Действие документа было продлено до 31 декабря 2001 года Указом Главы РК от 17.01.2001 № 9.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 16 июля 1998 г. № 261
О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА НА
1998-2000 ГОДЫ
В целях разрешения существующих проблем в экономике района, создания условий для дальнейшего развития промышленного и сельскохозяйственного производства и улучшения положения в социальной сфере Койгородского района постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления и развития экономики и социальной сферы Койгородского района на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Коми обеспечить в 1998 году финансирование мероприятий Программы в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми по отраслям "Сельское хозяйство" и "Образование" и предусмотреть выделение средств на ее реализацию при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1999-2000 годы.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета Республики Коми.
3. Руководителям министерств, ведомств республики, администрации Койгородского района обеспечить выполнение мероприятий Программы, по итогам каждого квартала представлять в Министерство экономики Республики Коми информацию о выполнении Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство экономики Республики Коми.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 16 июля 1998 г. № 261
(приложение)
ПРОГРАММА
ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА НА 1998-2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА НА
1998-2000 ГОДЫ
Наименование Программы - Программа оздоровления и развития
экономики и социальной сферы
Койгородского района на 1998-2000
годы
Основание для - Указ Главы Республики Коми от
разработки 16 марта 1998 г. № 104 "Об
Программы Основных направлениях экономической
и социальной политики Правительства
Республики Коми на 1998-1999 годы"
Заказчик Программы - администрация Койгородского района
Основные разработчики - администрация Койгородского района,
Программы Министерство экономики Республики
Коми
Цели и задачи - разрешение существующих проблем в
Программы экономике района, создание условий
для дальнейшего развития
промышленного и
сельскохозяйственного производства,
улучшение положения в социальной
сфере
Сроки реализации - 1998-2000 годы
Программы
Исполнители Программы - администрация Койгородского
района, предприятия района,
министерства и ведомства Республики
Коми
Объемы и источники - общий объем финансирования
финансирования Программы составит
Программы 70121 тыс. рублей, из которых
21273 тыс. рублей - средства
республиканского бюджета Республики
Коми, 15468 тыс. рублей -
собственные средства предприятий,
6750 тыс. рублей - средства
территориального дорожного фонда
Республики Коми, 1520 тыс. рублей -
средства местного бюджета,
25110 тыс. рублей - другие
источники
Ожидаемые конечные - преодоление кризисного состояния
результаты реализации экономики, увеличение объемов
Программы промышленного и
сельскохозяйственного производства,
снижение социальной напряженности в
районе
Система организации - информация о ходе реализации
контроля за выполнением мероприятий Программы
Программы представляется исполнителями в
Министерство экономики Республики
Коми по результатам каждого
квартала
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА
Койгородский район расположен в южной части Республики Коми, в верхнем бассейне реки Сысолы. Административным центром района является с. Койгородок, которое находится в 196 км от г. Сыктывкара. На юге район граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермской областью, на западе - с Прилузским и Сысольским районами, на севере - Сыктывдинским и Корткеросским районами.
Площадь района составляет 10,4 тыс. кв.м, наибольшая протяженность территории с запада на восток - 138 км, с севера на юг - 120 км. На территории района расположено 22 сельских населенных пункта с общей численностью населения 11 тыс. человек.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 292 км. Основным видом транспорта в районе является автомобильный.
Район имеет возможность вывозить готовую продукцию по железной дороге от п. Кажым, находящегося в 35 км от с. Койгородок.
Минерально - сырьевой потенциал представлен оцененными запасами и ресурсами горючих сланцев, глин кирпичных и керамзитовых, песков строительных и кварцевых (формовочных), запасами фосфоритов и торфа. Район перспективен на поиски месторождений нефти и газа. В ходе региональных геолого - съемочных работ на территории района выявлены проявления россыпей золота и алмазов.
Растительный покров территории района большим разнообразием не отличается, 90 проц. территории покрыто лесными массивами. Общий запас древесины составляет 130,7 млн. куб.м, из которых 96 млн. куб.м приходится на хвойные леса. Расчетная лесосека определена в объеме 1,5 млн. куб.м.
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РАЙОНЕ
Социально - экономическая ситуация в районе характеризуется продолжающимся спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, высоким уровнем безработицы, кризисом неплатежей, снижением уровня жизни населения, увеличением социальной напряженности в трудовых коллективах.
Промышленность района представлена следующими предприятиями: ОАО "Койгородоклес", МУП "Палаузлес", мясомолзавод "Койгородский" и МУП "Койгородский хлебозавод". Промышленной продукции в районе за 1997 год произведено на 35 млрд. рублей, что составляет 93,3 проц. к уровню 1996 года. Определяющее место в промышленном производстве занимают предприятия лесопромышленного комплекса, на долю которого приходится 87,2 проц. от общего объема промышленного производства. Численность работающих в данной отрасли составляет 96 проц. от общего числа работающих в промышленности.
Анализ производственно - хозяйственной деятельности показывает, что за последние шесть лет произошло значительное снижение объемов лесопромышленного производства. По сравнению с 1991 годом производство деловой древесины в районе сократилось в 2,5 раза, пиломатериалов - в 2 раза и составило в 1997 году 260,5 тыс. куб.м и 21,5 тыс. куб.м соответственно. Фактические объемы вырубки леса на территории района за последние годы составляют лишь 27 проц. от расчетной лесосеки. Основными причинами падения объемов производства являются снижение спроса на реализуемую продукцию и значительный износ основных фондов (более 60 проц.). Имеющееся оборудование по деревообработке не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, в связи с чем она реализуется по низким ценам.
Тяжелое финансовое положение создалось на мясомолзаводе "Койгородский". За период с 1991 года по 1997 год производство цельномолочной продукции сократилось в 34 раза, масла - в 7 раз. Несмотря на увеличение производства цельномолочной продукции в 1997 году, предприятие имеет просроченную кредиторскую задолженность, задолженность перед населением за поставку сырья. Устаревшее оборудование завода затрудняет его конкуренцию с молокозаводом "Сыктывкарский" и производителями из Кировской области.
Снижение объемов производства произошло на Койгородском хлебозаводе. Против 1991 года производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось в 4,2 раза и составило 304 тонны. Падение объясняется низкой платежеспособностью населения и расширением сети производств по выпечке хлеба.
Сложной остается ситуация в сельском хозяйстве. За период с 1991 года валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах снизилась в 2,5 раза. Падение производства характерно как для отрасли растениеводства, так и для отрасли животноводства.
В 1997 году продолжалось снижение производства сельхозпродукции, в 1997 году совхозом "Койгородский" произведено 871 т картофеля (снижение в 3,3 раза против 1991 года), овощей - 31 т (снижение в 6,9 раза), мяса - 144,6 т (снижение в 1,8 раза), молока - 325,6 т (снижение в 5,9 раза). Продолжает сокращаться поголовье крупного рогатого скота, снижается продуктивность скота.
В 1997 году совхоз "Койгородский" заготовил 12410 ц кормовых единиц, что составляет к уровню прошлого года 82 проц. Снижение продукции растениеводства связано, прежде всего, со снижением посевных площадей и отсутствием рынка сбыта продукции. В последние годы в объеме производства сельскохозяйственных культур растет доля личного подсобного хозяйства.
На 1 января 1998 г. в районе зарегистрированы 3 фермерских хозяйства, за ними закреплено 12 га земли. Фермерские хозяйства не играют заметной роли в экономике района, производят продукцию только для собственных нужд.
Поступление продукции в продовольственный фонд в последние годы имеет тенденцию к сокращению. Это обусловлено как падением производства, так и существующей проблемой неплатежей.
Торговое обслуживание населения района осуществляется через 94 магазина с торговой площадью 5 тысяч кв.м. В районе функционируют 3 столовые на 86 посадочных мест. Розничный товарооборот за 1997 год составил 46 млрд. рублей, что в товарной массе к уровню 1996 года составляет 158 проц. Характерным для района является рост удельного веса реализации продовольственных товаров.
Бытовое обслуживание населения осуществляется через МП "Койдинский дом быта" с 2 комплексными приемными пунктами и АО "Уют". По сравнению с 1990 годом сеть предприятий, оказывающих бытовые услуги, сократилась в 2,9 раза. Если в 1990 году оказывалось 14 видов бытовых услуг, то в 1997 году только 6.
Упавший потребительский спрос из-за низкой заработной платы и несвоевременной ее выплаты создают сложности в работе торговых предприятий и предприятий бытового обслуживания.
Произошло значительное снижение инвестиций в экономику района. Объем капитальных вложений уменьшился по сравнению с 1996 годом на 80 проц.
Значительно сократились объемы жилищного строительства.
В районе приостановлено строительство 5 объектов, из них с высокой степенью готовности 3 стройки: детский сад на 95 мест в с. Грива, 12-квартирный жилой дом в п. Кажым, 2-квартирный жилой дом в с. Грива. Из-за отсутствия финансирования практически бездействуют строительные организации района.
Происходящие кризисные явления в экономике района оказали серьезное влияние на обострение проблем занятости и доходов населения, функционирование социальной инфраструктуры, на развитие демографических и миграционных процессов.
Население района составляет 11 тыс. человек - это 1 проц. всего населения республики. Для района характерно сокращение численности населения. За период с 1990 года численность жителей района сократилась на 9 проц. (по республике - 6 проц.). Сокращение численности населения обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком.
В результате обострения демографической ситуации произошли негативные изменения в возрастной структуре населения. В районе сложилась высокая экономическая нагрузка - на 1000 человек трудоспособного населения приходится 780 человек нетрудоспособных граждан (по республике - 600 человек). Каждый третий житель - пенсионер.
За период с 1991 года по 1997 год среднегодовая численность занятого населения по району снизилась более чем на 20 проц. и составила на 1 января 1998 г. 4,1 тыс. человек.
В районе остается напряженной ситуация на рынке труда. Уровень официальной безработицы составляет 9,2 проц., а в таких сельсоветах, как Кузьельский, Подзьский, Кажымский, Нючпасский он превышает 10 проц.
Несмотря на сложную финансово - экономическую обстановку, в районе обеспечивается сравнительно устойчивая работа учреждений образования, здравоохранения и культуры. Сохранена сеть образовательных учреждений. В районе работают 12 общеобразовательных школ, 1 школа - сад, 1 детский дом с классами для умственно отсталых детей. В то же время сократилось число дошкольных учреждений. Более половины школ требуют капитального ремонта, а 2 школы находятся в аварийном состоянии. Очень низка степень благоустройства зданий общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Только одно дошкольное учреждение располагает всеми видами благоустройства. С 1991 года в районе не построено ни одного детского сада, ни одной школы.
Обеспеченность населения района врачами ниже среднереспубликанской. По заболеваемости на каждые 10000 человек среди сельских районов Койгородский район занимает 13 место, по уровню смертности - 11 место. В целях улучшения оказания и доступности высококвалифицированной медицинской помощи населению района, укомплектованности, укрепления и развития материально - технической базы учреждения здравоохранения района с 1998 года распоряжением Главы Республики Коми от 8 января 1998 г. № 17-р переданы на финансирование из республиканского бюджета Республики Коми.
На сегодня в районе имеется 82 объекта общественно - культурного назначения, из них 55 находятся в изношенном состоянии, эксплуатируются более 25 лет и в последние 6 лет не ремонтировались. Районный Дом культуры пять лет находится в аварийном состоянии, ремонту не подлежит из-за ветхости объекта. В таком же положении находятся районный краеведческий музей, здание центральной и детской библиотек.
Финансовое положение предприятий района остается сложным: возросли просроченные платежи по их обязательствам, имеется задолженность по заработной плате, налоговым платежам, по взносам во внебюджетные фонды. Все это не позволяет предприятиям направить достаточно средств на обновление основных фондов, на модернизацию производства.
Койгородский район - район с недостаточным уровнем собственных доходов бюджета, является дотационным. Доля дотаций в доходах бюджета района составляет 58 проц.
Исходя из приведенного анализа социально - экономической ситуации, можно сделать вывод, что для смягчения социальной напряженности и создания условий для нормального функционирования экономики и социальной сферы района необходимо принятие комплекса мер, ориентированных, прежде всего, на реконструкцию и создание новых мощностей в лесной промышленности, на организацию производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, укрепление материально - технической базы социальной сферы. Однако, по причине ограниченных финансовых возможностей местного бюджета и отсутствия собственных средств у предприятий реализация указанных мер без поддержки на республиканском уровне невозможна. Поэтому возникает необходимость в разработке программы социально - экономического развития Койгородского района.
3. ЦЕЛЬ И СРОКИ ПРОГРАММЫ
3.1. Цель Программы
Основной целью Программы является разрешение существующих проблем в экономике района, создание условий для дальнейшего развития промышленного и сельскохозяйственного производства и на этой основе достижение увеличения объемов производства и улучшение положения в социальной сфере.
3.2. Срок реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут реализованы в 1998-2000 годах.
3.3. Заказчик Программы
Заказчиком Программы является администрация Койгородского района.
4. КОМПЛЕКС МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РАЙОНА
Приоритетными направлениями оздоровления и развития экономики, социальной сферы района являются:
ввод новых и модернизация действующих и простаивающих производственных мощностей по заготовке и переработке древесины, по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
развитие предприятий малого бизнеса;
реконструкция и строительство линий электропередачи;
дальнейшее развитие автодорожной сети;
укрепление материально - технической базы учреждений социальной сферы;
расширение объемов жилищного строительства.
Реализацию этих направлений предполагается осуществить за счет следующих мероприятий:
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА
НА 1998-2002 ГОДЫ
Финансирование соответствующих мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, местного бюджета, собственных средств предприятий и привлечения кредитных ресурсов. Общий объем финансирования Программы составит 70121 тыс. рублей, из них:
21273 тыс. рублей - из республиканского бюджета Республики Коми, в т.ч. в 1998 году - 6707 тыс. рублей;
15468 тыс. рублей - собственные средства предприятий;
6750 тыс. рублей - средства территориального дорожного фонда Республики Коми;
1520 тыс. рублей - средства местного бюджета;
25110 тыс. рублей - другие источники.
6. ОЖИДАЕМАЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы оздоровления и развития экономики и социальной сферы Койгородского района предполагает создание предпосылок для формирования конкурентоспособных промышленных и сельскохозяйственных производств. Ввод мощностей по заготовке и переработке древесины в результате осуществления инвестиционных проектов, мероприятий по обновлению основных фондов позволит увеличить объемы вывозки древесины до 470 тыс. куб.м и достичь объем производства пиломатериалов 60 тыс. куб.м, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Оказание государственной поддержки агропромышленному комплексу района, его реформирование создадут предпосылки для стабилизации сельскохозяйственного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Строительство автомобильных дорог позволит расширить транспортную сеть района, что будет способствовать развитию населенных пунктов и улучшению связей между ними.
Создание машинно - технической станции для оказания услуг населению создаст предпосылки для дальнейшего развития личных подсобных хозяйств.
Строительство и реконструкция линий электропередачи решит вопросы энергообеспечения в п. Верхний Турунъю и п. Нижний Турунъю.
Организация производства кирпича позволит использовать имеющиеся запасы глины, а также создать новые рабочие места.
Организация мукомольного производства даст возможность обеспечивать мукой хлебопекарные предприятия и население района, а также отрубями по более низким ценам.
Реализация намеченных Программой мероприятий не решит полностью существующие проблемы района, но будет способствовать созданию предпосылок для оздоровления экономики и снижению социальной напряженности в районе.
7. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Реализацию мероприятий Программы осуществляют администрация Койгородского района, предприятия и организации, функционирующие на территории района, соответствующие отраслевые министерства Республики Коми. По результатам каждого квартала исполнители Программы готовят и направляют в Министерство экономики Республики Коми информацию о ходе работ по ее реализации.
Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономики Республики Коми, которое на основе анализа информации, представленной исполнителями Программы, готовит и в установленном порядке представляет в Администрацию Главы Республики Коми справки, записки и другие материалы о ходе реализации Программы.
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА АССИГНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
КОЙГОРОДСКОГО РАЙОНА НА 1998-2000 ГОДЫ
ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ