Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Е.Рошка, "Все для Вас", № 39, 1999 г.)]
"ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 06.10.1999, № 39






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Часть 1 Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 1999 года, как и большинство нормативных актов российского законодательства, просуществовала в первозданном виде недолгое время.
С 15 августа вступил в действие Федеральный закон № 154-ФЗ от 09.07.99 г. "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", который значительно изменил систему взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, в частности, положения Кодекса об ответственности налогоплательщиков за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Новшества Кодекса как смягчают, так и устанавливают в отдельных случаях более жесткие меры ответственности налогоплательщиков.
Так, налоговые органы, начиная с даты введения в действие указанного закона, не вправе снижать размер санкций за совершение правонарушения при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств, совершения правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости и др.). Такое право ранее было предоставлено налоговым органам статьей 112 и пунктом 3 статьи 114 части 1 Налогового кодекса РФ.
С 15 августа 1999 года обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, будут устанавливаться только судом, и, соответственно, только данный орган вправе снизить размер штрафа (не менее чем в 2 раза).
Согласно нормам Кодекса налог и пени взыскиваются с юридических лиц - налогоплательщиков в бесспорном порядке, а налоговые санкции как с юридических, так и с физических лиц и частных предпринимателей - в судебном порядке.
Федеральным законом № 154-ФЗ был увеличен срок давности взыскания налоговых санкций с 3 до 6 месяцев, который исчисляется со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта налоговой проверки.
Какие изменения внесены законодателем в статьи Кодекса, регулирующие конкретные виды налоговых правонарушений?
В частности, расширена сфера применения п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ, где установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если они повлекли занижение дохода, являющегося объектом налогообложения налогом на прибыль.
С 15 августа 1999 года налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности по данной статье при установлении факта занижения налогооблагаемой базы по любому виду налога.
Исключены из Кодекса пункт 4 ст. 120 и ст. 121, устанавливающие ответственность за нарушение налогоплательщиком правил составления налоговой декларации.
При применении ст. 122 ч. 1 НК РФ, предусматривающей ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, факт неуплаты может быть установлен и подтвержден не только в ходе выездной, но и камеральной налоговой проверки, проводимой по месту нахождения налогового органа на основании имеющихся документов, представленных налогоплательщиком.
Ответственность по данной статье теперь наступает, если налог не уплачен или не полностью уплачен не только в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога, но и в результате иных неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
Законодателем сделана попытка упорядочить ответственность за непредставление сведений налоговому органу. Так, исключены пункт 3 статьи 119 и статья 127. Ответственность за непредставление сведений налоговому органу с 15 августа 1999 года предусмотрена статьей 126 и новой статьей 129-1.
По пункту 1 статьи 126 к ответственности привлекаются налогоплательщики (налоговые агенты) за непредставление документов или иных сведений, обязанность представлять которые предусмотрена действующим законодательством (при этом речь идет не о налоговых декларациях, т.к. санкция за их непредставление установлена статьей 119 Кодекса).
По пунктам 2 и 3 статьи 126 к ответственности привлекаются сторонние организации и физические лица за несвоевременное представление, непредставление, представление заведомо недостоверных сведений по запросу налогового органа.
Дополнительной статьей 129-1 предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) лицом сведений, обязанность представлять которые в установленный срок прямо предусмотрена Кодексом. К таким лицам можно отнести нотариусов, регистрирующие органы и др.
Нововведения коснулись и банковских учреждений. Так, статья 132 дополнена пунктом, устанавливающим ответственность банков за несообщение последними налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем.
Также с 15 августа налоговые органы вправе налагать на банки санкции за непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Указанные в данной статье новшества Налогового кодекса - лишь незначительная часть изменений и дополнений, внесенных законодателем в данный документ, и, скорее всего, основной нормативный акт, регулирующий вопросы налогообложения на территории Российской Федерации, еще претерпит изменения.

Ведущий специалист
отдела
правового обеспечения
Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам
по Республике Коми
Е.Г.РОШКА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru