Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прокуратуры РК от 19.05.1998 № 7-4
"ПО ПРОВЕРКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 19 мая 1998 г. № 7-4

ПО ПРОВЕРКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Прокурорам
городов и районов,
природоохранным прокурорам
и прокурорам по надзору
за соблюдением законов
в ИТУ Республики Коми

1. Введение

Одним из эффективных средств повышения качества управления в государстве является последовательное обеспечение законности в деятельности государственной и муниципальной службы.
За последнее время коррупция получила широкое распространение, она тесно переплетается с организованной преступностью и свидетельствует об активном проникновении криминальных структур в различные эшелоны исполнительной власти и государственные органы.
Серьезную опасность представляют сращивание государственных и коммерческих структур, факты корыстных злоупотреблений в правоохранительных и контролирующих органах власти и управления.
В ходе прокурорских проверок 1997 года выявлено 87 нарушений данного законодательства, 21 незаконный правовой акт и внесено 8 протестов, которые удовлетворены, 19 представлений, по которым 8 должностных лиц привлечено к дисциплинарной и одно лицо к материальной ответственности.
В нарушение законодательства о государственной службе главы администраций г. Воркуты (Сегаль), Удорского района (Елисеев), первый заместитель Главы Республики Коми Окатов А.М., заместитель Главы Бибиков В.С. входили в состав Совета директоров хозяйствующих субъектов без надлежащего на то оформления в соответствии с действующим законом.
Только после вмешательства органов прокуратуры нарушение закона было устранено.
Были выявлены многочисленные нарушения закона государственными служащими в городах Сыктывкаре, Сосногорске, Усть - Вымском и Княжпогостском районах и др.
В 1997 году правоохранительными органами Республики Коми было возбуждено 16 уголовных дел по ст. 285 УК РФ, по ст. 290 УК РФ также 16 уголовных дел. Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на крупные города: Сыктывкар, Ухту, Воркуту.
В рамках одного уголовного дела № 366509, возбужденного по заявлению В. СО Княжпогостского РОВД, было выявлено и расследовано 8 эпизодов преступной деятельности со стороны заведующей торговым отделом администрации Княжпогостского района Ж., которая вымогала с граждан - предпринимателей взятки за получение разрешения (лицензии) на право торговли подакцизными товарами.
Прокуратурой г. Сосногорска расследуется уголовное дело № 441713 в отношении бывшего начальника паспортно - визовой службы Сосногорского РОВД К., который за взятки вносил в паспорта граждан заведомо ложные сведения о прописке.
СО Ухтинского УВД расследуется уголовное дело № 367806 в отношении главного энергетика МУП "Горжилфонд" Р., который неоднократно получал взятки от граждан - предпринимателей за оформление документов по проверке электрооборудования.
В решении задач обеспечения законности в деятельности государственной и муниципальной службы высокая ответственность ложится на органы прокуратуры. Основные направления деятельности прокуроров на этом участке определены в Указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.08.96 № 49/7 "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе".
В деле борьбы с незаконным совместительством и коррупцией могут оказать значительную помощь налоговые и контролирующие органы, так как в ходе их проверок им становятся известны факты работы госслужащих всех уровней в коммерческих структурах, банках, хозяйствующих субъектах и другие случаи нарушения законности.

2. Основные нормативные акты

- Конституция РФ ст. 32, Конституция РК ст. 33.
- Закон РФ от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ст. 9.
- Закон РФ от 28.08.95 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ст. ст. 21, 60.
- Закон от 18.04.91 "О милиции" ст. 20
- Закон РСФСР от 02.12.90 "О банках и банковской деятельности" ст. 8.
- Закон РФ "О центральном банке РФ" в редакции от 12.04.95 ст. 90.
- Закон РФ от 26.06.92 "О статусе судей" ст. 3.
- Закон РФ от 08.07.92 "О внешней разведке" ст. 18.
- Закон РФ от 08.07.92 "О федеральных органах государственной безопасности" ст. 15.
- Закон РФ от 17.12.94 "О федеральной фельдъегерской связи" ст. 9.
- Закон РФ от 24.06.93 "О федеральных органах налоговой полиции" ст. 13.
- Закон РФ "О государственной налоговой службе".
- Закон РФ "О пожарной безопасности" ст. 7.
- Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе".
- Закон РФ от 31.07.95 "Об основах государственной службы в РФ" ст. 11.
- Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" ст. 4.
- Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" ст. 41.
Указы Президента Российской Федерации:
- от 04.04.92 № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы";
- от 22.12.93 № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" п.п. 10, 12, 13, 31 Положения;
- от 30.01.96 № 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы";
- от 09.03.96 № 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего";
- от 22.04.96 № 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим";
- от 29.04.96 № 604 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакансий государственной должности";
- от 16.08.95 № 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих";
- от 14.08.96 № 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти";
- от 14.08.96 № 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти";
- от 06.06.96 № 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы".
- Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Постановлением ВС РФ от 03.07.91.
- Основы законодательства РФ "О нотариате" от 11.02.93 ст. 6.
- Положение о службе в органах внутренних дел РФ от 23.12.92 ст. 10.
- Закон Республики Коми от 25.03.96 № 12-РЗ в редакции от 11.02.98 "О государственной службе Республики Коми".
- Закон Республики Коми от 11.07.97 № 36-РЗ "О проведении в Республике Коми выборов в органы местного самоуправления первого созыва".
- Указ Главы Республики Коми от 12.09.97 № 249 "Об утверждении Положения о государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Республики Коми".
- Указ Главы Республики Коми от 15.10.97 № 293 "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Республики Коми, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы Республики Коми, сведений о доходах и имуществе".

3. Источники информации

Основной объем информации общего характера может быть получен на основе анализа данных о структуре проверяемого органа, функциональном назначении интересующих прокурора структурных подразделений, деловой документации, в которой отражается их работа. Эти сведения можно почерпнуть из справочников, отчетных документов, уставов и положений об организациях и их структурных подразделениях, должностных инструкций, определяющих должностные обязанности различных категорий служащих.
Данные о соблюдении законов, определяющих порядок несения службы и статус служащих, могут быть получены путем изучения материалов заседаний и совещаний, отчетов о работе государственного и муниципального органа.
В ходе проверки используйте данные контролирующих органов (антимонопольного комитета, налоговой инспекции, комитета по управлению имуществом и др.), обращения граждан, сообщения органов власти и управления, средств массовой информации, материалов уголовных и гражданских дел, других сигналов о корыстной заинтересованности должностных лиц в принятых ими по службе действиях и решениях, сведения о работе должностных лиц по совместительству.
Следует иметь в виду, что деятельность должностных лиц признается государственной службой только на должностях, отнесенных к категориям "Б" и "В". Под служащими государственного аппарата понимаются не только должностные лица, но и другие работники (кроме технических) органов власти и управления.
К должностным лицам, которым в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, не относятся руководители государственных хозяйствующих предприятий.

4. Организация проверки

При проверке обратите внимание на законность решений постановлений и иных правовых актов, связанных с приватизацией, земельной реформой, регистрацией юридических лиц, особенно когда регистрация производится с нарушением закона, с получением кредитов, с освобождением от налогов, при выдаче лицензий и т.п.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 10.06.94 № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" и Постановлением Правительства РФ от 10.02.94 № 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" некоторая категория государственных служащих может за вознаграждение представлять интересы государства в органах управления акционерных обществ с оформлением соответствующих разрешений и доверенностей.
Достаточно типичным явлением стало оказание физическим и юридическим лицам содействия в получении за вознаграждение незаконных льгот и привилегий, приобретение собственности, ускорение процедур оформления документов, назначение на должность.
Наряду с традиционной денежной формой подкупа чиновников в ход идут обещания повышения по службе, предоставления льготных кредитов, оплата дорогостоящих командировок и заграничных поездок, ремонт квартир, содействие в покупке жилья, автомашины и т.д.
Государственные и муниципальные служащие нередко выступают учредителями акционерных обществ, коммерческих банков, занимаются посреднической деятельностью. Применяются замаскированные формы, когда предпринимательская деятельность осуществляется через посредников - доверенных лиц, родственников и др.
Служащие нередко занимаются иной оплачиваемой деятельностью, не относящейся к разрешенной законом категории научной, преподавательской и творческой.
Имеются факты торговли служащими информацией, содержащей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, которая была получена ими в силу должностного положения.
Повсеместно нарушается требование закона о предоставлении при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.
Широко распространена практика использования государственного и муниципального имущества для извлечения личной выгоды, сдачи его в аренду по заниженным ставкам, приобретение имущества за символическую плату или его присвоение.
Значительные потери несет государство вследствие нарушения чиновниками требований закона о целевом использовании бюджетных средств, которые зачастую "прокручиваются" в коммерческих структурах.

5. Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке:

- какая профессиональная деятельность осуществляется органом, деятельность которого проверяется;
- какова структура указанного органа, функциональное назначение его структурных подразделений;
- какими нормативными актами и документами (законы, постановления Правительства РФ, Указы, Уставы, Положения) регламентируется его деятельность;
- соответствует ли требованиям закона определение должностных обязанностей, изложенных в должностных инструкциях и руководящих документах;
- обоснованно ли принимались решения и постановления о предоставлении льгот в удовлетворении просьб и писем отдельных граждан и руководителей предприятий и организаций, особенно коммерческих;
- есть ли жалобы граждан или сообщения СМИ о нарушениях законности в работе данного органа;
- какие нарушения допускались и какие меры принимались по их устранению;
- соблюдаются ли требования законов о борьбе с коррупцией;
- наличие фактов совмещения государственной и муниципальной службы с другой деятельностью;
- занимаются ли служащие предпринимательской деятельностью через подставных лиц;
- состоят ли служащие членами руководящих органов коммерческих структур, входят ли в состав учредителей акционерных обществ и т.д.
- получали ли служащие различного рода вознаграждения, подарки в связи с выполнением своих обязанностей;
- имеют ли место факты хищений, разбазаривания собственности и имущества, сдачи его в аренду, использования в личных целях;
- как обеспечивается расход средств, поступающих из бюджета;
- соблюдаются ли требования закона о недопустимости создания в системе государственных и муниципальных органов коммерческих организаций.
При проведении проверки используйте всю совокупность полномочий прокурора по выявлению правонарушений. Особенное внимание следует обратить на использование возможности дачи поручений руководителям и другим должностным лицам органов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура, проведение проверок и ревизий подконтрольных или подведомственных им организаций.

6. Реагирование на выявленные нарушения законности

При выявлении нарушений законности необходимо использовать всю полноту прокурорских полномочий - опротестовать незаконные правовые акты, внести в соответствующие органы представления, ставить перед соответствующими органами вопрос об административной, дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц или об их увольнении, предъявлять в порядке гражданского судопроизводства исковые заявления о взыскании с них материального ущерба или суммы необоснованного обогащения. При необходимости возбуждать уголовные дела.
Вопрос о принятии мер к нарушителям названных в законах ограничений необходимо решать с учетом Указа Президента РФ от 04.04.92 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", где указано, что данные нарушения законов влекут освобождение от занимаемой должности или иную ответственность.
Кроме того, необходимо руководствоваться Указом Президента РФ от 06.06.96 № 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы".
О выявленных нарушениях законов необходимо ставить в известность органы местного самоуправления, а в копии сообщать в прокуратуру Республики Коми, чтобы мы могли проконтролировать исполнение Ваших сообщений, а о грубых нарушениях законности подготовить в средства массовой информации необходимые публикации.

И.о. прокурора
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
Н.А.БАСМАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru