Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 16.02.2000
<О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ОБРАЩЕНИЮ МУСИНОВА Л.А. С ЖАЛОБОЙ НА НЕКОНСТИТУЦИОННОСТЬ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 10, АБЗАЦЕВ 1 И 3 ПУНКТА 5 СТАТЬИ 27 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2000 года

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова
с участием представителя Государственного Совета Республики Коми В.М.Ладанова - заведующего отделом конституционного законодательства и государственного строительства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 10, абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми".
Заслушав сообщение судьи - докладчика П.Ф.Пунегова, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданин Л.А.Мусинов обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на нарушение его конституционных прав положениями Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми", наделяющими Главу Республики Коми исключительным правом представления кандидатов на должность глав муниципальных образований, закрепленными в пункте 4 статьи 10, а также в абзацах 1 и 3 пункта 5 статьи 27 указанного Закона.
По мнению заявителя, указанные нормы нарушают его конституционные права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и противоречат статье 33 Конституции Республики Коми.
2. В статье 10 (пункт 4) и в статье 27 (абзацы 1 и 3 пункта 5) Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года закреплены положения, устанавливающие, что Глава Республики Коми представляет Советам муниципальных образований кандидатуры на должности глав администраций муниципальных образований. При этом одна и та же кандидатура может быть представлена на должность главы администрации муниципального образования не более двух раз.
Указанные положения Закона противоречат общим принципам самоуправления, закрепленным в статье 9 Конституции Республики Коми, устанавливающим самостоятельность органов местного самоуправления и невхождение их в систему органов государственной власти. Выборные органы местного самоуправления действуют самостоятельно в рамках закона и волеизъявления граждан. Недопустимо вмешательство в законную деятельность органов местного самоуправления органов государственной власти. Эти принципиальные положения получили развитие и в статье 17 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми", которая предусматривает, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются населением муниципального образования либо по его поручению - Советом муниципального образования самостоятельно и закрепляются в уставе данного муниципального образования.
Это положение соответствует статьям 3, 8, 14-16 Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". В силу статьи 16 этого Федерального закона должность главы администрации муниципального образования вводится на основании Устава муниципального образования и может быть в нем не предусмотрена. Статья 64 (часть 1, пункт "н") Конституции Республики Коми относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми и предусматривает (часть 2), что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование. Законы Республики Коми в рамках такого правового регулирования не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти (статья 65, часть 1 Конституции Республики Коми).
Между тем, установленный статьями 10 (пункт 4), 27 (пункт 5, абзацы 1 и 3) порядок избрания глав администраций муниципальных образований не на основании непосредственно Устава муниципального образования, а в силу установленной органом власти Республики Коми обязательности такого избрания, причем, лишь из числа кандидатур, представленных Главой Республики Коми, является вмешательством органов государственной власти Республики Коми в осуществление местного самоуправления, нарушает права граждан на реализацию их конституционного права самостоятельно, без участия со стороны органов государственной власти, решать вопросы местного самоуправления и определять структуру этих органов, избирать и быть избранными в эти органы.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года закреплена правовая позиция, согласно которой представление главами администраций в районные Советы депутатов кандидатов на должности управляющих сельсоветами и поселками не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку ущемляет самостоятельность местного самоуправления и его органов в вопросах их собственной компетенции и, по буквальному смыслу, ведет к созданию самостоятельных органов государственной власти таких поселений. Указанное Постановление, а следовательно, и правовая позиция Конституционного Суда сохраняют силу. Такая правовая позиция по отмененному по изложенным выше основаниям нормативному акту является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, что следует из части 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, положения статьи 10 (пункт 4), статьи 27 (пункт 5, абзацы 1 и 3) Закона Республики Коми "О местном самоуправлении" не соответствуют статьям 9, 33 (части 2) и 65 (части 1) Конституции Республики Коми.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 2 ноября 1998 года, вступившим в законную силу 25 декабря 1998 года, эти положения закона были признаны утратившими силу. Статья 39 (часть 2) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предусматривает возможность прекращения дела, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, кроме случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
По мнению суда, прекращение производства по настоящему делу возможно, поскольку принятое ранее решение по этому же вопросу судом общей юрисдикции предусматривает и определенный законом порядок его исполнения, что гарантирует восстановление нарушенных оспариваемым актом конституционных прав граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 66 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Производство по делу по обращению Л.А.Мусинова с жалобой на неконституционность пункта 4 статьи 10, абзацев 1 и 3 пункта 5 статьи 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" прекратить.
2. Определение вступает в силу немедленно с момента его оглашения, действует непосредственно и обжалованию не подлежит.

Председательствующий
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
Л.В.БАТМАНОВА
Т.А.КЫРНЫШЕВА
С.Г.ТОЛСТОВ
П.Ф.ПУНЕГОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru