Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Государственной налоговой инспекции по РК от 05.05.1999
"ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРАВОВОЙ ТЕМАТИКЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРАВОВОЙ ТЕМАТИКЕ

В связи с поступающими запросами Госналогинспекция по Республике Коми разъясняет следующее.
Вопрос: Какая налоговая санкция применяется в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации?
Ответ: В связи с тем, что в формулировке налоговой санкции, предусмотренной п. 2 ст. 119 части 1 Налогового кодекса РФ (далее - ч. 1 НК РФ), за непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока ее представления допущена ошибка, до внесения изменений в п. 2 ст. 119 ч. 1 НК РФ или получения дополнительных разъяснений Госналогинспекция по Республике Коми рекомендует взыскивать штраф в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня установленного для ее представления, но не более двадцати процентов от указанной суммы.

Вопрос: Имеет ли налогоплательщик право вносить изменения в налоговую декларацию во время проведения выездной налоговой проверки?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 81 ч. 1 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Исходя из содержания п.п. 3, 4 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации может быть сделано налогоплательщиком до момента вручения акта налоговой проверки.

Вопрос: Каков порядок установления факта неуплаты налогов налогоплательщиком для применения налоговой санкции, установленной п. 2 ст. 118 ч. 1 НК РФ, за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло за собой неуплату налогов?
Ответ: Для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 118 ч. 1 НК РФ необходимо установить в совокупности следующие факты: движение денежных средств по счету налогоплательщика за период непредставления сведений об открытии указанного счета; перечисление денежных средств по поручению налогоплательщика на счета лиц, требования которых удовлетворяются согласно п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ после списания денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет; наличие задолженности по платежам в бюджет.
Не является нарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 118 ч. 1 НК РФ, если госналогинспекцией не установлен факт движения средств по счету налогоплательщика - недоимщика, сведения об открытии которого не представлены в налоговый орган, а также если у налогоплательщика отсутствует задолженность по платежам в бюджет. В этих случаях применяется п. 1 ст. 118 ч. 1 НК РФ.

Вопрос: Согласно ст. 80 ч. 1 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиком лично, либо по почте. Допускается ли представление налоговой декларации представителем налогоплательщика?
Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 21 ч. 1 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (п. 2 ст. 26 ч. 1 НК РФ).
Ограничения в части представления налоговой декларации представителем Кодексом не установлены.
Из изложенного следует, что налогоплательщик имеет право передать свои полномочия (часть полномочий) на участие в налоговых правоотношениях, в т.ч. право на представление налоговой декларации в госналогинспекцию, своему представителю.

В связи с поступающими запросами Государственная налоговая инспекция по Республике Коми направляет ответы на вопросы по применению части первой Налогового кодекса РФ.

Вопрос. Могут ли применяться налоговые санкции, предусмотренные п. 4 ст. 120 НК РФ, ст. 121 НК РФ, за нарушения правил составления налоговых деклараций за период 1996-1998 годов по проверкам, проводимым в 1999 году, поскольку ранее ответственность за данный вид нарушений отсутствовала?
Налоговые санкции, предусмотренные п. 4 ст. 120 НК РФ, ст. 121 НК РФ, должны применяться за каждую налоговую декларацию, составленную с нарушением правил, либо возможно привлечение к ответственности по виду налога, т.е. независимо от количества деклараций, составленных с нарушением правил?
В таких случаях возможно применение п. 4 ст. 120 НК РФ. Возможно ли применение положений данного пункта при установлении в ходе проверки завышения налога в налоговой декларации?
Ответ. До введения в действие части первой Налогового кодекса РФ ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации отсутствовала. Поэтому согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ налоговые санкции, предусмотренные пунктом 4 статьи 120 и статьей 121 Налогового кодекса РФ, применяются за нарушение правил составления налоговой декларации, срок представления которой наступил после 01.01.99 г.
Ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 120 и статьей 121 Налогового кодекса РФ, применяется за каждую налоговую декларацию, составленную с нарушением правил.
Согласно пункту 4 статьи 120 Налогового кодекса РФ нарушение правил составления налоговой декларации может выразиться в неправильном исчислении суммы налога, в результате чего сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, может быть либо занижена, либо завышена. Так как ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации, повлекшее занижение сумм налогов, подлежащих уплате, предусмотрена статьей 121 Налогового кодекса РФ, то, соответственно, в случае завышения налога, возможно применение пункта 4 статьи 120 Налогового кодекса РФ.

Вопрос. Какие периоды подлежат выездной налоговой проверке в 1999 году (1996-1998 годов или со II квартала 1996 года по I квартал 1999 года)?
Ответ. Согласно статье 87 Налогового кодекса РФ налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Таким образом, в 1999 году выездная налоговая проверка может проводиться за период, начиная с 1996 года.

Вопрос. Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится не чаще 1 раза в год. Если в I квартале 1999 года была проведена выездная налоговая проверка по налогу с продаж, имеет ли право налоговая инспекция провести выездную налоговую проверку:
- по другим видам налогов в течение 1999 года?
- проверить этот же налог за этот же период в 2000 году?
Ответ. В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год. Согласно статье 87 Налогового кодекса РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.
На основании изложенного можно сделать вывод, что если на предприятии в I квартале 1999 года была проведена выездная налоговая проверка по налогу с продаж, то следующая выездная налоговая проверка (в том числе и по другим налогам) не может быть проведена ранее I квартала 2000 года, при этом проверка не должна затрагивать налог с продаж за уже проверенный период.

Вопрос. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем инспекции может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Что относится к дополнительным мероприятиям налогового контроля, если в соответствии со ст. 87 НК РФ запрещается проведение повторной выездной налоговой проверки по одним и тем же видам налогов, а в соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится не чаще 1 раза в год?
Ответ. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Если по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то с учетом статей 87 и 89 Налогового кодекса РФ это не может быть повторная выездная налоговая проверка.

Вопрос. Проводятся ли повторные камеральные налоговые проверки по одним и тем же видам налогов за один и тот же период времени?
Ответ. В статье 87 Налогового кодекса РФ содержится запрет на проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. На камеральные налоговые проверки это правило не распространяется. Однако при проведении повторных камеральных налоговых проверок следует иметь в виду, что согласно статье 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Вопрос. Что может относиться к иным обстоятельствам, которые налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность обстоятельствами?
Должны ли быть документально подтверждены смягчающие обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик?
Ответ. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Данный перечень не является исчерпывающим, и вопрос о том, является ли то или иное обстоятельство смягчающим ответственность, решается в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) при принятии решения.
Обстоятельства, смягчающие ответственность, на которые ссылается налогоплательщик, должны быть документально подтверждены, если эти обстоятельства нуждаются в подтверждении (то есть данные обстоятельства не являются общеизвестными) и могут быть документально подтверждены.

ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос. В случае отсутствия возражений со стороны налогоплательщика при подписании акта налоговой проверки может ли налоговая инспекция вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности до истечения сроков, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ?
Ответ. В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа, подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Указанный срок является одной из гарантий защиты прав налогоплательщиков, предусмотренных статьей 21 Налогового кодекса РФ, и не может быть сокращен даже при отсутствии возражений со стороны налогоплательщика при подписании акта налоговой проверки.
Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки и по результатам проверки в течение десяти дней выносит решение (статья 101 Налогового кодекса РФ), т.е. пунктом 6 статьи 100 и статьей 101 Налогового кодекса РФ установлены сроки, в пределах которых должен быть рассмотрен акт налоговой проверки и вынесено решение.

Вопрос. Применяются ли налоговые санкции, предусмотренные статьями 120, 121, 122 Налогового кодекса РФ за нарушения, приводящие к занижению сборов (сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на благоустройство территории и др.)?
Ответ. Согласно пункту 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
То есть, исходя из определения "сбора", уплата которого является разовой, предшествует совершению юридически значимых действий и не предполагает составления налоговой декларации, совершение нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 121, 122 Налогового кодекса РФ, при уплате сборов практически невозможно. Однако сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на благоустройство территории, уплачиваемые в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", подпадают под понятие "налога", предусмотренное пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ, и, соответственно, при выявлении в ходе проверки нарушений, связанных с исчислением и уплатой указанных сборов, может применяться ответственность, предусмотренная статьями 120, 121, 122 Налогового кодекса РФ.

Вопрос. В каких случаях за нарушение правил составления налоговой декларации применяется ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 120, а в каких - статьей 121 Налогового кодекса РФ?
Ответ. Ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации, предусмотренная статьей 121 Налогового кодекса РФ, применяется в том случае, если указанные нарушения привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, в остальных случаях применяется ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 120 Налогового кодекса РФ.

Вопрос. Применяются ли налоговые санкции, предусмотренные статьями 120 (пункт 4), 121, 122 Налогового кодекса РФ, в случае неправомерного применения льготы?
Ответ. Неправомерное применение льготы по налогу влечет неправильное исчисление налога по итогам налогового периода, в результате чего налогоплательщик неполностью уплачивает суммы налога (занижает суммы налога, подлежащие уплате). Поэтому в случае неправомерного применения льготы помимо налога и пени применяются налоговые санкции, предусмотренные статьями 121, 122 Налогового кодекса РФ.

Вопрос. В ходе документальной проверки установлено непредставление расчета по налогу и неуплата налога. Какие виды ответственности в соответствии с Налоговым кодексом несет налогоплательщик?
Ответ. В случае непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы (п. 1 ст. 119 НК).
Ответственность, предусмотренная статьей 122 Налогового кодекса РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога, применяется только в том случае, если неуплата или неполная уплата сумм налога произошли вследствие занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода.

Вопрос. При систематическом отсутствии первичных документов в течение двух кварталов следует ли применять санкцию по пунктам 1-3 НК РФ?
Ответ. Отсутствие первичных документов следует рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое взимаются штрафы, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 120 НК РФ.

Вопрос. Зависит ли от суммы доначисленного налога применение штрафа по п. 3 ст. 120 НК РФ?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ деяния, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи (грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода), если они повлекли занижение дохода, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что сумма штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ, зависит от суммы доначисленного налога при условии, если указанная сумма превышает 1 500 тыс. рублей.
Если сумма неуплаченного налога менее 1 500 тысяч рублей, то применяется штраф в размере 15 тысяч рублей, независимо от суммы налога, подлежащего уплате.
В том случае, если грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения не повлекло занижение дохода, применяются санкции, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ в зависимости от периода, в течение которого совершались действия, свидетельствующие о грубом нарушении организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Вопрос. В каких размерах следует применять санкции при выявлении нарушений за период до 1999 года и в случаях, когда санкции, исчисленные по статье 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", определены в суммах менее, чем санкции по главе 16 НК РФ?
Ответ. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
На практике указанные положения означают следующее.
Решение о применении ответственности за налоговое правонарушение, допущенное до вступления части первой Кодекса в силу, не может быть вынесено налоговым органом после ее вступления в силу, если ответственность за соответствующее правонарушение Налоговым кодексом РФ не установлена.

Если кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", то за соответствующее правонарушение, совершенное до вступления части первой НК в силу, применяется ответственность, установленная Кодексом. И наоборот, если Кодекс устанавливает ответственность за деяния, которые ранее не считались правонарушениями, или усиливает ответственность по сравнению с ранее действующим законодательством, то соответствующие нормы Кодекса могут применяться только в отношении правонарушений, допущенных после вступления в силу части первой НК.

Отдел
правового обеспечения


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru