Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Коми от 03.02.1999 № 8-РЗ
"О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ"
(принят ГС РК 22.01.1999)

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 16.03.1999, № 49
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 24.06.1999, № 6, ст. 1076


Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 09.03.2004 № 9-РЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 16 данного документа).



3 февраля 1999 года № 8-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Принят
Государственным Советом Республики Коми
22 января 1999 года

Настоящий Закон определяет правовые основы организации системы социального партнерства в Республике Коми с целью регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Действие настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется:
на работников организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, первичные профсоюзные организации, профсоюзные объединения и их органы (далее - профсоюзы);
на предпринимателей, работодателей и их объединения;
на органы исполнительной власти Республики Коми, органы местного самоуправления.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

Правовую основу социального партнерства в Республике Коми составляют законы Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Коми, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами и нормами федеральных и республиканских законов.
В правовую основу социального партнерства в Республике Коми входят также генеральное соглашение, республиканское соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации в Республике Коми.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:
организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
представители органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;
представители работников - органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные ими. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить орган профсоюза либо иной орган представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения соглашения, коллективного договора и контроля за их выполнением;
представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;
работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта, соглашения), лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях;
система социального партнерства в Республике Коми - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально - трудовых отношений, разрешения социально - трудовых конфликтов;
социально - трудовые отношения - взаимоотношения работника и работодателя в процессе трудовой деятельности;
социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, органами исполнительной власти Республики Коми и органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социальной стабильности, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении заключения сторонами соглашений, коллективных договоров, принятия совместных решений;
стороны социального партнерства - работники, работодатели, а также органы исполнительной власти Республики Коми и органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей.

Статья 4. Задачи социального партнерства

Задачами социального партнерства являются:
обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Республике Коми;
обеспечение эффективного механизма регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений;
дальнейшее развитие и сотрудничество республиканских объединений работодателей, профсоюзов и иных представительных органов работников и работодателей, усиление их роли как социальных партнеров в решении социально - экономических проблем на республиканском уровне;
поэтапное повышение уровня жизни населения;
обеспечение роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики;
разработка и обязательное заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми;
совершенствование организации и функционирования социального партнерства в республике;
предупреждение и совместное разрешение возникших негативных явлений и конфликтов в социально - трудовой сфере;
регулирование оплаты труда в бюджетном и негосударственном секторе экономики;
улучшение условий и охраны труда;
создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.

Статья 5. Принципы социального партнерства

Принципами социального партнерства являются:
соблюдение сторонами социального партнерства Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законодательства Российской Федерации и Республики Коми, уважение и учет интересов сторон переговоров;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
полномочность социальных партнеров и их представителей;
равноправие сторон и доверие в отношениях;
невмешательство в дела друг друга;
свобода выбора и обсуждения вопросов;
добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласия;
регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам социального партнерства;
реальность обеспечения выполнения принятых социальными партнерами обязательств;
обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
систематичность контроля и гласность исполнения принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
соблюдение предусмотренных законом примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;
ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Статья 6. Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений

Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений (далее - комиссия) является постоянно действующим органом системы социального партнерства в Республике Коми и действует в соответствии с положением, утверждаемым Главой Республики Коми.
Комиссия формируется и действует на принципах добровольности, равенства полномочий и представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон.
Комиссия имеет право:
давать рекомендации органам государственной власти Республики Коми о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в сфере социально - трудовых отношений;
получать необходимую информацию и материалы об экономическом и социальном положении в Республике Коми и организациях, расположенных на ее территории, независимо от форм собственности и подчиненности в соответствии с действующим законодательством;
проводить консультации с Главой Республики Коми, Государственным Советом Республики Коми по вопросам разработки и реализации социально - экономической политики в сфере труда, занятости, трудовой миграции, социального обеспечения, доходов и уровня жизни населения;
направлять в порядке, не противоречащем законодательству, членов комиссии и экспертов в организации Республики Коми независимо от форм собственности и подчиненности для ознакомления с положением дел и необходимыми материалами, касающимися трехстороннего соглашения;
участвовать через создаваемые рабочие органы в разработке муниципальных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, муниципальных соглашений;
оказывать практическое и методическое содействие заключению муниципальных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, муниципальных соглашений, коллективных договоров;
принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти Республики Коми, профсоюзами, работодателями, их объединениями;
осуществлять контроль за выполнением условий трехстороннего соглашения.

Статья 7. Республиканское трехстороннее соглашение

Республиканское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий:
общие принципы регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений;
социальные нормативы, программы и другие условия труда;
социальные гарантии и льготы на территории Республики Коми;
взаимные обязательства органов исполнительной власти Республики Коми, объединений профсоюзов, объединений работодателей.
Республиканское трехстороннее соглашение заключается между органами исполнительной власти Республики Коми, объединениями профсоюзов, работодателями и их объединениями на основе переговоров между сторонами соглашений до принятия республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий период.
Условия, содержащиеся в республиканском трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников применительно к законодательству Российской Федерации, генеральному соглашению, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным и профессиональным тарифным соглашениям на соответствующий период.
Регулирование разногласий, возникших в ходе переговоров при заключении и исполнении республиканского трехстороннего соглашения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Республиканское трехстороннее соглашение подписывается Главой Республики Коми, руководителями объединений профсоюзов и объединений работодателей и в двухнедельный срок публикуется в республиканских средствах массовой информации. В том случае, когда стороны профсоюзов и работодателей представлены несколькими объединениями, трехстороннее соглашение подписывают их руководители по поручению сторон. Каждая из сторон разрабатывает мероприятия по реализации положений в течение срока, обусловленного республиканским трехсторонним соглашением.
Выполнение обязательств республиканского трехстороннего соглашения рассматривается сторонами социального партнерства не реже одного раза в квартал.
Изменения и дополнения в республиканское трехстороннее соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении.

Статья 8. Республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, муниципальные соглашения

Республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, муниципальные соглашения заключаются между объединениями профсоюзов, соответствующими объединениями работодателей (работодателями) и органами исполнительной власти Республики Коми либо органами местного самоуправления.
Содержание республиканского отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, муниципального соглашения определяется сторонами на основе предварительных консультаций между ними.
Республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, муниципальное соглашение могут предусматривать следующие положения:
форму, систему и размер оплаты труда (тарифную ставку первого разряда), различные виды доплат, пособий, денежных вознаграждений;
порядок индексации тарифных ставок и окладов, компенсаций работникам организаций с учетом уровня инфляции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми;
основные условия материального стимулирования работников организаций, направленные на усиление их заинтересованности в эффективности производства;
дополнительные требования к условиям и охране труда, другие вопросы социальной направленности.
Тарифные ставки, предусмотренные в республиканском отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении, являются базовыми для организаций, расположенных на территории Республики Коми, и используются ими при заключении индивидуальных и коллективных договоров.
Республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, муниципальное соглашение не должны снижать достигнутый уровень льгот и гарантий, предусмотренных соответствующими соглашениями федерального уровня. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, образуемой сторонами в соответствии с законодательством.
Республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение и муниципальные соглашения должны учитываться в организациях, а также при принятии соответствующих нормативных правовых актов, в том числе при разработке республиканского и муниципальных бюджетов.

Статья 9. Соглашения и коллективные договоры

Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.
Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению соглашения, коллективного договора вправе выступать любая сторона.
Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее чем через семь дней начать переговоры.
Профсоюзы вправе выступать инициаторами ведения коллективных переговоров. Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти Республики Коми и органы местного самоуправления обязаны в таком случае вести переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.
Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти Республики Коми и органы местного самоуправления также вправе выступать инициаторами ведения коллективных переговоров. Профсоюзы в таком случае обязаны вести переговоры, заключать соглашения и коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.
Соглашения, коллективные договоры на территории Республики Коми заключаются и действуют в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".

Статья 10. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Подготовленные и одобренные сторонами отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и коллективные договоры подлежат обязательной экспертизе в Министерстве труда и занятости населения Республики Коми, муниципальные соглашения - в органах по труду соответствующих муниципальных образований, а также уведомительной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Выявленные Министерством труда и занятости населения Республики Коми и органами по труду муниципальных образований положения, противоречащие законодательству, должны быть устранены.
Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашения, коллективные договоры.

Статья 11. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания при присоединении

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.
В тех случаях, когда заключено республиканское отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50 процентов работников отрасли (отраслей), Министерство труда и занятости населения Республики Коми вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
В тех случаях, когда заключено муниципальное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50 процентов работников всех отраслей в муниципальном образовании, органы местного самоуправления вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение тридцати календарных дней с момента получения письменного предложения о присоединении к соглашению не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
Профсоюзы, организации работодателей и их объединения, не участвовавшие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

Глава 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 12. Права сторон социального партнерства

Стороны социального партнерства имеют право:
обращаться в органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления с предложениями по разработке проектов нормативных правовых актов по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам;
бесплатно получать друг от друга в семидневный срок полную и достоверную информацию по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;
на распространение информации по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации в установленном порядке;
проводить взаимные консультации по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимым для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон.

Статья 13. Обязанности сторон социального партнерства

Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны:
выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры;
рассматривать взаимные обращения по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам;
разрабатывать планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей;
выполнять взаимные договоренности по финансированию затрат, необходимых для осуществления деятельности в системе социального партнерства и реализации настоящего Закона.

Статья 14. Ответственность сторон социального партнерства

Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по соглашению, коллективному договору, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и Республики Коми. Условия и порядок применения мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств наступает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Сторона (стороны) соглашения, коллективного договора вправе требовать исполнения имущественных обязательств в порядке, установленном федеральным законодательством.
Привлечение стороны (сторон) к ответственности за невыполнение принятых обязательств не освобождает их от необходимости выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Статья 15. Ответственность за разглашение государственной, служебной и коммерческой тайны

Лица, представляющие стороны социального партнерства, за разглашение сведений, полученных ими (доступных им) в связи с подготовкой или выполнением соглашений, коллективных договоров, если эти сведения являются государственной, служебной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую тайну не могут составлять:
учредительные документы (решение о создании организации или договор учредителей) и устав;
документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
сведения по установленным формам отчетности о финансово - хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
документы о платежеспособности;
сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
документы об уплате налогов и обязательных платежах;
сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
сведения об участии должностных лиц предприятия в других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Главе Республики Коми привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
3 февраля 1999 года
№ 8-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru