Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 25.11.1996
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПУНКТА 1 МЕТОДИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО СОВОКУПНОГО ДОХОДА СЕМЬИ, УТВЕРЖДЕННОЙ УКАЗОМ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 21 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА № 277 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 30.04.1997, № 3, ст. 662






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1996 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПУНКТА 1 МЕТОДИКИ
ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО СОВОКУПНОГО ДОХОДА СЕМЬИ,
УТВЕРЖДЕННОЙ УКАЗОМ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТ 21 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА № 277
"ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ
И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего - заместителя председателя Суда П.Ф.Пунегова, судей Л.В.Батмановой, С.Г.Толстова,
с участием заявителя Лопушняка В.П.,
представителя стороны, принявшей оспариваемый акт, Г.С.Кочетковой - заместителя министра Министерства по делам архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики,
руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1, частями 2 и 3 статьи 3, статьями 32, 68, 90, 91 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности правоприменительной практики пункта 1 Методики исчисления среднего совокупного дохода семьи (далее - Методика), утвержденной Указом Главы Республики Коми от 21 октября 1996 года № 277 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.П.Лопушняка. По мнению заявителя Методика не соответствует статье 39 Конституции Республики Коми, так как препятствует выполнению им обязанности по содержанию и воспитанию дочери; тем самым нарушаются его конституционные права.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем норма Конституции Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи - докладчика С.Г.Толстова, объяснения заявителя, представителя стороны, издавшей оспариваемый нормативный акт, свидетеля, заключение эксперта, а также мнение приглашенного на заседание представителя прокуратуры Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Заявитель Лопушняк В.П., пенсионер, обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на нарушение его конституционных прав, выразившееся в том, что на основании пункта 1 Методики исчисления среднего совокупного дохода семьи, утвержденной Указом Главы Республики Коми № 277 от 21 октября 1996 года "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Коми" Центр жилищных субсидий г. Сыктывкара отказал в выдаче компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг, так как он (заявитель) на жилой площади прописан один и имеет совокупный доход, превышающий прожиточный минимум.
Доводы заявителя о том, что его дочь выписана из квартиры временно в связи с обучением в Ижевском медицинском институте и что она, как член семьи и собственник квартиры, которая приватизирована, должна быть учтена при выдаче компенсации Центром жилищных субсидий во внимание приняты не были.
2. В соответствии со статьей 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" жалоба Лопушняка В.П. является допустимой по тем основаниям, что оспариваемый им нормативный акт применен в конкретном деле при обращении заявителя в Центр жилищных субсидий г. Сыктывкара за получением компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг и непосредственно затрагивает конституционные права граждан, в частности, право и обязанность родителей по заботе о детях и их воспитанию.
Кроме того, оспариваемый заявителем нормативный акт допускает при его применении неопределенность и неоднозначное толкование.
3. Указ Главы Республики Коми от 21 октября 1996 года № 277 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Коми" предполагает выдачу компенсаций (субсидий) малообеспеченным слоям населения и направлен на удешевление оплаты жилья и коммунальных услуг.
Однако в Методике по исчислению среднего совокупного дохода семьи допущены неопределенности и противоречия, затрудняющие единообразную практику ее применения на территории Республики Коми.
Так, в части 1 пункта 1 Методики перечисляется категория лиц, которая учитывается в составе семьи при исчислении совокупного дохода семьи для получения компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг (супруги, их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы). Указанная категория лиц, согласно Методике, ставится в зависимость от факта совместного проживания с нанимателем (собственником) и оплаты за жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету.
Одновременно Методикой предусмотрена иная категория лиц, имеющих в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами равные с нанимателем (собственником) жилья и остальными членами его семьи права пользования жилым помещением. Данная категория лиц уже не связана обязанностью совместного проживания с нанимателем (собственником) жилья и фактом оплаты за жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету.
Указанное противоречие в Методике подтвердили в судебном заседании представитель Главы Республики Коми и представитель Центра жилищных субсидий города Сыктывкара.
В соответствии со статьей 21 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" с изменениями и дополнениями на 25 ноября 1995 года на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии, неработающим пенсионерам выплачивается надбавка к пенсии. Надбавка к пенсии выплачивается учащимся в возрасте 18 лет и старше до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более, чем до 23 лет.
Дочь Лопушняка В.П., являясь иждивенцем, выписана из квартиры временно, в связи с обучением в медицинском институте, и ее временное отсутствие не освобождает заявителя от конституционной обязанности оказывать дочери материальную помощь, проявлять о ней заботу и заниматься ее воспитанием, предусмотренной частью второй статьи 39 Конституции Республики Коми. Неполучение заявителем компенсации сужает его права и возможности по содержанию и воспитанию дочери.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Отказ в выдаче компенсации по причине временного отсутствия на проживаемой жилой площади противоречит также и провозглашенному статьей 28 Конституции Республики Коми праву свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Как видно из материалов дела, квартира приватизирована и принадлежит заявителю и его дочери на праве личной собственности, поэтому факт отсутствия любого из собственников, независимо от времени отсутствия, не может служить основанием для отказа в выдаче компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг.
Дочь Лопушняка В.П. не может не учитываться в составе семьи для получения жилищных субсидий, так как указанное установление противоречит и гражданскому законодательству Российской Федерации, а она как собственник квартиры имеет равные права с нанимателем по владению и пользованию этим имуществом.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании статьи 36 Конституции Республики Коми каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, поэтому установленное Методикой правило об оплате за жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету всеми проживающими совместно с нанимателем лицами не имеет правового значения, так как вступает в противоречие с вышеназванной конституционной нормой.
Кроме того, в Методике по исчислению среднего совокупного дохода семьи допущена неопределенность, а именно: "доход супруга (супруги) учитывается в совокупном доходе семьи, независимо от места его (ее) проживания (прописки)".
Указанное установление ставит членов семьи (супругов) в более благоприятное положение по сравнению с другими членами семьи (детьми) по защите своих социальных прав.
4. Исходя из текста и смысла Методики усматривается, что прямого запрета для учета в составе семьи студентов, обучающихся в учебных заведениях и в связи с обучением временно выписанных из квартиры, при исчислении среднего совокупного дохода семьи Методика не устанавливает.
Указание в Методике на категорию лиц, которые не учитываются в составе семьи, как отсутствующие длительное время (военнослужащие по призыву, а также лица, находящиеся на воспитании в государственных учреждениях), лишь косвенно подтверждает, что дочь заявителя к данной категории лиц не может быть отнесена, так как не находится на государственном содержании.
Доводы заявителя о неконституционности Указа Главы Республики Коми № 277 от 21 октября 1996 года "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Коми" в части утверждения Методики исчисления среднего совокупного дохода семьи Суд не может принять во внимание, поскольку Указ Главы Республики Коми издан в точном соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 707 от 18 июня 1996 года "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и не вступает в противоречие с Конституцией Республики Коми.
Неконституционной является практика применения пункта 1 Методики исчисления среднего совокупного дохода семьи, в результате которой нарушаются конституционные права как заявителя, так и его дочери - члена семьи.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 66, статьями 67, 69, 73, 74 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать Указ Главы Республики Коми от 21 октября 1996 года № 277 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Коми" соответствующим Конституции Республики Коми, ее статье 80.
2. Признать правоприменительную практику пункта 1 Методики исчисления среднего совокупного дохода семьи, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 21 октября 1996 года № 277 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Коми", не соответствующей статьям 28, 36, части 2 статьи 39 Конституции Республики Коми.
3. Предложить Главе Республики Коми принять меры по единообразному применению на территории Республики Коми пункта 1 Методики исчисления среднего совокупного дохода семьи.
4. Настоящее Постановление является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Коми.

Председательствующий
П.Ф.ПУНЕГОВ

Судьи:
Л.В.БАТМАНОВА
С.Г.ТОЛСТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru