Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СПРАВКА Прокуратуры РК от 27.02.1997
"О ПРОВЕРКЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНЫМ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

СПРАВКА
от 27 февраля 1997 года

О ПРОВЕРКЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И КОНТРОЛЕ
ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УСТАВНЫМ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ

В соответствии с планом работы мною, старшим помощником прокурора Республики Коми по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях К., проверено в Министерстве юстиции Республики Коми соблюдение требований законодательства о регистрации общественных объединений за II полугодие 1996 г. и контроле за соответствием их деятельности уставным целям и задачам, а также выполнения представления, внесенного прокурором Республики Коми по результатам предыдущей проверки. Указанный участок работы закреплен за ведущим специалистом Министерства юстиции З.
За проверенный период Министерством юстиции зарегистрировано и включено в государственный реестр юридических лиц - общественных объединений 51 общественное объединение, в т.ч. 27 профсоюзных организаций и 4 отделения общероссийских общественных объединений включены в государственный реестр в уведомительном порядке. (Всего в государственном реестре на 1 января 1997 г. значится 245 общественных объединений).
При регистрации общественных объединений Министерство юстиции руководствовалось Федеральными законами "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", пунктами 4 и 6 постановления Верховного Совета РСФСР от 18.12.91 года "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе".
В ходе проверки вскрыты нарушения Федерального закона "Об общественных объединениях". Вопреки требованию ст. 23 части I Министерство юстиции зарегистрировало ряд общественных объединений, учредительные документы которых противоречат положениям статей 19, 20, 21 указанного Федерального закона. Так, при регистрации Коми республиканского благотворительного фонда им. Т.Г.Шевченко (рег. № 207) в качестве общественного фонда Министерство юстиции руководствовалось ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и п. 1 ст. 118 ГК РФ, в то время как следовало руководствоваться нормами, регламентирующими создание общественных объединений.
Согласно главе II Федерального закона "О некоммерческих организациях" одной из форм некоммерческих организаций являются общественные объединения. В соответствии со статьей 6 указанного закона, статьей 117 ГК РФ общественными объединениями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. При этом указано, что особенности правового положения общественных объединений определяются иными федеральными законами. Статья 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" конкретно определила, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане и юридические лица - общественные объединения, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Указанное требование закона расширительному толкованию не подлежит.
Учредителями Коми республиканского благотворительного фонда им. Т.Г.Шевченко и по Уставу, и по протоколу собрания учредителей от 15 марта 1996 г. являются учреждение КЛ-400 МВД России (гос. учреждение), дочернее предприятие "Севергазпром" РАО "Газпром", национальная страховая компания "Полярный Урал", акционерное общество "Печорлеспром" (в ст. 4 Устава Фонда указано "Акционерное общество "Печорлесосплав"). Причем собрание учредителей (протокол от 15 марта 1996 г.) постановило определить необходимый размер учредительных безвозмездных взносов в размере: АО "Печорлеспром" - 30 млн. руб., ДП "Севергазпром" - 50 млн. руб., учреждение КЛ-400 - 10 млн. руб., национальная страховая компания "Полярный Урал" - 50 млн. руб. Не может быть признана законной регистрация указанного благотворительного фонда в качестве общественного даже исходя из Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", согласно которому благотворительные организации создаются в формах общественных объединений, фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций, а учредителями могут выступать физические и (или) юридические лица в зависимости от формы благотворительной организации. Если допустить, исходя из названия (название не соответствует требованиям части I ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях" - отсутствует слово "общественный"), что это не общественный фонд, и то учредителем не могло выступить государственное учреждение КЛ-400 МВД России (ст. 8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
В Уставе органа общественной самодеятельности "Ухтинский городской комитет защиты мира" (рег. № 204) также предусмотрено членство предприятий различных форм собственности и других юридических лиц, кроме того - фирм, организаций и компаний зарубежных стран. Согласно п. 7.2 Устава средства комитета используются для осуществления в стране и за рубежом совместно с другими организациями акций и мероприятий по укреплению безопасности и международного сотрудничества, ..., что противоречит требованиям части I ст. 12 Федерального закона "Об общественных объединениях". Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Предусматривает коллективное членство в лице предприятий, учреждений и организаций Устав Спортивно - физкультурно - оздоровительного центра "Горнолыжный союз" Республики Коми (рег. № 208). Причем указанное объединение зарегистрировано как общественная организация, хотя ни в названии, ни в Уставе не указана организационно - правовая форма. Согласно пункту 5.5 Устава для координации деятельности правления, исполнительной дирекции и других органов подразделений центра собрание избирает председателя. В пункте 5.8 Устава указано, что исполнительный директор представляет центр в учреждениях и организациях по поручению президента. Что это за президент и какие его полномочия нигде в Уставе больше не указано.
Устав Ухтинского городского общественного движения потребителей "Защита" (рег. № 215) предусматривает участие в движении предприятий, организаций и учреждений любых форм собственности.
В нарушение требований пунктов 2, 4, 6 части первой ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" Устав Коми республиканского общественного движения "Союз защиты прав потребителей и вкладчиков" (рег. № 218) не предусматривает контрольно - ревизионные органы, кто избирает председателя координационного совета и срок его полномочий, источники формирования денежных средств и иного имущества, права общественного движения по управлению имуществом. Не определена и судьба имущества в случае ликвидации. В то же время в пункте 1.3 Устава указано, что с момента государственной регистрации в установленном законом порядке Движение приобретает права юридического лица, имеет в собственности обособленное имущество, вложенное в АКИБ "Европейский Север", может от своего имени осуществлять свои имущественные и личные неимущественные права, быть истцом в суде.
В уставах Коми республиканской общественной организации Всероссийского общества глухих (рег. № 216), Сыктывкарского общественного фонда "Правопорядок" (рег. № 220) не предусмотрен срок полномочий руководящих органов. Согласно пункту 4.1 Устава Сыктывкарского общественного фонда "Правопорядок" ревизионная комиссия избирается из состава правления фонда (руководящий орган), что противоречит пункту 2 части 1 ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В учредительных документах Общественной региональной организации "Союз драматургов Севера" (рег. № 217) не предусмотрен и нет данных о формировании контрольно - ревизионного органа.
В официальном названии "Чувашское национально - культурное общество "Нарски" (рег. № 219) не содержатся организационно - правовая форма и территориальная сфера деятельности, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 ст. 20 и части 1 ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях". В Уставе не предусмотрен порядок избрания председателя совета общества, срок его полномочий. Согласно пункту 2.2 Устава заместителя председателя Совета общества и секретаря избирает общее собрание по представлению председателя. В нарушение этого положения председатель Совета, его заместитель и секретарь избраны Советом общества (протокол от 23 сентября 1996 г.).
В официальном названии "Местная общественная организация ансамбля "Морозко" (рег. № 226) не содержится территориальная сфера деятельности, хотя в пункте 1.3 Устава четко указано: "Общественная организация Ухтинский танцевальный ансамбль "Морозко". В Уставе имеется противоречие в части формирования контрольно - ревизионного органа. Согласно пункту 4.2.3 Устава выборы членов контрольно - ревизионной комиссии считаются состоявшимися, если за каждого из них подано свыше 2/3 голосов участников общего собрания организации. В то же время пунктом 4.2.4 Устава избрание членов контрольно - ревизионной комиссии отнесено к исключительной компетенции Совета организации (руководящий орган).
В официальном названии "Общественная организация инвалидов горноспасателей шахтеров "Преодоление" (рег. № 214) не содержится территориальная сфера деятельности. Согласно пункту 1.3.4 Устава имущество, оставшееся после удовлетворения претензий всех кредиторов, идет на выплату денежных компенсаций членам организации, что противоречит требованиям части 2 ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" о направлении оставшегося имущества на цели, предусмотренные Уставом общественного объединения. Согласно пункту 2.1 Устава целью общественной организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных, культурных прав и свобод своих членов.
На аналогичные нарушения указывалось Министерству юстиции по результатам предыдущих проверок в октябре 1995 года и в августе 1996 года. На представление прокурора республики от 6 августа 1996 г. № 13/1-2-96 "Об устранении нарушений законодательства при рассмотрении заявлений о регистрации общественных объединений" министр юстиции Республики Коми Ш. ответил, что в адрес руководителей общественных объединений, регистрация которых осуществлена с нарушением действующего законодательства, направлены письменные уведомления с предложением о внесении корректив в учредительные документы. Отделом законотворчества и регистрации разработан контрольный план - график регистрации изменений и дополнений в учредительные документы согласно перечню общественных объединений, указанных в представлении прокуратуры. Установлены конкретные сроки реализации намеченных мероприятий. В ходе настоящей проверки установлено, что указанные министром юстиции сведения не соответствуют действительности, так как ничего этого не сделано.
Во втором полугодии 1996 г. Министерство юстиции в порядке контроля проверило в двух общественных организациях соответствие их деятельности уставным целям и задачам. Нарушений законности не установлено. Предложено привести уставы в соответствие с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и осуществить перерегистрацию.
В целях устранения указанных в справке нарушений законности считаю необходимым внести министру юстиции Республики Коми представление.

Старший помощник
прокурора
Республики Коми
по надзору
за исполнением законов о
межнациональных отношениях
советник юстиции
И.М.КОЛЕГОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru