Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 25.11.1998 № 7-3-98
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 25 ноября 1998 г. № 7-3-98

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гор(рай)прокурорам
Республики Коми

Прокуратурой Республики Коми проведено обобщение исполнения законодательства во внешнеэкономической сфере.
Проведенные гор(рай)прокурорами во исполнение совместного Указания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 10.04.97 № 15/7 "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с преступлениями и нарушениями законов в сфере внешнеэкономической деятельности" проверки показали, что контролирующими органами проводится большой объем работы по пресечению правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, однако органами прокуратуры не уделяется достаточно внимания этому вопросу.
С территории Республики Коми в 1997 г. поставлено на экспорт следующее количество основных видов продукции: угля - 197,8 тыс. тонн, нефти - 1459,8 тыс. тонн, мазута - 365,8 тыс. тонн, лесоматериалов - 242,3 тыс. куб.м, ДВП - 7797,3 тыс. кв.м, бумаги - 189,7 тыс. тонн, газового конденсата - 85,6 тыс. тонн.
За январь - август 1998 г. уровень экспорта остался, в основном, прежним. Однако снижены поставки мазута (133, 2 тыс. тонн), ДВП (2024 тыс. кв.м).
Вышеприведенные данные позволяют сделать вывод о том, что Республика Коми продолжает оставаться поставщиком сырьевых ресурсов, а не продуктов их переработки.
При экспорте-импорте грузов предприятиями-участниками ВЭД часто нарушаются таможенные правила.
Наиболее характерными из них были в режиме ввоза: выдача без разрешения таможенного органа РФ, утрата или недоставление в таможенный орган товаров и транспортных средств (ст. 254 ТК РФ), нарушение режима склада временного хранения (ст. 266 ТК РФ), недекларирование, недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 279 ТК РФ), действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей (ст. 282 ТК РФ). В режиме вывоза чаще всего допускаются следующие нарушения: неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим (ст. 273 ТК РФ), недекларирование, недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 279 ТК РФ).
Статистические данные указывают на неуклонный рост количества совершаемых правонарушений Таможенного законодательства. Так, если за 1997 г. Сыктывкарской таможней было заведено и составлено 684 дела о НТП и Актов о наложении взыскания в упрощенной форме, то за 9 месяцев 1998 г. - 720.
Проверкой установлено, что в соответствии с решением координационного совещания правоохранительных органов Республики Коми от 24.12.97 созданная в Сыктывкарской таможне единая информационная база правоохранительных и контролирующих органов о нарушениях в сфере внешнеэкономической деятельности используется всеми структурами при проведении проверок и мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений в этой сфере.
В рамках Протокола об организации взаимодействия между Сыктывкарской таможней и налоговыми органами Республики Коми от 26.12.96 на постоянной основе осуществляется обмен полезными сведениями о юридических и физических лицах-участниках внешнеэкономических связей. В целях оперативного и полного взаимодействия по вопросам обеспечения контроля за соблюдением валютно-экспортного законодательства между Северным региональным центром ВЭК России и Госналогинспекцией по Республике Коми утверждено Соглашение о сотрудничестве и межведомственном информационном обмене. С данными структурами происходит обмен информацией по исполнению п. 3 Межведомственного плана мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части федерального бюджета на 4 квартал 1997 и на 1998 год по выявлению преступлений и правонарушений, совершаемых фирмами, осуществляющими операции по экспорту стратегически важного сырья, промышленных товаров, нефтепродуктов. Поступающие сведения о нарушениях валютного законодательства, выявленные в ходе проверок таможенных органов и органов валютного контроля, используются в ходе комплексных проверок.
Проведенными проверками установлено, что наиболее действенный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, осуществляется налоговыми органами. ГНИ налажен учет налогоплательщиков, проводятся документальные проверки экспортеров стратегически важного сырья, промышленных товаров, нефтепродуктов, в том числе предприятий с иностранными инвестициями в соответствии с приказом Госналогинспекции по РК от 08.12.97 № 161-П "Об организации работы по выполнению межведомственного плана мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части федерального бюджета на 4 квартал 1997 г. и на 1998 год", а также Планами проверок налогоплательщиков Госналогинспекции по Республике Коми на 1997 г. и 1998 г. За проверяемый период охвачено проверками 88 процентов всех предприятий. При проведении проверок на предприятиях обеспечивается комплексный подход, т.е. предприятия проверяются по всем вопросам соблюдения налогового законодательства, и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению проверок предприятий, осуществляющих операции по экспорту стратегически важного сырья, промышленных товаров и нефтепродуктов, проверяются вопросы соблюдения валютного законодательства.
Следует отметить, что в 1996 г. прокурорами городов устанавливались факты несоблюдения налоговыми инспекциями требований закона об обязательной проверке предприятий-субъектов ВЭД не реже 1 раза в два года. Так, в августе 1996 г. прокурором г. Ухты было внесено соответствующее представление в налоговую инспекцию. Контрольные проверки показали, что подобные нарушения больше не допускаются.
От общего количества проверенных документально предприятий-экспортеров факты нарушения налогового законодательства установлены в 90 процентах. По результатам документальных проверок подлежит ко взысканию всего 207 186 тыс. руб., в том числе сумма налога - 70 911 тыс. руб. В основном нарушения налогового законодательства относились к финансово-хозяйственной деятельности предприятий, не связанной с экспортными операциями.
Из общего числа проверенных предприятий нарушения налогового законодательства, связанные с операциями по экспорту вышеназванной продукции, выявлены у 14 налогоплательщиков: ООО "Сосногорсклес", ООО "Сосногорсклеспром", ООО "Прилузлеспром", ОАО "Мезеньлеспром", ОАО "Сыктывкарский ЛДК", ОАО "Сысолалес", СП "Италком", ЗАО "Фирма "Трио", ОАО АК "Комилеспром", ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс", ОАО "Деревообрабатывающий завод", ООО "Сыктывкарский фанерный завод", ОАО "Нерудник", АООТ "Жешартский фанерный комбинат".
Нарушения налогового законодательства при реализации продукции на экспорт были установлены в большей части по неправомерному применению льготы по налогу на добавленную стоимость. Так, неправомерное включение в сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению из бюджета, сумм налога, уплаченных поставщикам за приобретенные материальные ресурсы и использованные для производства экспортной продукции без документального подтверждения факта экспорта, установлено по следующим предприятиям: ООО "Сосногорсклеспром" - сумма заниженного НДС составила 223 тыс. руб., ООО "Сосногорсклес" - 108 тыс. руб., ОАО АК "Комилеспром" - 5 тыс. руб., ООО "Прилузлеспром" - 223 тыс. руб., ОАО "Деревообрабатывающий завод" - 56 тыс. руб., ОАО "Нерудник" - 49 тыс. руб., АООТ "Жешартский фанерный комбинат" - 38 тыс. руб., ОАО "Сыктывкарский ЛДК" - 3 849 тыс. руб., спецналога - 287 тыс. руб., ОАО "Сыктывкарский ЛПК" сумма заниженного НДС - 2 614 тыс. руб., спецналога - 217 тыс. руб.
Выявлены и другие налоговые нарушения.
Контроль за соблюдением предприятиями порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки также осуществляется налоговыми инспекциями. Порядок зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках проверен в 13 банках, в ходе проверок нарушений валютного законодательства не установлено.
В соответствии с установленным порядком налоговой инспекцией в органы налоговой полиции направляются акты документальных проверок для принятия решений о возбуждении уголовных дел. По предприятиям, осуществляющим экспортные операции, таких материалов было направлено 31, по 29 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, 2 находятся на рассмотрении.
Полнота, законность и своевременность принимаемых решений проверяется систематически по мере принятия следователями МрО процессуальных решений, одновременно проверяется порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях. При этом нарушения указанного порядка не выявлялись.
Проверкой установлено, что Ухтинским МРО УФСНП РФ по РК не во всех случаях осуществляется розыск налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов по письменным запросам налоговой инспекции.
Такая обязанность возложена на органы налоговой полиции п. 3.2 приказа Госналогслужбы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ № АП-3-16-111/171 от 22.05.97 "Об усилении и совершенствовании взаимодействия Государственной налоговой службы РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ". По данному факту прокуратурой г. Ухты внесено представление в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по РК.
Следует отметить, что прокуроры не реагируют должным образом на подобные нарушения. Например, налоговые инспекции городов Сосногорска, Печоры, Сыктывкара также обращались в органы налоговой полиции по вопросам розыска должников и документов, однако насколько сотрудниками налоговой полиции своевременно принимались необходимые меры, не установлено.
Национальный банк Республики Коми Центрального банка РФ располагает данными об уполномоченных банках, имеющих лицензию на осуществление операций с иностранной валютой. За 1997 и истекший период 1998 гг. было проведено соответственно 147 и 112 проверок уполномоченных банков. В общем числе нарушений преобладали недостатки в организации работы обменных пунктов, которые выражались в недостаточной технической укрепленности обменных пунктов, несоответствии установленных комиссионных вознаграждений видам проводимых валютно-обменных операций, недостатками в бухгалтерском учете валютно-обменных операций.
Имелись случаи ненадлежащего исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля при обслуживании контрактов при импорте и экспорте товаров. В каждом конкретном случае Национальным банком предъявлены требования по устранению недостатков, а к Прилузскому отделению АК Сберегательного банка РФ применены штрафные санкции на 105,5 тыс. руб.
За период 1997 - 1998 гг. Северным региональным центром ВЭК России проводились проверки исполнения внешнеэкономического законодательства хозяйствующими субъектами, в ходе которых выявлены нарушения (всего 10). Самым распространенным нарушением является осуществление валютных операций с движением капитала без лицензии ЦБ РФ (АО "Ухтинский нефтеперерабатывающий завод", ТОО "Илыч", ОАО "Коминефть", государственное авиационное предприятие "Комиавиа", ОАО "Шахта "Воргашорская"). Во всех случаях к нарушителям применялись штрафные санкции. Однако следует сделать вывод, что осуществляемый центром контроль является недостаточным, не охватывающим всех участников внешнеэкономической деятельности. Это объясняется, прежде всего, отдаленностью центра (находится в г. Архангельске).
Из представленных контролирующими органами сведений усматривается, что многие нарушения допускаются предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности. Однако гор(рай)прокуроры, за исключением прокурора г. Ухты, Троицко-Печорского, Прилузского, Сысольского и Княжпогостского районов, проверки на предприятиях не провели, ограничились данными налоговых инспекций. Указанные проверки были ими проведены только после вмешательства прокуратуры Республики Коми.
По данным Сыктывкарской таможни на территории Республики Коми зарегистрировано 669 участников внешнеэкономической деятельности, из них наибольшее число приходится на г. Сыктывкар (351) и г. Ухту (101). Однако многие из них не работают в связи с финансовыми затруднениями.
В процессе проверок на предприятиях, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности, нарушений, по которым могли быть внесены акты прокурорского реагирования, выявлено не было (г. Ухта, Княжпогостский, Койгородский, Троицко-Печорский районы).
Например, в ходе проверки Ухтинской прокуратурой ЗАО "Финкомлес" установлены факты недополучения валютной выручки за поставку лесопродукции в сумме 109,706 тыс. руб. (по курсу Центробанка). Во время проверки предприятием были представлены Акты Промышленно-торговой палаты РК, обосновывающие недополучение валютной выручки недогрузом экспортной продукции.
В настоящее время проводится проверка в ДП "Севергазпром" в связи с тем, что в ГГП "Ухтанефтегазгеология" установлено, что валютные средства по контракту № 15402 от 12.08.96 в сумме 3195 долларов США были перечислены в Казахстан для участия в конференции. По причине неучастия произведен возврат в сумме 2667 долларов США. Остаток задолженности в сумме 458 долларов США отнесен в дебет счета 88.
В ходе проверки АО "Княжпогостский завод ДВП" установлен факт, когда контракт на импортную поставку проката плоского, заключенный 13.01.98 с Литовской фирмой, от имени завода был подписан зам. генерального директора без соответствующей на то доверенности. В настоящее время условия контракта выполнены полностью, поэтому представление не вносилось.
Несмотря на то, что выявление нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности требует большого объема специальных знаний, некоторыми прокурорами проверки проводились без привлечения специалистов таможенных и налоговых служб (Сыктывкар, Сосногорск, Печора, Усть-Цильма и др.).
Проведенные гор(рай)прокурорами проверки показали, что во многих районах имеются предприятия с иностранными инвестициями, но фактически они не осуществляют никакой деятельности. Например, СП "Печорский лес", ЗАО "Троицко-Печорский лесоперерабатывающий завод", имеющие общих учредителей, завезли в 1995 - 1996 гг. около 60% оборудования для установки его на лесоперерабатывающем заводе. Однако по причине отсутствия денежных средств дальнейший ввоз оборудования прекращен, а завезенное не установлено. СП "Сосногорск" с 1997 г. приостановил свою деятельность в связи с тяжелым финансовым положением. Фактов нарушений внешнеэкономического законодательства на предприятиях с иностранными инвестициями не установлено.
В соответствии с решением координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Коми от 24.12.97 прокурорам городов и районов надлежит не реже 1 раза в полугодие осуществлять проверки законности заключенных субъектами внешнеэкономической деятельности сделок (контрактов), связанных с поставками за рубеж товаров и услуг. Однако прокуроры городов и районов самостоятельно не планируют и не проводят такие проверки. Это особо касается городов Сыктывкар, Воркута, Ухта, Инта, Усинск, Сосногорск, Печора, а также Эжвинского, Княжпогостского, Койгородского, Троицко-Печорского и Усть-Вымского районов.
Во исполнение совместного Указания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 10.04.97 № 15/7 "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с преступлениями и нарушениями законов в сфере внешнеэкономической деятельности" надлежит и впредь проводить совместные проверки исполнения внешнеэкономического законодательства не реже одного раза в полугодие, при этом обеспечить надлежащий надзор за правоохранительными и контролирующими органами.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора необходимо обеспечить своевременное поступление в прокуратуры оперативных сведений и основных официальных данных о совершенных правонарушениях в сфере ВЭД, привлекать специалистов для выяснения возникающих вопросов. В ходе осуществления надзора во внешнеэкономической сфере надлежит использовать методическое пособие "Прокурорский надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности" (пособие включено в очередной бюллетень прокуратуры Республики Коми).

Первый заместитель прокурора
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
Н.А.БАСМАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru