (сервитутов);
подготовка и создание информационной базы, географических информационных систем (далее именуется - ГИС), обеспечивающих и позволяющих:
принятие решений управленческого уровня;
научно обоснованное перспективное и оперативное планирование развития города и его отдельных территорий;
оптимальное проектирование объектов промышленного и гражданского назначения;
разработка генерального плана города и контроль за его реализацией;
изучения состояния экологических, социально - экономических, природно - ресурсных условий территорий и их экономическая оценка;
совершенствование учета и рационального использования городских земель и недвижимости (зданий, сооружений);
получение достоверной информации о местоположении и эксплуатации инженерных сетей городского коммунального хозяйства;
проведение налогообложения, взимание платежей за использование природных ресурсов, недвижимости, за загрязнение окружающей среды;
охрана прав пользователей, собственников и других потребителей;
создание и ведение единой государственной автоматизированной системы земельного кадастра в городах и других поселениях, координация функций и полномочий, обмен информацией, взаимодействие государственных органов и ведомств, управляющих землей и недвижимостью;
передача (продажа) земель, находящихся в государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности, при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
разработка правил землепользования в поселениях с учетом требований земельно - кадастровой и градостроительной документации;
обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах платежей, взимаемых в связи с пользованием земельным участком, а также доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.
Для реализации Программы необходимо проведение организационной, разъяснительной, информационной и агитационной работы.

2.9. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению

Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений.
Следует разработать комплекс мер по содействию созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию.
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов).

2.10. Мониторинг земель

Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде территорий республики превышен, существует реальная угроза истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют заболачивание и переувлажнение земель (более 50,5 процента всех земель сельскохозяйственного назначения), эрозия почв (эрозированы 3,5 процента всех земель сельскохозяйственного назначения, 3,5 процента - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя, деградация пастбищ и сенокосов, техногенное загрязнение земель.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается разработать правовые и нормативно - технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений;
прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;
совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования и технологий мониторинга земель.

2.11. Усиление контроля за использованием и охраной земель

В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативной правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
В Республике Коми предусматривается:
разработать нормативные правовые акты, предусматривающие порядок государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;
совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.

2.12. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами

Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в Республике Коми земельной реформы.
Государственное управление земельными ресурсами Республики Коми осуществляет территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Минприроды Республики Коми.
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры:
укрепить материально - техническую базу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Минприроды Республики Коми, сохранив за ним основные функции государственного управления, в том числе нормативно - методическую деятельность, государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории Республики Коми;
создать на территории Республики Коми учреждения по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, передав им часть функций от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Минприроды Республики Коми и его территориальных органов;
финансирование осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и других программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам исполнительной власти Республики Коми в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
Основные направления решения земельной реформы в Республике Коми будут реализовываться за счет их программных мероприятий.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

   ---T------------------T------T------T---------------T------------¬

¦NN¦ Наименование ¦Сроки ¦Объем ¦ Источник ¦Ответствен- ¦
¦ ¦ мероприятий ¦испол-¦финан-¦финансирования ¦ный ¦
¦ ¦ ¦нения ¦сиро- ¦ ¦исполнитель ¦
¦ ¦ ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(млн. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦руб.) ¦ ¦ ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦1 ¦Проведение ¦2000 -¦ ¦республиканский¦Комитет по ¦
¦ ¦информационно - ¦2002 ¦ 1,20 ¦бюджет ¦земельным ¦
¦ ¦консультативной ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ресурсам и ¦
¦ ¦работы среди ¦ ¦ ¦ ¦землеустрой-¦
¦ ¦граждан по ¦ ¦ ¦ ¦ству ¦
¦ ¦вопросам земельных¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦
¦ ¦отношений ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Министерство¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельского ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продоволь- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ствия ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦2 ¦Оценка земель: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Сыктывкар ¦2000 ¦ 0,15 ¦федеральный ¦Комитет по ¦
¦ ¦ ¦год ¦ ¦бюджет ¦земельным ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ресурсам и ¦
¦ ¦ Сыктывдинский ¦2001 ¦ 0,30 ¦республиканский¦землеустрой-¦
¦ ¦ район ¦год ¦ ¦бюджет ¦ству ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦Республики ¦
¦ ¦ г. Ухта ¦2002 ¦ 0,15 ¦федеральный ¦Коми ¦
¦ ¦ ¦год ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 0,30 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦3 ¦Мониторинг земель ¦2000 -¦ 2,20 ¦республиканский¦Комитет по ¦
¦ ¦(Республика Коми) ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦земельным ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ресурсам и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦землеустрой-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ству ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦4 ¦Землеустроительное¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦землеустройство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оленеводческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйств: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Усинский район ¦2000 ¦ 2,20 ¦федеральный ¦Комитет по ¦
¦ ¦ ¦год ¦ ¦бюджет ¦земельным ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ресурсам и ¦
¦ ¦ Ижемский район ¦2000 ¦ 0,40 ¦республиканский¦землеустрой-¦
¦ ¦ ¦год ¦ ¦бюджет ¦ству ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦Республики ¦
¦ ¦вычисление ¦ ¦ ¦ ¦Коми, ¦
¦ ¦площадей: ¦ ¦ ¦ ¦Министерство¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сельского ¦
¦ ¦ Прилузский ¦2000 ¦ 0,60 ¦республиканский¦хозяйства ¦
¦ ¦район ¦год ¦ ¦бюджет ¦и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦продоволь- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ствия ¦
¦ ¦ Сысольский ¦2001 ¦ 0,60 ¦республиканский¦Республики ¦
¦ ¦ район ¦год ¦ ¦бюджет ¦Коми ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ почвенное ¦2000 ¦ 1,42 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦обследование: ¦год ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Корткеросский ¦2001 ¦ 1,50 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦район ¦год ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Сысольский ¦2001 -¦ 1,02 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦район ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ разграничение ¦2000 -¦ 1,60 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦земель по уровню ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦собственности ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ разукрупнение ¦2001 -¦ 2,00 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦хозяйств, отводы ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦земель, установле-¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние (восстановле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние) границ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другие работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦5 ¦Картографическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аэрофотосъемочные ¦ ¦ ¦ ¦Комитет по ¦
¦ ¦работы, уточнение ¦ ¦ ¦ ¦земельным ¦
¦ ¦геодезической ¦ ¦ ¦ ¦ресурсам и ¦
¦ ¦сети: ¦ ¦ ¦ ¦землеустрой-¦
¦ ¦ г. Сыктывкар ¦2000 -¦ 5,50 ¦федеральный ¦ству ¦
¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦Республики ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦Коми, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минприроды ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦
¦ ¦топографо - ¦ ¦ ¦ ¦Коми ¦
¦ ¦геодезические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Вуктыл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г.г. Сосногорск, ¦2000 -¦ 3,30 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦Ухта ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Емва ¦2000 ¦ 0,40 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦ ¦г. ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Усинский район ¦2000 -¦ 1,00 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ изготовление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифровых карт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Печора ¦2000 ¦ 0,20 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦ ¦год ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г.г. Сосногорск, ¦2000 -¦ 1,60 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦Ухта ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Вуктыл ¦2001 -¦ 0,80 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прочие работы: ¦2000 -¦ 3,20 ¦федеральный ¦ ¦
¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвентаризация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦земель: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ с. Корткерос ¦2000 -¦ 0,80 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦ ¦2001 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Усть - Вымский ¦2000 -¦ 1,50 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦район ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ с. Усть - Кулом ¦2000 -¦ 0,60 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦ ¦2001 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Сыктывкар ¦2001 -¦ 2,00 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ г. Микунь ¦2000 -¦ 1,00 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦ ¦2001 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ промышленные ¦2001 -¦ 0,80 ¦прочие средства¦ ¦
¦ ¦предприятия ¦2002 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ прочие работы ¦2000 -¦ 3,01 ¦республиканский¦ ¦
¦ ¦ ¦2002 ¦ ¦бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦Республики Коми¦ ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦ ¦Итого ¦ - ¦ 41,35¦ - ¦ - ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦ ¦в том числе: ¦ - ¦ ¦ - ¦ - ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦ ¦ федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджет ¦ - ¦ 22,10¦ - ¦ - ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦ ¦ республиканский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджет ¦ - ¦ 18,45¦ - ¦ - ¦
+--+------------------+------+------+---------------+------------+
¦ ¦ прочие средства ¦ - ¦ 0,80¦ ¦ ¦
L--+------------------+------+------+---------------+-------------


3. Правовое обеспечение Программы

Правовое обеспечение развития земельной реформы в значительной степени зависит от развития федерального законодательства, поскольку в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Основные проблемы правового регулирования земельных отношений в настоящее время связаны с отсутствием полноценного Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, с отсутствием федеральной политики в области использования и охраны земель. Земельная реформа, одним из основных направлений которой является установление права частной собственности на землю, в настоящее время проводится на основе подзаконных актов. Это не обеспечивает гарантий собственникам, инвесторам и иным участникам рынка земли.
Не получили своего дальнейшего развития в федеральных законах и те общие положения о праве собственности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, которые являются основополагающими для дальнейшего развития земельных отношений. К их числу, в первую очередь, относится отсутствие правового механизма разграничения земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности.
Аналогичная ситуация складывается с принятием того минимума земельных законов, без которых невозможно обеспечить полноту и достаточность правового регулирования земельных отношений. К ним относятся законы о государственном земельном кадастре Российской Федерации, о землеустройстве, об оценке земель, о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель, о землях городов и иных поселений, о порядке изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность.
Таким образом, земельное законодательство Республики Коми будет развиваться на базе федерального законодательства по мере его принятия. В качестве первоочередных будут разрабатываться и приниматься следующие законодательные и иные нормативные правовые акты:
Земельный кодекс Республики Коми, Закон Республики Коми "О передаче земель, находящихся в государственной собственности Республики Коми, к собственности муниципальных образований", Закон Республики Коми "О землеустройстве";
указы Главы Республики Коми, направленные на реализацию федерального и республиканского земельного законодательства, уточняющие полномочия отдельных органов исполнительной власти и регулирующие порядок осуществления ими отдельных функций: "О ведении государственного земельного кадастра в Республике Коми", "О проведении оценки земель на территории Республики Коми", "О порядке управления землями, находящимися в государственной собственности Республики Коми";
нормативные правовые акты органов исполнительной власти, связанные с организацией и функционированием рынка недвижимости и системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости (необходимые формы, методики, инструкции, разъяснения).

4. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы, включая финансирование научно - исследовательских работ, будут обеспечиваться ресурсами и осуществляться за счет различных источников финансирования.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составят 41,35 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 22,10 млн. рублей, или 53,45 процента;
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 18,45 млн. рублей, или 44,62 процента;
за счет прочих источников (средства предприятий) - 0,80 млн. рублей, или 1,93 процента общего объема затрат.
Из федерального бюджета направляются средства в размере 22,10 млн. рублей на финансирование следующих мероприятий:
картографическое и землеустроительное обеспечение учета земель - 21,80 млн. рублей;
оценка земель и зонирование территорий - 0,30 млн. рублей.
Средства из федерального бюджета, выделяемые на реализацию Программы, распределяются Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике.
Средства земельного налога из республиканского бюджета Республики Коми будут направлены на:
картографическое обеспечение учета, оценки и использования земель республики и земельной реформы - 16,25 млн. рублей;
мониторинг земель и другие мероприятия по реализации Программы - 2,20 млн. рублей.
Источники финансирования Программы приведены в таблице:

(млн. руб.)
   -----------------------T-----------------T-----------------------¬

¦ ¦ Всего, ¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ 2000-2002 +-----------T-----------+
¦ ¦ годы ¦ 2000 ¦ 2001-2002 ¦
¦ +--------T--------+ ¦ ¦
¦ ¦ млн. ¦в про- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рублей ¦центах ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+--------+-----------+-----------+
¦Всего по Программе ¦ 41,35 ¦ 100,0 ¦ 15,99 ¦ 25,36 ¦
¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+--------+-----------+-----------+
¦1) федеральный бюджет ¦ 22,10 ¦ 53,45 ¦ 7,85 ¦ 14,25 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ капвложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ прочие нужды ¦ 22,10 ¦ 53,45 ¦ 7,85 ¦ 14,25 ¦
+----------------------+--------+--------+-----------+-----------+
¦2) республиканский ¦ 18,45 ¦ 44,62 ¦ 7,84 ¦ 10,61 ¦
¦бюджет Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Коми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+--------+--------+-----------+-----------+
¦3) прочие источники ¦ 0,80 ¦ 1,93 ¦ 0,30 ¦ 0,50 ¦
¦(средства предприятий)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+--------+--------+-----------+------------


5. Организация управления и контроля за ходом
реализации Программы

Основным заказчиком - координатором выполнения Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Минприроды Республики Коми, заказчиком по соответствующему направлению - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми.
Мероприятия Программы реализуются:
заказчиками - путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);
Правительством Республики Коми - путем выделения ежегодно средств земельного налога в республиканском бюджете Республики Коми и осуществления контроля за их целевым использованием.
Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет основной заказчик - координатор. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между заказчиком и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения закрытых торгов (конкурсов).
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Минприроды Республики Коми ежегодно направляет в Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, в Министерство экономики Республики Коми и Министерство финансов Республики Коми предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой;
анализирует ход реализации Программы и представляет ежеквартально в Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и Министерство экономики Республики Коми информацию о реализации Программы.

6. Социальная, экономическая и экологическая
эффективность реализации программных мероприятий

Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
обеспечить целевое использование этих земель;
решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли - продажи земельных участков;
создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения эффективно хозяйствующим субъектам, обеспечивающим рациональное использование земель и материально - технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции.
Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство земель.
Развитие рынка земель и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать развитию жилищного строительства.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по земельным платежам будет способствовать более рациональному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходные части бюджетов.
Реализация мероприятий Программы позволит получить экономический эффект в основном за счет дальнейшей передачи в собственность земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий, обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями, развития ипотеки земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения, перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков, дифференциации ставок земельной платы, проведения массовой оценки земель и совершенствования системы земельной платы и сокращения льгот по земельной плате.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru