Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 11.05.1999 № 21-2-99
"О НЕДОСТАТКАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДГОТОВКЕ И ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 11 мая 1999 г. № 21-2-99

О НЕДОСТАТКАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДГОТОВКЕ И ПРИЗЫВЕ
ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Отделом по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Республики Коми обобщена практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу за 1998 год.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об активизации работы органов внутренних дел и военных комиссариатов по обеспечению законности призыва граждан на военную службу.
Вместе с тем, в деятельности названных органов нарушения законодательства продолжают иметь место.
В ряде районов республики гор(рай)прокурорами установлены случаи несвоевременного либо неполного предоставления необходимых сведений военным комиссариатам органами ЗАГСа и федеральными судами (гг. Сосногорск, Воркута, Сыктывкар, Корткеросский, Сысольский районы и другие).
По-прежнему распространенный характер имеют нарушения органами дознания и предварительного следствия п.п. 3, 5 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.98 года в части своевременного и полного предоставления гор(рай)военкоматам необходимых сведений о призывниках (гг. Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Ухта, Сосногорск, Корткеросский район и т.д.).
За прошедший год по указанным нарушениям гор(рай)прокурорами было внесено 16 представлений. Между тем, только прокурорами г. Вуктыла, Корткеросского, Усть-Вымского районов ставился вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Итоги призывов прошедшего года показали снижение числа граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу.
По данным военного комиссариата Республики Коми, в 1996 г. уклонилось от призыва на военную службу 132 человека, в 1997 г. - 183, в 1998 г. - 145 человек, из них по итогам весеннего призыва 1998 г. - 102, по итогам осеннего призыва - 43. Не зарегистрированы случаи уклонения граждан от постановки на воинский учет и призыва в 7 районах республики: Койгородском, Троицко-Печорском, Сысольском, Удорском, Прилузском, Усть-Куломском, Ижемском.
В результате розыска органами внутренних дел по республике установлено в I полугодии 1998 г. - 125 человек, во II полугодии 1998 г. - 153 (оперативные данные). На 01.01.99 число призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, находящихся в длительном розыске, составляло 370 человек.
При проверках исполнения указанного законодательства вопросу организации розыска лиц, уклоняющихся от призыва в армию, выполнению совместного Указания прокуратуры РК, военного комиссариата РК и Министерства внутренних дел РК "Об организации взаимодействия в работе органов прокуратуры, внутренних дел и военных комиссариатов по обеспечению исполнения Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" уделялось внимание только прокурорами гг. Сыктывкара, Ухты, Вуктыла, Печоры, Княжпогостского района.
Военными комиссарами из года в год слабо используется практика привлечения к административной ответственности граждан за нарушение правил воинского учета.
В 1997 г., по данным военкомата РК, по ст. ст. 190-191 КоАП РСФСР и Закону Республики Коми "Об административной ответственности граждан за нарушения правил воинского учета" от 02.04.93 к административной ответственности привлечено 42 человека, по итогам весеннего призыва 1998 г. - 33 человека, по итогам осеннего призыва 1998 г. - 67.
Чаще, чем в других районах республики, лица, нарушающие правила воинского учета, привлекаются к административной ответственности в гг. Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Инте.
В ходе проверок гор(рай)прокурорами были установлены факты неприменения военкоматами мер административного воздействия к лицам, допускающим нарушения правил воинского учета, в том числе неявку по повестке в военкомат. По данным нарушениям внесены представления прокурорами гг. Печоры, Воркуты, Корткеросского, Удорского и Княжпогостского районов.
Более того, несмотря на большое число уклоняющихся от призыва на военную службу, в Республике Коми практически отсутствует практика привлечения граждан к уголовной ответственности в соответствии со ст. 328 УК РФ.
Основной причиной такого положения является отсутствие законодательства, регламентирующего порядок и основания предоставления предусмотренной ст. 59 Конституции РФ, п. 5 ст. 1 ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" альтернативной гражданской службы.
Неудовлетворительным является состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности в части приема, регистрации и разрешения в порядке ст. 109 УПК РСФСР сообщений о преступлениях, а также расследований уголовных дел, касающихся призыва граждан на военную службу.
В 1998 г. в органы прокуратуры поступил для проведения проверки в порядке ст. 109 УПК РСФСР 41 материал на лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, (гг. Ухта, Сыктывкар, Сосногорск, Печора, Усинск, Вуктыл, Княжпогостский район).
В результате проведенных проверок по 29 материалам вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела и по 9 были возбуждены уголовные дела, из них 6 прекращены в ходе следствия и только 3 уголовных дела направлены в суд (гг. Сыктывкар, Печора).
Анализ отказных материалов и прекращенных дел (по фактам уклонения граждан от призыва на военную службу во II полугодии 1998) показал, что указанные проверки проводятся поверхностно, решения принимаются необоснованно, что свидетельствует о формальном подходе прокуроров к решению проблемы привлечения к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу (гг. Ухта, Сосногорск, Инта, Печора).
Выявлены многочисленные нарушения требований ст. 109 УПК РСФСР в части сроков рассмотрения гор(рай)прокурорами указанных материалов. Из 15 материалов в течение 10 дней не рассмотрен ни один материал, до 20 дней принято решение по 6 материалам, до 1 месяца - по 6, свыше 1 месяца - по З материалам.
Необходимо отметить, что практически во всех случаях в гг. Воркуте, Сосногорске, Инте, Ухте, Сыктывкаре военными комиссариатами допускается направление в прокуратуры неполных материалов для решения вопроса в порядке ст. 109 УПК РСФСР, в связи с чем недостающие материалы приходится запрашивать дополнительно.
Также в ходе проверки установлены факты, когда военкоматы необоснованно направляют материалы для привлечения к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ.
Вместе с тем, только прокурору г. Сыктывкара были внесены представления по указанным нарушениям.
В 1998 г. федеральными судами Республики Коми было рассмотрено 3 уголовных дела по ст. 328 УК РФ (г. Печора - 1, г. Сыктывкар - 2).
По-прежнему распространенный характер имеет возврат призывников из республиканского сборного пункта по основанию наличия у граждан заболеваний исключающих возможность прохождения службы.
Во время весеннего призыва 1996 г. из РСП возвращено по состоянию здоровья 120 человек, во время осеннего призыва возвращено 143. Всего по Республике Коми за прошедший год из 3075 осмотренных на сборном пункте возвращено 263 человека, т.е. 9,2%, что соответственно повлекло отмену решений призывных комиссий районов и городов о призыве граждан на военную службу. Наибольший возврат призывников имел место в г. Ухте (14,1%), г. Инте (13,1%), Троицко-Печорском районе (12,8%), в г. Вуктыле (11,2%).
Основными причинами некачественной работы медицинских комиссий при горвоенкоматах является слабая подготовка врачей-специалистов по военно-врачебной экспертизе, недостаточное обследование призывников, недооценка врачами имеющихся сведений о наличии заболеваний у граждан.
В 1998 г. вопросу качественного проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, уделялось внимание только прокурорами Корткеросского, Троицко-Печорского, Княжпогостского, Эжвинского районов и гг. Воркуты, Сыктывкара.
Анализ возврата призывников по состоянию здоровья гор(рай)военкоматами должным образом не осуществляется, лица, допустившие незаконный призыв граждан, к дисциплинарной ответственности не привлекаются.
За прошедший год по указанному основанию к дисциплинарной ответственности привлечен 1 медицинский работник (г. Воркута), к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ за получение взятки - 1 лицо (г. Инта).
До настоящего времени в полном объеме не выполняется в Республике Коми требование Закона об обязательной подготовке граждан к военной службе.
В первую очередь это объясняется экономическими причинами, в силу которых с 1997 г. средства на восстановление и развитие материально-технической базы для преподавания начальной военной подготовки в образовательных учреждениях ни из республиканского, ни из местных бюджетов не выделялись.
В учреждениях образования изучение начальной военной подготовки идет в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности". В обязательном порядке преподавание НВП как самостоятельной дисциплины во всех учебных заведениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования Республики Коми запланировано только на 1999-2000 учебный год.
Не способствует качественному преподаванию НВП отсутствие в ряде районов разработанных планов по изучению данной учебной дисциплины (Удорский, Троицко-Печорский, Усть-Куломский районы, г. Сосногорск), а также отсутствие квалифицированных преподавателей НВП.
В основном преподавание курса основ безопасности жизнедеятельности, в том числе и начальной военной подготовки, ведется по совместительству, чаще всего преподавателями физической культуры.
В 1998 г. переподготовка по преподаванию начальной военной подготовки проводилась только в Сысольском, Прилузском, Усть-Куломском и Печорском районах.
Наибольшую активность при осуществлении надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе в прошедшем году проявили прокуроры гг. Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Вуктыла, Корткеросского, Эжвинского и Княжпогостского районов.
Информируя об изложенном, предлагаю:
1. При проведении проверок исполнения законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу особое внимание обращать:
- на исполнение требований закона при розыске лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу;
- на применение мер административного воздействия к лицам, нарушающим правила воинского учета;
- на исполнение требований законодательства в части качественного обследования и медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву;
- на соблюдение норм закона об обязательной подготовке граждан к службе в армии.
2. Своевременно рассматривать в порядке ст. 109 УПК РСФСР материалы в отношении лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, исключить случаи незаконного освобождения виновных лиц от уголовной ответственности, особо обратив на это внимание прокуроров гг. Ухты, Сосногорска, Инты, Печоры.
3. Анализировать и использовать в работе судебную практику по рассмотрению жалоб призывников на решения призывных комиссий военкоматов, уголовных дел по ст. 328 УК РФ.
4. Своевременно принимать меры прокурорского реагирования по устранению выявленных нарушений, привлечению виновных к ответственности.
5. О результатах проверок исполнения законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу сообщать докладными записками к 20 января каждого года.

Прокурор
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru