МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прокуратуры РК от 11.06.1996
"ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 138 УК РФ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 11 июня 1996 года
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБВИНЕНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 138 УК РФ
Объективная сторона данного преступления - общественно опасные действия (бездействия), выражающиеся:
- в незаконном увольнении работника с работы;
- в неисполнении решения суда о восстановлении его на работе;
- в задержке выплаты заработной платы (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.95, опубликованным в Российской газете от 25.07.95, в Собрании законодательства Российской Федерации, 1995 года, № 30, стр. 2865);
- в ином существенном нарушении законодательства Российской Федерации о труде.
Увольнение является незаконным при отсутствии оснований, предусмотренных трудовым законодательством, при грубом нарушении норм трудового законодательства.
Неисполнение решения суда о восстановлении на работе заключается в отказе соответствующего должностного лица исполнить вступившее в силу (по этому поводу) решение суда (в фактическом недопущении лица к работе, в уклонении от издания приказа о восстановлении на работе и др.).
Довод виновного о незаконности принятого судом решения о восстановлении на работе не освобождается от необходимости исполнения решения суда, обоснованность которого он был вправе обжаловать.
Например, директор завода осужден за нарушение законодательства о труде, выразившееся в неисполнении решения суда о восстановлении на работе необоснованно уволенного работника (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1990 г., № 1, с. 5).
Задержка выплаты заработной платы.
Согласно Инструкции № 90 от 11.07.95 по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за просроченной задолженностью по выдаче средств на заработную плату к средствам, направленным на заработную плату, относятся начисленные к выплате (с учетом налогов и других удержаний) суммы заработной платы в соответствии с Инструкцией Госкомстата России о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, действующей с 01.01.96.
Просроченной задолженностью по выдаче средств на заработную плату считаются фактически начисленные суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором. Число дней задержки считается, начиная со второго дня после этого срока.
Наряду с объективными причинами, исключающими привлечение к уголовной ответственности (неплатежи из-за невыполнения договорных обязательств должниками при условии, что к должникам приняты все предусмотренные действующим законодательством меры - обращения в Арбитражный суд с исками о возмещении ущерба, причиненного в связи с неисполнением договорных обязательств), причиной несвоевременной выплаты заработной платы является использование не по назначению средств, предназначенных для выплаты заработной платы.
К использованию не по назначению относятся, например, факты использования предназначенных для выплаты зарплаты средств на погашение задолженности по кредитам, на выдачу беспроцентных ссуд, на личные нужды, на безвозмездную финансовую поддержку коммерческих структур, размещение средств в коммерческих банках для получения процентов по вкладам, затраты на приобретение автотранспорта, жилья, на капитальный ремонт, расходы на командировки, перечисление денежных средств в порядке спонсорства, хищение и прочее.
Доказыванию подлежит факт невыплаты заработной платы в установленный срок, срок задержки, сумма невыплаченных средств, количество работающих, не получивших заработную плату, наличие денежных средств для выплаты начисленной платы, использование этих средств на другие цели в нарушение очередности выплат, предусмотренной ст. 855 ГК РФ.
Учитывая, что факты задержки заработной платы приводят к усилению социальной напряженности в обществе, в ходе предварительного следствия и в судебном заседании необходимо принять меры, направленные на выявление причин и условий, приводящих к таким нарушениям.
Иное существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде может состоять в нарушении условий труда женщин, несовершеннолетних, в непредоставлении отпуска, в незаконном переводе работника на другую работу и т.д.
Пример: директор шахты издал незаконный приказ о переводе слесарей на нижеоплачиваемую работу сроком на три месяца. Прокурор города в порядке общего надзора на незаконный приказ принес протест, однако директор шахты незаконный приказ не отменил. Нарушенные права трудящегося не восстановлены ("Социалистическая законность", 1991 год, № 5, стр. 78).
Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующего деяния.
Субъект преступления - должностное лицо предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.
Субъективная сторона - только прямой умысел. Виновное лицо сознает, что нарушает законодательство о труде, т.е. сознает, что незаконно увольняет, не исполняет судебное решение о восстановлении на работе, задерживает выплату заработной платы или допускает иное существенное нарушение законодательства о труде и желает этого.
Об умышленном отказе в исполнении судебного решения свидетельствуют акты судебных исполнителей, письменный отказ с возвращением в суд исполнительных листов, письмо виновного прокурору, предписание прокурора о необходимости незамедлительного исполнения решения суда (БВС РФ, 1990 год, № 1, с. 5).
Об умышленной задержке выплаты заработной платы свидетельствует наличие на день выдачи заработной платы на счету предприятия, учреждения, организации средств на эти цели и использование их не по прямому назначению или нецелевое использование средств при наличии задолженности по заработной плате.
Мотив преступления может быть любым (с 18.07.95).
При возникновении вопросов, возникших при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел данной категории, можно обратиться к изучению следующих материалов:
1. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, № 7, 1983 г., с. 13;
2. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, № 1, 1990 г., с. 5;
3. "Социалистическая законность", № 5, 1991, с. 7;
4. "Законность", № 5, 1996 г., с. 22-24;
5. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" от 19.01.96 № 66 (Российская газета от 26.01.96);
6. Указ Президента Российской Федерации "О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 01.02.96 № 134 (Российская газета от 03.02.96);
7. Указ Президента Российской Федерации "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда" от 19.02.96 № 209 (Российская газета от 22.02.96);
8. Указ Президента Российской Федерации "Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан" от 10.03.94 № П-458 ("Красное знамя" от 17.03.94);
9. Указ Президента Российской Федерации "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 01.01.96" № 65 от 19.01.96;
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.96 № 230 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" (Российская газета от 13.03.96);
11. Указ Главы Республики Коми "О мерах по укреплению финансовой дисциплины, сокращению недоимки в республиканский бюджет Республики Коми и бюджеты городов и районов и обеспечению своевременной выплаты заработной платы" от 04.04.96 № 90 (Газета "Республика" от 16.04.96);
12. Статья 96 КЗоТ РФ;
13. Статья 855 ГК РФ;
14. Конвенция № 95 относительно защиты заработной платы (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, № 5, 1995 г., с. 3-6).
Следственное
управление
Управление
по надзору
за законностью
судебных постановлений
по уголовным делам
прокуратуры
Республики Коми