Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прокуратуры РК от 05.03.1999
"ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОКУРОРОМ ЗАЯВЛЕНИЙ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКОВ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ (БАНКРОТАМИ) В ПОРЯДКЕ ОБЩЕЙ ПРОЦЕДУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЗАЯВЛЕНИЙ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ДОЛЖНИКОВ ПО УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ КАК ОТСУТСТВУЮЩИХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 5 марта 1999 года

ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОКУРОРОМ ЗАЯВЛЕНИЙ
В АРБИТРАЖНЫЙ СУД О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКОВ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ (БАНКРОТАМИ) В ПОРЯДКЕ ОБЩЕЙ
ПРОЦЕДУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЗАЯВЛЕНИЙ
ПРИ БАНКРОТСТВЕ ДОЛЖНИКОВ ПО УПРОЩЕННОЙ
ПРОЦЕДУРЕ КАК ОТСУТСТВУЮЩИХ

При подготовке горрайпрокурорами материалов в арбитражный суд о признании должников несостоятельными (банкротами) необходимо руководствоваться:
- положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 01.03.98;
- статьями 4, 41, 95 Арбитражно - процессуального кодекса Российской Федерации;
- статьей 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Закона от 17.11.95.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ
В АРБИТРАЖНЫЙ СУД, О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ
В ПОРЯДКЕ ОБЩЕЙ ПРОЦЕДУРЫ

Основания обращения прокурора с заявлением о признании должника банкротом предусмотрены ст. 40 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в которой определено, что прокурор вправе обратиться с таким заявлением:
- когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
- когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
- в интересах кредитора по денежным обязательствам - РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
- в случаях, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Это положение касается банкротства отдельных категорий должников, в отношении которых закон устанавливает особенности их банкротства, страховой организации - п. 2 ст. 144, гражданина - п. 1 ст. 153, индивидуального предпринимателя - п. 1 ст. 165 и т.д.;
- в случаях, предусмотренных другими Федеральными законами. К другим законам относятся ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и АПК РФ, в соответствии с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. К обстоятельствам, свидетельствующим о наличии нарушенных государственных и общественных интересов, в этом случае могут быть отнесены:
- особый экономический и социальный статус предприятия;
- нахождение среди кредиторов большого числа граждан из социально слабо защищенных слоев и т.д.
С учетом предусмотренных законом случаев, при наличии которых прокурор вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом, заявителями, в интересах которых прокурор предъявляет такое заявление, могут выступать подразделения органов налоговой службы на местах (Государственные налоговые инспекции) и внебюджетных фондов (управление Пенсионного фонда и т.д.), социально незащищенные граждане, администрации городов и районов, либо представительные органы власти местных образований, либо
государство в целом.
Должниками по рассматриваемым заявлениям прокурора являются те юридические и физические лица, с которыми закон связывает право прокурора на обращение с заявлением о признании их банкротами.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

В силу п. 3 ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
Решая вопрос о подготовке заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности должника, необходимо иметь в виду, что данная категория дел, как установлено ст. 143 АПК РФ, рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве).
Поэтому при подготовке рассматриваемых материалов следует обращать внимание на правила рассмотрения судом дел о банкротстве, определенные данным законом.
Особенность рассмотрения таких дел и, как следствие, особенность подготовки заявлений по данным делам о банкротстве выражается, в частности, в том, что дела данной категории рассматриваются не в порядке искового производства; в арбитражный суд в этом случае предъявляется не иск, а заявление; лицами, участвующими в деле, являются не стороны (истец и ответчик), а должник и иные лица, наделенные правом на обращение с таким заявлением (кредитор, прокурор, налоговые и иные органы и лица, в случаях, предусмотренных законом). Лицами, участвующими в этих делах как участники арбитражного процесса, наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут выступать физические лица.

ПОДСУДНОСТЬ

Правила подсудности дел о банкротстве установлены ст. 29 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по месту их нахождения и по месту жительства гражданина.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Требования к форме и содержанию заявления прокурора о признании должника банкротом в порядке общей процедуры предусмотрены ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Из положений п. 2 ст. 40 данного закона следует, что оно должно соответствовать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора.
Согласно ст. 35 указанного нормативного акта заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве подается в арбитражный суд в письменной форме.
С учетом предъявляемых законом к содержанию такого заявления требований (ст. ст. 35, 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") в проекте заявления должны быть указаны:
1. Полное наименование арбитражного суда, в который подается заявление.
2. Наименование или инициалы лиц, участвующих в деле (прокурора, наделенного правом обращения в арбитражный суд, с указанием его должности, должника, его кредиторов, государственных органов, участие которых обязательно в рассмотрении дела, с указанием их почтовых адресов).
3. Размер требований кредиторов к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек.
В силу ст. 5 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику - гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда.
4. Обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения.
Как установлено ст. 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Что касается должника гражданина, то дополнительным условием для признания его банкротом является то, что сумма задолженности по его обязательствам должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
Следует также отметить, что согласно ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должниками, суммы обязательных платежей.
Исключению из суммы кредиторской задолженности, учитываемой при установлении наличия признаков банкротства, подлежат требования, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, перед учредителями (участниками), суммы неустойки (штрафы и пени) и иные финансово - экономические санкции, подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательств по уплате обязательных платежей.
При подготовке материалов о признании должника банкротом необходимо иметь в виду, что под денежными обязательствами должника понимаются лишь его обязательства, вытекающие из гражданских правоотношений, что предусмотрено ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". То есть при определении признаков банкротства не учитываются обязательства должника, вытекающие из трудовых правоотношений.
5. Доказательства обоснованности требований кредитора.
Решая вопрос о подготовке заявления о признании должника банкротом, следует учитывать, что размер кредиторской задолженности складывается только из тех требований кредиторов, которые установлены, к ним закон относит требования, подтвержденные вступившими в законную силу решениями судов документами, свидетельствующими о их признании должником, либо о том, что они должником не оспариваются; исполнительная надпись нотариуса; требования об уплате обязательных платежей.
6. Доказательства, подтверждающие основания заявления.
С учетом предъявляемых законом в рассматриваемом случае к заявлению прокурора требований к проекту данного заявления должны прилагаться следующие документы:
- учредительные документы должника (если в интересах кого - либо из кредиторов - юридических лиц, то и кредиторов);
- балансы должника за последних 4 отчетных периода (т.е. за 4 квартала) и иная финансовая отчетность за аналогичный период (в том числе расчетные ведомости во внебюджетные фонды);
- имеющиеся акты проверок должника контролирующими органами (например, налоговой инспекцией и т.д.), акты аудиторских проверок;
- справки налоговых и иных контролирующих органов о размере задолженности должника с указанием отдельно суммы недоимки, финансово - экономических санкций и периода образования задолженности;
- вступившие в законную силу решения судов, подтверждающие соответствующие требования кредиторов, или иные доказательства, указывающие на обоснованность их требований к должнику, в том числе ответ должника на претензию кредитора, из которого следует, что должник требования не оспаривает, акт сверки задолженности между кредитором и должником, исполнительная надпись нотариуса, документы, подтверждающие акцентирование должником требований кредитора иным образом.
В случаях, если прокурор выходит с заявлением в интересах кредиторов РФ, субъекта РФ или муниципального образования, то к заявлению, как предусмотрено ст. 38 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", помимо указанных документов должны прилагаться документы о наделении органа соответствующими полномочиями. Например, в силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, поэтому к заявлению в этом случае необходимо прилагать устав, положение гор(рай) Советов или иных уполномоченных органов, в том числе на период осуществления реформ представительных органов власти - администраций городов и районов. Необходимо также иметь в виду, что требования данной категории кредиторов к должнику могут вытекать только из обязательств гражданско - правового характера.
Из статьи 39 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что к заявлению прокурора в интересах налоговых или иных уполномоченных органов (внебюджетных фондов) также прилагаются доказательства принятия соответствующими органами мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном порядке. Такими документами могут быть платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете, решение суда о взыскании недоимки с гражданина и исполнительный лист с отметкой судебного пристава - исполнителя о неисполнении ввиду отсутствия имущества.
7. Перечень прилагаемых к заявлению документов.
Перечисленный перечень сведений, которые должны быть указаны в проекте заявления прокурора о признании должника банкротом, не является исчерпывающим.
Так, при подготовке материалов о признании должника банкротом, когда имеются признаки преднамеренного банкротства, в заявлении дополнительно приводятся сведения об указаниях или действиях учредителей должника, иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания или иным способом определять его действия, которые повлекли банкротство. К заявлению в этом случае также прилагаются доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
В любом случае при решении вопроса о подготовке материалов о признании должника банкротом прокурору необходимо осуществлять анализ причин, по которым требования кредиторов не могут быть им выполнены. Это необходимо прежде всего потому, что на сегодняшний день зачастую встречаются случаи, когда размер кредиторской задолженности государства перед должником превышает размер задолженности должника перед государством. Кроме того, данный анализ следует проводить и с той целью, что банкротство как следствие влечет высвобождение трудоспособного населения либо представляет из себя умышленный способ ухода от долгов и прежде всего перед государством.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
О БАНКРОТСТВЕ ДОЛЖНИКОВ В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ
КАК ОТСУТСТВУЮЩИХ

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" при признании банкротом должника в порядке упрощенной процедуры, в том числе как отсутствующего, устанавливает иные критерии банкротства, нежели в порядке общей процедуры.
Этим определяются особенности подготовки проектов заявлений о признании должников банкротами как отсутствующих.
Признаки отсутствующего должника предусмотрены ст. ст. 177, 180 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Так, под отсутствующим должником понимается физическое или юридическое лицо, которое фактически прекратило свою деятельность, когда руководитель предприятия или должник - гражданин отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии хозяйственной деятельности.
Доказательствами прекращения деятельности должника может служить в первую очередь непредставление должником в налоговые или иные контролирующие органы отчетности в течение длительного времени, неудовлетворительный баланс предприятия за последний год, отсутствие по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или по месту жительства, непроведение текущих платежей, отсутствие операций по имеющимся в банках счетам.
При подготовке заявления о возбуждении дела о банкротстве отсутствующего должника данные обстоятельства могут быть установлены путем анализа баланса должника за последние 4 отчетных периода, из данных органов государственной налоговой службы и внебюджетных фондов о предоставлении должником отчетности об уплате текущих платежей и наличии задолженности, из актов контролирующих органов и актов органов, осуществляющих принудительное исполнение решений судов об отсутствии имущества по месту нахождения должников, из объяснений руководителей и иных работников предприятий (бухгалтеров) о фактическом прекращении деятельности, из сведений, предоставленных банками об отсутствии операций должника по счетам в течение последних 12 месяцев, об отсутствии средств на счете и т.д.

Помощник
прокурора
Республики Коми
по обеспечению
участия прокуроров
в арбитражном процессе
юрист
2 класса
В.Н.УСОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru