УКАЗ Главы РК от 25.01.1999 № 20
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРОИЦКО - ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА НА 1999-2000 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 13.04.1999, № 69
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 04.10.2002 № 286.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 25 января 1999 г. № 20
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ТРОИЦКО - ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА НА 1999-2000 ГОДЫ
В целях создания условий для стабилизации и развития экономики и социальной сферы Троицко - Печорского района постановляю:
1. Утвердить Программу социально - экономического развития Троицко - Печорского района на 1999-2000 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1999-2000 годы предусмотреть выделение средств для финансирования мероприятий Программы.
3. Руководителям министерств, ведомств республики и администрации Троицко - Печорского района обеспечить осуществление комплекса мер по реализации утвержденных приоритетных направлений оздоровления и развития экономики и социальной сферы района, раз в квартал представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию по выполнению Программы.
4. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство экономики Республики Коми.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 25 января 1999 г. № 20
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТРОИЦКО - ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА НА 1999-2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТРОИЦКО - ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА
НА 1999-2000 ГОДЫ
Наименование - Программа социально - экономического
Программы развития Троицко - Печорского района
на 1999-2000 годы
Основание для - Комплексный план мероприятий
разработки Правительства Республики Коми по
Программы реализации в 1998 году Основных
направлений экономической и
социальной политики Правительства
Республики Коми на 1998-1999 годы,
утвержденный Указом Главы Республики
Коми от 16 марта 1998 г. № 104
Заказчик Программы - администрация Троицко - Печорского
района
Цели и задачи - разрешение существующих проблем в
Программы экономике Троицко - Печорского
района, создание условий для
дальнейшего увеличения объемов
промышленного и сельскохозяйственного
производства, улучшение положения в
социальной сфере
Сроки реализации - 1999-2000 годы
Программы
Исполнители - администрация Троицко - Печорского
Программы района, отраслевые министерства и
ведомства Республики Коми,
предприятия и организации,
функционирующие на территории района
Объемы и источники - общий объем финансирования
финансирования мероприятий Программы составит
Программы 161333 тыс. рублей и 18 млн. долларов
США,
из которых:
средства республиканского бюджета
Республики Коми - 8409 тыс. рублей;
средства местного бюджета -
6552 тыс. рублей;
собственные средства предприятий -
12635 тыс. рублей;
другие источники - 133737 тыс. рублей
и 18 млн. долларов США
Ожидаемые конечные - преодоление кризисного состояния
результаты экономики, увеличение объемов
реализации промышленного производства и
Программы сельскохозяйственной продукции,
снижение социальной напряженности в
районе
Контроль за - заказчик и исполнители Программы один
исполнением раз в квартал представляют информацию
Программы о ходе выполнения мероприятий в
Министерство экономики Республики
Коми
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРОИЦКО - ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Троицко - Печорский район является административно - территориальной единицей Республики Коми, расположен в северо - восточной части Республики Коми. Граничит с Усть - Куломским, Сосногорским, Вуктыльским районами, Ханты - Мансийским автономным округом Тюменской области, Свердловской и Пермской областями.
Центром района является поселок городского типа - Троицко - Печорск с населением 9,6 тыс. человек. Расстояние от райцентра до столицы республики - 500 км, площадь района - 40,7 тыс. кв.км, население - 21,2 тыс. человек, из них 21 проц. - коми. В районе 35 населенных пунктов: 15 поселков, 5 сел, 13 деревень.
Троицко - Печорский район расположен в пределах Печорской низменности. По западной части района проходит Тиманский кряж, с востока - гряды Северного Урала. Полезные ископаемые - калийная соль, глина кирпичная, бокситы, торф. Имеются месторождения природного газа и нефти.
Главное богатство района - лес. Сырьевая база располагает 347,5 млн. куб.м древесины, из них 301,4 млн. куб.м (86 проц.) - спелые и перестойные леса. На хвойные породы приходится 80 проц. запасов древесины. Расчетная лесосека составляет около 2,95 млн. куб.м.
На территории района функционирует более 200 предприятий различных организационно - правовых форм. Наиболее крупными из них являются ОАО "Печорлеспром", ЗАО "Ель", ОАО "Печорский ЛПХ", ООО "Сис - лес", ЗАО "Омралес" (заготовка и переработка древесины), ГУП "Троицко - Печорское АТП" (грузопассажирские перевозки), ООО "Троицко - Печорск - Печорстрой", ЗАО "Строительство, благоустройство, ремонт" (строительные услуги), Илычский коопзверопромхоз (производство пушнины).
Сельскохозяйственную отрасль района представляют сельскохозяйственный производственный кооператив "Надежда", 42 крестьянских хозяйства, совхоз "Приуральский".
Завоз продукции в район производится автомобильным, водным и железнодорожным транспортом. Перевозки пассажиров осуществляет ГУП "Троицко - Печорское АТП", Троицко - Печорский участок Сосногорского отделения Северной железной дороги и Вуктыльское отделение "Комиавиа".
Район богат разнообразными дикорастущими ягодами, грибами. Территория района представляет большой интерес для туризма.
1. Анализ социально - экономической ситуации
в Троицко - Печорском районе
Социально - экономическая ситуация в районе сложная. Уровень спада объемов промышленного производства за последние 5 лет составил 60 проц. По результатам хозяйственной деятельности в первом полугодии 1998 г. 94 проц. предприятий и организаций района являются убыточными. Предприятия района имеют значительные задолженности по платежам. Так, кредиторская задолженность на 1 августа 1998 г. составила 302 млн. рублей и превышает дебиторскую задолженность более чем в 4,2 раза.
Базовая отрасль экономики района - лесозаготовительная, переживает острый кризис спада производства, который отмечается большей глубиной, чем в целом по республике. Затянувшееся становление новых форм организации производства в лесной отрасли повлияло на существенное сокращение объемов заготовки и переработки древесины.
Производство деловой древесины в 1997 году составило всего 250 тыс. куб.м, или 46,6 проц. к уровню 1994 года. Несмотря на ввод в 1997 году на ряде предприятий новых мощностей по лесопилению, в целом по району объем производства пиломатериалов составил 26,7 тыс. куб.м, или 72 проц. к уровню 1994 года, 70 проц. заготавливаемого леса вывозится за пределы района в круглом виде.
В результате преобразований количество предприятий, занимающихся лесозаготовкой и переработкой, сократилось:
на базе трех самостоятельных леспромхозов АО "Якшалес", АО "Верхнепечорский ЛПХ" и АО "Троицко - Печорская ЛПБ" в мае 1995 г. организовано ОАО "Печорлеспром";
в декабре 1997 г. зарегистрировано ОАО "Печорлес", учредителем которого является Минимущество Республики Коми;
по результатам конкурса на право аренды участков лесосечного фонда ЗАО "Коми - Вуд - Сис" зарегистрировало в районе дочернее предприятие "Сис - лес".
Практически закончилась передача жилья и объектов социальной сферы лесозаготовительных предприятий в муниципальную собственность района.
В результате принимаемых мер по реструктуризации задолженности предприятий в 1998 году наметилась тенденция роста объемов производства лесозаготовительной отрасли. По итогам первого полугодия 1998 г. производство деловой древесины и пиломатериалов к соответствующему периоду 1997 года возросло на 21,7 и 12,3 проц. соответственно.
Однако по прежнему проблемами лесного комплекса являются:
задолженность предприятий по платежам в бюджеты всех уровней и выплате заработной платы;
старение основных фондов;
недостаток производственных мощностей по переработке древесины.
В аграрном секторе района на протяжении последних пяти лет неуклонно сокращаются поголовье скота и производство продукции. В 1997 году было произведено мяса в живом весе 110,2 т, или 42,1 проц. к уровню 1994 года, молока - 276,3 т, или 24,2 проц. к уровню 1994 года. В связи с низким рационом кормления продуктивность скота падает, ухудшаются показатели воспроизводства стада.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 1997 году в целом по району составила 857 га. В структуре посевных площадей кормовые культуры занимают 62 проц., картофель - 37 проц. В процессе реформирования агропромышленного комплекса в районе был создан сельскохозяйственный производственный кооператив "Надежда". Зарегистрировано 31 крестьянско - фермерское хозяйство. Основные производственные фонды фермерских хозяйств и СПК "Надежда" изношены. Обновление сельскохозяйственной техники практически не осуществлялось в течение последних пяти лет. Основными проблемами сельхозпроизводителей являются:
затруднения со сбытом готовой продукции;
отсутствие оборудования по переработке и хранению сельхозпродукции;
слабая материально - техническая база сельхозпроизводителей;
систематические задержки компенсаций за сельхозпродукцию из республиканского бюджета Республики Коми.
Из-за неплатежей потребителей тепловой энергии и коммунальных услуг финансовое состояние в жилищно - коммунальном хозяйстве остается очень тяжелым. Это привело к несвоевременной выплате заработной платы, невозможности приобретения материальных ресурсов для проведения ремонтных работ, обновления основных фондов. Материально - техническая база коммунального хозяйства развита слабо. Требуют замены существующие инженерные сети, отсутствуют резервы производственных мощностей.
На развитие экономики и социальной сферы в первом полугодии 1998 г. предприятиями и организациями направлено 6,7 млн. рублей капитальных вложений, что составляет 76 проц. от уровня января - июня 1997 года. Происходит сокращение предприятий и численности работников, занятых в отрасли строительства.
На протяжении последних двух лет остается неудовлетворительным уровень оказания услуг населению пассажирским транспортом. Практически без сообщения остались в настоящее время населенные пункты - Приуральский, Усть - Унья, Куръя, Митрофан - Дикост, Тимушбор.
Изменения, происходящие в экономике района, оказали серьезное влияние на развитие демографических и миграционных процессов, обострение проблем занятости, доходы населения, социальную сферу.
Численность экономически активного населения на 1 июля 1998 г. составила 11,2 тыс. человек, или 52,3 проц. от общей численности населения района. С 1995 года численность населения района уменьшилась на 2,2 тыс. человек (9,9 проц.). Снижение обусловлено миграционным потоком и естественной убылью населения.
Остается напряженной ситуация на рынке труда района. Уровень официальной безработицы по состоянию на 1 июля 1998 г. составил 14,2 проц., или 1626 человек. По уровню безработицы район находится на третьем месте среди районов Республики Коми.
Несмотря на сложное финансово - экономическое положение, в районе продолжают стабильно работать учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры. Сохранена сеть общеобразовательных учреждений, однако численность учащихся постепенно сокращается. Практически все сельские школы нуждаются в ремонте. Происходит сокращение числа детских дошкольных учреждений. Учреждения здравоохранения испытывают недостаток квалифицированных кадров: укомплектованность врачами составляет 85 проц., средним медперсоналом - 94 проц.
Для социального обслуживания населения в районе создано отделение социальной помощи на дому. При ЦРБ открыты две палаты для участников Великой Отечественной войны. В районе работают три специальных дома для ветеранов, открыт дом - интернат на 20 человек для одиноких и престарелых граждан.
Исходя из анализа социально - экономической ситуации в районе, можно сделать вывод, что для снятия социальной напряженности и создания условий для нормального функционирования экономики и социальной сферы района необходимо принять срочные меры, а именно: провести реструктуризацию задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджет, внебюджетные фонды; осуществить работу по вводу новых и модернизации действующих производственных мощностей в лесной отрасли и сельском хозяйстве, транспорте, наладить организацию производства конкурентоспособной промышленной и сельскохозяйственной продукции. Их осуществление и предопределяет целесообразность разработки целевой программы социально - экономического развития района.
2. Цель и сроки Программы
2.1. Цель Программы
Основной целью Программы является преодоление спада промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение уровня безработицы, увеличение доходной части местного бюджета, создание условий для дальнейшего развития экономики и социальной сферы района.
2.2. Сроки реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут реализованы в 1999-2000 годах.
2.3. Заказчик Программы
Заказчиком Программы является администрация Троицко - Печорского района.
3. Комплекс мер по реформированию и развитию
экономики и социальной сферы района
3.1. Лесозаготовительная промышленность
Приоритетными направлениями стабилизации работы предприятий лесной отрасли являются:
финансовое оздоровление действующих предприятий;
ввод новых и модернизация старых производственных мощностей по заготовке и переработке древесины;
внедрение современной технологии заготовки и раскряжевки древесины;
организация производства новых конкурентоспособных видов продукции;
развитие предприятий малого бизнеса по заготовке и переработке древесины;
передача лесосечного фонда в аренду лесозаготовителям на длительный срок.
Реализацию этих направлений осуществить за счет следующих мероприятий:
Стабилизацию работы агропромышленного комплекса предполагается осуществить на основе совершенствования его хозяйственного механизма, развития и укрепления материально - технической базы.
Приоритетными направлениями этой работы являются:
проведение реорганизации сельскохозяйственных предприятий района;
осуществление работ по земельной реформе и землеустройству;
строительство новых мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции.
Основными направлениями развития электроэнергетики района являются улучшение и повышение надежности энергообеспечения населенных пунктов района, а также вывод в резерв малоэкономичных дизельных электростанций.
Для стабилизации экономики района необходимо комплексное детальное обобщение имеющихся геологических данных по всем полезным ископаемым, открытым на территории района, и составление программы геологоразведочных работ.
Приоритетным направлением в строительстве дорог является строительство дороги "Комсомольск - Якша".
Осуществление дорожного строительства обеспечит круглогодичную связь труднодоступных населенных пунктов с райцентром и будет содействовать развитию сельского хозяйства и лесозаготовительных предприятий.
Предполагается осуществить строительство следующих объектов:
Основными направлениями поддержки жилищно - коммунального хозяйства являются:
укрепление материально - технической базы объектов жилищно - коммунального хозяйства;
ремонт жилого фонда;
снижение затрат на содержание жилищно - коммунального хозяйства.
Осуществить их предполагается за счет следующих мероприятий:
Основными направлениями развития транспортных предприятий района являются укрепление материально - технической базы предприятий транспорта для обеспечения круглогодичного сообщения райцентра с отдаленными поселками района.
Намечается осуществить следующие мероприятия:
Ситуация в районе требует принятия мер, направленных на сдерживание негативных тенденций в социальной сфере и стабилизацию положения на рынке труда.
Одним из приоритетных направлений Программы является обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы:
обеспечение защиты безработных;
стимулирование их к различным формам занятости;
установление квот на рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Для их выполнения предполагается осуществить следующие мероприятия:
Реализация мероприятий позволит укрепить материально - техническую базу социальной службы, повысить уровень социальной защиты всех граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В целях создания условий для социальной защиты населения предполагается реализовать следующие мероприятия:
Общий объем финансирования Программы в 1999-2000 годах составит 161333 тыс. рублей и 18 млн. долларов США, из них средства республиканского бюджета Республики Коми - 8409 тыс. рублей. Из местного бюджета района на реализацию мероприятий будет направлено 6552 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение реформирования лесного комплекса будет осуществляться из собственных средств предприятий - 3,9 млн. рублей и заемных источников - 8,95 млн. рублей и 18 млн. долларов США.
Для поддержки и развития аграрного сектора будут направлены средства в объеме 1895 тыс. рублей из заемных и собственных средств предприятий.
5. Ожидаемые результаты от реализации Программы
В результате выполнения предусмотренного Программой комплекса мероприятий в районе ожидается рост объемов заготовки древесины и пиломатериалов, увеличение производства сельскохозяйственной продукции.
Повысится надежность энергообеспечения населенных пунктов района, строительство дорог улучшит связь с труднодоступными населенными пунктами.
Увеличение объемов лесозаготовок и ввод новых мощностей позволит создать дополнительные рабочие места, снизить уровень открытой и скрытой безработицы.
Повысится уровень социальной защищенности ветеранов, пожилых людей.
Улучшится материально - техническая база образовательных и культурных учреждений района.
Реформирование жилищно - коммунального хозяйства путем совершенствования системы управления, обслуживания, внедрения счетчиков учета и контроля позволит укрепить материально - техническую базу объектов жилищно - коммунального хозяйства, повысит надежность теплоснабжения и водоснабжения.
6. Система организации контроля
за реализацией Программы
Реализацию мероприятий Программы осуществляют администрация Троицко - Печорского района, предприятия и организации, функционирующие на территории района, соответствующие отраслевые министерства Республики Коми. По результатам каждого квартала исполнители Программы направляют в Министерство экономики Республики Коми информацию о ходе работ по ее реализации.
Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономики Республики Коми, которое на основе анализа информации, представленной исполнителями Программы, готовит и в установленном порядке представляет в Администрацию Главы Республики Коми справки, записки и другие материалы о ходе реализации Программы.