Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 01.08.1996
"ПО ДЕЛУ ПО ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ П. 12 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ВЫВОДУ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ИЗ КРИЗИСА" № XII-19/9 ОТ 11.03.1994 Г. И ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О СТАВКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" № 30-РЗ ОТ 26.10.1995 Г."

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 1996 года

ПО ДЕЛУ ПО ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ П. 12
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ВЫВОДУ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ИЗ КРИЗИСА" № XII-19/9
ОТ 11.03.1994 Г. И ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
"О СТАВКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
№ 30-РЗ ОТ 26.10.1995 Г.

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей: Батмановой Л.В., Пунегова П.Ф. и Толстова С.Г.,
с участием сторон: заявителя Королевой Н.М., представителя Государственного Совета Республики Коми Бихерта Р.И., представителя Главы Республики Коми Шкаредных В.А., представителя Министерства финансов Республики Коми Морозовой А.П., представителя прокуратуры Республики Коми Викулова В.В., представителя Министерства юстиции Республики Коми Сухаревой Л.И., представителя Государственной налоговой инспекции по Республике Коми Саклановой И.В., руководствуясь статьей 100 Конституции Республики Коми, подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом заседании дело по проверке конституционности п. 12 постановления Верховного Совета Республики Коми "О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса" и Закона Республики Коми "О ставке налога на прибыль юридических лиц".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Королевой Н.М., представляющей интересы акционеров АООТ "Торгово - закупочная база", соответствующее требованиям статей 90 и 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
По мнению Королевой Н.М., законодательный орган Республики Коми не имел права увеличивать верхний предел налога на прибыль, установленный Законом Российской Федерации, в связи с чем нарушены ее права и права других акционеров, поскольку уплата повышенного налога на прибыль отражается непосредственно на материальном положении акционеров, которые недополучили дивиденды, а предприятие не имеет достаточных средств на компенсацию расходов по оплате проезда акционерам и членам их семей к месту отдыха и обратно.
Как видно из жалобы, оспариваемые Королевой Н.М. нормативные акты применяются на практике - налог на прибыль взимается в размере 38 процентов, в то время как Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливает такой налог в размере не свыше 35 процентов.
Основанием к рассмотрению дела согласно части 2 статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции Республики Коми п. 12 постановления Верховного Совета Республики Коми "О первоочередных мерах по выводу экономики из кризиса" от 11 марта 1994 года и Закон Республики Коми "О ставке налога на прибыль юридических лиц", принятый Государственным Советом Республики Коми 12 октября 1995 года и подписанный Главой Республики Коми 26 октября 1995 года.
Заслушав выступление судьи - докладчика Толстова С.Г., участников процесса, изучив документы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В соответствии со статьей 64 Конституции Республики Коми (пункт "и" части 1) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, из чего следует, что законы и иные нормативные акты Республики Коми не могут противоречить федеральным законам (ст. 65 Конституции Республики Коми).
Таким образом, предметом рассмотрения Суда является вопрос о соответствии постановления Верховного Совета Республики Коми "О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса" и Закона Республики Коми "О ставке налога на прибыль юридических лиц" федеральному законодательству о налогах.
2. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года, с изменениями и дополнениями от 16 июля 1992 года, 22 декабря 1992 года, 21 мая 1993 года в статье 18 содержит запрет для органов государственной власти всех уровней как вводить дополнительные налоги и сборы, так и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей, не предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.
3. Конкретные ставки налога на прибыль предприятий и организаций устанавливаются Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и ежегодными федеральными законами о бюджете на текущий год.
Указом Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней" от 22 декабря 1993 года № 2270, с изменениями от 24.12.1993 г., с 1 января 1994 года установлена единая ставка налога на прибыль для всех предприятий и организаций в бюджет Российской Федерации - 13 процентов и предоставлено право органам государственной власти субъектов Российской Федерации повышать ставку налога в бюджеты субъектов (22 проц.) до 25 процентов и для некоторых видов деятельности до 30 процентов.
Одновременно статьей 31 Указа установлено, что Законы Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не применяются в части, противоречащей Указу.
Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, тем более отменять их (статья 90, часть 3).
4. При таких обстоятельствах Конституционный Суд Республики Коми полагает, что без устранения противоречий между федеральным законодательством о налогах вопрос о соответствии п. 12 постановления Верховного Совета Республики Коми "О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса" от 11 марта 1994 года Конституции Республики Коми разрешен по существу быть не может, поскольку этот вопрос относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
5. Конституционным Судом Республики Коми при рассмотрении дела по жалобе Кобелева В.В. "О проверке конституционности Закона Республики Коми "О налоге на реализацию спирто - водочной продукции" уже было установлено имеющееся противоречие между федеральными нормативными актами по налоговому законодательству и направлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. Суд полагает, что между данными делами существует взаимосвязь, и разрешение дела Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе Кобелева В.В. повлияет на решение вопроса по настоящему делу.
6. Несмотря на то, что Законом Республики Коми "О ставке налога на прибыль" п. 12 постановления Верховного Совета Республики Коми "О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса" признан утратившим силу, в соответствии со статьей 39 частью 2 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" рассматриваемое дело не подлежит прекращению.
7. При рассмотрении дела выявилась неопределенность в понимании термина "торгово - посредническая деятельность", содержащегося в п. 12 постановления Верховного Совета Республики Коми от 11 марта 1994 года, поскольку указанная формулировка федеральным законодательством по налогам не предусмотрена. Судом установлено, что указанная неопределенность в употреблении понятия "торгово - посредническая деятельность" в нормативном акте явилась основанием для включения в налогооблагаемую базу по повышенной ставке уставной деятельности заявителя правоприменительными органами, что и повлекло неблагоприятные последствия для заявителя и явилось, в свою очередь, поводом для жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 76 и 100 Конституции Республики Коми, пунктом 6 части первой статьи 3 и статьей 56 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд

определил:

1. Отложить рассмотрение дела до решения вопроса о соответствии Конституции Российской Федерации Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Конституционным Судом Российской Федерации, с запросом в который по аналогичному делу обратился Конституционный Суд Республики Коми.
2. Обратиться в Государственный Совет Республики Коми с предложением дать толкование п. 12 постановления Верховного Совета Республики Коми "О первоочередных мерах по выводу экономики Республики Коми из кризиса" от 11 марта 1994 года в части определения понятия "торгово - посредническая деятельность".

Председательствующий
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
Л.В.БАТМАНОВА
П.Ф.ПУНЕГОВ
С.Г.ТОЛСТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru