Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Балиенков, "Все для Вас", № 46, 1999 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 24.11.1999, № 46






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено освобождение от налога экспортируемых товаров, работ и услуг, включая услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации. Эта налоговая льгота применяется на товары как собственного производства, так и приобретенные, на работы и услуги, экспортируемые за пределы государств - участников Содружества Независимых Государств.
Предприятия и организации, реализующие товары (работы, услуги) как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом в установленном порядке, имеют право на получение предусмотренной по закону льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Для таких предприятий и организаций законом предусмотрено право на зачет или возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные и оприходованные в учете на основе счетов - фактур, оформленных в установленном порядке, материальные ресурсы, использованные для производства продукции (товаров), отгружаемой за пределы Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств.
Расчеты между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и государств - участников СНГ по всем реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов. Льготная ставка НДС в размере 10 процентов при вывозе товаров (продукции) за пределы Российской Федерации в государства - участники СНГ не применяется.
Предоставление налогоплательщикам льгот по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных законом, и возмещение "входного" налога по приобретенным материальным ресурсам, использованным для производства экспортной продукции (товаров), производится в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 14, 22 и 35 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
В частности, пунктами 14 и 22 названной инструкции установлен перечень документов, подтверждающих фактический экспорт товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 22 одним из условий обоснования льготы по налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения, является предъявление в налоговые инспекции в обязательном порядке выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.
Данная норма включена в инструкцию на основании Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", исполнение которого согласно статье 90 Конституции Российской Федерации является обязательным на всей территории Российской Федерации.
Из текста вышеупомянутой нормы Указа следует, что выручка, поступающая по внешнеэкономическим контрактам за экспортируемые товары (работы, услуги), должна поступать на счет налогоплательщика, зарегистрированный в налоговых органах, а так как возврат производится только налогоплательщику - собственнику (комитенту) экспортируемой продукции, то, соответственно, средства за нее должны поступать на его счет.
Именно эта идея, подтверждающая право на экспортную льготу только для владельца экспортируемого товара, предусмотрена также пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".
В нем, в частности, предусматривается недопущение зачисления представителем (агентом, комиссионером) на свои счета доходов (вознаграждения) по сделкам ранее, чем зачисление выручки от указанных сделок на расчетный счет доверителя, то есть владельца экспортной продукции.
Более того, агент (комиссионер, поверенный) должен в течение трех банковских дней перечислить соответствующую выручку за минусом своего вознаграждения на счет принципала (комитента), то есть данная норма Указа устанавливает требование о полном зачислении выручки на счета комитента, делая при этом исключение из перечисляемой суммы только в отношении комиссионного вознаграждения.
Следовательно, документы, подтверждающие правомерность использования указанной льготы, в том числе выписка банка, должны представляться предприятием - собственником экспортируемой продукции в налоговый орган, в котором он состоит на учете и ведется его соответствующий лицевой счет по налогу.
Согласно пункту 35 вышеназванной инструкции определен срок для представления всех необходимых документов, подтверждающих фактический (реальный) экспорт - не позднее 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней.
До представления документов, подтверждающих реальный экспорт и законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров, налогоплательщики не отражают в своих расчетах (налоговых декларациях) по НДС операции по экспорту.
По истечении указанного срока (180 дней) и неподтверждении реального экспорта товаров (работ, услуг) такие поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги не должны рассматриваться в режиме льготирования и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в установленном порядке с отражением соответствующих операций в расчетах (налоговых декларациях) по НДС.
Суммы начисленного НДС должны быть учтены в налогооблагаемом обороте на день, следующий по истечении 180 дней, и включены в налоговый расчет текущего отчетного периода.
В то же время, если по истечении 180 дней налогоплательщиком представляются документы, обосновывающие (подтверждающие) его право на получение экспортной налоговой льготы, доначисленные и взысканные в бюджет суммы налога возвращаются указанным налогоплательщикам - экспортерам.

Начальник
отдела КМР
по косвенным налогам
Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам
по Республике Коми
советник
налоговой службы
1 ранга
В.БАЛИЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru