Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (С.Давыденко, "Все для Вас", N№ 31, 32, 1999 г.)]
"О ЛЬГОТАХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 11.08.1999, № 31
"Все для Вас", 18.08.1999, № 32






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

О ЛЬГОТАХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налоговое регулирование в целом, и в том числе налоговое льготирование, является одним из мощных рычагов государственного управления экономикой.
С 1 января 1999 года порядок установления и предоставления льгот регламентируется статьей 56 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации. Впервые дано нормативное определение понятия льгот при налогообложении. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Однако, законодатель предусмотрел и отступление от общего правила. В исключительных случаях нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах Российской Федерации для налогоплательщика может быть установлена индивидуальная льгота. Индивидуальная льгота по федеральным налогам может быть установлена только в отношении той части налога, которая поступает в федеральный бюджет. Нормативным правовым актом законодательства о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления также в исключительных случаях налогоплательщику может быть установлена индивидуальная льгота только в отношении той части налога, которая поступает в региональный бюджет или соответственно в местный бюджет. Но следует обратить внимание, что положения данного абзаца в части предоставления индивидуальных льгот действуют до момента вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации", то есть по истечении месяца со дня его официального опубликования (с 15 августа 1999 года) индивидуальные льготы не могут быть предоставлены.
Индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Федерального закона 154-ФЗ, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года.
Следует также отметить, что до 1 января 1999 года, то есть до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с арбитражной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.98 № 1427/96 и ряд других) организации вправе были пользоваться льготами по налогам, предусмотренными в так называемых "отраслевых" законах (Федеральный закон от 22.08.96 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 16.11.97 № 144-ФЗ и ряд других). Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, положения отраслевого законодательства в части предоставления льгот по налогам и сборам с 1 января 1999 г. утрачивают силу.
Также в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" Федеральным законом от 31.03.99 № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", государственные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 апреля 1999 г. утратили право на предоставление льгот по налогу на прибыль. Ранее предоставленные этими органами льготы действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены либо (если период времени не был определен) до введения в действие части второй НК РФ.
Получение налоговой льготы дело сугубо добровольное - налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Порядок предоставления льгот в республиканский бюджет и Территориальный Дорожный Фонд Республики Коми регламентирован Законом Республики Коми от 17 марта 1997 года № 19-РЗ "О налоговых льготах", который определяет порядок и условия предоставления льгот по обязательным платежам при налогообложении физических и юридических лиц в пределах сумм платежей, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Коми и Территориальный Дорожный Фонд Республики Коми.
Налоговые льготы предоставляются в виде установления необлагаемого минимума объекта налога; изъятия из налогообложения определенных элементов объекта налога; освобождения от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижения налоговых ставок; вычета из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевых налоговых льгот, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочих налоговых льгот.
В статье 2 вышеуказанного Закона определен порядок предоставления налоговых льгот. Налоговые льготы предоставляются законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми и о бюджете Территориального Дорожного Фонда Республики Коми на предстоящий финансовый год, в которых указываются виды налогов, по которым предоставляются льготы; категории плательщиков (а в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные плательщики) и (или) виды деятельности, на которые распространяется льготный режим налогообложения; размеры налоговых льгот, срок их действия; условия, на которых предоставляются налоговые льготы.
Юридические и физические лица направляют ходатайства о предоставлении налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Коми и Территориальный Дорожный Фонд Республики Коми Главе Республики Коми не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному) году.
Законопроекты, предусматривающие предоставление налоговых льгот, вносятся субъектами права законодательной инициативы и должны содержать также расчеты сумм, выпадающих из доходной части республиканского бюджета Республики Коми, доходной части Территориального Дорожного Фонда Республики Коми в результате предоставления этих льгот.
Запрещается предоставление налоговых льгот, ведущих к ограничению добросовестной конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Кроме того, Законом предусмотрена эффективность действия налоговых льгот и их приостановление. Ежеквартально налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего нахождения отчет об использовании средств, остающихся в его распоряжении в результате предоставления налоговых льгот.
Надо отметить, что в общей своей массе льготы, предоставленные на 1999 год, полный перечень которых установлен Законом РК "О республиканском бюджете на 1999 год", являются целевыми. Так например, от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет, освобождаются государственные унитарные предприятия Управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми при условии направления высвобождающихся средств на укрепление материально - технической базы и увеличения объемов производства указанных учреждений и предприятий.
Важным дополнением по сравнению с 1998 годом является льгота, стимулирующая вовлечение в деятельность малыми предприятиям неиспользуемых производственных мощностей и оборудования, оказывающая этим поддержку малому бизнесу Республики Коми. Для этих предприятий ставка налога на прибыль, устанавливаемая Госсоветом РК, снижается на 50%, а ставка налога на имущество предприятий устанавливается в размере 0,5% вместо 2% для остальных предприятий. Данные льготы предоставляются при условии, что субъект малого предпринимательства осуществляет реконструкцию и модернизацию существующих производств на базе неиспользуемых производственных мощностей и оборудования.
Также в развитие Указа Главы РК "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций в Республике Коми" от 21.05.98 № 180 в целях стимулирования предприятий по проведению реформы, заключающейся в изменении принципов их действия, направленном на реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности, конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижению издержек производства и улучшению финансово - экономических результатов деятельности предприятий, освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет РК, предприятия, прошедшие процесс реформирования в части прибыли, направленной на пополнение оборотных средств.
Контроль за целевым использованием средств, остающихся в распоряжении организации в результате предоставленных налоговых льгот, осуществляет Министерство финансов Республики Коми совместно с Государственной налоговой инспекцией по Республике Коми.
В случае установления фактов нецелевого использования этих средств Государственная налоговая инспекция района (города) Республики Коми в бесспорном порядке взыскивает их с начислением пени в соответствии с налоговым законодательством в республиканский бюджет Республики Коми.
Кроме того, налогоплательщику, заявляющему льготы по налогам и сборам, следует знать, что со вступлением в силу с 1 января 1999 года части 1 Налогового кодекса РФ в случае неправомерного применения льготы помимо доначисления налога и пени применяются налоговые санкции, предусмотренные статьей 122 кодекса. Так как неправомерное применение льготы по налогу влечет неправильное исчисление налога по итогам налогового периода, в результате чего налогоплательщик не полностью уплачивает суммы налога (занижает суммы налога, подлежащие уплате).
Законом Республики Коми действие налоговых льгот на текущий финансовый (бюджетный) год может быть отменено или приостановлено в случае внесения Главой Республики Коми предложений о приостановлении действия налоговых льгот при неэффективном, нецелевом использовании средств, полученных в результате предоставления налоговых льгот; недостаточности доходов в республиканском бюджете Республики Коми для финансирования защищенных статей республиканского бюджета Республики Коми.
Местные представительные органы власти вправе принимать решения о предоставлении налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
В заключение, хотелось бы обратить внимание бухгалтеров предприятий и организаций на распространенную ошибку. В соответствии с письмом Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.98 № 16-00-16-266 налоги в бухгалтерском учете следует отражать исходя из данных налогового расчета, то есть с учетом применения льгот. Законодательством не предусмотрено отнесение льготируемых сумм налогов на себестоимость и финансовые результаты. В связи с тем, что дополнительные бухгалтерские проводки по установленным льготам не делаются, необходимо вести отдельный аналитический учет по использованию средств, полученных в результате использования налоговых льгот с целевой направленностью (на укрепление материально - технической базы и другие цели). Данные отдельного учета должны соответствовать данным, указанным в справке об использовании налоговых льгот, которая представляется в налоговый орган в составе налоговой отчетности, при налоговой проверке должны подтверждаться первичными учетными документами, фиксирующими факт совершения хозяйственных операций, с отражением данных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Зам. начальника
отдела
методологии
бухгалтерского учета
и налогообложения
юридических лиц
Госналогинспекции
по Республике Коми
советник
налоговой службы
2 рангах
С.А.ДАВЫДЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru