Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 29.01.1999 № 25
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 06.04.1999, № 64
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 24.05.1999, № 5, ст. 1074


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 10.11.2002 № 307.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 29 января 1999 г. № 25

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ
ФОНДОМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ
ПОЛЬЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

На основании статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить Правила пользования лесным фондом для осуществления побочных лесных пользований в Республике Коми согласно приложению.
2. Признать утратившим силу распоряжение Главы Республики Коми от 12 сентября 1996 г. № 893-р.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждены
Указом
Главы Республики Коми
от 29 января 1999 г. № 25
(приложение)

ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила пользования лесным фондом для осуществления побочных лесных пользований в Республике Коми (далее именуются - Правила) регулируют отношения между лесхозами и лесопользователями в целях создания условий для рационального многоцелевого, непрерывного и неистощимого пользования ресурсами недревесной продукции леса, их воспроизводства, охраны и защиты.
2. Осуществление побочных лесных пользований предусматривает следующие виды деятельности:
сенокошение;
пастьба скота;
размещение ульев и пасек;
сбор и заготовка березового сока;
сбор и заготовка дикорастущих плодов, грибов, других пищевых лесных ресурсов;
сбор и заготовка лекарственных растений и технического сырья;
сбор и заготовка вспомогательных лесных материалов.
3. Юридические лица, в том числе иностранные, и граждане вправе в установленном порядке осуществлять побочные лесные пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
4. Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Указанные права могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Республики Коми.
5. Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской федерации, Красную книгу Республики Коми и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.
6. Граждане обязаны применять технологию сбора продукции в лесном фонде, исключающую истощение имеющихся лесных ресурсов, соблюдать установленные порядок и сроки сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, технического сырья, мха и т.п.
7. В случаях изъятия участков лесного фонда для государственных или общественных нужд, либо для нужд ведения лесного хозяйства лесопользователю предоставляется другой равноценный участок.
Пользование участком лесного фонда прекращается независимо от установленного срока пользования, но с предупреждением об этом лесопользователя не позднее чем за один месяц.
8. Сроки осуществления побочных лесных пользований зависят от времени массового созревания урожая орехов, плодов, ягод или оптимального накопления полезных биологически активных веществ в лекарственных растениях.

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

9. Разрешительным документом на право сбора, заготовки, закупки продуктов побочных лесных пользований является лесной билет.
10. Основанием для выдачи лесного билета являются договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона, решение органов исполнительной власти Республики Коми.
11. Участки лесного фонда для промышленной заготовки продукции побочных лесных пользований предоставляются лесхозами на основании лесных конкурсов и лесных аукционов в установленном порядке.
12. Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, березового сока, мха и т.д. гражданами для собственных нужд является бесплатным.
13. Заготовка или закупка дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, березового сока, мха и т.д. для реализации или промышленной переработки в коммерческих целях производится за плату и с оформлением лесного билета.
14. Юридические лица и граждане, производящие заготовку или закупку продукции побочного лесного пользования у населения, должны пройти регистрацию в администрациях районов, городов и оформить у лесхоза, на территории которого закупается продукция побочного пользования, лесной билет.
15. Лесхозы осуществляют побочные лесные пользования на своей территории бесплатно, но с выпиской разрешительных документов.

3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ
ПОЛЬЗОВАНИЙ В ЛЕСНОМ ФОНДЕ

16. При осуществлении побочных лесных пользований лесопользователям на предоставляемых участках лесного фонда по согласованию с лесхозом разрешается строительство временных сооружений типа промысловых избушек, сторожек, сушилен, навесов, складов хранения сырья и готовой продукции, грибоварен, настилов и т.д.
17. Местонахождение, размер, назначение и количество строений, сроки их ликвидации оговариваются в договоре или лесном билете.
18. Древесина, необходимая для возведения временных строений и сооружений, отпускается лесопользователям на общих основаниях.
19. Возведение построек капитального типа в лесном фонде допускается при наличии соответствующего разрешения и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

3.1. Сенокошение и пастьба скота

20. Сенокошение и пастьба скота в лесном фонде производятся по лесным билетам.
21. Администрации районов, городов устанавливают размеры выделяемых участков для сенокошения на одну голову домашнего скота, сроки выпаса скота и не позднее двух недель до начала сенокошения или начала пастьбы скота распределяют сенокосные и пастбищные участки согласно заявкам юридических лиц и граждан.
22. Лесхозы обеспечивают выдачу лесных билетов и определяют в натуре участки для сенокошения и пастьбы скота.
23. Первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде пользуются лесхозы на своей территории, участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также иные категории граждан, перечень которых устанавливается администрациями районов, городов.
24. Участки лесного фонда, переданные для сенокошения и пастьбы скота и не использованные в установленные сроки, могут передаваться другим юридическим лицам и гражданам в установленном порядке.
25. Запрещается пастьба скота на площадях лесных культур, на лесосеках в течение нескольких лет после окончания вырубки леса, на участках молодых насаждений - до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом, и во всех случаях, если пастьба скота может вызвать эрозию почвы.
26. Пользователь участком лесного фонда для сенокошения и пастьбы скота обязан проводить мероприятия по улучшению сенокосов и пастбищ.
27. Администрации городов, районов вправе, по представлению лесхозов, устанавливать в интересах лесного хозяйства и охраны леса иные ограничения и запреты.

3.2. Размещение ульев и пасек

28. Размещение ульев и пасек в лесном фонде производится по лесным билетам.
29. Участки лесного фонда для размещения ульев и пасек предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесом площадях.

3.3. Сбор, заготовка березового сока

30. Сбор и заготовка березового сока должны производиться способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины.
31. Промышленная заготовка и сбор березового сока допускаются на участках спелых и перестойных березовых насаждений или смешанных насаждений с участием в составе не менее 40 процентов березы и не ранее, чем за 5 лет до рубки.
32. В подсочку назначаются деревья диаметром на высоте 1,3 м не менее 20 см.
33. Канал просверливаемого отверстия для заготовки березового сока должен быть диаметром не более 1 см и глубиной не более 2 см без учета толщины коры.
34. После окончания сезона подсочки отверстия плотно закрывают деревянной пробкой и замазывают садовым варом, садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев.
35. Новое отверстие для сбора березового сока просверливают на расстоянии не менее 20 см от старого отверстия.

3.4. Сбор и заготовка дикорастущих грибов, орехов,
ягод, плодов, других пищевых лесных ресурсов

36. Сбор и заготовка дикорастущих грибов, плодов, орехов, ягод, других пищевых лесных ресурсов должны проводиться способами, не наносящими вреда плодовым деревьям, кустарникам, ягодникам и грибницам и обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.
37. Способы сбора и заготовки грибов, плодов, ягод, орехов, других пищевых лесных ресурсов указываются в лесном билете.
38. Запрещаются сбор и заготовка грибов, плодов, ягод, орехов, других пищевых лесных ресурсов без письменного разрешения лесхоза на лесосеменных участках, плантациях, в лесосеменных заказниках и других искусственно созданных участках для выращивания плодов, грибов, орехов, ягод, других пищевых лесных ресурсов.
39. При сборе плодов не должны повреждаться плодоносные деревья и кустарники.
40. Запрещается рубка плодоносящих деревьев с целью сбора плодов.
41. Лесопользователи, закрепившие за собой участки лесного фонда для заготовки плодов и грибов, обязаны охранять их согласно лесному законодательству.

3.5. Сбор и заготовка лекарственных растений,
технического сырья и мха

42. Юридические лица и граждане могут производить в установленном порядке сбор и заготовку лекарственных растений, технического сырья и мха.
43. Способы сбора и заготовки лекарственных растений, технического сырья и мха указываются в разрешительных документах и должны обеспечивать своевременное восстановление и воспроизводство их запасов.
44. Запрещаются заготовка и сбор растений на искусственно созданных лесхозом участках и плантациях лекарственных растений и технического сырья.
45. Лесхозы, на территории которых находятся государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, другие особо охраняемые природные территории, вправе ограничивать заготовку и сбор лекарственных растений, технического сырья и мха.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСХОЗА

46. Лесхоз имеет право:
осуществлять контроль за ведением лесопользователем побочных лесных пользований;
вносить предложения по пересмотру условий договоров на побочное пользование участком лесного фонда;
проводить лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, переданных для побочных лесных пользований, в соответствии с его функциями по управлению лесным хозяйством;
предъявлять к лесопользователям иски о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству, и налагать штрафы в установленном порядке согласно законодательству;
привлекать лесопользователей, осуществляющих побочные пользования, к тушению лесных пожаров;
получать от лесопользователей сведения об использовании участка лесного фонда согласно договорам на лесопользование;
приостанавливать или расторгать договоры на пользование участком лесного фонда для осуществления побочного пользования в случаях, предусмотренных законодательством;
иные права согласно лесному законодательству.
47. Лесхоз обязан:
производить отвод участков для осуществления побочного пользования лесом;
обеспечивать лесопользователей за их счет необходимыми лесоустроительными материалами на взятый в пользование участок лесного фонда;
осуществлять контроль за правильностью использования участка лесного фонда;
согласовывать с лесопользователем, имеющим участок лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований, передачу данного участка другим лесопользователям для других видов лесопользования;
возмещать ущерб, нанесенный лесопользователю в результате неправомерных приостановлений или ограничений побочных лесных пользований;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

48. Лесопользователь имеет право:
получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых ему в пользование;
осуществлять на переданных в лесопользование участках лесного фонда побочные виды пользования в пределах тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;
производить строительство временных сооружений, дорог и т.д. согласно разделу 3 настоящих Правил;
иные права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации и Республики Коми.
49. Лесопользователь обязан:
осуществлять пользования участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации и Республики Коми;
соблюдать условия договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также условия лесного билета;
вести работы способами, исключающими повреждения деревьев, кустарников, травянистой растительности и грибницы;
соблюдать правила пожарной безопасности на используемых участках лесного фонда, проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
возмещать убытки лесному хозяйству в связи с неправомерной хозяйственной деятельностью;
своевременно вносить платежи за пользование участком лесного фонда;
не допускать нарушение прав других лесопользователей;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

6. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОБОЧНЫМИ
ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ

50. Пользование участками лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований является платным.
51. Бесплатно лесные пользования предоставляются гражданам для собственных нужд в следующих случаях:
сенокошение;
пастьба скота;
размещение пасек и ульев;
сбор и заготовка дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, других пищевых лесных ресурсов;
сбор и заготовка березового сока;
сбор и заготовка лекарственных растений и технического сырья.
52. Ставки лесных податей для осуществления побочного пользования, согласованные в установленном порядке, утверждаются Главой Республики Коми по представлению Комитета лесов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
53. Порядок и сроки платежей за пользование участками лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований устанавливаются разрешительным документом.
54. Размер платы за закупку дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и т.п. устанавливается администрациями городов, районов по представлению лесхозов.

7. ОГРАНИЧЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ
ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

55. Права пользования участками лесного фонда при осуществлении побочных лесных пользований могут быть ограничены или приостановлены решением Комитета лесов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в случаях:
нарушения лесопользователем требований лесного законодательства Российской Федерации и Республики Коми;
несоблюдения лесопользователем условий договора, лесного билета.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничения либо приостановления прав пользования участком лесного фонда, устранены, эти права восстанавливаются в полном объеме.
56. Ограничение или приостановление прав пользования участком лесного фонда не освобождает лесопользователя от ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации и Республики Коми.
57. Основания прекращения прав пользования участками лесного фонда при осуществлении побочных лесных пользований определены законодательством Российской Федерации.

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ

58. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований настоящих Правил стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
59. Споры по вопросам пользования участками лесного фонда при осуществлении побочных лесных пользований разрешаются в судебном порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru