Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Коми от 10.03.1994 № XII-19/3
(ред. от 17.10.1997)
"О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Красное знамя", 15.03.1994, № 48
"Республика", 16.03.1994, № 29
"Ведомости Верховного Совета Республики Коми", 1994, № 3, ст. 25



Утратил силу в связи с принятием Закона РК от 16.06.1998 № 26-РЗ.



10 марта 1994 года № XII-19/3

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(в ред. Законов Республики Коми от 24.10.1994 № 3-РЗ;
от 25.04.1995 № 9-РЗ; от 20.06.1995 № 14-РЗ;
от 17.10.1997 № 45-РЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Действие Закона

Настоящий Закон определяет порядок назначения и проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми и депутатов местных представительных органов власти в Республике Коми.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

(введена Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

В настоящем Законе используются следующие термины:
выборы - действия граждан Республики Коми, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с настоящим Законом;
избирательные права граждан - конституционное право граждан Республики Коми избирать и быть избранными в органы государственной власти в Республике Коми;
гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Республики Коми;
активное избирательное право граждан - право граждан Республики Коми избирать в органы государственной власти в Республике Коми;
пассивное избирательное право граждан - право граждан Республики Коми быть избранными в органы государственной власти в Республике Коми;
избиратель - гражданин Республики Коми, обладающий активным избирательным правом;
избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов в органы государственной власти в Республике Коми;
кандидат - кандидат в депутаты Государственного Совета Республики Коми, кандидат на должность Главы Республики Коми, кандидат в депутаты местного представительного органа власти в Республике Коми;
избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;
избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
предвыборная агитация - деятельность граждан Республики Коми, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов.

Статья 3. Основные принципы выборов

1. Выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, депутатов местных представительных органов власти осуществляются гражданами Республики Коми добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Депутаты Государственного Совета Республики Коми, Глава Республики Коми, депутаты местных представительных органов власти избираются гражданами Республики Коми на основе мажоритарной системы относительного большинства.
3. Государственный Совет Республики Коми состоит из 50 депутатов, избираемых по принципу: 20 депутатов - по одному депутату от района или города республиканского подчинения и 30 депутатов - по одному депутату от избирательного округа с числом избирателей в пределах установленной средней нормы избирателей.
4. Глава Республики Коми избирается по избирательному округу, образованному в границах территории Республики Коми.
5. Депутаты местных представительных органов власти избираются населением районов, городов республиканского подчинения, районов в городах по избирательным округам с числом избирателей в пределах установленной средней нормы избирателей. Численный состав местного представительного органа власти определяется законодательством Республики Коми.
6. Депутаты Государственного Совета Республики Коми, Глава Республики Коми, депутаты местных представительных органов власти избираются сроком на четыре года.

Статья 4. Избирательное право граждан

1. В выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, депутатов местных представительных органов власти имеют право участвовать граждане Республики Коми, достигшие на день выборов 18-летнего возраста.
2. Депутатом Государственного Совета Республики Коми может быть избран гражданин Республики Коми не моложе 21 года, проживающий в Республике Коми не менее пяти лет.
Не могут быть депутатами Государственного Совета Республики Коми заместители Главы Республики Коми, министры, председатели государственных комитетов, комитетов и руководители других республиканских органов исполнительной власти.
3. Главой Республики Коми может быть избран гражданин Республики Коми не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Республики Коми ко дню выборов не менее 10 лет.
Глава Республики Коми не может быть депутатом Государственного Совета Республики Коми и иных представительных органов в Республике Коми. Одно и то же лицо не может быть Главой Республики Коми более двух сроков подряд.
4. Депутатом местного представительного органа власти может быть избран гражданин Республики Коми, постоянно проживающий на соответствующей территории и достигший 18-летнего возраста.
5. Не могут быть депутатами Государственного Совета Республики Коми, либо Главой Республики Коми, либо депутатами местных представительных органов власти в Республике Коми одновременно судьи Конституционного Суда Республики Коми, Верховного Суда Республики Коми, Высшего Арбитражного Суда Республики Коми, районных, городских, районных в городах судов.
6. Каждый гражданин Республики Коми участвует в выборах непосредственно и имеет один голос.
7. В выборах не участвуют и не могут быть избраны граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу на день голосования приговору суда.
Иные ограничения избирательного права граждан Республики Коми не допускаются.

Статья 5. Материальное обеспечение проведения выборов

1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, депутатов местных представительных органов власти, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Избирательная комиссия Республики Коми (далее - Республиканская избирательная комиссия) не позднее одного месяца после опубликования результатов выборов представляет Государственному Совету Республики Коми отчет о расходовании средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми для проведения выборов.
3. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования в порядке, установленном настоящим Законом.
(п. 3 введен Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 6. Назначение выборов

Выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, депутатов местных представительных органов власти назначаются Государственным Советом Республики Коми не позднее чем за три месяца до дня выборов. О назначении выборов сообщается в республиканских средствах массовой информации.

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 7. Избирательные округа

1. Для выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми образуются округа:
административно - территориальные - по принципу: один округ на территории района, города республиканского подчинения; территориальные - с учетом административно - территориального деления по принципу: один округ с числом избирателей в пределах установленной Республиканской избирательной комиссией нормы избирателей.
2. Для выборов депутатов местных представительных органов власти избирательные округа образуются в соответствии с количеством депутатов, установленным для данного Совета.
3. Не допускается образование избирательных округов, состоящих из не граничащих между собой территорий.
4. Схема избирательных округов, местонахождение избирательных комиссий и данные о количестве избирателей публикуются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня выборов. В течение 10 дней после опубликования границы избирательного округа могут быть оспорены местным представительным органом власти или главой администрации соответствующего района, города, района в городе в Республиканскую избирательную комиссию, которая в пятидневный срок принимает решение.

Статья 8. Избирательные участки

(в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

1. Избирательные участки образуются главами администраций районов, городов, районов в городах по согласованию с соответствующими территориальными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
2. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения по согласованию с командирами воинских частей допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
3. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Статья 9. Списки избирателей

1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией на основании данных, представляемых администрацией городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в участковые избирательные комиссии сразу после их образования.
(часть 2 введена Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. В список избирателей включаются все граждане Республики Коми, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Фамилии избирателей указываются в списке в порядке, удобном для организации голосования.
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Избиратели, прибывшие на место жительства на территорию избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании подтверждающих документов.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
(п. 3 в ред. Законов Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ; от 17.10.1997 № 45-РЗ)
4. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в расположении воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 10. Виды избирательных комиссий

1. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии:
- Избирательная комиссия Республики Коми (Республиканская избирательная комиссия);
- районные, городские, районные в городах избирательные комиссии;
- окружные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
2. Избирательные комиссии действуют в соответствии с настоящим Законом и в пределах своей компетенции независимы от органов власти, работают коллегиально, подготовка и проведение выборов осуществляется ими открыто и гласно.
3. Избирательные комиссии, кроме участковых, образуются сроком на четыре года.
Полномочия участковой комиссии заканчиваются через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов.
(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
4. Республиканские, местные представительные и исполнительные органы государственной власти, органы самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный законами и иными нормативными правовыми актами, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 11. Образование Республиканской избирательной комиссии

(в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

1. Республиканская избирательная комиссия состоит из 14 членов. При этом семь членов избирательной комиссии назначаются Главой Республики Коми и семь членов назначаются Государственным Советом Республики Коми. Председатель, заместитель председателя и секретарь Республиканской избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии и должны иметь, как правило, высшее юридическое образование.
(часть 1 в ред. Закона Республики Коми от 20.06.1995 № 14-РЗ)
При определении кандидатур в состав Республиканской избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, органов самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
2. Республиканская избирательная комиссия является юридическим лицом.
3. Статус Республиканской избирательной комиссии определяется настоящим Законом и Положением о Республиканской избирательной комиссии, утверждаемым Государственным Советом Республики Коми.

Статья 12. Полномочия Республиканской избирательной комиссии

1. Республиканская избирательная комиссия:
1) дает разъяснение о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение;
2) образует избирательные округа по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми;
3) образует районные, городские, районные в городах и окружные избирательные комиссии, руководит их работой, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий;
4) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
5) устанавливает формы избирательной документации и порядок ее хранения;
6) распределяет выделенные из республиканского бюджета Республики Коми средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;
7) рассматривает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
8) определяет порядок разрешения споров об информационном обеспечении предвыборной агитации;
9) регистрирует избрание депутатов Государственного Совета Республики Коми, выдает им удостоверения об избрании, публикует в республиканской печати сообщения об итогах выборов и данные об избранных лицах;
10) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов, с процедурой отзыва депутата, с назначением выборов вместо выбывших депутатов Государственного Совета Республики Коми и обеспечением их проведения;
11) регистрирует инициативные группы по сбору подписей в поддержку выдвинутых кандидатов на должность Главы Республики Коми, кандидатов на должность Главы Республики Коми, выдает им соответствующие удостоверения, утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам Главы Республики Коми, решает вопросы обеспечения ими участковых избирательных комиссий; подводит итоги выборов и публикует их в республиканской печати, выдает избранному Главе Республики Коми удостоверение об избрании; решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Республиканская избирательная комиссия вправе передавать часть своих полномочий районным, городским, районным в городах, окружным избирательным комиссиям.
2. Республиканская избирательная комиссия на период полномочий вправе иметь свой технический персонал и штат консультантов.

Статья 13. Образование районных, городских, районных в городах избирательных комиссий

Районные, городские (городов республиканского подчинения), районные в городах избирательные комиссии образуются Республиканской избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня выборов по предложению соответствующих представительных и исполнительных органов власти.

Статья 14. Полномочия районной, городской, районной в городе избирательной комиссии

1. Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории;
2) образует избирательные округа по выборам депутатов местного представительного органа власти;
3) регистрирует инициативные группы по сбору подписей в поддержку выдвинутых кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми, местного представительного органа власти, кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми, местного представительного органа власти, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
4) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; осуществляет взаимодействие с окружной избирательной комиссией;
5) обеспечивает на своей территории соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
6) распоряжается денежными и материальными средствами, находящимися на ее счете;
7) утверждает тексты бюллетеней для голосования по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми и местных представительных органов власти;
8) решает вопросы обеспечения бюллетенями участковых избирательных комиссий;
9) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;
10) на основании протоколов участковых избирательных комиссий устанавливает результаты выборов по округам на территории района, города, района в городе по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми и депутатов местных представительных органов власти; выдает временные удостоверения депутатам Государственного Совета Республики Коми;
11) на основании протоколов участковых избирательных комиссий устанавливает результаты голосования по району, городу, району в городе по выборам Главы Республики Коми;
12) обеспечивает передачу сведений и документации по организации и проведению выборов в Республиканскую избирательную комиссию;
13) подводит итоги выборов по району, городу, району в городе, регистрирует избранных депутатов местного представительного органа власти, выдает им удостоверения об избрании, публикует сообщение об итогах выборов и список депутатов;
14) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов, с процедурой отзыва депутата, с назначением выборов вместо выбывших депутатов местного представительного органа власти, и обеспечивает их проведение;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 15. Образование окружных избирательных комиссий

Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми образуются Республиканской избирательной комиссией на территории, включающей более одного района, по предложению представительных и исполнительных органов власти соответствующих районов не позднее чем за 75 дней до дня выборов.

Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии

1. Окружная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории;
2) в пределах своих полномочий руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает решения; осуществляет взаимодействие с районными избирательными комиссиями;
3) регистрирует инициативные группы по сбору подписей в поддержку выдвинутых кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми, кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми и их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
4) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе;
5) распоряжается денежными и материальными средствами, находящимися на ее счете;
6) утверждает тексты бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает бюллетенями участковые избирательные комиссии;
7) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в Республиканскую избирательную комиссию, выдает временные удостоверения депутатам Государственного Совета Республики Коми;
8) обеспечивает передачу сведений и документации по организации и проведению выборов в Республиканскую избирательную комиссию;
9) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов, выборов вместо выбывших депутатов, с процедурой отзыва депутата Государственного Совета Республики Коми, и обеспечивает их проведение;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 17. Образование участковых избирательных комиссий

(в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)

Участковые избирательные комиссии формируются районными, городскими избирательными комиссиями из числа лиц, предложенных общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства, администрациями населенных пунктов, не позднее чем за 45 дней до дня выборов, а в отдаленных и труднодоступных районах - не позднее чем за 7 дней.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии.

Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:
1) составляет списки избирателей по участку, проводит ознакомление избирателей с ними и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
2) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
3) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Законом;
4) обеспечивает подготовку помещений для голосования и избирательных ящиков;
5) организует на избирательном участке голосование в дни выборов;
6) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу сведений и документации по подготовке и проведению выборов в соответствующую избирательную комиссию;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним решения;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 19. Организация работы избирательных комиссий

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии; заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
3. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.
(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
4. Решения Республиканской избирательной комиссии, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
5. На период подготовки и проведения выборов член избирательной комиссии, включая председателя, заместителя председателя и секретаря, может быть по решению соответствующей комиссии освобожден от выполнения производственных или служебных обязанностей.
В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделяемых на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере среднемесячного заработка (с учетом индексации) по основному месту работы (службы).
В этот период эти лица не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы (службы) или без их согласия переведены на другую работу. Время участия этих лиц в работе избирательной комиссии засчитывается в общий трудовой стаж, стаж по специальности, по которой они работали до освобождения от работы (службы).
Председатель, заместитель председателя, секретарь Республиканской избирательной комиссии могут осуществлять свою деятельность на штатной оплачиваемой основе в течение срока полномочий комиссии в соответствии с Положением о Республиканской избирательной комиссии.
(п. 5 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
6. В период подготовки и проведения выборов районные, городские, районные в городах, окружные избирательные комиссии могут на договорных началах привлекать штатных работников с оплатой труда в пределах сумм, выделенных на проведение выборов.
7. На заседаниях избирательных комиссий, на избирательных участках при голосовании, пломбировании или опечатывании ящиков для голосования, подсчете голосов, определении результатов выборов вправе присутствовать кандидаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений, коллективов предприятий, учреждений и организаций, вышестоящих комиссий, органов власти самоуправления, средств массовой информации.
(часть 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
Полномочия указанных лиц должны быть подтверждены соответствующими документами. Вмешательство указанных лиц в деятельность избирательных комиссий не допускается. Избирательная комиссия предоставляет указанным лицам по их просьбе информацию о подготовке и проведении выборов.
8. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.
(п. 8 введен Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
9. Протоколы заседаний избирательных комиссий подписываются председательствующим и секретарем комиссии.
10. Изменения состава избирательной комиссии производятся образовавшим ее органом.
11. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
(п. 11 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
12. Решение избирательной комиссии, противоречащее законам и иным нормативным правовым актам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.
(п. 12 введен Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 20. Обжалование действий избирательных комиссий

1. Решения и действия Республиканской избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Коми в порядке, установленном законом.
2. Решения и действия районных, городских, районных в городах, окружных избирательных комиссий могут быть обжалованы в Республиканскую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом.
3. Решения и действия участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в соответствующую районную, городскую, районную в городе, окружную избирательную комиссию или в суд.
4. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий рассматривают жалобы и заявления и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня выборов, а также в день выборов - немедленно.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
5. Жалобы по вопросу признания результатов выборов недействительными вследствие допущенных при их проведении нарушений настоящего Закона, повлиявших на исход выборов, могут быть поданы кандидатом в соответствующую избирательную комиссию не позднее одного месяца со дня выборов и должны быть рассмотрены в течение 10 дней. О принятом решении сообщается заявителю. Обращение кандидата в соответствующую избирательную комиссию не ограничивает его права обратиться с данным вопросом в суд.

Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 21. Выдвижение кандидатов

1. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми, на должность Главы Республики Коми, кандидатов в депутаты местных представительных органов власти начинается за 75 и заканчивается за 45 дней до дня выборов.
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Выдвижение кандидатов производится группами избирателей или полномочными органами избирательных объединений.
Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию документа об их образовании и списка выдвинутых кандидатов. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.
Выдвижение кандидатов должно быть поддержано избирателями в количестве:
при выдвижении кандидатов на должность Главы Республики Коми - не менее одного процента от общего числа избирателей республики;
при выдвижении кандидатов в депутаты Государственного Совета местных представительных органов власти - не менее двух процентов от общего числа избирателей округа.
(п. 2 в ред. Законов Республики Коми от 24.10.1994 № 3-РЗ; от 25.04.1995 № 9-РЗ )
3. Протокол о выдвижении кандидата, список инициативной группы по сбору подписей в течение пяти дней после выдвижения представляются в соответствующую избирательную комиссию, которая в трехдневный срок регистрирует инициативную группу и выдает ее членам удостоверения. Сбор подписей в свою поддержку может осуществляться и самим лицом, выдвинутым в качестве кандидата. Лицо, выдвинутое кандидатом, члены инициативной группы не могут быть членами соответствующей избирательной комиссии.
4. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной приложениями к настоящему Закону. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта (удостоверения личности), дату подписания. Избиратель вправе поддержать выдвижение любого числа кандидатов.
5. Члены инициативной группы организуют сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата. Лица, осуществляющие сбор подписей, несут ответственность за подлинность подписей и данных об избирателях в соответствии с настоящим Законом.
6. По окончании сбора подписей руководитель инициативной группы представляет в зарегистрировавшую ее избирательную комиссию все подписные листы в поддержку данного кандидата. В пятидневный срок эта комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и о результатах извещает руководителя инициативной группы. В случае возникновения сомнений комиссия организует полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей в подписных листах.
Если при проверке обнаружится несколько подписей одного и того же лица, не соответствующие действительности данные об избирателях, а также нарушения требований настоящей статьи при заполнении подписных листов, то общее количество избирателей, поддержавших выдвижение данного лица в качестве кандидата, уменьшается на количество обнаруженных нарушений.
7. Сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата осуществляется на собственные средства инициативной группы, а также на средства, направляемые на эти цели физическими и юридическими лицами.

Статья 22. Регистрация кандидатов

1. Регистрация кандидатов осуществляется соответствующими избирательными комиссиями не ранее 45 и не позднее 35 дней до дня выборов.
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Решение о регистрации принимается при наличии протокола о выдвижении лица в качестве кандидата, его заявления о согласии баллотироваться, подписных листов. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Прием указанных в настоящем пункте документов соответствующей избирательной комиссией прекращается в последний день выдвижения кандидатов в 24 часа по местному времени.
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. О регистрации кандидатов составляется протокол. Сообщение о регистрации кандидатов с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы и жительства публикуется в печати.
4. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо зарегистрирован один кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
(п. 4 введен Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
5. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу, либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований законодательства о выборах.
(п. 5 введен Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 23. Статус кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми

1. Кандидаты в депутаты Государственного Совета Республики Коми с момента их регистрации имеют право на равных основаниях:
участвовать в избирательной кампании;
использовать средства массовой информации;
на материально - техническое и финансовое обеспечение избирательной кампании;
на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей с выплатой компенсации в размере среднемесячной заработной платы (с учетом индексации), но не более 20-кратной минимальной заработной платы с начислением северных надбавок, за счет средств, выделяемых на проведение выборов;
на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) на территории округа. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в течение указанного периода на две поездки пассажирским транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией;
в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру;
иметь до пяти доверенных лиц.
Освобождение кандидатов от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах производится после регистрации по их личным заявлениям.
Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж и стаж по специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
(части 2, 3, 4, 5 введены Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Кандидаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Коми. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. Кандидат, супруга (супруг) и близкие родственники кандидата либо лица, находящиеся у него в непосредственном подчинении, не могут быть членами ни одной из избирательных комиссий.
(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
4. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе.

Статья 24. Статус кандидатов на должность Главы Республики Коми

1. Кандидаты на должность Главы Республики Коми с момента их регистрации имеют право на равных основаниях:
участвовать в избирательной кампании;
использовать средства массовой информации;
на материально - техническое и финансовое обеспечение избирательной кампании;
на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей с выплатой компенсации в размере среднемесячной заработной платы (с учетом индексации), но не более 20-кратной минимальной заработной платы с начислением северных надбавок за счет средств, выделяемых на проведение выборов;
на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключением такси) на территории Республики Коми. Оплата проезда производится Республиканской избирательной комиссией;
в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру;
иметь до 20 доверенных лиц.
Освобождение кандидатов от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах производится после регистрации по их личным заявлениям.
Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж и стаж по специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
(части 2, 3, 4, 5 введены Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Кандидаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Республики Коми. При даче согласия прокурор обязан известить Республиканскую избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. Кандидат, супруга (супруг) и близкие родственники кандидата либо лица, находящиеся у него в непосредственном подчинении, не могут быть членами ни одной из избирательных комиссий.
(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 25. Статус кандидатов в депутаты местных представительных органов власти

1. Кандидаты в депутаты местных представительных органов власти с момента их регистрации имеют право на равных основаниях:
участвовать в избирательной кампании;
использовать средства массовой информации;
на материально - техническое и финансовое обеспечение избирательной кампании;
на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей на время проведения встреч с избирателями с учетом возможностей предприятий, учреждений, организаций с выплатой компенсации в размере среднемесячной заработной платы (с учетом индексации), но не более 20-кратной минимальной оплаты труда с начислением северных надбавок за счет средств, выделяемых на проведение выборов;
на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (за исключение такси) на территории соответствующего района, города;
в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру;
иметь до двух доверенных лиц.
Освобождение кандидатов от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах производится после регистрации по их личным заявлениям.
Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж и стаж по специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
(части 2, 3, 4, 5 введены Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Кандидаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района, города. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. Кандидат, супруга (супруг) и близкие родственники кандидата либо лица, находящиеся у него в непосредственном подчинении, не могут быть членами ни одной из избирательных комиссий.
(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
4. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе по выборам в местные представительные органы власти.

Статья 26. Статус доверенных лиц кандидатов

1. Доверенные лица проводят деятельность, способствующую избранию кандидата, с использованием методов и средств, не запрещенных законодательством.
2. Доверенные лица с момента их регистрации не могут состоять ни в одной из избирательных комиссий.
3. Кандидаты обязаны контролировать и направлять деятельность своих доверенных лиц. В случае необходимости производят их замену.

Статья 27. Предвыборная агитация

1. Гражданам Республики Коми, а также общественным объединениям гарантируется беспрепятственное в рамках настоящего Закона ведение агитации "за" или "против" кандидатов.
(п. 1 в ред. Законов Республики Коми от 24.10.1994 № 3-РЗ; от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. В предвыборной агитации не могут участвовать избирательные комиссии и их члены, государственные органы, органы самоуправления, должностные лица государственных органов и органов самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
(п. 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. Государственные органы и местные представительные и исполнительные органы власти обязаны оказывать содействие кандидатам, их доверенным лицам в проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями.
4. Владельцы помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять помещения в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями.
5. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
6. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.
Инструкции о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам государственных телерадиокомпаний издаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, республиканского бюджета, местного бюджета), или средств органов самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся различных политических взглядов.
(п. 6 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
7. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
(п. 7 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 28. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы

1. Выпуск агитационных печатных материалов осуществляется под контролем соответствующей избирательной комиссии. Всем кандидатам выделяются на эти цели равные средства в размерах, устанавливаемых соответствующими избирательными комиссиями.
2. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя Республики Коми и Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
(часть 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
Все агитационные печатные материалы, радио и телепередачи должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
(часть 2 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
Запрещается распространение анонимных и подложных агитационных материалов.
4. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 29. Избирательные фонды и порядок их создания

(введена Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

1. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. При выборах в органы государственной власти избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.
2. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
3. Собственные средства кандидата, перечисляемые в фонд, не могут превышать 100-кратного размера минимальной оплаты труда.
Средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, не могут превышать 200-кратного размера минимальной оплаты труда.
Собственные средства избирательного объединения не могут превышать 5000-кратного размера минимальной оплаты труда.
Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения не может превышать 20-кратного размера минимальной оплаты труда.
Сумма добровольного пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 200-кратного размера минимальной оплаты труда, а в избирательный фонд избирательного объединения - 2000-кратного.
Под минимальным размером оплаты труда следует понимать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.
4. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
5. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов самоуправления и религиозных объединений.
6. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
7. Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.

Статья 30. Порядок расходования средств избирательных фондов

(введена Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Глава 5. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 31. Избирательный бюллетень

1. В избирательные бюллетени включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов текст избирательного бюллетеня утверждается соответствующей избирательной комиссией.
(п. 1 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
2. Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования в необходимом количестве на коми или русском языке не позднее чем за пятнадцать дней до выборов. Передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям производится по акту. Все полученные бюллетени подписываются на лицевой стороне в правом верхнем углу двумя членами комиссии либо отмечаются ее печатью. При этом обеспечивается единообразие отметок на всех полученных избирательных бюллетенях.
(п. 2 в ред. Законов Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ; от 17.10.1997 № 45-РЗ)
3. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, соответствующая избирательная комиссия решает вопрос о порядке использования этих избирательных бюллетеней.

Статья 32. Порядок голосования

1. Голосование производится в день выборов с 7 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает граждан не позднее чем за двадцать дней до дня голосования. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, если на них проголосовали все избиратели, внесенные в списки избирателей.
(п. 1 в ред. Законов Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ; от 17.10.1997 № 45-РЗ)
2. По решению Республиканской избирательной комиссии голосование в отдаленных и труднодоступных районах может проводиться досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня выборов.
3. В случае необходимости с учетом местных условий Республиканская избирательная комиссия по согласованию с соответствующими районными, городскими, окружными избирательными комиссиями может продлить срок голосования в округе на одни сутки. Решение о продлении срока голосования может быть принято в день выборов не позднее 19 часов по местному времени.
(п. 3 введен Законом Республики Коми от 24.10.1994 № 3-РЗ)
4. Избиратель, который в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов. Досрочное голосование в период от 4 до 15 дней до дня выборов осуществляется в помещении соответствующей районной, городской, районной в городе избирательной комиссии, а от 1 до 3 дней до дня выборов осуществляется в помещении участковой избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии, подписи двух членов избирательной комиссии и подпись избирателя, проголосовавшего досрочно. Конверты с бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, хранятся в сейфе. Списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями передаются в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
5. В день проведения выборов до начала голосования председатель участковой избирательной комиссии в присутствии других членов комиссии проверяет готовность ящиков для голосования и опечатывает их.
6. В день проведения выборов в присутствии членов участковой избирательной комиссии в ящик для голосования опускаются конверты с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями.
7. Каждый избиратель голосует самостоятельно. Бюллетени для голосования выдаются избирателям по предъявлении паспорта (удостоверения личности). Избиратель расписывается в получении бюллетеня в списке избирателей.
8. Избиратели самостоятельно заполняют бюллетени в кабине (комнате) для тайного голосования. Избиратель, который не может это сделать сам, вправе пригласить в кабину (комнату) другое лицо, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.
Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов".
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
(п. 8 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
9. В тех случаях, когда избиратели, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок в день голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по правилам настоящей статьи по месту нахождения этих граждан по отдельному списку. О голосовании по заявлению делается отметка в основном списке избирателей. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
(п. 9 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
10. Избиратели, не включенные в основной список в связи с переменой места жительства или по иным причинам, включаются в продолжение основного списка, которое подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
(п. 10 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
11. Ответственность за организацию голосования, обеспечение избирателям тайны их волеизъявления, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
(часть 2 введена Законом Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование законченным. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой комиссией.
2. В ходе подсчета голосов:
- недействительными признаются бюллетени, из которых не представляется возможным установить волеизъявление избирателя;
- не подлежат подсчету и не считаются бюллетенями оказавшиеся в ящиках для голосования документы неустановленного образца, а также изготовленные неофициально;
- не осуществляется подсчет голосов избирателей по бюллетеням, на которых отсутствуют соответствующие отметки участковой избирательной комиссии;
- не учитываются голоса избирателей по фамилиям, дополнительно вписанным в бюллетени.
3. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов".
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, иностранные и международные наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)
4. Избирательная документация, включая бюллетени, в опечатанном виде сдается в соответствующую районную, городскую, районную в городе администрацию. Порядок и сроки хранения избирательной документации определяются Республиканской избирательной комиссией. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.
(п. 4 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 34. Определение результатов выборов

1. Республиканская избирательная комиссия устанавливает результаты выборов:
- при выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми - на основании протоколов районных, городских, районных в городах, окружных избирательных комиссий;
- при выборах Главы Республики Коми - на основании протоколов районных, городских, районных в городах избирательных комиссий.
Районная, городская, районная в городе избирательная комиссия устанавливает результаты выборов в местный представительный орган власти на основании протоколов участковых избирательных комиссий.
2. В протоколе по результатам выборов указывается:
- общее число избирателей, внесенных в списки;
- число избирателей, получивших избирательные бюллетени;
- число избирателей, принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных "за" каждого кандидата;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- одно из следующих решений:
признание избранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше;
(абзац 2 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей или число избирателей, голосовавших против всех кандидатов, оказалось больше, чем число избирателей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов в данном округе, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов.
(абзац 4 в ред. Закона Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)
3. Протокол о результатах выборов составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем делается отметка в протоколе.
4. Соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранных депутатов Государственного Совета Республики Коми, Главу Республики Коми, депутатов местных представительных органов власти и выдает им удостоверения об избрании.
5. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после выборов.
Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.
(п. 5 в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Статья 35. Повторные выборы

В избирательных округах, выборы в которых признаны недействительными или несостоявшимися, соответствующая избирательная комиссия назначает новые выборы в установленные ею сроки. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов новым составом соответствующих избирательных комиссий. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
Повторные выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
(часть 2 введена Законом Республики Коми от 24.10.1994 № 3-РЗ)

Статья 36. Проведение выборов вместо выбывших депутатов

1. В случае досрочного выбытия депутата в шестимесячный срок проводятся выборы в порядке, установленном настоящим Законом.
2. В случае выбытия депутата менее чем за полтора года до окончания срока полномочий выборы нового депутата вместо выбывшего не проводятся, если оставшееся число депутатов обеспечивает правомочность соответствующего органа.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Ответственность за нарушения законодательства о выборах

(в ред. Закона Республики Коми от 25.04.1995 № 9-РЗ)

Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Коми права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом ответственность.

Статья 38. Проведение одновременных выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления

(введена Законом Республики Коми от 17.10.1997 № 45-РЗ)

При проведении выборов в органы государственной власти в Республике коми одновременно с выборами в органы местного самоуправления в случае, если участковые избирательные комиссии не образуются в установленном законом порядке, их полномочия осуществляют муниципальные избирательные комиссии.

Председатель
Верховного Совета
Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
10 марта 1994 года
№ XII-19/3





Приложение № 1
к Закону
Республики Коми
от 10 марта 1994 г. № XII-19/3

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
в депутаты Государственного Совета Республики Коми по ____________
__________________________________________________________________
(название административно - территориального или территориального
избирательного округа)
избирательному округу № __________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося ______________________________________________________
(число, месяц, год рождения кандидата)
__________________________________ проживающего в ________________
(должность, род занятий) (населенный пункт,
район)
В Республике Коми проживает ______________________________________
(срок проживания)

   ----T-------------T-----T----------T----------T-----T------------¬

¦ № ¦ Фамилия, ¦Дата ¦ ¦Паспорт ¦Дата ¦ ¦
¦п/п¦ имя, ¦рож- ¦ Адрес ¦(удостове-¦под- ¦ ¦
¦ ¦ отчество ¦дения¦ ¦рение лич-¦писа-¦ Подпись ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности для ¦ния ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦военнослу-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жащих) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+----------+----------+-----+------------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+----------+----------+-----+------------+
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+-----+----------+----------+-----+-------------


Подписной лист удостоверяю ______________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., адрес, данные паспорта и подпись лица, собравшего
подписи)





Приложение № 2
к Закону
Республики Коми
от 10 марта 1994 г. № XII-19/3

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
на должность Главы Республики Коми _______________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося ______________________________________________________
(число, месяц, год рождения кандидата)
__________________________________ проживающего в ________________
(должность, род занятий) (населенный пункт,
район)
В Республике Коми проживает ______________________________________
(срок проживания)

   ----T-------------T-----T----------T----------T-----T------------¬

¦ № ¦ Фамилия, ¦Дата ¦ ¦Паспорт ¦Дата ¦ ¦
¦п/п¦ имя, ¦рож- ¦ Адрес ¦(удостове-¦под- ¦ ¦
¦ ¦ отчество ¦дения¦ ¦рение лич-¦писа-¦ Подпись ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности для ¦ния ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦военнослу-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жащих) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+----------+----------+-----+------------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+----------+----------+-----+------------+
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+-----+----------+----------+-----+-------------


Подписной лист удостоверяю ______________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., адрес, данные паспорта и подпись лица, собравшего
подписи)





Приложение № 3
к Закону
Республики Коми
от 10 марта 1994 г. № XII-19/3

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
в депутаты по выборам в ____________ представительный орган власти
(название района, города, района в городе)
по избирательному округу № _______________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося ______________________________________________________
(число, месяц, год рождения кандидата)
________________________________ проживающего в __________________
(должность, род занятий) (населенный пункт,
район)

   ----T-------------T-----T----------T----------T-----T------------¬

¦ № ¦ Фамилия, ¦Дата ¦ ¦Паспорт ¦Дата ¦ ¦
¦п/п¦ имя, ¦рож- ¦ Адрес ¦(удостове-¦под- ¦ ¦
¦ ¦ отчество ¦дения¦ ¦рение лич-¦писа-¦ Подпись ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности для ¦ния ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦военнослу-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦жащих) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+----------+----------+-----+------------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+----------+----------+-----+------------+
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+-----+----------+----------+-----+-------------


Подписной лист удостоверяю ______________________________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., адрес, данные паспорта и подпись лица, собравшего
подписи)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru