Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 24.10.1997
"ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТОВ "Б", "Ж" И "М" ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 64 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 27.08.1998, № 8, ст. 905






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 1997 года

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТОВ "Б","Ж" И "М"
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 64 КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Батмановой Л.В., Кырнышевой Т.А., Толстова С.Г.
С участием главы администрации г. Печоры Моисеенкова В.В., обратившегося с запросом в Конституционный Суд Республики Коми,
руководствуясь статьей 100 (часть 4) Конституции Республики Коми, пунктом 4 статьи 3, статьями 32, 99, 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании запрос главы администрации г. Печоры о толковании пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми в связи с изданием МВД Российской Федерации приказа № 381 от 20 июня 1997 года, "О реорганизации исправительной колонии № 5 Печорского УЛИУ".
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явился запрос главы администрации г. Печоры о толковании пунктов "б" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми и о соответствии приказа МВД Российской Федерации № 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии № 5 Печорского УЛИУ" Конституции Республики Коми.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми, в связи с чем глава администрации г. Печоры обратился с запросом в Конституционный Суд Республики Коми о толковании этих конституционных норм.
Заслушав выступление судьи - докладчика Кырнышевой Т.А., объяснения главы администрации г. Печоры Моисеенкова В.В., заключения экспертов Арапова Н.Т. - профессора, кандидата юридических наук, консультанта Конституционного Суда Республики Коми, Шабаева Ю.П. - кандидата исторических наук, ученого секретаря Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, выступления приглашенных в заседание представителя Государственного Совета Республики Коми Бихерта Р.И. - заместителя председателя комитета по законодательству и депутатской этике Государственного Совета Республики Коми, представителя Главы Республики Коми Опариной Л.О. - зав. отделом законопроектных работ государственно - правового управления администрации Главы, исследовав документы и материалы, Конституционный Суд Республики Коми,

установил:

1. Глава администрации г. Печоры в своем запросе просит дать толкование пунктов "б" и "м" части первой, статьи 64 Конституции Республики Коми в связи с приказом МВД Российской Федерации № 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии № 5 Печорского УЛИУ" и соответствии последнего Конституции Республики Коми. В судебном заседании глава администрации г. Печоры Моисеенков В.В. дополнил запрос просьбой дать толкование пункта "ж" ст. 64 Конституции Республики Коми.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 закона "О Конституционном Суде Республики Коми" вопрос, поставленный в запросе о проверке конституционности приказа МВД Российской Федерации № 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии № 5 Печорского УЛИУ" не может быть разрешен Конституционным Судом Республики Коми, поэтому согласно статьи 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" допустимым является только запрос в части толкования пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми.
2. Создание крупного лечебного оздоровительного учреждения на базе колонии ПЛ-350/5 для содержания осужденных, больных туберкулезом, и ВИЧ - инфицированных осужденных в соответствии с приказом МВД Российской Федерации № 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии № 5 Печорского УЛИУ" затрагивает права и свободы человека и гражданина, проживающих на территории Республики Коми, вопросы общественной безопасности в области охраны здоровья.
Поэтому Конституционный Суд Республики Коми в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", оценивая смысл вопросов, поставленных в запросе и уточненных в ходе судебного разбирательства, может принять постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть дать толкование относительно защиты прав и свобод граждан в области охраны здоровья.
3. Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, (пункт "б" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пункт "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми), а также координация вопросов здравоохранения (пункт "ж" части первой статьи 64) являются предметами совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми, по которым издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.
4. Федеральный закон от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 года "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, осуществляет регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина по рассматриваемому вопросу.
Таким образом, Республика Коми, как субъект Российской Федерации, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, вправе в пределах компетенции, предусмотренной федеральным законом Российской Федерации об охране здоровья граждан, осуществлять собственное правовое регулирование.
5. Что касается вопроса регулирования прав национальных меньшинств, отнесенного Конституцией Российской Федерации (п."в" ст. 71) и Конституцией Республики Коми (п. "в" ст. 63) к исключительному ведению Российской Федерации, то отдельным законом на федеральном уровне он не урегулирован. Защита же прав национальных меньшинств отнесены и к ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 63 Конституции Республики Коми) и к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми (п. "б" ст. 64 Конституции Республики Коми).
Отдельные правовые нормы, касающиеся защиты прав национальных меньшинств, содержатся в ряде законов: в законе РСФСР от 25 октября 1991 года "О языках народов РСФСР" и принятой этим законом "Декларации о языках народов России", законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции от 12 июля 1995 г.), в основах законодательства Российской Федерации от 9 октября 1992 года "О культуре", в основах законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года "Об охране здоровья граждан".
Правового понятия национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей российским законодательством не выработано. В международном праве защита прав национальных меньшинств осуществляется на основании документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в том числе Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, принятой государствами - членами Совета Европы, но не ратифицированных Российской Федерацией.
6. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (часть вторая статьи 6 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 22 мая 1996 года), что соответствует порядку урегулирования вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. По рассматриваемому вопросу решение принято Министерством внутренних дел Российской Федерации без согласования с органом исполнительной власти Республики Коми. Кроме того, учитывая особенность учреждения - содержание осужденных, больных туберкулезом и ВИЧ - инфицированных, в условиях Севера, нарушаются принципы гуманизма и уважения прав человека как в отношении проживающих на этой территории, так и самих осужденных.
7. Координация вопросов здравоохранения, предусмотренная как предмет совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми пунктом "ж" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми, предполагает совместную деятельность Российской Федерации и Республики Коми в вопросах здравоохранения в разработке нормативных актов (например, федеральная целевая программа по предупреждению в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции) на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. "Анти - ВИЧ/СПИД"), а также и в совместном их исполнении. На сотрудничество в сфере здравоохранения указывает и статья 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми о разграничении полномочий в области социально - экономического развития, подписанного 20 марта 1996 года.
Таким образом, создавшуюся неопределенность в понимании пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми относительно защиты прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств в области охраны здоровья, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей можно преодолеть только законодательным путем:
принятием законодательными органами Российской Федерации и Республики Коми законов, регулирующих вопросы в области охраны здоровья;
относительно регулирования защиты прав национальных меньшинств - принятием федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 66, статьей 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Под защитой прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, в том числе защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, в смысле пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми следует понимать осуществление регулирования указанных прав и свобод на основании нормативных актов Республики Коми и законов Российской Федерации как предмета совместного ведения.
2. Согласно статьи 101 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" толкование является официальным и обязательным для всех представительных и судебных органов государственной власти, органов самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статьи 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".

Председатель Суда
Ю.ГАВРЮСОВ

Судьи:
Л.БАТМАНОВА
Т.КЫРНЫШЕВА
С.ТОЛСТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru