Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 21.01.2000 № 17-2-00
"О ВЫПОЛНЕНИИ УКАЗАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 42/35 ОТ 23.06.98 "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 21 января 2000 г. № 17-2-00

О ВЫПОЛНЕНИИ УКАЗАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 42/35 ОТ 23.06.98
"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ ДРУГИХ
ГОСУДАРСТВ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ"

Всем гор(рай)прокурорам,
прокурорам по надзору
за соблюдением
законов в ИУ

Экстрадиция является одним из основных видов международного сотрудничества по уголовным делам и наиболее сложным по исполнению мероприятием, непосредственно затрагивающим государственный суверенитет.
В 1999 году по прокуратуре Республики Коми было рассмотрено 16 материалов с требованием выдачи другим государствам СНГ: Украина - 5, Азербайджан - 5, Молдова - 2, Казахстан - 2, Грузии и Литвы - по одному. В сравнении с 1998 годом количество требовании и ходатайств об экстрадиции возросло в 2,5 раза и имеет устойчивую тенденцию к росту. Материалы рассматривались прокурорами городов Воркуты, Ухты, Сыктывкара, Сосногорска, Эжвинского, Усть - Вымского, Удорского, Ижемского районов, Ухтинской, Усть - Вымской прокуратурами по надзору за соблюдением законов в ИУ.
Обобщение практики работы показывает, что принципы экстрадиции и требования Минской Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22.10.93 в основном соблюдаются, вместе с тем, по ряду причин объективного и субъективного характера имеют место следующие наиболее распространенные нарушения. В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры РФ при задержании лиц по поручениям компетентных органов других государств, в том числе направленных через Генеральную прокуратуру РФ, надзирающим прокурорам необходимо проверять законность и обоснованность их задержания, сроки, наличие документов об аресте и, в случае их отсутствия, незамедлительно запрашивать указанные документы у инициаторов розыска, а также ставить перед ними вопрос о направлении соответствующих требовании о выдаче в Генеральную прокуратуру РФ.
Однако имеют место факты, когда в нарушение п. 1.6 приказа № 31 Генерального прокурора РФ от 18.06.97 "О ежедневной проверке законности содержания подозреваемых, обвиняемых в ИВС" надзирающие прокуроры своевременно не выявляют среди задержанных лиц, подлежащих экстрадиции, и документирование в соответствии с Указанием 42/35-98 не производят.
Например, в ходе проверки содержания спецконтингента в следственном изоляторе № 1 г. Сыктывкара 01.11.99 было установлено, что разыскиваемый Украиной Брадецкий В.С. с 8 по 20 ноября 1999 года содержался в ИВС Удорского РОВД.
При дальнейшей проверке выяснилось, что прокуратурой Удорского района никакой работы с задержанным не проводилось, предусмотренные Указанием Генеральной прокуратуры РФ мероприятия не выполнены. В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей надзирающим прокурором процесс подготовки материалов к выдаче затянулся на длительное время. Подобные примеры не единичны, аналогично не проводилась работа с задержанным Микуньским ЛОВДТ с помещенным в ИВС Усть - Вымского РОВД Керимовым Э.С., содержащимся в ИВС Ижемского РОВД Филипповым А.В.
Надзирающими прокурорами не выполняются требования Указания в части постановки вопроса перед инициаторами розыска о направлении соответствующих требований о выдаче в Генеральную прокуратуру РФ. В результате этого задержанные для последующей экстрадиции длительное время содержаться в следственных изоляторах, пишут жалобы в органы прокуратуры на необоснованность ареста. Имеют место факты, когда, не поставив вопрос о направлении требования об экстрадиции, надзирающие прокуроры спустя 1 месяц задержанных на основании п. 1 ст. 62 Минской Конвенции из-под стражи освобождают. Например, Воркутинским УВД задерживались по розыску правоохранительными органами Украины Руденко Н.А., Калании В.А., Уварова А.С. Уведомления инициаторам розыска с предложением обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с требованием об их выдаче не направлялись. По истечении одного месяца задержанные по инициативе надзирающего прокурора из-под стражи освобождены. Подобные нарушения порядка документирования задержанных для экстрадиции приводят к необходимости повторного розыска и задержания, влекут неэффективное использование сил и средств правоохранительных органов, излишние финансовые расходы.
Много осложнений в практике выдачи возникает при решении вопроса о гражданстве выдаваемого лица.
Определение принадлежности к гражданству РФ лиц, постоянно проживающих на российской территории, отнесено ст. 35 Закона "О гражданстве Российской Федерации" к полномочиям паспортно - визовой службы МВД РФ.
Документами, подтверждающими Российское гражданство, являются паспорт (с указанием гражданства РФ в специальном вкладыше к паспорту) или паспорт со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на российской территории на 6 февраля 1992 года, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным ему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ.
Особенно много проблем возникает с лицами, утерявшими паспорт, другие документы, удостоверяющие личность.
Территориальные прокуроры при отсутствии документального подтверждения гражданства задержанного лица исчерпывающие меры к его установлению не принимают, а ограничиваются только объяснением задержанного; других лиц о месте и времени проживания в России, о целях приезда не опрашивают.
Такие примеры имели место в прокуратуре г. Воркуты (Руденко Н.А.), прокуратурах Ижемского района (Филиппов А.В.), Удорского района (Бродецкий В.С.).
В целом Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 42/35-98 гор(рай)прокурорами, прокурорами прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выполняется, как правило, не в полном объеме. В результате нередко возникает необходимость истребования одних и тех же документов по несколько раз. Так, прокуратурой Усть - Вымского района при работе с задержанным по розыску Грузии Шитиришвили И.А. объяснения отбирались трижды, запросы в паспортно - визовую службу направлялись дважды. Кроме этого, Шитиришвили И.А. опрашивался и проводились мероприятия по установлению его гражданства сотрудниками прокуратуры Республики Коми.
Подобные примеры имели место и в других городах, районах: Беличенко К.Э. (г. Воркута), Филиппов А.В. (Ижемский район), Леонов Л.А. (Эжвинский район г. Сыктывкара).
Свои заключения по проведенным проверкам на предмет экстрадиции гор(рай)прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур выполняют некачественно, что свидетельствует, главным образом, о неполноте самой проверки.
Взаимодействие прокурорских работников с сотрудниками паспортно - визовой службы МВД РК, уголовного розыска по данному направлению деятельности предъявляемым требованиям не отвечают. В результате о задержании лиц по розыскным заданиям других государств надзирающие прокуроры своевременно не информируются, что отрицательно отражается на качестве проводимых проверок на предмет принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации, законности его приобретения.
Указанные недостатки и упущения в работе по данному направлению прокурорской деятельности стали возможными вследствие недостаточного изучения, не всегда правильного применения в практической работе следующих нормативных актов:
- Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 (Информационный бюллетень прокуратуры Республики Коми № 1, 1999 год);
- Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.91 (опубликован в Информационном бюллетене № 1, 2000 г. прокуратуры РК);
- Статья 13 Уголовного кодекса РФ;
- Приказа Генерального прокурора РФ № 50 от 03.03.98;
- Указания Генеральной прокуратуры РФ № 42/35-98 от 23.06.98;
- Приказа МВД РФ № 431 ДПС от 09.07.97.
Информируя об изложенном, предлагаю повысить исполнительскую дисциплину при выполнении требований Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 42/35-98 и не допускать отмеченных выше нарушений.

Заместитель
прокурора
Республики Коми
старший
советник юстиции
Г.Э.ТИЛЬМАН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru