Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Тупицына, "Все для Вас", № 2, 1999 г.)]
"О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 20.01.1999, № 2






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

В соответствии с Законом РК "О республиканском бюджете Республики Коми на 1998 год" от 31 марта 1998 г. № 10-РЗ, бюджетные назначения по налогу на имущество на 1998 год определены в размере 490 525 тысяч рублей, что составляет 22% доходной части республиканского бюджета по налоговым доходам, в местные бюджеты должно поступить 339 331 тысяч рублей.
Базой налога на имущество предприятия являются основные средства и нематериальные активы (по остаточной стоимости), незавершенное производство, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Законодательными органами Республики Коми установлена максимальная ставка налога - 2%.
С введением в действие с 1 января 1998 года Федерального закона от 08.01.98 № 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", начиная с расчетов за 1 квартал 1998 года, предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
При рассмотрении положений данной нормы закона следует учитывать, что под территориально обособленными подразделениями предприятия в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ понимаются представительства и филиалы, расположенные вне местонахождения головного предприятия.
Хотелось бы напомнить предприятиям об обязанности встать на налоговый учет, которая установлена пунктом 19 инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 № ВА-3-12/49. Согласно указанному пункту налогоплательщики - организации, уплачивающие отдельные виды налогов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды не по своему основному местонахождению, встают на учет в налоговую инспекцию по месту уплаты налогов.
Практика налоговых проверок показывает, что нарушения налогового законодательства по налогу на имущество связаны в основном с несвоевременной постановкой на учет основных фондов, непроведением их переоценки, невключением в налогооблагаемую базу остатков по счету 45 "Товары отгруженные", неоприходованием приобретенных либо безвозмездно полученных товароматериальных ценностей, предоставлением в налоговые органы недостоверной бухгалтерской отчетности, неправильным применением льгот по налогу и другим причинам.
В соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий" счет 45 "Товары отгруженные" включен в перечень счетов, определяющих налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий, и применяется при исчислении данного налога, начиная с расчетов за 9 месяцев 1997 года. Расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, учитываемые на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", - не являются объектом обложения налогом на имущество предприятий.
Результаты переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. следовало отразить в бухгалтерском балансе за 1 квартал 1998 года.
Результаты переоценки балансовой стоимости основных фондов по состоянию на 1 января 1998 года (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 627) отражаются в бухгалтерской и статистической отчетности, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором завершена переоценка основных фондов, и учитываются при начислении амортизационных отчислений и налогообложении.
При использовании льготы по налогу на имущество предприятий необходимо учитывать следующее.
Налогом не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Если образовательное учреждение сдает в аренду площади и в договоре отражено, что сдаваемые в аренду площади используются по целевому назначению (для образовательной деятельности), тогда право на льготу сохраняется. Если помещения сдаются коммерческим организациям не для целей образования, возникает обязанность по уплате налога. Стоимость имущества, подлежащего налогообложению, в данном случае будет рассчитываться пропорционально сдаваемой в аренду площади.
Объекты, законсервированные в соответствии с решениями органов государственной власти и управления, содержащиеся на балансе предприятия, не подлежат налогообложению. Решение руководителя предприятия о консервации основных фондов не является основанием для предоставления данной льготы, поскольку его вправе принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации или соответствующие органы местного самоуправления по месту расположения налогоплательщика.
Льготирование площадей хранилищ и территории предприятий, используемых для содержания законсервированного имущества и оборудования, законом не предусмотрено.
Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы. Если предприятие вырабатывает молоко, сливки, сметану, творог из натурального молока, а не из сухого, то оно будет иметь право на льготу по налогу на имущество.
Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.
В случае, если объекты жилищно - коммунального хозяйства, находящиеся на балансе предприятия, сдаются в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа под нежилые помещения (офисы и т.п.) и другие цели, не связанные с жилищно - коммунальной сферой, то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Учреждения и организации сферы туризма уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке.
Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства № 1-75-018 туристические гостиницы и турбазы отнесены к отрасли "Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение" (код 91620), поэтому стоимость имущества туристических гостиниц и турбаз, находящихся на балансе предприятий сферы туризма, налогом не облагается как имущество объектов социально - культурной сферы.
Что касается ресторанов, столовых, пунктов проката, находящихся на балансе сферы туризма, то стоимость их имущества учитывается при налогообложении, так как согласно Классификатору отраслей народного хозяйства они отнесены к отрасли "Торговля и общественное питание" (коды по КОНХ 71311 и 71400).
Облагаются налогом на имущество у предприятий сферы туризма административные здания и помещения, имущество, сданное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа, автомобили и другое имущество, не предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны.
Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов. Следует иметь ввиду, что стоимость АТС внутренней связи не исключается из балансовой стоимости имущества предприятия при налогообложении.
И имущественные (проводные, волоконно - оптические, стекловолоконные и др.) линии связи общего пользования и сооружения, предназначенные для поддержания их в эксплуатационном состоянии, исключаются из балансовой стоимости для целей налогообложения.
К таким линиям не относятся радиолинии, линии спутниковой связи, сотовой связи и другие аналогичные линии связи, неимущественные линии, в которых задействованы только средства связи (приемники, передатчики, ретрансляторы).
Конкретное заключение по видам линий связи (назначениям, составу, использованию) и сооружениям, поддерживающим их в рабочем состоянии, можно получить в органах управления, курирующих вопросы связи.
Во всех налоговых инспекциях по месту расположения предприятий и организаций можно получить бесплатные информации, связанные с исчислением налога на имущество, и другим налогам и сборам.

Старший госналогинспектор
отдела
контрольно - методической работы
по налогообложению
юридических лиц
Госналогинспекции
по Республике Коми,
советник
налоговой службы,
II ранга
В.С.ТУПИЦЫНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru