Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 29.12.1999 № 7-4-99
"О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР, ПРИНИМАЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ЭТОЙ СФЕРЕ И ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИКАЗОВ И УКАЗАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ, РЕШЕНИЙ КОЛЛЕГИЙ ПРОКУРАТУРЫ РК ОТ 28.05.98 И 24.06.99"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 декабря 1999 г. № 7-4-99

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР,
ПРИНИМАЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ О СОСТОЯНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ЭТОЙ СФЕРЕ И ИСПОЛНЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИКАЗОВ И УКАЗАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ
ПРОКУРАТУРЫ РФ, РЕШЕНИЙ КОЛЛЕГИЙ ПРОКУРАТУРЫ
РК ОТ 28.05.98 И 24.06.99

Всем прокурорам
городов и районов
Республики Коми

Коллегией прокуратуры Республики Коми в декабре текущего года рассмотрен вопрос состояния законности и эффективности мер, принимаемых налоговыми органами по фактам нарушений налогового законодательства, а также о состоянии прокурорского надзора в этой сфере и исполнении требований приказа Генерального прокурора № 51, решений коллегий прокуратуры РК от 28.05.98 и 24.06.99.
Коллегия отметила, что в условиях острого экономического кризиса вопросы, связанные с формированием и исполнением бюджета, приобретают все большее значение. Налоговые платежи являются основным источником пополнения бюджета. В связи с этим требуется усиление прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства, создание целенаправленной системы надзора за налоговыми органами.
Результаты проведенных проверок свидетельствуют, что налоговыми органами Республики Коми принимаются меры, направленные на укрепление налоговой дисциплины, обеспечение поступления налоговых платежей. В результате этого по итогам 11 месяцев 1999 года установленные бюджетные назначения выполнены на 125,7%, в том числе по федеральному бюджету - на 128,5%, по территориальному - на 124,4%.
Вместе с тем, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 01.11.99 составила 6152,3 млн. руб.
Наличие значительных сумм недоимки по платежам в бюджет обусловлено непоступлением средств на расчетные счета предприятий, активным использованием во взаиморасчетах между предприятиями ценных бумаг, векселей и взаимозачетов. Несвоевременное поступление средств от потребителей вследствие их неплатежеспособности также оказывает значительное влияние на рост неплатежей.
На территории Республики Коми имеется 486 предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет свыше 1 млн. руб. Крупнейшими недоимщиками по-прежнему являются предприятия топливно - энергетического комплекса республики: ООО "Севергазпром", "АЭК "Комиэнерго", ОАО "Тэбукнефть", ОАО "Воркутауголь", ОАО "Шахта "Воргашорская", ОАО "Интауголь", ОАО "Шахта "Западная".
Недоимка лишь по этим перечисленным предприятиям составляет 33% общего объема недоимки.
Налоговыми органами Республики Коми принимались предусмотренные законом меры, направленные на погашение недоимки, в результате чего в бюджетную систему поступило 2658,5 млн. руб., или 44,7% от общей суммы поступлений.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщиков неэффективными являются меры, принимаемые налоговыми органами при выставлении инкассовых поручений на расчетные и валютные счета налогоплательщиков. За 11 месяцев 1999 года в бюджет поступило лишь 1,4% от предъявленной суммы. Налоговыми органами не принимаются все предусмотренные законом меры по обеспечению принудительного взыскания доначисленных в ходе камеральных и документальных проверок денежных средств. Так, по состоянию на 01.11.99 доначислено всего 1871477 тыс. руб., однако взыскано лишь 168914 тыс. руб., или 9%.
Недостаточно используется предоставленное законом право обращения взыскания на имущество налогоплательщика - организации, а также производство ареста имущества в порядке ст. 77 НК РФ, что не способствует увеличению поступлений налоговых платежей в бюджет.
В ходе оперативной работы органами налоговой полиции по республике выявлено 57 фактов уклонения от уплаты налогов, по которым возбуждены уголовные дела, что свидетельствует о значительной активизации работы оперативной службы налоговой полиции.
В связи с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции лишены права самостоятельно без запроса налоговой службы проводить проверки соблюдения налогового законодательства гражданами и организациями. Поэтому в этом году отделением оперативного документирования налоговых правонарушений УФСНП РФ по РК практикуется исследование документов на предмет наличия налоговых правонарушений. За 11 месяцев проведено 102 исследования с составлением актов исследования, выявленная сумма ущерба в виде неуплаченного налога составила при этом 25109,1 тыс. руб., по 24 актам исследования были возбуждены уголовные дела.
В результате профилактической работы органов налоговой полиции (направление предостережений о недопустимости нарушений налогового законодательства) налогоплательщиками добровольно внесено в бюджет 1 млн. 717 тыс. руб.
Контролирующими органами за 11 месяцев 1999 года в налоговую полицию направлен 191 материал, свидетельствующий об уклонении от уплаты налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенном в крупном и особо крупном размерах.
Всего органами налоговой полиции принималось решение в порядке ст. 109 УПК РСФСР по 289 материалам о нарушениях налогового законодательства, по 86 материалам возбуждены уголовные дела, в производстве следователей находилось 117 уголовных дел, что составляет 265% от числа дел расследованных в 1998 году (44 дела).
Увеличилось количество дел, направленных в суд, - 25 дел (в 1998 году - 14 дел).
В Письме от 27.05.99 прокуратура Республики Коми нацелила прокуроров городов и районов республики на проведение работы с органами налоговой полиции по возмещению ущерба государству, причиненного налоговыми преступлениями, обвиняемыми в ходе расследования уголовных дел. Практика показывает, что на сегодняшний день возмещение ущерба по налоговым преступлениям в период расследования уголовных дел является наиболее эффективной мерой реального возмещения причиненного государству ущерба.
Причиненный государству ущерб налоговыми преступлениями по оконченным уголовным делам в этом году (направленным в суд и прекращенным) составил 20 млн. 118 тыс. рублей, а возмещен реально в сумме 50 млн. 118 тыс. руб. (возмещена не только сумма недоимки, но и пеней, штрафов). При этом в связи с рассмотрением судами дел по налоговым преступлениям были удовлетворены иски на сумму 634 тыс. 900 рублей, в стадии же расследования возмещено обвиняемыми 49 млн. 488 тыс. руб. Исходя из изложенного, вопрос о возмещении ущерба по налоговым преступлениям должен находится в центре внимания гор(рай)прокуроров.
На протяжении 1998-1999 гг. надзор за исполнением налогового законодательства рассматривается прокурорами городов и районов в качестве приоритетного направления. Всеми прокурорами исполняются требования решений коллегии прокуратуры РК от 28.05.98, от 24.06.99 о ежеквартальном планировании проверок налоговых органов. Во исполнение приказа Генерального прокурора № 51 от 03.08.98 надзор за исполнением налогового законодательства возложен приказами прокуроров на конкретных работников. Определенная работа проводится и в отношении руководителей предприятий, длительное время не перечисляющих налоговые платежи в бюджет.
Надзор за соблюдением органами налоговой полиции законодательства, направленного на выявление, раскрытые и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, осуществляется с учетом требований приказа Генерального прокурора № 51 от 03.08.98, решений коллегии Генеральной прокуратуры РФ, коллегии прокуратуры РК. Во исполнение данных решений прокурорами проводятся ежемесячные проверки исполнения органами налоговой полиции законов при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, своевременно и в полном объеме проверяются отказные материалы по налоговым правонарушениям.
При проведении проверок в межрайонных отделах налоговой полиции прокурорами были выявлены факты укрытия материалов о налоговых правонарушениях от регистрации, фальсификации в книге учета преступлений (г. Ухта), случаи возвращения материалов, свидетельствующих о составе преступления в контролирующие органы (г. Печора), а также нерегистрации заявлений в КУП, утери заявлений (г. Воркута), незаконного возбуждения уголовных дел, без должной проверки (г. Сыктывкар), отсутствие ведомственного контроля за соблюдением законов о приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений о преступлениях (г. Ухта).
Во втором полугодии текущего года прокурорами тех городов и районов, где расположены отделы налоговой полиции, в соответствии с п. 3.5 решения коллегии прокуратуры РК от 24.06.99 проведена проверка исполнения оперативными службами органов налоговой полиции закона, направленного на выявление налоговых правонарушении и преступлений. По выявленным нарушениям закона при производстве органами налоговой полиции оперативно - розыскных мероприятий прокурорами г.г. Ухты и Сыктывкара внесены представления в УФСНП РФ по РК.
При проверках в налоговых органах, в государственных внебюджетных фондах прокурорами установлены факты ненаправления материалов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов и взносов в крупных размерах (Княжпогостский, Удорский районы).
Вместе с тем, не всеми прокурорами выполняются требования приказа Генерального прокурора № 51 от 03.08.99 о координации деятельности органов прокуратуры, налоговой полиции, органов внутренних дел, федеральной безопасности. Не всегда в прокуратурах имеются достаточные сведения о нарушениях налоговой дисциплины, основных предприятиях - недоимщиках. Отсутствие полных сведений отрицательно сказывается на качестве и эффективности прокурорских проверок. Так, результаты обобщения представленных докладных свидетельствуют, что в большинстве случаев проверки налоговых органов проводятся поверхностно.
По-прежнему в ходе проверок прокуроры обращают внимание лишь на выполнение налоговыми органами требований ст. 11 Закона РФ "О налоговых органах РФ", о систематических, не реже одного раза в два года, документальных проверках, обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков, применение норм кодекса об административных правонарушениях. Вместе с тем, прокурорами недостаточно внимания уделяется таким вопросам, как эффективность принимаемых налоговыми органами мер по принудительному взысканию недоимки, обеспечение реального поступления наложенных штрафных санкций, обращение взыскания на имущество организации - должника. Лишь прокурорами Сыктывдинского и Корткеросского районов в докладных записках указывалось на непринятие налоговыми органами достаточных мер по обеспечению взыскания недоимки.
Отдельные докладные записки в большей части состоят из информации, статистических данных, представленных налоговыми инспекциями. Полученные документы прокурорами не анализируются, отсутствует их правовая оценка. Так, в своих докладных записках прокуроры г.г. Сосногорска, Печоры, Удорского, Прилузского, Сысольского районов указывают количество случаев приостановления операций по счетам налогоплательщиков. При этом сведения о налогоплательщиках, не представивших бухгалтерские документы, отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод об эффективности работы налоговой инспекции. Несмотря на обилие статистических данных, представленных прокурорами г.г. Печоры, Усинска, Прилузского района, вопрос о выполнении плановых нормативов по перечислению налоговых платежей во все уровни бюджета оставлен ими без внимания. Отсутствуют сведения о суммах недоимки в докладных записках прокуроров г. Сосногорска, Удорского, Сысольского районов. Не представлен анализ административной практики прокурорами Прилузского, Усть - Цилемского районов.
Ряд докладных составлен бессистемно. Так, прокуроры Прилузского района, г. Усинска дважды приводят данные о количестве лиц, привлеченных к административной ответственности, а прокурор Усть - Вымского района трижды возвращается к этому вопросу, однако сведения о количестве рассмотренных жалоб, о соответствии актов местного самоуправления действующему законодательству в докладной записке отсутствуют.
Низким остается качество направляемых актов прокурорского реагирования. Так, из 4-х представлений, внесенных в этом году прокурором Сысольского района в адрес руководителя инспекции, в трех указывалось на нарушения ст. 11 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" о систематических, не реже одного раза в два года, документальных проверках налогоплательщиков. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой РК, в деятельности инспекции выявлены и другие нарушения налогового законодательства (неисполнение требования НК РФ при вынесении постановлений о привлечении к налоговой ответственности, а также КоАП РСФСР о принудительном взыскании наложенных штрафных санкций).
В ряде прокуратур активизировалась работа по выполнению требований решений коллегий прокуратуры РК от 02.05.98, а также от 24.06.99 в части проведения ежемесячных совещаний при прокуроре города, района с участием руководителей предприятий - недоимщиков. Помимо прокуроров г.г. Инты, Сыктывкара, которые и
ранее проводили такие совещания, используют данную форму работы и прокуроры Корткеросского, Княжпогостского, Сыктывдинского районов, г. Печоры. Одно совещание было проведено прокурором Усть - Вымского района, на котором заслушивались отчеты руководителей предприятии МУП "Жилкомхоз", ООО "Фанерный завод", ООО "ДСП" и др. После проведения совещания поступления в бюджет от указанных предприятий составили 9446 тыс. руб. Однако, несмотря на эффективность проделанной работы, в дальнейшем подобные совещания прокурором Усть - Вымского района не проводились. Всего после проведения подобных совещаний в бюджет Республики Коми поступило 18 935 412 руб.
В нарушение требований приказа № 51 от 03.08.98 прокурорами редко используется такая мера реагирования, как обращение в суды общей юрисдикции и арбитражный суд. В течение 1999 года прокурорами Сысольского, Корткеросского, Удорского, Койгородского, Усть - Цилемского районов, г.г. Печоры, Сосногорска, Усинска иски в суды не предъявлялись.
В целом прокурорами городов и районов обеспечивается единый подход к организации предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности.
Вместе с тем, прокуратурой РК выявлены факты ненадлежащего изучения уголовных дел по налоговым преступлениям, прекращенным по нереабилитирующим основаниям. Так, при изучении уголовных дел в отношении Янеевой, Филонова (г.г. Ухта, Печора), прекращенных по амнистии, установлено, что налоговая служба, по материалам которой были возбуждены данные дела, не уведомлена о прекращении дел в отношении Янеевой, Филонова по нереабилитирующим основаниям, в связи с чем ущерб с указанных лиц не взыскивался. Уголовное дело в отношении Гиголян (г. Сыктывкар) прекращено по ст. 7 УПК РСФСР. Из постановления о прекращении уголовного дела следовало, что Гиголян способствовал раскрытию преступления, раскаялся, полностью возместил ущерб (сумму недоимки 46 тыс. 108 руб.). Однако, проверка дела в прокуратуре РК показала, что ущерб возмещен лишь в сумме 44 тыс. рублей, что исключает возможность прекращения дела по ст. 7 УПК РСФСР.
Дела по налоговым преступлениям, изученные в прокуратуре РК в стадии расследования, по жалобам обвиняемых, прекращенные, поступившие для продления процессуальных сроков, свидетельствуют, что прокурорами не даются указания и порядке ст. 211 УПК РСФСР с целью более быстрого и полною раскрытия преступления.
Всего прокурорами городов и районов Республики Коми в этом году отменено 8 незаконных постановлений об отказе в возбуждении дела (с возбуждением - 1), прокуратурой РК также отменено 8 постановлений об отказе в возбуждении дела (с возбуждением - 2) и 4 постановления о прекращении расследования. О приостановлении расследования гор(рай)прокурорами отменено 2 постановления: по нарушениям закона в ходе расследования уголовных дел, при регистрации, учете и разрешении заявлений о преступлениях, производстве оперативно - розыскных мероприятий гор(рай)прокурорами, прокурором РК внесено в адрес руководства налоговой полиции 20 представлений с требованием об устранении нарушений закона.
Судами Республики Коми с вынесением приговора рассмотрено 8 уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения. Уголовное дело в отношении Таранова постановлением судьи Усинского суда прекращено в связи с актом амнистии.
В течение 1999 года 4 уголовных дела обоснованно направлены судами на дополнительное расследование.
Основными причинами направления дел на дополнительное расследование являются, как и ранее, нарушения требований ст. 20 УПК РСФСР о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, ст. 144 УПК РСФСР (неконкретность обвинения).
Государственное обвинение поддержано по всем уголовным делам.
В настоящее время в судах Республики Коми находится 11 уголовных дел. Случаев длительного нерассмотрения дел о налоговых преступлениях без уважительных причин, кроме дела в отношении Мамаева и Малыгиной, не установлено. Основными причинами длительного нерассмотрения дел в судах являются неполнота предварительного следствия, неявка лиц, вызванных в судебное заседание.
Уголовное дело в отношении Малыгиной и Мамаева после производства дополнительного расследования поступило в Ухтинский суд 15.03.99.
28 июля 1999 года рассмотрение дела было отложено из-за неявки свидетеля, показания которого имеют существенное значение по делу. Больше к рассмотрению дело не назначалось. В настоящее время судья, в производстве которого находилось уголовное дело, уволен в связи с непродлением срока полномочий. 10 декабря 1999 года дело передано другому судье.
Учитывая изложенное, состояние законности и прокурорского надзора в сфере исполнения налогового законодательства нельзя признать соответствующим условиям острого экономического кризиса. Прокуроры еще не в полной мере выполняют требования решений коллегии прокуратуры РК по вопросам организации прокурорского надзора за расследованием уголовных дел, возмещения ущерба по прекращенным уголовным делам, по предъявлению исковых заявлений в арбитражные и федеральные суды в интересах налоговых органов.
Ряд существенных недостатков имеется и в организации проверок в инспекциях МНС по РК, в работе с руководителями предприятий - недоимщиков.
Прокурорам городов и районов необходимо значительно активизировать работу по исполнению требований приказа Генеральною прокурора РФ № 51, а также решений коллегии Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры РК по вопросам об усилении прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства. Обеспечить комплексный подход к проведению проверок в налоговых органах. Шире использовать полномочия, предоставленные ФЗ "О прокуратуре РФ" в целях обеспечения поступления налоговых платежей в бюджет. Принять меры к усилению прокурорского надзора за расследованием уголовных дел по налоговым преступлениям, к своевременному и полному возмещению ущерба, причиненного налоговыми преступлениями как в ходе расследования уголовных дел, так и в процессе судебного разбирательства. По каждому делу о преступлениях в сфере налогообложения обеспечивать поддержание государственного обвинения, а также своевременное опротестование незаконных и необоснованных приговоров. Принимать меры прокурорского реагирования в случае выявления фактов волокиты при рассмотрении дел в судах.

Прокурор
Республики Коми
государственный
советник юстиции
2 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru