Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Прокуратуры РК от 26.09.1996 № 7-8
"О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ, ОХРАНУ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 26 сентября 1996 г. № 7-8

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ГРАЖДАН НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ, ОХРАНУ ТРУДА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Председателю
Государственного Совета
Республики Коми

Прокуратурой Республики Коми по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведено обобщение практики прокурорского надзора за соблюдением конституционного права граждан на безопасные условия, охрану труда на предприятиях различных форм собственности за 1995 год и I полугодие 1996 года.
Результаты обобщения показывают, что состояние охраны труда в Республике Коми продолжает оставаться неудовлетворительным, что обусловлено прежде всего нестабильностью социально - экономической обстановки в республике, тяжелым финансовым положением предприятий, падением объемов производства, снижением трудовой и производственной дисциплины работников, несоблюдением руководителями предприятий, министерств и ведомств требований законодательства об охране труда.
Согласно статистическим данным в 1995 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 4230 человек, из них число пострадавших со смертельным исходом составило 109 человек. В I полугодии 1996 года смертельные травмы на производстве получили 43 человека.
Результаты обобщения показывают, что основной причиной производственного травматизма во всех отраслях экономики являются организационные недостатки в работе по охране труда.
Так, в 1995 г. по причинам организационного характера произошло 78,9% несчастных случаев со смертельным исходом; по техническим причинам - 18,3%.
Наибольшее распространение среди организационных причин производственного травматизма имеют нарушения требований производственной дисциплины, неудовлетворительная организация производства, неприменение средств индивидуальной защиты, недостатки в обучении работников правилам техники безопасности.
Среди основных причин производственного травматизма технического характера необходимо отметить неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, машин и механизмов, несовершенство технологических процессов.
Десятую часть от всех несчастных случаев, происшедших по организационным причинам, составляют нарушения трудовой и производственной дисциплины, грубое нарушение пострадавшими правил охраны труда и техники безопасности.
Например, 24.07.95 слесарь - ремонтник ТОО "Дежневские стройматериалы" г. Ухты Я., находясь в состоянии алкогольного опьянения, не имея допуска к эксплуатации лифта, забрался в грузовую кабину столовой и включил лифт в работу. Не успев убрать руку и голову, Я. был зажат днищем кабины и шахтой лифта, в результате чего скончался.
Причиной несчастного случая явилось нарушение Я. требований безопасности при эксплуатации грузового лифта, отсутствие контроля за соблюдением правил охраны труда.
В ходе проверки данного факта было установлено, что в нарушение п. 20 Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве администрация завода не направила материалы расследования данного несчастного случая в прокуратуру.
По требованию прокурора виновное должностное лицо, инженер по охране труда И., была привлечена к дисциплинарной ответственности. По результатам проверки представленных материалов прокуратурой г. Ухты в возбуждении уголовного дела отказано на основании п. 2 ст. 5 УПК РСФСР.
Пребывание пострадавшего лица в состоянии алкогольного опьянения выявлено при расследовании 27,5% случаев со смертельным исходом, что свидетельствует о крайне низком уровне трудовой дисциплины на производстве.
Результаты обобщения показывают, что высокий уровень производственного травматизма по технологическим причинам обусловлен повышением риска производства вследствие несвоевременной замены основных производственных фондов предприятий, сокращением затрат на профилактические мероприятия по охране труда. Прокуроры городов и районов отмечают, что массовый характер приобретают факты нарушений прав работников на обеспечение средствами защиты.
Так, при проверке состояния охраны труда установлено, что в НГДУ "Усинсктермнефть" некоторые объекты не обеспечены переносными газоанализаторами, индикаторными трубками, применяемыми для определения концентрации вредных веществ в рабочих зонах.
На угледобывающих предприятиях г. Воркуты значительно ухудшилось положение с обеспечением противопылевыми респираторами, изолирующими спасателями и т.д.
Крайне неудовлетворительно обеспечиваются спецодеждой лица, работающие на предприятиях с частной формой собственности.
В большинстве совхозов республики отсутствуют средства для выдачи рабочим спецодежды; не выдаются зимние костюмы, валенки, отсутствуют защитные средства от воздействия вибрации.
Вследствие критического финансового положения на большинстве предприятий не выполняются мероприятия по техническому перевооружению. Моральный и физический износ объектов котлонадзора и грузоподъемных механизмов, транспортных средств создает условия для роста производственного травматизма.
Так, прокуратурой Усть - Вымского района в ходе проверки обстоятельств гибели 25 мая 1995 года тракториста Д. установлено, что одной из причин несчастного случая явилась эксплуатация потерпевшим неисправной техники, не прошедшей технический осмотр и надлежащий контроль специалистов за техническим состоянием транспорта.
26.03.96 около 10 часов в с. Мордино Корткеросского района на территории лесопильного цеха АООТ "Локчимский ЛПХ" при проведении погрузочных работ краном КБ ЗО ХЛ произошел обрыв стрелового каната и падение стрелы, вследствие чего сортировщик данного лесопильного цеха К. получил смертельную травму головы. По материалам общенадзорной проверки по данному факту возбуждено уголовное дело в отношении начальника лесопильного цеха Ч., на которого возложена обязанность по обеспечению безопасного производства работ по перемещению грузов кранами. Однако в нарушение своих обязанностей Ч. не проверил работу крана после замены стреловой лебедки. Трос оказался изношенным, и при дальнейшей эксплуатации произошел его обрыв.
Аналогичные случаи производственного травматизма по причине технической неисправности оборудования произошли в АО "Корткеросская сплавконтора".
Распространенный характер имеют факты эксплуатации оборудования без защитных ограждений; нарушение сроков технического освидетельствования механизмов. Например, материалами проверки прокуратуры г. Вуктыла по факту несчастного случая с оператором по добыче газа УПАГ Левобережья (скважина № 278) установлено следующее: 03.10.95 во время запуска скребка лебедкой ЛГЭП-1 Ш. правой стопой попал под вращающуюся шестеренку из-за отсутствия на ней защитного кожуха. Несчастный случай произошел по вине мастера по добыче газа А., который приказом администрации ВГПУ был привлечен к дисциплинарной ответственности.
На протяжении 1995 г., I полугодия 1996 г. значительное число несчастных случаев на производстве произошло вследствие допуска к работе необученных, непроинструктированных работников. Подобные нарушения выявлены практически на всех проверенных предприятиях.
Так, 19 апреля 1996 года водитель АТК № 4 УТТ и СТ П. после погрузки неисправной автомашины "Урал" в п. Таежный г. Вуктыла стал отцеплять трос. В это время машинист трубоукладчика резко натянул строп, которым П. оторвало ногтевую часть среднего пальца правой руки. Несчастный случай произошел по вине начальника АТК № 4 Б., допустившего необученного водителя П. к производству работ с грузоподъемным механизмом. В связи с производственной травмой П. находился на больничном 60 рабочих дней и ему выплачено по больничному листку 7639685 руб. Начальник АТК-4 Б. привлечен по представлению прокурора администрацией УТТ и СТ к дисциплинарной и материальной ответственности.
Материалы проведенных горрайпрокурорами проверок свидетельствуют о том, что во многих организациях республики по причине тяжелого экономического положения нарушаются требования ст. 154 КЗоТ РФ о проведении обязательных предварительных периодических медицинских осмотров работников. Такие факты установлены в г. Усинске, Троицко - Печорском, Усть - Куломском и других районах.
По представлению прокурора г. Ухты отменен незаконный приказ главного врача городского родильного дома от 17.05.96 № 4, обязывающий отдел кадров принимать на работу младший медицинский персонал без проведения обязательного медицинского осмотра.
В ходе проведения проверок исполнения законодательства об охране труда горрайпрокурорами и контролирующими органами выявляются многочисленные факты нарушений порядка расследования несчастных случаев на производстве, установленного Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 № 1558. В частности, не выполняются требования п. 7 Положения о создании комиссий для расследования несчастных случаев, нарушаются сроки проведения расследований. Нередко факты формы Н-1 составляются небрежно, в них не содержится четкого изложения обстоятельств и причин несчастного случая. Пострадавшие и их доверенные лица, как правило, с материалами расследования не знакомятся, второй экземпляр акта о несчастном случае им не направляется (АО "Летский ЛПХ", совхоз "Приуральский", АО "Ухта - нефть" и др.).
В ходе проверки выявлены случаи сокрытия несчастных случаев на производстве от учета.
Например, 03.01.96 произошел несчастный случай со сторожем детского сада № 17 г. Ухты Ф. Однако служебное расследование по данному факту было проведено 23.04.96, только после вмешательства гострудинспекции по охране труда.
В Управлении разведочного бурения был скрыт несчастный случай, произошедший с бурильщиком М. 16.07.95 на буровой № 21-ПГ.
При выполнении работ по уборке с приемных мостков технологического бура в момент подъема каретки ее кольцом был травмирован М., который в этот день находился на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Данный несчастный случай был оформлен как бытовая травма. После вмешательства прокуратуры г. Вуктыла было проведено служебное расследование и составлен акт по форме Н-1, мастер буровой Г. за сокрытие несчастного случая и неотстранения от работы М., находившегося в нетрезвом состоянии, привлечен к дисциплинарной ответственности. Прокуратурой г. Вуктыла по данному факту возбуждено уголовное дело. В результате несчастного случая М. по заключению ВТЭК признан инвалидом 3 группы.
Необходимо отметить, что действующее Положение о порядке расследования несчастных случаев на производстве практически не дает возможности инспекциям по охране труда контролировать правильность расследования несчастных случаев, поскольку обязывает работодателя направлять в контролирующие органы лишь акты служебного расследования групповых несчастных случаев, с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом. Представляется, что такой порядок допускает возможность сокрытия фактов производственного травматизма от учета.
Так, по сведениям Ухтинского отделения Гострудинспекции РК в I полугодии 1996 года в АО "Ухталес" случаев производственного травматизма не зафиксировано. Однако во время проверки прокуратуры установлено, что в этот период произошло 3 несчастных случая на производстве, причем сообщения о них в инспекцию не направлялись.
Материалами общенадзорных проверок установлено, что на большинстве предприятий отсутствуют службы охраны труда или их численность не соответствует требованиям ст. 21 Закона РК "Об охране труда" (АО "Ношульский", ТОО "ДЭМ", ТОО "Интерьер", МП "Полет", ЛПХ Прилузского района, ЭМП "Жилкомхоз" Эжвинского района г. Сыктывкара и др.).
Зачастую выявляются случаи невыполнения администрацией требований ст. 13 Закона РК "Об охране труда" в части обеспечения обязательным личным страхованием несчастных случаев работников, занятых на работах в условиях повышенного риска.
В трудовых договорах, заключаемых с лицами, принимаемыми на работу, не указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы за работы с вредными и тяжелыми условиями труда.
В 1995 году и в I полугодии 1996 года в республике сложилось неблагополучное положение с заключением коллективных договоров и соглашений. По данным Минтруда Республики Коми коллективные договоры и соглашения заключены на 1426 предприятиях и организациях, что составляет около 1% от общего количества зарегистрированных предприятий (13061 предприятий различных форм собственности).
В условиях экономической нестабильности, тяжелого финансового кризиса большинства предприятий руководители администраций и профсоюзных органов не проявляют инициативу заключения коллективных договоров.
В ходе настоящей проверки горрайпрокурорами обращалось внимание на выполнение условий коллективного договора в части обеспечения охраны труда и профилактики производственного травматизма. При этом установлено, что в коллективных договорах не всегда определяются средства, выделяемые на охрану труда, на проведение мероприятий по оказанию безопасных условий труда; механизм предоставления льгот, компенсаций отдельным категориям работников.
В нарушение ст. 25 Основ законодательства об охране труда на большинстве предприятий фактически отсутствует общественный контроль за охраной труда, уполномоченные (доверенные) лица не выбраны. Профсоюзные органы в условиях систематических нарушений прав работников на оплату труда вынуждены в основном заниматься решением их социальной защиты. В этой связи вопросам улучшения условий и охраны труда недостаточно уделяется внимания.
Иногда профсоюзные организации вопреки требованиям трудового законодательства заключают с администрацией предприятий незаконные соглашения, ущемляющие права работников. Например, профсоюзной конференцией совхоза "Кедровый шор" г. Печоры 19.02.96 принято решение о непредоставлении работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, ежегодного дополнительного отпуска в связи с тяжелым финансовым положением. Решение конференции опротестовано прокурором.
Не выполняются требования ст. 28 Закона Республики Коми "Об охране труда" о создании фонда охраны труда предприятий. Работодатели не имеют экономических стимулов, побуждающих создавать безопасные условия труда, соблюдать нормы охраны труда. Налоговые и иные льготы, предусмотренные ст. ст. 29, 30 упомянутого закона, предприятиям не предоставляются.
В 1995 г. финансирование мероприятий по охране труда в республике осуществлялось за счет средств предприятий, организаций и составило 141,9 млрд. руб., что с учетом индекса роста потребительских цен является явно недостаточным.
Причем анализ, проведенный Минтруда РК, показывает, что около 2/3 всех затрат, связанных с охраной труда, расходуются не на профилактику травматизма и улучшение условий труда, а на ликвидацию последствий от недостаточно финансируемой профилактической работы, т.е. выплату пособий, по больничным листам, а также сумм по возмещению вреда, причиненного здоровью работников.
В ходе проверок прокурором г. Вуктыла установлены факты нецелевого расходования средств, предусмотренных для проведения мероприятий по охране труда (предприятия г. Вуктыла ООО "Причал", МП "ТЭВС" и др.). По выявленным нарушениям законности внесены представления в адрес руководителей предприятий. Допущенные нарушения устранены.
Нарушения режима рабочего времени и отдыха выявлены прокуратурой г. Печоры при проверке в АО "Печорлеспром". В коллективном договоре этого предприятия содержится положение о введении для женщин 40 часовой продолжительности рабочего времени в неделю, что противоречит требованиям ст. 22 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера ...".
На многих предприятиях республики допускаются факты замены отпусков работников денежной компенсацией, что противоречит ст. 75 КЗоТ РФ.
На предприятиях гг. Воркуты, Вуктыла допускаются нарушения требований ст. 178 КЗоТ РФ о предоставлении работникам моложе 18 лет ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью не менее 31 календарного дня.
В ходе настоящего обобщения прокуратурой РК проведен анализ работы органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
В 1995 г. и I полугодии 1996 года специалистами республиканской инспекции труда проведена значительная работа по улучшению организации проверок на подконтрольных предприятиях по соблюдению законодательства об охране труда.
Вместе с тем необходимо отметить, что в инспекциях ослаблен контроль за сроками и качеством исполнения руководителями предприятий выданных предписаний. Выборочная проверка выполнения предписаний показала, что в срок выполнено около 58% всех пунктов. Невыполненная часть предписаний в основном связана с отсутствием средств у предприятий на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты.
Фактов нарушения прав граждан при применении органами республиканской трудовой инспекции мер административного воздействия не установлено. Жалобы граждан на действия работников трудинспекции в органы прокуратуры не поступали.
Органами прокуратуры республики систематически проводится работа по осуществлению надзора за исполнением законодательства в сфере охраны труда.
В течение 1995 г. горрайпрокурорами в ходе проведения надзорных проверок выявлено 74 нарушения законности, из них 6 незаконных правовых актов. Внесено 20 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и 6 протестов, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 человека, к административной 2 должностных лица.
По результатам общенадзорных проверок возбуждено 4 уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 140 УК РСФСР, внесено 25 представлений, опротестовано 8 незаконных правовых актов, 15 должностных лиц привлечено к дисциплинарной и 4 к административной ответственности. По представлениям прокурора 7 человек привлечены к материальной ответственности за ущерб, причиненный нарушениями законодательства в сфере охраны труда.
Вместе с тем следует отметить, что проводимая органами прокуратуры надзорная деятельность с учетом распространенности правонарушений в области охраны труда, уровня производственного травматизма в республике является недостаточной и не оказывает существенного влияния на состояние законности в данной сфере. Решение возникших проблем в обеспечении конституционных прав граждан на охрану труда должно осуществляться прежде всего экономическими методами. Необходимо принятие законодательных актов, предоставляющих работодателям налоговые и иные льготы согласно Закону РК "Об охране труда", а также регулирующих вопросы создания фондов охраны труда предприятий.
Обобщение практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасных условиях, охране труда, трудовой занятости несовершеннолетних показало, что органами законодательной и исполнительной власти Республики Коми принимались определенные меры к обеспечению гарантий реализаций прав молодежи, несовершеннолетних на труд.
В этих целях в текущем году при содействии глав администраций городов, районов республики, центров занятости населения на местах продолжена работа по реализации Указа Главы Республики Коми "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях, учреждениях Республики Коми для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" № 210 от 23.05.95.
Главами администраций городов Сыктывкара, Ухты, Вуктыльского, Койгородского районов постановления о квотировании рабочих мест приняты с опозданием, поэтому со значительными трудностями проходит заключение договоров с работодателями.
Работодатели неохотно заключают договоры на квотирование рабочих мест для несовершеннолетних, поскольку последние, как правило, трудовыми навыками не владеют, не имеют квалификации, пользуются многочисленными льготами.
В г. Воркуте, Эжвинском районе выявлены факты отказа в приеме на работу на квотируемые места, при этом штрафные санкции, предусмотренные Указом Главы РК № 210 от 23.05.95, не применяются.
В числе причин, влияющих на установление незначительного количества квотируемых для несовершеннолетних мест, следует указать практическое неисполнение местными администрациями постановлений о предоставлении предприятиям, организациям налоговых льгот и частичной компенсации расходов (гг. Ухта, Печора, Сосногорск и др.).
В республике организовано трудоустройство несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет на временные работы. За 8 месяцев текущего года заключено 237 договоров на 7572 рабочих места, трудоустроено 7801 несовершеннолетних (за I полугодие 1996 года на выделенные 6796 мест трудоустроен 7801 подросток).
Организация названных работ имеет существенное социальное значение, поскольку снижает напряженность на рынке труда и является одним из условий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Вместе с тем результаты проведенных проверок показывают, что и после трудоустройства несовершеннолетние остаются социально не защищенными.
В Удорском районе республики выявлены факты допуска на работу подростков в возрасте от 9 до 14 лет, чем грубо нарушены требования ст. 173 КЗоТ РФ, при этом не имелось согласия родителей, отсутствовали документы медицинских осмотров. В связи с этим прокуратурой района внесено 9 представлений, в отношении 2 должностных лиц возбуждены административные производства.
Нарушаются требования ст. 176 КЗоТ РФ о предварительном медицинском осмотре при приеме на работу подростков и дальнейшем обязательном осмотре до достижения ими 18 лет (г. Вуктыл, Удорский район).
В нарушение ч. 3 ст. 21 КЗоТ РФ некоторыми предприятиями г. Ухты при приеме на работу несовершеннолетних устанавливался испытательный срок, в связи с чем прокурором было внесено представление в адрес руководителей предприятий.
Установлен случай допуска к работе на полях, обработанных гербицидами, несовершеннолетних из лагеря труда и отдыха, должностные лица колхоза "Маджа" (Корткеросский р-н) привлечены к административной ответственности.
Неединичны факты допуска к работе несовершеннолетних без проведения инструктажа по технике безопасности (Прилузский р-н).
Проверками выявлены повсеместные нарушения требований законодательства о режиме рабочего времени и времени отдыха работающих подростков, оплате труда, предоставлении отпусков, чем нарушены требования ст. ст. 43, 177, 180 КЗоТ РФ (гг. Ухта, Вуктыл, Усть - Вымский, Удорский районы). Прокурорами по указанным нарушениям внесены представления.
За 1995 год и истекший период текущего года прокурорами проведено 33 проверки исполнения трудового законодательства о несовершеннолетних, по результатам которых внесено 38 представлений, 3 протеста, возбуждено 5 административных производств.
На территории Республики Коми дислоцируются исправительно - трудовые колонии учреждений АН-243, КЛ-400, ПЛ-350 и УИН МВД РК.
Органами прокуратуры республики уделяется постоянное внимание соблюдению администрацией исправительно - трудовых учреждений законодательства об охране труда и техники безопасности в поднадзорных исправительно - трудовых колониях.
С этой целью периодически планируются и проводятся целевые проверки исполнения указанного законодательства. Кроме того, эти вопросы проверяются в ходе проведения комплексных проверок состояния законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы.
Так, в 1995 г. проведены 40 комплексных проверок и 24 целевые проверки по вопросам охраны труда и техники безопасности, из них 12 с участием специалистов.
По результатам проведенных проверок с целью устранения выявленных нарушений закона в 1995 г. внесено 35 представлений. 29 должностных лиц по предложениям прокуроров за нарушения законов по охране труда привлечено к дисциплинарной и 3 к уголовной ответственности, опротестовано 5 незаконных приказов администрации ИТУ. По приговору Княжпогостского райнарсуда от 17.01.96 осуждены по ст. ст. 175, 140 ч. 3 УК РСФСР сотрудники учреждения АН-243/7 Л., Е. и В.
В I полугодии 1996 года проведено 37 проверок, внесено 26 представлений, опротестовано 5 незаконных правовых актов, 18 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Усть - Вымской прокуратурой возбуждено 3 уголовных дела по фактам производственного травматизма, в том числе 2 дела по ст. 140 ч. 3 УК и одно по ч. 2 ст. 211 УК РСФСР. Одно дело по ст. 140 ч. 3 направлено в суд, 2 уголовных дела находятся в стадии расследования. Меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушением правил техники безопасности, прокуратурой не принимались, так как ущерб возмещался виновными в добровольном порядке.
Принятыми органами прокуратуры и администрацией ИТУ мерами в 1995 г. удалось несколько сократить количество несчастных случаев по сравнению с 1994 г.
В 1995 г. на производственных объектах ИТУ допущено 170 несчастных случаев, что на 40 меньше, чем в 1994 г., в том числе 5 несчастных случаев со смертельным исходом (в 1994 г. - 8).
В целом по республике в 1995 г. по сравнению с 1994 г. количество несчастных случаев со смертельным исходом сократилось с 8 до 5, потери дней нетрудоспособности - с 4867 до 3312, коэффициент частоты - с 8,7 до 7,8; коэффициент тяжести - с 43,0 до 21,1.
В I полугодии 1996 года в ИТУ допущено 96 несчастных случаев, в том числе 4 со смертельным исходом.
Прокурором по всем несчастным случаям со смертельным исходом с выездом на места проводились проверки. По ним дана соответствующая правовая оценка - возбуждены уголовные дела и вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
В ходе проведения прокурорами проверок нарушения порядка расходования средств на мероприятия по охране труда, режима рабочего времени и времени отдыха, право на отпуск и сокращенный рабочий день, лечебно - профилактическое питание не установлены.
В вопросах трудоиспользования осужденных имеются серьезные недостатки, многие осужденные не обеспечены работой.
В 1995 г. в целом в ИТК УИН МВД РК осужденные, выводимые на оплачиваемые работы, составили 21,3%. По состоянию на 01.07.96 из 6598 осужденных оплачиваемым трудом были заняты лишь 3220 человек.
Материалы прокурорских проверок и результаты анализа свидетельствуют, что основными причинами нарушений техники безопасности в ИТУ являются: недостаточный контроль за работающими со стороны администрации подразделений, неосторожность в ходе работы самих пострадавших, нарушение ими техники безопасности, формально проводимый инструктаж по технике безопасности, неподготовленность к работе производственных участков в соответствии с требованиями по безопасности труда, необеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты.
Из-за недостаточности финансовых средств учреждений не все производственные объекты обеспечены медицинскими аптечками, наглядной агитацией, средствами индивидуальной защиты. На безопасность условий труда негативное влияние оказывает изношенность и ветхость машин, механизмов, оборудования, зданий и сооружений исправительно - трудовых учреждений, их слабое материально - техническое обеспечение.
По результатам обобщения практики прокурорского надзора за соблюдением конституционного права граждан на безопасные условия, охрану труда на предприятиях УИН МВД РК внесено представление в адрес начальника УИН МВД Республики Коми.
Состояние следственной практики по делам о нарушениях правил техники безопасности характеризуется следующим образом.
В течение 1995 года следователями прокуратуры расследованы 7 дел данной категории и 1 дело расследовано следователем органов МВД. Из них 3 дела закончены с обвинительным заключением и направлены в суд, а 5 дел прекращены по реабилитирующим основаниям.
В течение I полугодия 1996 года следственными органами РК расследованы 6 уголовных дел о нарушениях правил техники безопасности: 4 из них следователями прокуратуры, 2 - следователями МВД. При этом 3 дела прекращены по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 5 УПК РСФСР, а 3 дела направлены в суд для рассмотрения по существу.
В I полугодии 1996 года судами республики рассмотрено 4 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 140, 214 УК РСФСР, по которым осуждено 9 лиц и одно лицо оправдано. Из них по ст. 140 УК РСФСР рассмотрено 3 дела в отношении 5 лиц, а по ст. 214 УК РСФСР одно дело в отношении 4 лиц. В 1995 году рассмотрено 2 уголовных дела в отношении 2 лиц, все лица осуждены по ст. 140 УК РСФСР.
По всем делам прокуроры при поддержании государственного обвинения содействовали суду в постановлении законных и обоснованных приговоров. Спорных вопросов при юридической оценке содеянного не возникало.
Прокурорами городов и районов РК была проанализирована практика участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, вытекающих из права граждан на безопасные условия, охрану труда на предприятиях различных форм собственности.
По статистическим данным Министерства юстиции Республики Коми за I полугодие 1995 года судами рассмотрено с вынесением решения 54 гражданских дела по впервые предъявленным искам о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца, из них 52 заявления удовлетворено, по 2 отказано в иске.
За I полугодие текущего года рассмотрено 51 такое дело, из них по 46 делам требования удовлетворены, по 5 делам в иске отказано.
Принимая во внимание распространенность в республике правонарушений в сфере охраны труда, результаты обобщения практики прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан на безопасные условия труда будут рассмотрены на заседании коллегии прокуратуры Республики Коми в IV квартале 1996 года.
Об изложенном сообщается в порядке информации.

И.о. Прокурора
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru