Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РК от 29.06.1998 № 17
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием распоряжения Правительства РК от 28.03.2003 № 116-р.



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июня 1998 г. № 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В целях улучшения организации работ по созданию здоровых и безопасных условий труда, предупреждения и сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций, в соответствии с Программой улучшения условий и охраны труда в Республике Коми на 1998 - 2000 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 79, Министерство труда и занятости населения Республики Коми постановляет:
Утвердить Рекомендации по разработке планов улучшения условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Республики Коми.

Министр
труда и занятости
населения
Республики Коми
О.ГВОЗДАРЕВ

Согласовано
с Федерацией профсоюзов
Республики Коми
25.06.98





Утверждены
Постановлением
Минтруда
Республики Коми
от 29.06.98 № 17

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ УЛУЧШЕНИЯ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ВВЕДЕНИЕ

Состояние условий и охраны труда в республике на протяжении последних лет остается одной из острейших социально-экономических проблем. Несмотря на наличие позитивных тенденций, ежегодно на производстве травмируется до 4 тыс. человек, в том числе 80 - 100 со смертельным и до 250 - с инвалидным исходом. Показатели общего травматизма по республике превышают средние российские показатели на 40 - 60 процентов, а смертельного травматизма - почти в 2 раза.
Каждый четвертый работающий в Республике Коми трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, и испытывает воздействие повышенных уровней шума, вибрации, запыленности и загазованности. Свыше 50% работающих получают льготы за вредные условия труда. Особенно тяжелое положение с условиями труда сложилось в нефтедобывающей, угольной, целлюлозно-бумажной промышленности и в электроэнергетике, где доля работающих во вредных условиях труда достигает 42 - 47 процентов. По уровню профессиональной заболеваемости Республика Коми ежегодно занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации.
Одной из причин высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в большинстве организаций являются недостатки в планировании мероприятий по улучшению условий труда работающих и, как следствие, отсутствие целенаправленной работы в данном направлении. Так, в 1997 году коллективные договоры и соглашения по охране труда были заключены лишь в 30 процентах организаций, а в значительной части коллективных договоров, представленных в Минтруд Республики Коми на уведомительную регистрацию, отсутствовали конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников. Объясняется это как незнанием работодателями требований законодательства об охране труда, норм и правил безопасности труда, так и отсутствием опыта в разработке программ по улучшению условий и охраны труда.
В этой связи Министерством труда и занятости населения Республики Коми подготовлены настоящие Рекомендации по разработке планов улучшения условий и охраны труда в организациях, которые будут полезны руководителям и специалистам организаций, профессиональным союзам и иным уполномоченным работникам представительных органов в деле создания здоровых и безопасных условий труда, профилактики и снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Целью разработки планов по улучшению условий и охраны труда в организациях являются обеспечение конституционного права работников на здоровые и безопасные условия труда, предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Достижение указанной цели обеспечивается проведением анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, в том числе в разрезе отдельных ее структурных подразделений (цехов, участков, производств, служб и т.п.) и осуществлением разработки и реализации организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических и других мероприятий.
В зависимости от объема предстоящих работ и материальных затрат, обеспеченности соответствующей проектной, конструкторской и технологической документацией планы разрабатываются как на год, так и на более длительный период (два и более года).
Разработка плана по улучшению условий и охраны труда в организации осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой в порядке, установленном Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 14.03.97 № 12. В случае отсутствия аттестационной комиссии план разрабатывается рабочей группой, назначаемой приказом (распоряжением) руководителя организации, под председательством технического директора или главного инженера организации. Заместителем председателя группы назначается руководитель службы охраны труда (специалист службы охраны труда) организации. В состав комиссии включаются руководители подразделений и главные специалисты служб организации (отделов охраны труда, главного технолога, механика, энергетика, планового, организации труда и заработной платы, снабжения и др.), представители профсоюзных организаций, комитетов, комиссий и групп по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.
Порядок работы аттестационной комиссии или рабочей группы и срок выполнения отдельных этапов работы определяются ее председателем.
В малочисленных организациях (до 10 человек работающих) планы по улучшению условий и охраны труда разрабатываются работодателем.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, НОРМАТИВНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ
БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ УЛУЧШЕНИЯ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Законодательной, нормативной и информационной базой, учитываемой при разработке соответствующих планов улучшения условий и охраны труда организации, являются:
законодательные и иные нормативно-правовые акты по охране труда Российской Федерации и Республики Коми (законы, постановления, государственные стандарты, отраслевые и межотраслевые стандарты, нормы, правила и т.п.);
имеющиеся в организации акты формы Н-1, мероприятия по устранению причин происшедших несчастных случаев, статистические формы № 7 - травматизм, № 1-Т (условия труда);
данные аттестации рабочих мест;
паспорта санитарно-технического состояния участков, цехов и организаций;
результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций, работников.
Несомненную помощь в разработке планов улучшения условий и охраны труда окажет ознакомление с территориальными (Республики Коми, района, города) Программами улучшения условий и охраны труда. Полезно ознакомиться с ежегодным Докладом Минтруда Республики Коми "О состоянии условий и охраны труда в Республике Коми", с материалами Печорского округа Госгортехнадзора России, Госсанэпиднадзора по Республике Коми и других надзорных органов.
Используя имеющуюся в распоряжении организации информацию, необходимо, в первую очередь, оценить организацию работы по охране труда:
1) определить наличие и соответствие численности службы охраны труда организации требованиям ст. 21 Закона Республики Коми "Об охране труда" и Межотраслевым нормативам численности работников служб охраны труда на предприятиях, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 марта 1995 года № 13;
2) определить необходимость привлечения специалистов по охране труда на договорной основе (при численности работающих в организации до 150 человек);
3) провести анализ эффективности системы обеспечения безопасности труда:
а) анализ состояния дел с обучением по охране труда руководителей, специалистов и работников организации;
б) анализ обеспеченности работников спецодеждой, спецобувью, и другими средствами индивидуальной защиты;
в) анализ обеспеченности специалистов и работников нормативными правовыми актами по охране труда (нормы и правила, ГОСТы, ОСТы, стандарты предприятия, инструкции по охране труда и т.п.), а также информационными и справочными материалами по охране труда;
г) анализ расходования средств на охрану труда, в том числе:
на приобретение спецодежды, спецобуви и других СИЗ;
на лечебно-профилактическое питание;
на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев на производстве;
на выплату компенсаций и предоставление льгот работникам за работу в условиях, не отвечающих требованиям санитарии и гигиены;
на выплату по больничным листам работникам вследствие производственных травм;
на выплату сумм возмещения вреда работникам, пострадавшим на производстве, и членам семей погибших на производстве;
установить удельный вес затрат на охрану труда в структуре себестоимости выпускаемой организацией продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и сопоставить его с данными по отрасли, объединению или родственному предприятию;
д) анализ состояния условий труда по производствам, участкам и рабочим местам (анализу необходимо подвергнуть протоколы измерений опасных и вредных производственных факторов, протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда, оформленных в рамках аттестации по условиям труда). Особому учету подлежат рабочие места, не соответствующие требованиям безопасности (травмоопасные класса 3.0), и с вредными и опасными условиями труда (с классами условий труда 3.1 - 3.4, 4.0). По результатам данного анализа рекомендуется составить сводную ведомость рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям по условиям труда, что позволит сделать правильные выводы и выбрать обоснованные направления по обеспечению безопасности производства;
е) анализ состояния производственного травматизма за последние годы (3 - 5 лет). При этом следует иметь ввиду, что распределение травматизма по причинам несчастных случаев зависит от того, насколько правильно они определены. В связи с этим рекомендуется провести анализ каждого акта о несчастном случае и для учета отбирать только одну основную (определяющую) причину. Проведение такого анализа с распределением травмированных по профессиям и видам работ, по стажу работы, возрасту и полу пострадавших, времени происшествия, источникам происшествия, материальным последствиям травматизма позволит принять решения о включении в план конкретных мероприятий;
ж) анализ состояния профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости.
Учитывая ограниченность материальных и денежных ресурсов в организациях и необходимость достижения существенных положительных результатов в сжатые сроки, важное значение имеет выбор приоритетных мероприятий, закладываемых в план работы. Часть из них требует незначительного финансирования. К ним, в частности, относятся организационные мероприятия. Поэтому подобные мероприятия следует включать в план работы в первую очередь и наиболее полно.
По мероприятиям технического характера, требующим значительных материальных и финансовых затрат, приоритетными будут мероприятия по приведению условий труда женщин и лиц моложе 18 лет до нормативных требований, а также мероприятия, выполняемые в короткие сроки и позволяющие создать безвредные и безопасные условия труда большому числу работающих.
Однако мероприятия, направленные на устранение потенциальных опасностей, приводящих к возникновению несчастных случаев со смертельным или инвалидным исходом, должны всегда выполняться в первоочередном порядке.
Во всех случаях при подготовке плана по улучшению условий и охраны труда необходимо помнить, что основным принципом государственной политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности.
В этой связи необходимо четко представить, что каждый рубль, вложенный в улучшение условий и охраны труда, есть вклад в безопасность труда, а рубль, израсходованный на ликвидацию последствий несчастного случая и неблагоприятных условий труда - потерянные деньги.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В план по улучшению условий и охраны труда рекомендуется включать следующие разделы:
организационные мероприятия;
технические мероприятия;
мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;
социально-экономические мероприятия;
мероприятия, связанные с проведением научно - исследовательских работ.

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Организационные недостатки в работе по охране труда по-прежнему являются основной причиной производственного травматизма во всех отраслях экономики республики. На протяжении последних трех лет свыше 50% несчастных случаев происходят по этим причинам, в то время как по техническим - лишь 10 - 11%. В 1997 году по организационным причинам произошло 82% несчастных случаев со смертельным исходом, а по техническим - 8%.
В структуре организационных причин смертельного травматизма наибольшее распространение получили: неудовлетворительная организация производства работ (29%); нарушения требований производственной дисциплины (19,5%); неудовлетворительное содержание рабочих мест (11,1%).
Приведенные показатели свидетельствуют, что уровень безопасности производства во многом зависит от организации охраны труда на предприятии. В связи с чем важнейшим шагом в улучшении работы по охране труда является создание системы управления охраной труда в организации (СУОТ). Основой для создания СУОТ являются Рекомендации "Управление охраной труда. Основные положения", утвержденные Госстандартом и ВЦСПС 21 марта 1983 года, а также отраслевые и ведомственные нормативные акты по охране труда.
Работа по обеспечению охраны труда в организации предусматривает совместные действия всех работников от работодателя до рабочего. Достигается это путем разработки должностных инструкций с установлением в них обязанностей, функций и прав должностных лиц и специалистов организации по обеспечению охраны труда.
Здесь же следует определить степень участия и взаимодействия подразделений и служб организации, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками органов по реализации задач управления охраной труда.
В основу данного раздела можно положить следующие основные задачи:
организация взаимодействия администрации и профсоюзной организации в вопросах охраны труда и внедрение трехступенчатого контроля по охране труда;
организация обучения рабочих, инженерно-технических работников по охране труда и проведение инструктажа по охране труда;
внедрение передового опыта по охране труда и организация пропаганды, разъяснения законодательства об охране труда;
создание системы стимулирования должностных лиц, специалистов и работников организации в обеспечении охраны труда.
Решение указанных задач в общем случае осуществляется выполнением следующих мероприятий:

   ------------------------------------T----------------------------¬

¦ Наименование мероприятия <*> ¦ Нормативная база <**> ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦Создать в организации службу охраны¦ Ст. 21 Закона РК "Об охране¦
¦труда (довести численность службы ¦ труда". ¦
¦охраны труда до нормативных требо- ¦ Типовое положение о службе ¦
¦ваний), или нанять специалиста по ¦охраны труда на предприятиях¦
¦охране труда на договорной основе. ¦РК (Постановление Минтруда ¦
¦ Разработать (переработать) и ут- ¦РК от 28.07.94 № 24). ¦
¦вердить положение о службе охраны ¦ Межотраслевые нормативы ¦
¦труда организации. ¦численности работников служб¦
¦ ¦охраны труда на предприятиях¦
¦ ¦(Постановление Минтруда РФ ¦
¦ ¦от 10.03.95 № 13). ¦
¦ ¦ Отраслевые нормы численнос-¦
¦ ¦ти служб охраны труда. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
___________________________________
<*> Здесь и далее перечень мероприятий может отличаться от приведенного в зависимости от конкретных условий и охраны труда в организации.
<**> В данной графе и последующих кроме перечисленных нормативных правовых актов могут быть использованы и другие действующие законодательные и отраслевые (межотраслевые) нормативные правовые акты по охране труда.

¦ Разработать (переработать) положе-¦ Соответствующие правила ус-¦
¦ния о подразделениях (службах) ор- ¦тройства и безопасной экс- ¦
¦ганизации с установлением их обя- ¦плуатации: электроустановок ¦
¦занностей, функций и прав в работе ¦потребителей, сосудов, рабо-¦
¦по обеспечению охраны труда. ¦тающих под давлением, грузо-¦
¦ Разработать (переработать) положе-¦подъемных механизмов, газо- ¦
¦ние о контроле за состоянием охраны¦вого хозяйства, водогрейных ¦
¦труда на производственных участках ¦котлов, других объектов и ¦
¦(с распределением функциональных ¦работ повышенной опасности. ¦
¦обязанностей по охране труда среди ¦ Методические рекомендации ¦
¦руководящего состава). ¦по организации трехступенча-¦
¦ ¦того контроля за состоянием ¦
¦ ¦охраны труда (Одобрены отде-¦
¦ ¦лом охраны труда ВЦСПС 2 ¦
¦ ¦июля 1981 года). ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Создать в организации комитет (ко-¦ Статьи 8 и 25 Основ законо-¦
¦миссию, группу) по охране труда ¦дательства РФ об охране ¦
¦из _________ человек. ¦труда. ¦
¦ ¦ Статьи 23 и 38 Закона Рес- ¦
¦ ¦публики Коми "Об охране ¦
¦ ¦труда". ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦Создать комиссии (группы) по охране¦ Положение о комитетах, ко- ¦
¦труда в подразделениях: _________¦миссиях, группах по охране ¦
¦(указываются подразделения и коли- ¦труда на предприятиях Рес- ¦
¦чественный состав комиссий, групп).¦публики Коми".(Постановление¦
¦ Избрать уполномоченных (доверен- ¦Минтруда РК от 04.10.94¦
¦ных) лиц по охране труда в подраз- ¦№ 27). ¦
¦делениях: ____________ (указываются¦ Положение об уполномоченном¦
¦подразделения и количество избирае-¦(доверенном) лице по охране ¦
¦мых уполномоченных). ¦труда профессионального ¦
¦ Разработать (переработать) положе-¦союза или трудового коллек- ¦
¦ние о стимулировании работ по охра-¦тива (Постановление Минтруда¦
¦не труда. ¦РК от 04.10.94 № 26). ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Разработать (переработать): ¦ Ст. 24 Закона РК "Об охране¦
¦должностные инструкции работников¦труда". ¦
¦организации; ¦ Единый тарифно-квалификаци-¦
¦инструкции по охране труда по ¦онный справочник (ЕТКС). ¦
¦профессиям, или видам работ; ¦ Положение о порядке разра- ¦
¦программы (инструкции) вводного ¦ботки и утверждения правил и¦
¦инструктажа. ¦инструкций по охране труда. ¦
¦ ¦(Постановление Минтруда РФ ¦
¦ ¦от 28.03.94 № 27). ¦
¦ ¦Методические рекомендации по¦
¦ ¦разработке правил и инструк-¦
¦ ¦ций по охране труда. (Поста-¦
¦ ¦новление Минтруда РФ от ¦
¦ ¦28.03.94 № 27). ¦
¦ ¦Стандарты ССБТ. ¦
¦ ¦Типовые инструкции по охране¦
¦ ¦труда. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Проводить обучение и проверку зна-¦ Ст-и 8, 14, 17, 20, 27 За- ¦
¦ний по охране труда руководителей и¦кона Республики Коми "Об ох-¦
¦специалистов организации. ¦ране труда". ¦
¦ Проводить обучение и проверку зна-¦ Постановление Минтруда РК ¦
¦ний соответствующих правил и норм ¦от 24.02.98 № 2 "Об орга-¦
¦по охране труда работников,выполня-¦низации обучения и проверки ¦
¦ющих работы,к которым предъявляются¦знаний по охране труда руко-¦
¦дополнительные (повышенные) требо- ¦водителей и специалистов ор-¦
¦вания безопасности труда. ¦ганизаций, расположенных на¦
¦ Проводить обучение членов комите- ¦территории РК". ¦
¦тов (комиссий, групп) по охране ¦ Положение о порядке обуче- ¦
¦труда и уполномоченных (доверенных)¦ния и проверки знаний по ¦
¦лиц по охране труда. ¦охране труда руководителей ¦
¦ ¦и специалистов организаций, ¦
¦ ¦расположенных на территории ¦
¦ ¦РК. (Постановление Минтруда ¦
¦ ¦РК от 24.02.98 № 2). ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Проводить инструктажи по охране ¦ ГОСТ 12.0.004 "ССБТ. Орга- ¦
¦труда: вводного, первичного, пов- ¦низация обучения безопаснос-¦
¦торного, внепланового, целевого с¦ти труда". ¦
¦периодичностью, установленной соот-¦ ¦
¦ветствующими нормативными правовыми¦ ¦
¦актами по охране труда. ¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Создать кабинет по охране труда ¦ Ст-и 15, 17, 21, 24 Закона ¦
¦(уголки по охране труда). ¦РК "Об охране труда". ¦
¦ Обеспечить службу охраны труда, ¦ Типовое положение о кабине-¦
¦подразделения организации, кабинет ¦те охраны труда (Постановле-¦
¦и уголки по охране труда необходи- ¦ние Государственного комите-¦
¦мой юридической, технической, спра-¦та СССР по труду и социаль- ¦
¦вочной литературой, нормативными ¦ным вопросам и Секретариата ¦
¦правовыми актами, периодическими ¦ВЦСПС от 8 июля 1978 года). ¦
¦изданиями, плакатами и учебными ма-¦ ¦
¦териалами по охране труда. ¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Регулярно рассматривать на сов- ¦ Статьи 17 и 33 Закона РК ¦
¦местных заседаниях администрации и ¦"Об охране труда". ¦
¦профсоюзного комитета или иного ¦ ¦
¦уполномоченного работниками пред- ¦ ¦
¦ставительного органа вопросы выпол-¦ ¦
¦нения плана мероприятий по охране ¦ ¦
¦труда и информировать работников о¦ ¦
¦принимаемых мерах. ¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Разработать перечни профессий и ¦ Ст-и 9 и 17 Закона Респуб- ¦
¦должностей в соответствии с которы-¦лики Коми "Об охране труда".¦
¦ми работники, занятые на работах¦ Закон Российской Федерации ¦
¦с опасными и (или вредными) услови-¦от 19.04.91 № 1028-1 (в¦
¦ями труда, имеют право на: ¦редакции Закона от 30.03.93 ¦
¦- дополнительный отпуск и сокращен-¦г. № 4693-1) "О повышении ¦
¦ный рабочий день; ¦социальных гарантий для тру-¦
¦- доплату к тарифной ставке (окла- ¦дящихся". ¦
¦ду); ¦ Письмо Минтруда РФ от ¦
¦- молоко или другие равноценные ¦19.09.96 № 2076-КВ "О по-¦
¦продукты; ¦рядке суммирования дополни- ¦
¦- лечебно-профилактическое питание.¦тельных отпусков". ¦
¦ ¦ Письмо Минтруда РФ от ¦
¦ ¦30.12.96 № 3340-ЕК "О по-¦
¦ ¦рядке предоставления допол- ¦
¦ ¦нительных отпусков". ¦
¦ ¦ Список производств, цехов, ¦
¦ ¦профессий и должностей с ¦
¦ ¦вредными и опасными условия-¦
¦ ¦ми труда, работа в которых ¦
¦ ¦дает право на дополнительный¦
¦ ¦отпуск и сокращенный рабочий¦
¦ ¦день (Постановление Госком- ¦
¦ ¦труда СССР и ВЦСПС от ¦
¦ ¦25.10.74 № 298/П-22). ¦
¦ ¦ Инструкция о порядке при- ¦
¦ ¦менения списка производств, ¦
¦ ¦цехов,профессий и должностей¦
¦ ¦с вредными условиями труда, ¦
¦ ¦работа в которых дает право ¦
¦ ¦на дополнительный отпуск и ¦
¦ ¦сокращенный рабочий день ¦
¦ ¦(Постановление Госкомтруда ¦
¦ ¦СССР и ВЦСПС от 21.11.75¦
¦ ¦№ 273/П-20). ¦
¦ ¦ Порядок бесплатной выдачи ¦
¦ ¦молока или других равноцен- ¦
¦ ¦ных пищевых продуктов рабо- ¦
¦ ¦чим и служащим, занятым на ¦
¦ ¦работах с вредными условиями¦
¦ ¦труда (Постановление Госком-¦
¦ ¦труда СССР и ВЦСПС от ¦
¦ ¦16.12.87 № 731/П-13). ¦
¦ ¦ Перечень производств, про- ¦
¦ ¦фессий и должностей, работа ¦
¦ ¦в которых дает право на бес-¦
¦ ¦платное получение лечебно- ¦
¦ ¦профилактического питания в ¦
¦ ¦связи с особо вредными усло-¦
¦ ¦виями труда, рационов этого ¦
¦ ¦питания, норм бесплатной вы-¦
¦ ¦дачи витаминных препаратов и¦
¦ ¦правил бесплатной выдачи ле-¦
¦ ¦чебно-профилактического пи- ¦
¦ ¦тания (Постановление Госком-¦
¦ ¦труда СССР и ВЦСПС от ¦
¦ ¦07.01.77 № 4/П-2) ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Разработать перечни профессий и ¦ Списки № 1 и № 2 произ-¦
¦должностей в соответствии с которы-¦водств, работ, профессий, ¦
¦ми работники, занятые на работах с¦должностей и показателей,¦
¦опасными и (или вредными) условиями¦дающих право на льготное ¦
¦труда, имеют право на льготные ¦пенсионное обеспечение (Пос-¦
¦пенсии. ¦тановление Кабинета Министр-¦
¦ ¦ов СССР от 26.01.91 № 10) ¦
¦ ¦ Дополнения к Спискам № 1 и ¦
¦ ¦№ 2 (Постановления Кабинета ¦
¦ ¦Министров СССР от 23.07.91¦
¦ ¦№ 497 и от 09.08.91 ¦
¦ ¦№ 591). ¦
¦ ¦ О пенсиях на льготных усло-¦
¦ ¦виях по старости (по возрас-¦
¦ ¦ту) и за выслугу лет (Поста-¦
¦ ¦новление Совета Министров ¦
¦ ¦РСФСР от 02.10.91 № 517). ¦

В этот же раздел следует закладывать мероприятия по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). СИЗ должны выдаваться в строгом соответствии с размерами пользователей, чтобы не создавать неудобства при их эксплуатации и исключить возможность возникновения опасных ситуаций.
Средства защиты должны выдаваться в соответствии с действующими нормами и установленным порядком их выдачи. В целях сохранения эксплуатационных и защитных свойств и внешнего вида необходимо закладывать мероприятия по хранению и уходу за ними. В соответствии с этим в план рекомендуется включать следующие мероприятия:

   ------------------------------------T----------------------------¬

¦ Наименование мероприятия ¦ Нормативная база ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Разработать и утвердить перечни ¦ Ст-и 14, 17 Закона РК "Об¦
¦работ и профессий,по которым должны¦охране труда". ¦
¦выдаваться средства индивидуальной ¦ Инструкция о порядке обес- ¦
¦защиты,а также номенклатуры выда-¦печения рабочих и служащих ¦
¦ваемых СИЗ. ¦специальной одеждой, специ- ¦
¦ Обеспечить: ¦альной обувью и другими ¦
¦- своевременное приобретение специ-¦средствами (Постановление ¦
¦альной одежды, специальной обуви и ¦Госкомтруда СССР и ВЦСПС от ¦
¦других средств индивидуальной защи-¦24.05.83 № 100/П-9 с из- ¦
¦ты, моющих, смазывающих и обезжири-¦менениями и дополнениями - в¦
¦вающих средств; ¦редакции от 24.03.87). ¦
¦- своевременную выдачу работникам ¦ Рекомендации по организации¦
¦специальной одежды, специальной ¦работы комиссии предприятия,¦
¦обуви и других средств индивидуаль-¦организации, учреждения по ¦
¦ной защиты, моющих, смазывающих и ¦контролю качества средств ¦
¦обезжиривающих средств в соответст-¦индивидуальной защиты рабо- ¦
¦вии с установленными нормами и ут- ¦чих на производстве (Утверж-¦
¦вержденному в организации перечню; ¦денные Госкомтрудом СССР и ¦
¦- выдачу работникам, направляемым ¦ВЦСПС 07.05.85) ¦
¦для выполнения работ в другие цеха ¦ Типовые отраслевые нормы ¦
¦(участки), специальной одеждой,спе-¦бесплатной выдачи рабочим и ¦
¦циальной обувью и другими средства-¦служащим специальной одежды,¦
¦ми индивидуальной защиты, преду-¦специальной обуви и других ¦
¦смотренных перечнем работ и профес-¦средств индивидуальной за- ¦
¦сий для цеха (участка); ¦щиты. ¦
¦- ремонт, стирку, сушку специальной¦ ¦
¦одежды и специальной обуви,а так же¦ ¦
¦ее обезвреживание и восстановление ¦ ¦
¦защитных свойств; ¦ ¦
¦- выдачу работникам сверх установ- ¦ ¦
¦ленных норм в соответствии с ут- ¦ ¦
¦вержденным перечнем специальной ¦ ¦
¦одежды, специальной обуви и других¦ ¦
¦средствами индивидуальной защиты за¦ ¦
¦счет собственных средств (прибыли) ¦ ¦
¦организации; ¦ ¦

3.2. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ежегодно, от 8 до 11 процентов производственного травматизма в республике происходят по техническим причинам. При этом основными причинами происшествий являются:
конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность и эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования;
несовершенство технологических процессов;
неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории.
В связи с этим при разработке данного раздела необходимо прежде всего включать мероприятия по устранению причин несчастных случаев, происшедших в организации. Кроме того, мероприятия данного раздела должны разрабатываться также с учетом результатов анализа профессиональной и общей заболеваемости, материалов аттестации рабочих мест, сертификации производственных объектов, результатов экспертизы условий труда, проверок, предписаний органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Выполнение технических мероприятий позволит получить не только социальный эффект в виде улучшения условий и охраны труда, но и экономический. Выбор того или иного мероприятия зависит от конкретных условий, и они могут охватывать как отдельно взятое рабочее место, так и пространственные участки (цех, участок, вспомогательные помещения, проходы, проезды и т.п.). Каждый пункт мероприятия должен быть тщательно продуман и носить конкретный характер. При разработке данного раздела необходимо использовать Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 года № 11.
В общем случае, в соответствии с вышеназванными рекомендациями, в данный раздел плана рекомендуется включать мероприятия по:
модернизации технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования, внедрению систем автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами с целью обеспечения безопасности работающих;
механизации и автоматизации технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;
внедрению технических устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током;
установке защитных и предохранительных приспособлений в целях безопасной эксплуатации паровых, водяных, газовых и других производственных коммуникаций и сооружений;
монтажу тормозных, оградительных, предохранительных устройств;
нанесению на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и другие объекты опознавательной окраски и знаков безопасности.
Значительное место в данном разделе необходимо отводить мероприятиям по:
совершенствованию технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов;
внедрению систем автоматического контроля и сигнализации о наличии и возникновении этих факторов, а также блокирующих устройств, обеспечивающих аварийное отключение технологического и энергетического оборудования в случае его неисправности;
внедрению средств контроля уровней опасных и вредных производственных факторов;
устройству новых и совершенствованию имеющихся средств коллективной защиты от воздействия этих факторов;
приведению естественного и искусственного освещения, уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями.
В мероприятиях должны найти отражение вопросы по:
механизации погрузочно-разгрузочных работ, работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;
уборки производственных помещений (уборки стружки и других отходов производства); очистки воздуховодов, осветительной арматуры, окон, световых фонарей.
В число технических мероприятий необходимо включать также мероприятия по:
перепланировке размещения производственного оборудования (приведение габаритов проходов и проездов, расстояний между оборудованием, между оборудованием и стенами в соответствие с нормативными требованиями и т.п.) для обеспечения безопасности работающих;
приведению производственных зданий и сооружений, рабочих мест, строительных и промышленных площадок в соответствие с требованиями охраны труда;
устройству новых дверных проемов, переходных мостиков, тротуаров, галерей в целях безопасности и предупреждения заболеваний работающих;
переоборудованию отопительных систем и установок кондиционирования воздуха для обеспечения нормального теплового режима и микроклимата на рабочих местах.

3.3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЛЕЖАЩИХ
САНИТАРНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

В основе данной группы мероприятий должно предусматриваться: ввод в эксплуатацию новых или реконструкция существующих санитарно-бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнат и уголков отдыха, комнат приема пищи, комнат по чистке, ремонту и хранению СИЗ и т.п.). В этом же разделе рекомендуется предусматривать мероприятия по созданию оптимальных режимов труда и отдыха для всех работающих, с учетом специфики их труда, по организации лечебно-профилактического обслуживания и проведению медицинских осмотров, по предоставлению различных льгот и компенсаций.
В соответствии с этим в План могут быть включены следующие мероприятия:

   ------------------------------------T----------------------------¬

¦ Наименование мероприятия ¦ Нормативная база ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Осуществить расширение, реконстру-¦ СНиП 02.09.04 ¦
¦кцию и оснащение санитарно-бытовых ¦ ¦
¦помещений (гардеробных, душевых, ¦ ¦
¦умывальных, бань, помещений для ¦ ¦
¦обогрева или охлаждения работающих,¦ ¦
¦помещений для обработки, хранения и¦ ¦
¦выдачи специальной одежды, тепловых¦ ¦
¦переходов, тамбуров и других объек-¦ ¦
¦тов), а также столовых или помеще- ¦ ¦
¦ний для приема пищи. ¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Выполнить работы по введению новых¦ СНиП 02.09.04 ¦
¦и реконструкции имеющихся мест ор- ¦ ¦
¦ганизованного отдыха, помещений и¦ ¦
¦комнат психологической разгрузки,¦ ¦
¦мест обогрева, а также укрытий от¦ ¦
¦солнечных лучей и атмосферных осад-¦ ¦
¦ков при работе на открытом воздухе.¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦Организовать проведение предвари- ¦ Ст-и 7 и 17 Закона РК "Об ¦
¦тельных (до заключения трудового ¦охране труда". ¦
¦договора) и периодических (в тече- ¦ Закон Российской Федерации ¦
¦ние действия трудового договора)¦от 24.11.95 № 182 "О вне-¦
¦медицинских осмотров в соответствии¦сении изменений и дополнений¦
¦с порядком, установленным органами¦в Кодекс законов о труде¦
¦здравоохранения. ¦РФ". ¦
¦ ¦ Приказ Минздравмедпрома ¦
¦ ¦России от 14 марта 1996 года¦
¦ ¦№ 90 "О порядке проведения ¦
¦ ¦предварительных и периоди- ¦
¦ ¦ческих медицинских осмотров ¦
¦ ¦работников и медицинских ¦
¦ ¦регламентах допуска к про- ¦
¦ ¦фессии" (с приложениями 1- ¦
¦ ¦5). ¦
¦ ¦ Приказ Минздрава России от ¦
¦ ¦10 декабря 1996 года № 405 ¦
¦ ¦"О проведении предваритель- ¦
¦ ¦ных и периодических медицин-¦
¦ ¦ских осмотров работников" (с¦
¦ ¦приложениями 1 и 2). ¦
¦ ¦ Приказ Минздравмедпрома ¦
¦ ¦России и Госкомсанэпиднад- ¦
¦ ¦зора России от 5 октября ¦
¦ ¦1995 г. № 280/88 "Об утверж-¦
¦ ¦дении временных Перечней ¦
¦ ¦вредных, опасных веществ и ¦
¦ ¦производственных факторов, а¦
¦ ¦также работ, при выполнении ¦
¦ ¦которых проводятся предвари-¦
¦ ¦тельные и периодические ме- ¦
¦ ¦дицинские осмотры работни- ¦
¦ ¦ков" (с приложениями 1 и 2).¦
¦ ¦ Перечень работников отдель-¦
¦ ¦ных профессий, производств, ¦
¦ ¦предприятий, учреждений и ¦
¦ ¦организаций, которые прохо- ¦
¦ ¦дят обязательное медицинское¦
¦ ¦освидетельствование для вы- ¦
¦ ¦явления ВИЧ-инфекции при ¦
¦ ¦проведении обязательных пре-¦
¦ ¦дварительных, при поступле- ¦
¦ ¦нии на работу, и периодичес-¦
¦ ¦ких медицинских осмотров ¦
¦ ¦(Постановление Правительства¦
¦ ¦РФ от 04.09.95 № 877). ¦
L-----------------------------------+-----------------------------


3.4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

К социально-экономическим мероприятиям рекомендуется относить:
обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
организацию труда женщин и лиц моложе 18 лет;
предоставление работникам льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда;
обеспечение социального страхования, выплату возмещения вреда;
стимулирование работы членов комитетов, комиссий, групп по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда и другие мероприятия.
К экономическим мероприятиям можно отнести такие мероприятия, как предоставление за счет собственных средств (прибыли организации) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительных льгот, компенсаций, отпусков и т.п.
В соответствии с этим в План рекомендуется включать следующие мероприятия:

   ------------------------------------T----------------------------¬

¦ Наименование мероприятия ¦ Нормативная база ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Обеспечить гарантии права работни-¦ Закон РК "Об охране труда".¦
¦ка на охрану труда с закреплением ¦ Рекомендации по заключению ¦
¦этих прав в трудовом договоре (кон-¦договора в письменной форме ¦
¦тракте). ¦(Постановление Минтруда РК ¦
¦ ¦от 27.02.95 № 3). ¦
¦ ¦ Рекомендации по примерному ¦
¦ ¦содержанию раздела обяза- ¦
¦ ¦тельств работодателя и ра- ¦
¦ ¦ботника по условиям и ох- ¦
¦ ¦ране труда в трудовом дого- ¦
¦ ¦воре (контракте) (Письмо ¦
¦ ¦Минтруда РФ от 23.01.96¦
¦ ¦№ 30-11. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Обеспечить нормальные условия тру-¦ Ст. 12 Закона Республики ¦
¦да женщин, в том числе: ¦Коми "Об охране труда". ¦
¦- ограничить применение труда жен- ¦ Глава 11 Кодекса законов о ¦
¦щин в ночное время; ¦труде Российской Федерации. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦- осуществить комплекс мероприятий ¦ Новые нормы предельно до- ¦
¦по выводу женщин с тяжелых физичес-¦пустимых нагрузок для женщин¦
¦ких работ; ¦при подъеме и перемещении ¦
¦- привести рабочие места для женщин¦тяжестей вручную (Постанов- ¦
¦в соответствие с нормативными тре-¦ление Правительства Рос- ¦
¦бованиями. ¦сийской Федерации от ¦
¦ ¦06.02.93 № 105). ¦
¦ ¦ СанПиН 2.2.0.555 ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Осуществлять материальное поощре- ¦ Статьи 8 и 25 Основ законо-¦
¦ние (премии, дополнительно оплачи- ¦дательства РФ об охране¦
¦ваемые отпуска и т.п.) членов коми-¦труда. ¦
¦тетов, комиссий, групп по охране ¦ Статьи 23 и 38 Закона РК¦
¦труда и уполномоченных (доверенных)¦"Об охране труда". ¦
¦лиц по охране труда. ¦ Положение о комитетах, ко- ¦
¦ ¦миссиях, группах по охране¦
¦ ¦труда на предприятиях Рес- ¦
¦ ¦публики Коми. (Постановление¦
¦ ¦Минтруда РК от 04.10.94¦
¦ ¦№ 27). ¦
¦ ¦ Положение об уполномоченном¦
¦ ¦(доверенном) лице по охране ¦
¦ ¦труда профессионального сою-¦
¦ ¦за или трудового коллектива ¦
¦ ¦(Постановление Минтруда РК ¦
¦ ¦от 04.10.94 № 26). ¦
¦ ¦ Отраслевые соглашения. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Обеспечить нормальные условия ¦ Главы 12, 13 Кодекса зако- ¦
¦труда молодежи, в том числе: ¦нов о труде Российской Феде-¦
¦- исключить использование труда лиц¦рации. ¦
¦в возрасте до 18 лет на тяжелых ра-¦ Закон Российской Федерации ¦
¦ботах и работах с вредными или ¦от 24.11.95 № 182 "О вне-¦
¦опасными условиями труда, на под- ¦сении изменений и дополнений¦
¦земных работах, а также на работах,¦в Кодекс законов о труде¦
¦выполнение которых может причинить ¦Российской Федерации". ¦
¦вред их нравственному воспитанию; ¦ ¦
¦- установить по просьбе лиц, обуча-¦ ¦
¦ющихся без отрыва от производства, ¦ ¦
¦индивидуальный режим труда в виде ¦ ¦
¦сокращенной рабочей недели или сок-¦ ¦
¦ращенной продолжительности рабочего¦ ¦
¦дня или предоставления других¦ ¦
¦льгот. ¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Предоставлять работникам, занятым ¦ Разработанные в организации¦
¦на работах с опасными и (или вред- ¦перечни профессий и должнос-¦
¦ными) условиями труда следующие ¦тей, по которым работникам¦
¦льготы и компенсации: ¦предоставляются указанные ¦
¦- дополнительный отпуск и сокращен-¦льготы. ¦
¦ный рабочий день; ¦ ¦
¦- доплату к тарифной ставке (ок- ¦ ¦
¦ладу); ¦ ¦
¦- молоко или другие равноценные ¦ ¦
¦продукты; ¦ ¦
¦- лечебно-профилактическое питание.¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Осуществлять своевременное оформ- ¦ ¦
¦ление документов на получение ра- ¦ ¦
¦ботниками льготных пенсий. ¦ ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Обеспечить возмещение работникам ¦ Ст-и 17, 32 Закона Респуб- ¦
¦вреда (гражданам, имеющим право на ¦лики Коми "Об охране труда".¦
¦возмещение вреда в связи со смертью¦ Правила возмещения работо- ¦
¦кормильца), причиненного увечьем, ¦дателями вреда, причиненного¦
¦профессиональным заболеванием либо ¦работникам увечьем, профес- ¦
¦иным повреждением здоровья, связан-¦сиональным заболеванием,либо¦
¦ным с исполнением ими трудовых ¦иным повреждением здоровья,¦
¦обязанностей. ¦связанным с исполнением ими ¦
¦ ¦трудовых обязанностей (Пос- ¦
¦ ¦тановление Верховного Совета¦
¦ ¦РФ от 24.12.92 № 4214-1). ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Установить за счет собственных ¦ Закон Российской Федерации ¦
¦средств организации (прибыли) до- ¦от 24.11.95 № 180 "О вне-¦
¦полнительные (ежемесячные, квар- ¦сении изменений и дополнений¦
¦тальные, годовые) денежные пособия ¦в законодательные акты Рос- ¦
¦работникам (членам их семей), полу-¦сийской Федерации о возмеще-¦
¦чающим возмещение вреда, причинен- ¦нии работодателями вреда, ¦
¦ного увечьем, профессиональным за- ¦причиненного работникам ¦
¦болеванием, либо иным повреждением ¦увечьем, профессиональным ¦
¦здоровья, связанным с исполнением ¦заболеванием, либо иным пов-¦
¦ими трудовых обязанностей. ¦реждением здоровья,связанным¦
¦ ¦с исполнением ими трудовых ¦
¦ ¦обязанностей". ¦
¦ ¦ Отраслевые соглашения. ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦ Осуществлять обязательное страхо- ¦ Ст. 13 Закона Республики ¦
¦вание работников от несчастных слу-¦Коми "Об охране труда". ¦
¦чаев и профессиональных заболеваний¦ Постановление Совмина СССР ¦
¦на производстве. ¦и ВЦСПС от 23.02.84 № 191¦
¦ Осуществлять дополнительное личное¦"О пособиях по государствен-¦
¦страхование работников, занятых на ¦ному социальному страхова-¦
¦работах с вредными и (или) опасными¦нию" (В редакции от ¦
¦условиями труда, от несчастных слу-¦14.08.91). ¦
¦чаев и профессиональных заболеваний¦ Положение о порядке обеспе-¦
¦на производстве. ¦чения пособиями по государс-¦
¦ ¦твенному социальному страхо-¦
¦ ¦ванию (Постановление Прези-¦
¦ ¦диума ВЦСПС от 12.11.84¦
¦ ¦№ 13-6). ¦
L-----------------------------------+-----------------------------


3.5. МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

В целях получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда разработки рекомендаций и конкретных технических решений организации могут привлекать научно-исследовательские институты и другие организации. Тематика исследований может включать в себя изучение условий труда, проведение аттестации рабочих мест, экспертизу условий труда, анализ травматизма, разработку различных рекомендаций и инструкций по охране труда, а также решение других конкретных задач.

4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПЛАНОВ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Финансирование планов улучшения условий и охраны труда в организациях может осуществляться за счет:
средств, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг (эксплуатационных расходов, или накладных расходов в строительных организациях);
сметы расходов организаций непроизводственной сферы (если мероприятия носят некапитальный характер);
амортизационного фонда, предназначенного на текущий и капитальный ремонт основных фондов;
капитальных вложений (если мероприятия являются капитальными);
собственных средств организаций (прибыли).
В сегодняшних условиях, при нестабильном финансовом положении предприятий, недостаточных инвестициях на реконструкцию и техническое перевооружение, наиболее значимым и реальным является финансирование охраны труда за счет средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако финансирование охраны труда в организациях за счет указанного источника в последние годы значительно уменьшилось. В 1994 - 1996 годах удельный вес этих затрат в структуре себестоимости продукции снизился по сравнению с 1990 годом:
в строительстве с 1,46 до 0,36%, или в 4,7 раза;
в промышленности с 1,29 до 0,64%, или в 2,0 раза;
в сельском хозяйстве с 0,76 до 0,28%, или в 2,7 раза.
О существенном снижении выделяемых средств на финансирование охраны труда свидетельствует и такой показатель, как величина выделяемых средств на охрану труда в расчете на одного работающего. Так, в 1996 году затраты на охрану труда (в сопоставимых ценах) в расчете на одного работающего оказались в 2,8 раза ниже уровня 1990 года. В 1997 году произошло дальнейшее уменьшение финансирования охраны труда. В целом по республике они снизились с 413 млрд. рублей в 1996 году до 173,9 млрд. рублей в 1997 году или в 2,4 раза, а в расчете на одного работающего - в 2,17 раза. Наиболее значительное уменьшение объемов финансирования охраны труда в расчете на одного работающего произошло в промышленности (в 2,95 раза), на автомобильном транспорте (в 2,45 раза), в организациях лесного хозяйства и связи.
Ярким свидетельством недостаточного финансирования работ по улучшению условий и охраны труда являются данные выборочного круга организаций республики, которые показывают, что в большинстве организаций свыше 60% выделяемых на финансирование охраны труда средств расходуются на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, в пределах 5 - 25% - на лечебно-профилактическое питание. На финансирование же конкретных мероприятий по улучшению условий и охраны труда расходуется крайне незначительная часть - от 3 до 20%.
Недостатки в финансировании и планировании охраны труда ведут к дальнейшему ухудшению условий труда работников, росту производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и, как следствие, нерациональному расходованию средств организаций на устранение последствий несчастных случаев, выплату возмещения вреда пострадавшим на производстве, оплату льгот и компенсаций работникам за работу в условиях, не отвечающих требованиям санитарии и гигиены. Так, в 1997 году затраты организаций на эти цели составили 330 млрд. рублей (204 млрд. рублей - возмещение вреда, 29 млрд. рублей - материальные последствия несчастных случаев и, по экспертным оценкам, свыше 100 млрд. рублей - льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда), что в 1,9 раза больше, чем суммарные затраты на улучшение условий труда и профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В этой связи финансирование планов по улучшению условий и охраны труда за счет средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), рекомендуется осуществлять в следующих размерах:
для организаций промышленности и строительства - не менее 1,5 процента, сельского хозяйства и транспорта - не менее 1,0 процент, связи, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, жилищно - коммунального хозяйства - не менее 0,75 процента от фактических затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг с отнесением их на себестоимость продукции (работ, услуг).
Для организаций бюджетной сферы, кредитования, страхования, пенсионного обеспечения финансирование планов по улучшению условий и охраны труда рекомендуется осуществлять в размере не менее 0,5 процента годового фонда оплаты труда.
Из всех средств, предусмотренных к финансированию планов, не менее 50 процентов необходимо направлять на финансирование конкретных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, не связанных с приобретением и выдачей спецодежды, спецобуви, а также с предоставлением льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

5. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Завершающим этапом подготовки плана является оценка ожидаемого социального и экономического эффекта от выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Для оценки социального эффекта от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть использованы следующие показатели:
сокращение числа рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям санитарно-гигиенических условий труда;
сокращение численности работающих, находящихся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам;
увеличение количества машин, механизмов, оборудования и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями ССБТ, СНиП и других нормативно-технических документов;
сокращение производственного травматизма;
снижение профессиональной и общей заболеваемости, вызванной неблагоприятными условиями труда;
сокращение числа случаев выхода на инвалидность вследствие травмы или заболевания;
сокращение текучести кадров из-за неблагоприятных условий труда.
Для определения экономической эффективности от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда можно воспользоваться существующими методиками расчетов по следующим показателям:
экономия заработной платы от снижения трудоемкости продукции и высвобождения работников, вызванная ростом производительности труда (экономический эффект от повышения производительности труда);
экономический эффект от сокращения расходов на льготы и компенсации;
экономический эффект от сокращения потерь и непроизводственных расходов, вызванных улучшением социальных показателей (снижение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, устранения причин несчастных случаев).

6. ОФОРМЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНОВ ПО УЛУЧШЕНИЮ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Планы по улучшению условий и охраны труда могут оформляться разделом (приложением) коллективного договора организации или носить самостоятельный характер.
По каждому мероприятию плана в обязательном порядке должны указываться объем работ, источники финансирования, сроки исполнения и ответственные исполнители. Но самые продуманные планы могут остаться лишь на бумаге, если выполнение мероприятия не включить в планы работы цехов, служб и отделов. В связи с этим в планах должны указываться также и службы, привлекаемые для выполнения мероприятий. Оформление планов по улучшению условий и охраны труда рекомендуется выполнять в соответствии с приложением к данным рекомендациям.
При оформлении плана по улучшению условий и охраны труда разделом или приложением коллективного договора обсуждение и утверждение его осуществляется в порядке, установленном для коллективных договоров.
При оформлении плана самостоятельным документом его утверждение осуществляется руководителем организации после обсуждения на совместном заседании администрации организации и комитета профсоюза организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

7. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПЛАНОВ
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Контроль за реализацией планов является их составной частью. Лица, ответственные за выполнение мероприятий плана (руководители служб, начальники отделов, мастера и т.д.), ежемесячно направляют информацию о ходе выполнения мероприятий плана в службу охраны труда организации (специалисту по охране труда). На основе полученной информации служба охраны труда готовит отчет о ходе выполнения плана, который рассматривается на совместном заседании администрации и профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа. По результатам рассмотрения руководитель организации принимает оперативные меры по неукоснительному выполнению плана или производит корректирование
сроков выполнения мероприятий плана.





Приложение

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель Руководитель
комитета профсоюза организации
_______________________ _______________________
(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)
"___"__________ 19___ г. "_____"________ 19__ г.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В
_________________________________________
(НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ)
НА _________________________________ ГОД(Ы)

   -------T------T--------------------------T-----T------T-----T----¬

¦Наиме-¦Наиме-¦Объем и источники финанси-¦Срок ¦Ответ-¦Служ-¦От- ¦
¦нова- ¦нова- ¦ рования, тыс. руб. ¦вы- ¦ствен-¦бы ¦мет-¦
¦ние ¦ние +----T---------------------+пол- ¦ный за¦прив-¦ка о¦
¦под- ¦меро- ¦все-¦ в том числе за счет ¦нения¦выпол-¦лека-¦вы- ¦
¦разде-¦прия- ¦го +----T-----T-----T----+меро-¦нение ¦емые ¦пол-¦
¦ления,¦тия ¦ ¦се- ¦амор-¦кап. ¦при-¦прия-¦ ¦для ¦не- ¦
¦рабоч.¦ ¦ ¦бес-¦тиза-¦влож.¦были¦тия, ¦ ¦вы- ¦нии ¦
¦места ¦ ¦ ¦тои-¦ции ¦ ¦ ¦ме- ¦ ¦пол- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦мос-¦ ¦ ¦ ¦сяц, ¦ ¦нения¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ти ¦ ¦ ¦ ¦квар-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тал ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
+------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+----+
L------+------+----+----+-----+-----+----+-----+------+-----+-----



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru