Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Государственной налоговой инспекции по РК от 04.09.1998
"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Порядок налогообложения и освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
Налоговые льготы, предусмотренные нормативными актами Президента РФ и не включенные в действующие налоговые законы, не подлежат применению в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.12.95 № 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год".
Налогообложение прибыли субъектов малого предпринимательства предусмотрено Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" с изменениями и дополнениями, внесенными в данные нормативные акты.
Согласно Федеральному закону от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) устанавливаются Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которым под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных предельных уровней по отраслям: в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно - технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Средняя численность работников на предприятии не является единственным критерием определения статуса малого предпринимательства. При этом важно, чтобы организация была коммерческой, созданной по законодательству Российской Федерации, и важно наличие уставного капитала с ограничениями по участникам отдельных субъектов.
Рассмотрим механизм применения ускоренной амортизации, льготы по налогообложению прибыли субъектов малого предпринимательства и льготный порядок уплаты налога на прибыль.
1) Ускоренная амортизация.
Решение о применении механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств должно приниматься и оформляться предприятием как элемент учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденным приказом Минфина РФ от 28.07.94 № 100.
Предприятие, применявшее механизм ускоренной амортизации, вправе отказаться от его использования по своему усмотрению, поскольку применение данного механизма не является обязанностью организации.
Также возможно применение предприятиями механизма ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов, спустя несколько лет после приобретения оборудования, если соответствующее решение будет принято предприятием (будет зафиксировано в учетной политике предприятия на соответствующий год) и данное решение будет в месячный срок доведено до сведения налоговых органов.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия.
Таким образом, малые предприятия имеют право списывать дополнительно к размеру ускоренной амортизации до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Письмом от 8 мая 1997 г. № 13-0-16/122 "О начислении ускоренной амортизации в малых (и приравненных к ним) предприятиях" Государственная налоговая служба Российской Федерации разъяснила, что в связи с выходом вышеприведенного Федерального закона, регламентирующего нормы деятельности для субъектов малого предпринимательства, в частности, по применению механизма ускоренной амортизации и дополнительного списания амортизационных отчислений, аналогичные нормы, установленные в других нормативных документах (Постановление Правительства РФ от 19.08.94 № 367 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов"), не должны распространяться на указанные субъекты.
Указанное означает, что увеличение годовых норм амортизационных отчислений в два раза может происходить по всем основным фондам производственного назначения (без учета перечня высокотехнологичных отраслей и видов машин и оборудования), а дополнительное списание 50% первоначальной стоимости не зависит от срока ввода в действие основных средств и временного периода деятельности предприятия.
Поскольку нормативными документами не регламентирован порядок списания 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет, оно должно производиться в соответствии с принятым предприятием методом в соответствии с действующими нормативными документами (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденное Приказом Минфина России от 28.07.94 № 100 и др.).
Если применение механизма ускоренной амортизации приводит к увеличению себестоимости продукции, это не является основанием для применения фактических цен реализации продукции для целей налогообложения при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости.
В соответствии с пунктом 2.5. Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
Для целей налогообложения фактическая цена реализации продукции применяется лишь в двух случаях, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции.
2) Льготы по налогу на прибыль.
Согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 № 2116-1 с последующими изменениями и дополнениями в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие указанным выше критериям, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10.08.95 № 37 с изменениями и дополнениями, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.
Льгота по налогу на прибыль начисляется по строке 5 Расчета налога от фактической прибыли в общеустановленном порядке. При расчете удельного веса льготируемой выручки берется показатель, отражаемый по строке 010 "Отчета о прибылях и убытках". Если же предприятие определяет выручку по моменту оплаты, то указанный показатель корректируется с учетом строки 2.1. приложения 11 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 № 37 с изменениями и дополнениями "Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли". Для подтверждения права на льготу, предприятие обязано представить специальный расчет.
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными выше видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, т.е. товарооборот. При этом учитывается выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы (независимо от причин, в соответствии с которыми была прекращена льготируемая деятельность), до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
При этом случае превышения малым предприятием установленного предела численности, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством за период, в течение которого допущено указанное превышение. Например, среднесписочная численность предприятия - субъекта малого предпринимательства - в течение 9 месяцев отчетного года соответствовала критериям отнесения предприятия к малым предприятиям, среднегодовая же численность этого предприятия превысила предел, установленный Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В данном случае по результатам деятельности за год предприятие лишается права на льготное налогообложение по налогу на прибыль. При этом, дополнительные платежи налога на прибыль в порядке, установленном пунктом 4.4. Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37, в этом случае не начисляются (основание: письмо Госналогслужбы РФ от 26.03.98 № 02-1-16).
По малым предприятиям, имевшим льготы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 1996 года, сохраняются эти льготы на период до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий.
Для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия - юридического лица.
Помимо указанных льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства, данная категория налогоплательщиков имеет право на льготы, установленные для всех субъектов и определенные в Законе РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Налог на прибыль не уплачивают организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, включая численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога с совокупного дохода (валовой выручки), исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. В связи с этим льготы, установленные для предприятий малого бизнеса, по налогу на прибыль и другим налогам, замененным на единый налог, на указанные предприятия не распространяются.
3) Порядок уплаты налога на прибыль.
Федеральным законом от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что, начиная с 1 января 1997 года, предприятиям предоставлено право выбора порядка уплаты в бюджет налога на прибыль: ежеквартально - с внесением авансовых взносов или ежемесячно - исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Для бюджетных и малых предприятий предусмотрен иной порядок уплаты налога на прибыль - ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период. В статусе действующего в настоящее время остается письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 13 марта 1996 г. № ВГ-6-02/177, где указано, что малые предприятия при соблюдении всех критериев, определенных для субъектов малого предпринимательства освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Таким образом, малые предприятия не обязаны вносить в бюджет авансовые взносы и дополнительные платежи, скорректированные на учетную ставку Центрального банка России.
Филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства уплату в бюджет налога на прибыль в указанном порядке производят на основании представляемых ими сведений, полученных от предприятия - юридического лица в порядке, изложенном в пункте 4.4 Инструкции.

Старший госналогинспектор
отдела
контрольно - методической работы
по налогообложению
юридических лиц
Госналогинспекции
по Республике Коми -
советник
налоговой службы
III ранга
О.Л.ВИНОКУРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru