ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 04.12.1996
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ СЫКТЫВДИНСКОГО РАЙОНА ОТ 24 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 4/86 "ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 28.05.1997, № 4, ст. 687
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1996 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ СЫКТЫВДИНСКОГО РАЙОНА
ОТ 24 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 4/86 "ОБ УСЛОВИЯХ И
ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В. - Председателя Конституционного Суда Республики Коми, судей Батмановой Л.В., Пунегова П.Ф., Толстова С.Г.,
с участием сторон: представителя заявителей Ежова В.В. и Афанасьева С.М., представителя главы администрации Сыктывдинского района - Напалковой Е.Э., представителя государственной налоговой инспекции по Сыктывдинскому району Василевской Ж.А., представителя Государственной налоговой инспекции по Республике Коми Макаровой Л.Р., специалиста - консультанта - профессора Арапова Н.Т., руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, статьями 3, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления главы администрации Сыктывдинского района от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции".
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Коми явилось обращение коллектива работников Сыктывдинского райпо с жалобой на нарушение конституционных прав постановлением главы администрации Сыктывдинского района от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми (ст. 65, часть 1) названного нормативного акта.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Батмановой Л.В., объяснения сторон, мнения приглашенных лиц, Конституционный Суд Республики Коми
установил:
1. Коллектив работников Сыктывдинского районного потребительского общества (райпо) обратился с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми, полагая, что решением государственной налоговой инспекции по Сыктывдинскому району от 18 июля 1996 года о наложении штрафа на Сыктывдинское райпо в размере 350-кратной минимальной оплаты труда за осуществление торговли в принадлежащем райпо магазине "Продукты" в д. Морово без применения контрольно - кассовых машин нарушены их конституционные права. В обоснование жалобы представитель коллектива сослался на то обстоятельство, что в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин" магазин "Продукты" в д. Морово освобожден от обязательного применения контрольно - кассовых машин. При рассмотрении административно - правового спора между сторонами Арбитражный Суд Республики Коми принял возражения налоговых органов, сославшихся в подтверждение своей позиции на постановление главы администрации Сыктывдинского района от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции", которое устанавливает запрет на реализацию алкогольной продукции без применения контрольно - кассовых машин.
Заявитель полагает, что постановление в этой части не соответствует Конституции Республики Коми, т.к., во-первых, глава администрации района не имел полномочий на установление такого ограничения, во-вторых, оно противоречит федеральному законодательству как о реализации алкогольной продукции, так и о применении контрольно - кассовых машин.
Кроме того, заявитель просит проверить конституционность правоприменения этого же положения постановления главы Сыктывдинского района налоговой инспекцией.
Жалоба является допустимой в соответствии со статьями 3, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", поскольку нормативное постановление главы администрации Сыктывдинского района затрагивает законные права и интересы граждан и было применено в конкретном деле - решением государственной налоговой инспекции по Сыктывдинскому району от 18 июля 1996 года на Сыктывдинское райпо наложен штраф в размере 350 минимальных размеров оплаты труда, а при рассмотрении дела Арбитражным Судом Республики Коми названное постановление № 4/86 от 24 апреля 1996 года положено в основу решения об отказе в иске Сыктывдинского райпо к налоговой инспекции по Сыктывдинскому району.
2. Закон Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 года устанавливает в статье 16 условия и порядок реализации алкогольной продукции, в том числе ограничения по реализации. Отсутствие контрольно - кассовых машин не названо в числе ограничений на реализацию алкогольной продукции. Закон предоставляет право субъектам Российской Федерации в лице органов законодательной (представительной) власти устанавливать дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан. В соответствии со статьей 94 Конституции Республики Коми глава администрации района входит в систему исполнительной власти Республики Коми, т.е. не относится к числу органов, которые могут устанавливать дополнительные ограничения, поэтому постановление главы администрации Сыктывдинского района от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции" является антиконституционным с точки зрения установленного Конституцией Республики Коми разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Коми.
Постановлением № 11/230 от 28 ноября 1996 года глава администрации Сыктывдинского района отменил свое постановление от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции".
Частью 2 статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предусмотрена возможность прекращения дела в связи с отменой акта, однако это не допускается в случаях, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Как было установлено в ходе судебного заседания штрафные санкции за применение контрольно - кассовых машин при реализации алкогольной продукции применялись не только в отношении заявителей.
3. Постановление главы администрации Сыктывдинского района от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции" по содержанию норм соответствует федеральным нормативным актам, в частности, Порядку розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1088. Пунктом 14 Порядка продажа алкогольных напитков должна осуществляться с применением контрольно - кассовых машин.
Пункт 16 Порядка предусматривает: "Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых предприятий независимо от их организационно - правовых форм за нарушение порядка продажи населению алкогольных напитков и пива или реализацию алкогольных напитков и пива ненадлежащего качества, а также за нарушение порядка их хранения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством". И такая ответственность предусмотрена ст. 147 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации. Однако налоговая инспекция наложила штраф не на продавцов, а на Сыктывдинское райпо, сославшись на ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Фактически оценивая действия продавцов магазина в д. Морово по нормам антиалкогольного законодательства, налоговая инспекция применила к Сыктывдинскому райпо взыскания, предусмотренные другим нормативным актом - Законом "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
4. Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении расчетов с населением" от 18 июня 1993 года устанавливает, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями и организациями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Вместе с тем Закон уполномочивает Правительство Российской Федерации утверждать Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин. Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года № 745 (с изменениями от 23 октября 1995 года). Пункт 4 Перечня предусматривает, что местные администрации районов определяют перечень предприятий и организаций, расположенных в отдаленных или труднодоступных местностях, которым разрешается торговля без применения контрольно - кассовых машин.
В соответствии с этим порядком глава администрации Сыктывдинского района постановлением № 12/258 от 19 декабря 1995 года определил конкретный перечень предприятий и организаций, которым разрешена работа без применения контрольно - кассовых машин, куда вошел и магазин "Продукты" в д. Морово Сыктывдинского кооппредприятия. Таким образом, Сыктывдинским райпо не допущено нарушение норм Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
5. В соответствии с частью второй статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Исходя из изложенного, Суд не может признать конституционной практику применения и официальное толкование нормативных актов, регулирующих применение контрольно - кассовых машин и реализацию алкогольной продукции, в решении Государственной налоговой инспекции по Сыктывдинскому району от 18 июля 1996 года о наложении штрафа на Сыктывдинское райпо.
Государственная налоговая инспекция по Республике Коми письмом от 5 августа 1996 года № 07-06 устанавливает, что "постановление главы администрации Сыктывдинского района № 12/258 от 19 декабря 1995 года "Об освобождении от установки контрольно - кассовых аппаратов" не освобождает Сыктывдинское райпо и объединение "Общепит" от применения контрольно - кассовых машин при торговле алкогольными напитками". Такое толкование применения норм, регулирующих отношения по торговле алкогольными напитками, противоречит не только законодательству по применению контрольно - кассовых машин и регулированию производства и оборота алкогольной продукции, но и разъяснению главы администрации Сыктывдинского района, который подтвердил в письме от 7 октября 1996 года, что постановление "Об освобождении от установки контрольно - кассовых аппаратов" от 19 декабря 1995 года касается и реализации алкогольной продукции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18 (частями 2 и 3), 65 (частью 1), 94, 100 Конституции Республики Коми, статьями 3, 68, 69, 72, 73, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", суд
постановил:
1. Признать несоответствующим статьям 18 (части 3), 65 (части 1) Конституции Республики Коми постановление главы администрации Сыктывдинского района Республики Коми от 24 апреля 1996 года № 4/86 "Об условиях и порядке реализации алкогольной продукции" с точки зрения установленного Конституцией Республики Коми разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Коми.
2. Признать правоприменительную практику и официальное толкование норм законодательства, регулирующего применение контрольно - кассовых машин при оценке правоотношений, урегулированных нормами законодательства по реализации алкогольной продукции, придаваемое ему государственными налоговыми органами по Республике Коми, не соответствующими Конституции Республики Коми (статье 18, части 3 и статье 65, части 1).
3. Настоящее Постановление является окончательным и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Коми.