Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Коми от 27.12.1993 № XII-17/4
(ред. от 19.11.1998)
"ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Красное Знамя", 26.01.1994, № 15
"Ведомости Верховного Совета Республики Коми", 1993, № 7, ст. 4



Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 17.10.2000 № 57-РЗ.



27 декабря 1993 года № XII-17/4

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

(в ред. Законов РК от 07.05.1996 № 20-РЗ;
от 19.11.1998 № 37-РЗ)

Настоящий Закон устанавливает гарантии прав трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками организаций и учреждений, независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда представляет собой систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических, правовых мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия

Законодательство об охране труда состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, настоящего Закона, других законодательных актов Республики Коми и Российской Федерации в области охраны труда.
Действие настоящего Закона распространяется на:
предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности;
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях;
военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в организациях.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика Республики Коми в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Республики Коми, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и основывается на следующих принципах:
(абзац 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
а) приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности организации;
б) координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики, с деятельностью в области охраны окружающей среды;
в) установления единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности;
(п. "в" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
г) государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
д) широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
е) стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;
ж) участия государства в финансировании охраны труда;
з) проведения эффективной налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на организациях, применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности организаций в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда;
и) бесплатного обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием за счет работодателя;
к) обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания;
л) социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
м) установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном техническом уровне производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;
н) определения производственных процессов, веществ и материалов, представляющих опасность для здоровья, контакт с которыми должен быть запрещен или ограничен и поставлен в зависимость от разрешения и контроля спецорганов;
о) подготовки специалистов по охране труда, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям;
п) общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов трудящихся в области охраны труда на производстве, осуществляемого профессиональными организациями и их союзами, другими общественными организациями и объединениями, трудовыми коллективами организаций;
р) установления порядка обязательного заключения на уровне организаций ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления и тарифных соглашений;
с) установления государственной статистической отчетности о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и условиях труда, объективного информирования работников о состоянии охраны труда в организациях и в отраслях народного хозяйства;
т) международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.
Республика в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Статья 4. Участие общественных объединений (организаций) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда

Предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные объединения (организации) для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях (организациях).
Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, организации оказывают всемерную помощь и поддержку таким общественным объединениям (организациям) и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.

Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров и соглашений

При выполнении организациями и гражданами Республики Коми работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное.
Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Коми, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 6. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

Республика в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на охрану труда всем гражданам Республики Коми, а также гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства, участвующим в трудовом процессе на территории Республики Коми.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
В случае нарушения работодателем условий трудового договора (контракта) последний может быть расторгнут по заявлению работника в соответствии с действующим законодательством.
(часть 3 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 7. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья

Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья.
Организация обязана в случаях, предусмотренных законодательством, организовывать проведение предварительных (до заключения трудового договора) и периодических в течение его действия медицинских осмотров работников в соответствии с порядком, установленным органами здравоохранения.
Запрещается привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая, по заключению медицинских органов, противопоказана им по состоянию здоровья либо при уклонении работника от прохождения медицинских осмотров.
(часть 3 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 8. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда

Все работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, и аттестацию в порядке и в сроки, установленные для их профессии и видов работ.
Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда.

Статья 9. Право работника на информацию, льготы и компенсацию по условиям труда

Работодатель обязан информировать работников организации о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи с этим льготах, компенсациях, средствах индивидуальной защиты при поступлении на работу, по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, характер и размеры таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
По решению трудового коллектива организация вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда.

Статья 10. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности

Работодатель обязан внедрять современные средства охраны труда, обеспечивать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, а также при не обеспечении работника необходимыми средствами индивидуальной защиты не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций. В этом случае за время вынужденного простоя по вине организации за работником сохраняется место работы (должность) и производится оплата согласно действующему законодательству.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в порядке, установленном трудовым законодательством.
(часть 3 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Трудовой договор, ухудшающий положение работника в области охраны труда по сравнению с законодательными актами, подлежит расторжению по инициативе работника либо приведению в соответствие с законодательством по требованию органов государственного надзора или контроля.

Статья 11. Гарантии работникам за вынужденный простой в случаях ликвидации рабочего места или приостановления работы организации в связи с не обеспечением здоровых и безопасных условий труда

На время приостановки работ в организации (рабочих местах, производственных участках и т.д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности и гигиены труда за работником сохраняется рабочее место (должность) и производится оплата согласно действующему трудовому законодательству.
При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственной экспертизы условий труда и органами государственного надзора и контроля, работодатель обязан предоставить работнику новое место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет организации переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
При невозможности выполнения условий, предусмотренных частью второй, допускается сокращение штатной численности в соответствии с действующим законодательством.
(часть 3 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 12. Ограничение применения труда на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин в возрасте до 21 года, а в возрасте старше 21 года - без их согласия. Также запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Российской Федерации. Глава Республики Коми с учетом консультаций с объединением работодателей, профессиональными союзами в лице соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами вправе дополнять перечень таких работ.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 13. Социальное страхование работников организаций от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Работники организаций подлежат обязательному социальному страхованию работодателем от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Работники организации могут быть дополнительно застрахованы работодателем за счет средств организации от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размерах страховых сумм, определяемых коллективным договором (соглашением).
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Статья 14. Права работника в области охраны труда

Работник имеет право:
а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание, ухудшение состояния здоровья и (или) снижение работоспособности;
(п. "а" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
б) информацию о состоянии условий его труда, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от требований и норм законодательства по охране труда;
в) на информацию об оценке состояния его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров;
г) на предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте, проводимом органами государственного либо общественного надзора и контроля по охране труда;
(п. "г" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
д) на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет работодателя;
е) на проведение инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля;
ж) на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья;
з) на обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя;
(п. "з" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
и) на переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия организации, ликвидации рабочего места вследствие нарушения законодательства об охране труда и (или) технической возможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
(п. "и" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
к) на возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
(п. "к" введен Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
л) на другие гарантии, предусмотренные законодательством.
(п. "л" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:
а) соблюдать правила, инструкции положения и приказы по охране труда;
б) не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и в организации или предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других лиц;
в) немедленно извещать своего непосредственного руководителя (бригадира, мастера, начальника участка и др.) о любой ситуации, которая, по его мнению, создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей;
г) немедленно сообщать о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшими в процессе работы или в связи с ней;
д) применять средства коллективной и индивидуальной защиты, содержать их в исправном состоянии;
е) проводить медицинское обследование и тесты, предусмотренные нормативными актами.

Статья 16. Права работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право:
а) войти с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандарта или нормы по безопасности и гигиене труда;
б) на бесплатную информацию от органов государственного надзора и контроля по охране труда по результатам проверок и расследований, а также по законодательным и иным нормативным актам по охране труда;
(п. "б" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
в) на сопровождение должностных лиц органов государственного надзора и контроля по охране труда при проведении инспекторских проверок, на участие в совещаниях в органах государственного управления, надзора и контроля по охране труда по рассмотрению деятельности работодателя по вопросам охраны труда;
(п. "в" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
г) на проведение совещаний и консультаций с органами государственного надзора и контроля по охране труда по завершению инспекции или расследования;
(п. "г" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
д) на обжалование в установленном законом порядке решений соответствующих государственных органов надзора и контроля по охране труда. Ходатайство должно быть подано в вышестоящий орган или в судебные органы не позднее одного месяца после получения решения;
(п. "д" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
е) на возмещение убытков, причиненных в результате неправомерных действий государственных органов надзора и контроля по охране труда в соответствии с действующим законодательством.
(п. "е" введен Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда в организациях возлагается на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования и при ведении технологических процессов;
б) приведение условий труда на каждом рабочем месте в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда;
в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания трудящихся;
г) режим труда и отдыха трудящихся, установленный законодательством;
д) работникам, занятым в производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, проводимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением - выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих материалов, спецпитания в соответствии с установленными нормами;
е) эффективный контроль за уровнем воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников;
ж) возмещение работникам вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
з) обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил, норм и инструкций по охране труда;
и) информирование каждого работника о состоянии условий труда на рабочем месте и полагающихся ему средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах за работу в неблагоприятных условиях;
(п. "и" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
к) выплату компенсаций и предоставление льгот работникам за работу в производствах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
(п. "к" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
л) организацию первичных и периодических профилактических медицинских осмотров (обследований) работников за счет средств организации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
(п. "л" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
м) беспрепятственный допуск представителей государственного надзора и контроля и общественного контроля по охране труда для проведения проверок состояния охраны труда в организации и соблюдения законодательства об охране труда, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(п. "м" в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
н) своевременную уплату штрафа за нарушения законодательства об охране труда;
о) необходимые меры по сохранению здоровья и жизни работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
п) предоставление контролирующим и надзорным органам необходимой бесплатной информации о состоянии условий труда, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве.
В целях улучшения условий и охраны труда работников, профилактики и снижения несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на территории Республики Коми, ежегодно разрабатываются и реализуются планы по улучшению условий и охраны труда независимо от заключения коллективных договоров.
(часть 3 введена Законом РК от 19.11.1998 № 37-РЗ)
Обеспечение разработки, финансирования и реализации планов по улучшению условий и охраны труда возлагается на руководителя организации (работодателя).
(часть 4 введена Законом РК от 19.11.1998 № 37-РЗ)

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Статья 18. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.
Государственное управление охраной труда в Республике Коми осуществляют органы исполнительной власти по труду Российской Федерации и Республики Коми, в городах и районах - местные администрации в пределах своей компетенции.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Нормативные акты по охране труда, утвержденные государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Республики Коми всеми министерствами и ведомствами Республики Коми, организациями всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
(часть 3 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Должностные лица государственных органов управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, и доступа к необходимой информации.

Статья 19. Полномочия министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, объединений и других органов хозяйственного управления по охране труда

Отраслевые министерства, ведомства, концерны, ассоциации, объединения и другие органы хозяйственного управления:
а) осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда в организациях, для чего создают отделы или службы охраны труда;
б) определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;
в) проводят независимую экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно-бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;
г) организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководящими работниками, специалистами организаций.

Статья 20. Полномочия администраций районов, городов республиканского подчинения по вопросам охраны труда

(название в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Администрации районов, городов республиканского подчинения в пределах своей компетенции:
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
а) обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории;
б) создают при необходимости за счет долевого участия организаций и иных средств целевой фонд охраны труда для решения региональных проблем в области охраны труда и оказания соответствующей помощи организациям;
в) осуществляют координацию работы по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной территории;
(п. "в" введен Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
г) организуют обучение и проверку знаний законодательства о труде и об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной территории.
(п. "г" введен Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 21. Управление охраной труда в организации

Ответственность за состояние охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Работодатель создает службу охраны труда или на договорной основе нанимает специалистов по охране труда, которые организуют и контролируют выполнение требований законодательства по охране труда.
В организациях с численностью до 150 работающих функции специалиста по охране труда могут выполнять лица, уполномоченные работодателем. При численности 150 и более человек вводится должность специалиста по охране труда. При численности 500 и более человек создаются службы охраны труда, структура и численность которых определяются степенью риска производства. При наличии в организации более 50 единиц автотранспортной техники вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения. По статусу служба охраны труда приравнивается к основным службам организации. Специалисты по охране труда не могут привлекаться к другим работам, не относящимся к их деятельности.
(часть 3 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
(часть 4 исключена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Служба охраны труда прекращает свою деятельность только в случае ликвидации организации.
Службы охраны труда организуют работу по охране труда и осуществляют контроль за исполнением должностными лицами и работниками организации требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда, а также организуют работу и контролируют соблюдение Правил дорожного движения и пожарной безопасности при отсутствии в штате организации соответствующих специалистов.
Работодатель обязан обеспечить материально-техническую базу служб охраны труда организации.
(часть 7 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 22. Права специалистов по охране труда

Специалисты по охране труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителям организаций о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство, нормы и правила по охране труда. В случаях возникновения непосредственной угрозы здоровью или жизни работников специалисты по охране труда вправе приостановить работы впредь до устранения выявленных нарушений.

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 23. Обеспечение охраны труда в организации

Условия труда на каждом рабочем месте организации должны соответствовать требованиями стандартов, правил и норм по охране труда.
Работодатель и работники организации сотрудничают в деле обеспечения охраны и условий труда. В организациях с численностью работников более десяти человек создаются комитеты, комиссии или группы по охране труда, в состав которых входят представители работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Взаимные обязательства работодателя и работников по улучшению условий и охраны труда в организации предусматриваются коллективным договором (соглашением).
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 24. Нормативное обеспечение охраны труда

Стандарты, нормы, правила, инструкции и другие нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительствами Российской Федерации и Республики Коми и являются обязательными для всех государственных и хозяйственных органов управления и надзора, организаций, должностных лиц и работников, независимо от видов и форм собственности и хозяйствования.
Нормативные акты по охране труда могут пересматриваться в связи с устранением неблагоприятных факторов.

Статья 25. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации организаций и объектов

Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение новой техники и технологии, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по безопасности и гигиене труда, не допускаются.
Проекты организаций и средств производства подлежат обязательной экспертизе, а при необходимости - экспертизе независимых объединений (организаций), опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и требованиям охраны труда.
Машины, механизмы, технологические линии и другие средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата (удостоверения) безопасности, выдаваемого в установленном порядке.
работа организаций или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда и создающих угрозу жизни или здоровью работников, подлежит приостановке полномочными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми, до приведения их в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда.

Статья 26. Подготовка специалистов по охране труда

Подготовка специалистов по охране труда осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации и Республики Коми. Вопросы охраны труда включаются также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Лица, профессионально занимающиеся вопросами охраны труда в организации или в государственных органах, должны быть аттестованы органами государственного надзора и контроля по охране труда.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 27. Обучение и инструктирование работников организации по вопросам охраны труда

Все вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую работу проходят инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по безопасности и гигиене труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической аттестацией.
Все вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты трудящихся в области охраны труда.

Статья 28. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований соответствующих бюджетов, выделяемых отдельной строкой, организаций, а также из фондов охраны труда. Фонды охраны труда создаются и действуют в соответствии с положением, утверждаемым Государственным Советом Республики Коми. Работники организаций не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Фонды охраны труда формируются на двух уровнях:
республиканский фонд и фонды охраны труда организаций.
Фонд охраны труда Республики Коми образуется за счет республиканского бюджета и обязательных отчислений организаций и учреждений производственной сферы, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на территории Республики Коми, в размере, установленном законодательством Республики Коми и Российской Федерации.
Кроме того, Фонд охраны труда Республики Коми формируется за счет:
- разовых ассигнований из средств республиканского бюджета, внебюджетных фондов;
- добровольных взносов организаций для целевого финансирования программ по охране труда;
- поступлений от штрафов за нарушения требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда в порядке, определяемом законодательством;
- поступлений от штрафов, выплачиваемых организациями за несчастные случаи с инвалидным и смертельным исходом, происшедшие на производстве.
(п. 4 введен Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями. При этом размер средств, ежегодно выделяемых в организациях на финансирование охраны труда по коллективным договорам или планам по улучшению условий и охраны труда организаций, не должен быть менее:
для организаций кредитования, страхования, пенсионного обеспечения, бюджетной сферы - 0,5 процента годового фонда оплаты труда;
для организаций промышленности и строительства - 1,5 процента, сельского хозяйства и транспорта - 1,0 процент, связи, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства - 0,75 процента от затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг с отнесением их на себестоимость продукции (работ, услуг) по фактически произведенным затратам. При этом затраты на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
(часть 5 в ред. Закона РК от 19.11.1998 № 37-РЗ)
Помимо перечисленных фондов охраны труда могут создаваться общественные фонды охраны труда.
Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, расходуются исключительно на улучшение условий труда и оздоровление работников.
(часть 7 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Организации, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд организации и уплачивают штраф в фонды охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.
(часть 8 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в создании здоровых и безопасных условий труда

Организациям, обеспечивающим трудящимся здоровые и безопасные условия труда, предоставляются налоговые, кредитные и иные льготы.
Порядок предоставления организациям льгот определяется в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 30. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства

Прибыль организаций, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Обеспечение безопасности при производстве и применении вредных веществ

В организациях, производственная деятельность которых связана с производством и применением вредных химических, радиоактивных, биологических и других веществ, должна быть разработана необходимая нормативно-техническая документация и выполнены организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, обеспечивающие безопасность применения вредных веществ и предотвращающие их воздействие на работающих, население и окружающую среду.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Запрещается применение в производстве вредных веществ, на которые не установлены предельно допустимые концентрации или не прошедших токсикологическую экспертизу.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 32. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей

Отношения по возмещению работодателями вреда, причиненного работникам трудовым увечьем, регулируются Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
В коллективных договорах может предусматриваться за счет иных средств организаций увеличение денежных сумм в возмещение вреда по сравнению с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
(часть 2 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
При ликвидации организации она обязана до подписания ликвидационного акта капитализировать и внести в орган государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда пострадавшим. Представитель органа государственного страхования включается в состав ликвидационной комиссии организации.
(часть 3 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, организация возмещает материальный ущерб на погребение лицам, имеющим на это право, в порядке и размерах, установленных законодательством или коллективным договором.
(часть 4 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 33. Ответственность организаций за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда

За нарушения законодательства об охране труда, выявленные Государственной инспекцией труда Республики Коми, приведшие к ухудшению условий труда, росту производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также за систематическое невыполнение предписаний контролирующих органов, организация (работодатель) в установленном порядке выплачивает из собственных доходов в фонды охраны труда штраф до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Штраф за указанные правонарушения налагается должностными лицами Государственной инспекции труда Республики Коми (главным государственным инспектором труда, главным государственным инспектором по охране труда, главным государственным правовым инспектором труда, главным государственным инспектором по охране труда территориального отделения, государственным инспектором по охране труда, государственным правовым инспектором труда) в размерах, определяемых в зависимости от характера и вида нарушений, и в пределах полномочий должностных лиц. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Уплата штрафов в фонд охраны труда не освобождает работодателя от обязанности возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей, а также от создания здоровых и безопасных условий труда.
Организация уплачивает штраф в фонды охраны труда за каждый несчастный случай, происшедший на производстве по вине организации.
(часть 4 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Размер штрафа составляет:
за несчастный случай со смертельным исходом - 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент несчастного случая, умноженных на коэффициент степени вины организации в данном несчастном случае;
за несчастный случай с инвалидным исходом - из расчета 500 минимальных размеров оплаты труда, умноженных на коэффициент потери пострадавшим трудоспособности и на коэффициент степени вины организации в данном несчастном случае.
(часть 5 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
При сокрытии несчастных случаев с инвалидным и смертельным исходом организация уплачивает штраф в трехкратном размере от суммы, указанной в части пятой настоящей статьи.
(часть 6 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Средства, полученные от уплаты штрафов за несчастные случаи на производстве, расходуются исключительно на цели охраны труда.
(часть 7 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Положения о порядке наложения штрафов, предусмотренных частями четвертой, пятой и шестой настоящей статьи, и об использовании средств от штрафов утверждаются Государственным Советом Республики Коми.
(часть 8 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 34. Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику ущерб в установленном порядке.

Статья 35. Ответственность организации за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
Продажа и реклама средств производства и технологий, а также средств индивидуальной и коллективной защиты новых веществ и материалов, в том числе приобретенных за границей, не соответствующих установленным стандартам по охране труда, не допускается.

Статья 36. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении предписаний контролирующих органов, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 36(1). Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда

(введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Глава VI. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 37. Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных актов об охране труда осуществляют Государственная инспекция труда Республики Коми и специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от работодателей и органов государственного управления Республики Коми и действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
(часть 1 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Должностные лица Государственной инспекции труда Республики Коми (главный государственный инспектор труда, главный государственный инспектор по охране труда, главный государственный правовой инспектор труда, главный государственный инспектор по охране труда территориального отделения, государственный инспектор по охране труда, государственный правовой инспектор труда) имеют право беспрепятственно посещать любые организации, проводить расследование несчастных случаев в организациях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность организации и ее структурных подразделений, налагать штрафы в размере до ста минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц организации и работодателя, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов о труде и об охране труда.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Решения должностных лиц Государственной инспекции труда Республики Коми, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения организациями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
(часть 3 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Должностные лица Государственной инспекции труда Республики Коми несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
(часть 4 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 38. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с положением, утвержденным органом исполнительной власти по труду Республики Коми и согласованным с объединением профессиональных союзов Республики Коми, на основании которого они не могут быть уволены или переведены на другую работу без согласования с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников, а также не могут быть уволены по инициативе работодателя в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации организации или совершением работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения.
(часть 2 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
(абзац 7 в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Государственную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
(часть 4 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Государственной инспекцией труда Республики Коми. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.
(часть 5 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)
Во взаимоотношениях по вопросам охраны труда с органами профсоюзного контроля работодатель имеет права, обозначенные в статье 16 настоящего Закона.
(часть 6 введена Законом РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

Статья 39. Приостановка хозяйственной деятельности организаций или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда

(в ред. Закона РК от 07.05.1996 № 20-РЗ)

В случаях, когда производственная деятельность организаций или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителя государственной инспекции труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
Решение о закрытии указанных организаций или структурных подразделений принимает орган исполнительной власти по труду Республики Коми на основании представления главного государственного инспектора труда Республики Коми при наличии заключения государственной экспертизы условий труда Республики Коми.
Решение органа исполнительной власти по труду Республики Коми о закрытии организации или ее структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.

Председатель
Верховного Совета
Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
27 декабря 1993 года
№ XII-17/4


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru