Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 10.03.1998
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 6 МАЯ 1997 ГОДА № 412-Р"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 26.11.1999, № 11, ст. 1208






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 1998 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЯ
ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 6 МАЯ 1997 ГОДА № 412-Р

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Кырнышевой Т.А., Толстова С.Г.,
с участием заявителя Габова С.А., направившего жалобу в Конституционный Суд Республики Коми; представителя стороны, принявшей оспариваемый акт, - Филипповой Т.Ф. - заместителя начальника Государственно - правового управления Администрации Главы Республики Коми, Кочетковой Г.С. - первого заместителя министра по делам архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми, Закидальского Е.М. - представителя правового управления Государственного Совета Республики Коми, Юдина А.В. - представителя Прокуратуры Республики Коми, Аграновича М.Г. - заместителя председателя Верховного Суда Республики Коми по гражданским делам, Пархоменко Н.С. - начальника отдела Региональной энергетической комиссии Республики Коми, Забатуриной С.Д. - директора Центра жилищных субсидий г. Сыктывкара,
руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1, частями 2 и 3 статьи 3, статьями 32, 68, 90, 91 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Распоряжения Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года № 412-р, которым введены ступенчатые тарифы на электроэнергию для населения.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Габова С.А., которое соответствует требованиям статей 33, 34, 90 и 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" и является допустимым, так как гражданин Габов С.А. оспаривает конституционность распоряжения Главы Республики Коми, которое носит нормативный характер и затрагивает имущественные права и интересы как заявителя, так и всех граждан - покупателей электроэнергии, то есть неопределенного круга лиц.
Основанием к рассмотрению дела согласно части 2 статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми Распоряжение Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года № 412-р, которым утверждены ступенчатые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Толстова С.Г., объяснения заявителя, представителя стороны, издавшей оспариваемый акт, выступление консультанта - кандидата юридических наук, профессора Арапова Н.Т. и других участников процесса, исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

В мае 1997 года Региональной энергетической комиссией Республики Коми разработаны ступенчатые дифференцированные по объемам электропотребления абонентом тарифы на электрическую энергию для городского и сельского населения в домах с газовыми и электрическими плитами.
В частности, для городского населения (в домах с газовыми плитами):
до 100 кВт.ч. включительно - 100 рублей за 1 кВт.ч.
101-150 кВт.ч. включительно - 300 рублей за 1 кВт.ч.
151 кВт.ч. и более - 600 рублей за 1 кВт.ч.

Указанные тарифы введены в действие с 15 мая 1997 года Распоряжением Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года № 412-р, которым предусмотрены и меры социальной защиты малообеспеченных слоев населения путем субсидирования через предоставление компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим положением.
Заявитель гражданин Габов С.А. обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит признать неконституционным Распоряжение Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года, как нарушающее его права и права его семьи, в части равенства всех перед законом.
Его семья состоит из шести человек и фактически не в состоянии оплачивать расходы за электроэнергию в том порядке, как это предусматривают ступенчатые тарифы по оплате за электроэнергию. Совокупный доход семьи не позволяет производить расчеты за электроэнергию в полной мере и не дает оснований для обращения за субсидиями.
Кроме того, в квартире фактически проживает три семьи, а сестра с мужем не предоставляют сведений о своих доходах, тогда как данные сведения необходимы для обращения за жилищными субсидиями.
Габов С.А. полагает, что более справедливым было бы положение, при котором действовал единый тариф на электроэнергию, но при этом бы учитывался состав семьи и единый норматив потребления для каждого члена семьи.
Одновременно заявитель ссылается в жалобе на то, что при оплате за электроэнергию не в полной мере учитываются льготы по оплате коммунальных услуг, имеющиеся у некоторых членов семьи.
Что касается доводов заявителя по оплате за электроэнергию в соответствии с имеющимися льготами и возникших в связи с этим вопросов, то указанные доводы не могут быть признаны допустимыми. Конституционный Суд Республики Коми в соответствии со статьей 3 (части 2 и 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, и решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств, в том числе подтверждающих нарушение прав гражданина в конкретном деле, во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является вопрос о соответствии Распоряжения Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года № 412-р о введении ступенчатых тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению Республики Коми.
В Рекомендациях Федеральной энергетической комиссии России от 25 апреля 1997 года по установлению стимулирующих энергосбережение дифференцированных по объемам энергопотребления тарифов на электрическую энергию для населения заложены основные принципы, которыми должны руководствоваться Региональные энергетические комиссии.
В число этих принципов входит установление норматива потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц, и, кроме того, установление более двух ступеней тарифа на электроэнергию должно ставиться в зависимость от объемов электропотребления также в расчете на одного человека в месяц (п.п. 1, 3 Рекомендаций ФЭК России).
Региональной энергетической комиссией Республики Коми указанные принципы во внимание приняты не были, и поэтому оказалось, что в расчете суммы оплаты электрической энергии населением, исходя из объема потребленной электроэнергии абонентом (квартирой) и действующих ступенчатых тарифов, количество жильцов, проживающих в квартире, не учитывается, тогда как именно от количества жильцов, как правило, напрямую зависит объем потребляемой электроэнергии.
В связи с чем порядок оплаты электроэнергии, расходуемой разным количеством лиц, проживающих в одинаковых по размеру квартирах, ставит в невыгодное положение пользователей электроэнергии в более плотно заселенных жилых помещениях.
Такое положение вступает в противоречие с общеправовыми принципами справедливости и юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленными в статье 17 Конституции Республики Коми. Общеправовые принципы справедливости, юридического равенства всех перед законом, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции Республики Коми, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты.
Конституция Республики Коми провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью (статья 4), принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе (статья 18).
Доводы представителя Региональной энергетической комиссии Республики Коми о том, что решение о введении ступенчатых тарифов направлено прежде всего на экономию электроэнергии, в данном конкретном случае не могут быть в полной мере приняты во внимание.
Экономия электроэнергии самими абонентами носит чисто субъективный характер, однако, потребитель электроэнергии может экономить лишь до пределов, позволяющих удовлетворять его минимальные потребности для бытовых нужд.
Даже минимальное потребление электрической энергии каждым жильцом большой семьи в целом ставит семью перед необходимостью оплаты за электроэнергию в повышенных размерах, по сравнению с малочисленными семьями, о чем свидетельствуют объяснения заявителя Габова С.А. и предъявленные ему счета на оплату электроэнергии.
Объем потребления населением электрической энергии для бытовых нужд нормативно не ограничен, однако, ступенчатые тарифы без учета объема электропотребления в расчете на одного человека фактически содержат в себе ограничения с точки зрения финансовых возможностей потребителей.
Вместе с тем, право на пользование гражданами электроэнергией для бытового потребления не может быть ограничено.
В соответствии со статьей 541 (часть 3) Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Исходя из этого, любые ограничения граждан на пользование электроэнергией, в том числе и экономического характера, каковыми являются ступенчатые тарифы на электроэнергию без учета объема энергопотребления в расчете на одного человека, не только нарушают конституционные принципы справедливости и равенства всех перед законом, но и препятствуют реализации статьи 11 Конституции Республики Коми, устанавливающей, что социальная и экономическая политика Республики Коми должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 66, статьями 67, 68, 69, 73, 74 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать Распоряжение Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года № 412-р о введении с 15 мая 1997 года ступенчатых дифференцированных по объемам электропотребления абонентом тарифов на электрическую энергию для населения не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 7 (части 1), 11, 17 (части 1 и 2), 18 (части 3).
2. В соответствии с частью третьей статьи 73 и частью второй статьи 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" ступенчатые дифференцированные по объемам электропотребления абонентом тарифы на электрическую энергию для населения, введенные Распоряжением Главы Республики Коми от 6 мая 1997 года № 412-р, признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Республики Коми, должны быть пересмотрены в установленном порядке и по истечении двух месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления не подлежат применению.
Главе Республики Коми в течение двухмесячного срока надлежит внести изменения в порядок оплаты населением потребляемой электроэнергии.
3. Настоящее Постановление окончательно, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Коми.

Председательствующий
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
Т.А.КЫРНЫШЕВА
С.Г.ТОЛСТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru