Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Коллегии Прокуратуры РК от 30.05.1996
<О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА В РК>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОЛЛЕГИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 1996 года

Обсудив состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности, коллегия отметила, что в республике постоянно увеличивается число предприятий и организаций, имеющих задолженность по выплате зарплаты. По состоянию на 13 мая 1996 года просроченная задолженность на предприятиях промышленности, транспорта, строительства и организаций социальной сферы составила 585 млрд. руб.
За период с 1 января по 1 мая текущего года размеры задолженности по выплате заработной платы в целом по республике возросли на 218,9%. Наибольшие суммы средств, не выплаченные в установленные сроки, приходятся на предприятия и организации в г. Воркуте (177 млрд. руб.), г. Усинске (62,7 млрд. руб.), г. Сыктывкаре (67 млрд. руб.), г. Инте (65 млрд. руб.).
Массовые нарушения прав граждан на своевременную оплату труда стали причиной резкого обострения социальной напряженности в республике, роста забастовочного движения.
Количество забастовок в республике возросла в 7 раз, почти в 3 раза увеличилось количество лиц, принявших участие в забастовках. Основное требование коллективов, участвующих в забастовках, - требование о своевременной выплате заработной платы и ликвидации ее задолженности.
В сложившихся условиях прокуратурой республики приняты определенные меры по обеспечению действенного надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы: разработан комплексный план мероприятий, включающий в себя совместное с контролирующими органами проверки соблюдение указанного законодательства на предприятиях и организациях различных форм собственности; активизирована деятельность прокуратуры по предъявлению исков о взыскании зарплаты, усилен контроль за расследованием уголовных дел, возбужденных по фактам задержки выплаты заработной платы.
Горрайпрокурорами проведены проверки целевого расходования бюджетных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, пособий и иных социальных выплат местными администрациями, использования средств внебюджетных фондов, а также деятельности банков по перечислению платежей в бюджет.
Как показали проверки, основными причинами возникновения задолженности по выплате заработной платы являются: дефицит бюджетного финансирования, рост недоимок по налогам, общий спад производства, неплатежеспособность многих предприятий, взаимные неплатежи.
Однако наряду с объективными экономическими причинами финансовый кризис на предприятиях, организациях зачастую еще более усугубляется по вине руководителей вследствие необоснованных отвлечений денежных средств на цели, не связанные с производством либо не предусмотренные бюджетным финансированием.
Несмотря на дефицит бюджетного финансирования, исполнительные органы власти принимают участие в создании хозяйственных обществ с внесением учредительных вкладов. В отдельных городах и районах главы администраций расходуют поступающие средства по своему усмотрению, контроль за использованием средств внебюджетных фондов со стороны представительных органов отсутствует. Внебюджетные фонды формируются за счет средств, которые должны зачисляться в местный бюджет, что существенно снижает доходную часть бюджетов городов и районов.
Средства внебюджетных фондов необоснованно используются на покрытие расходов, финансирование которых осуществляется из местного бюджета (содержание фондов материальной помощи и материального поощрения работников административно - хозяйственных отделов, приобретение для аппарата администрации оборудования и инвентаря, текущее содержание и ремонт материально - технической базы).
Одной из причин экономической нестабильности в республике, оказывающей непосредственное воздействие на увеличение задолженности по выплате заработной платы, являются противоправные действия некоторых коммерческих банков, систематически нарушающих сроки перечисления средств плательщиков в бюджет.
Как правило, на большинстве предприятий задержки выплаты заработной платы обусловлены тяжелым материальным положением и отсутствием необходимых денежных средств на счетах предприятий.
Вместе с тем, руководители предприятий, имея реальную возможность своевременно осуществлять выплату заработной платы и не допускать образования задолженности, необоснованно расходовали средства на личные нужды, не связанные с интересами производства (приобретение квартир, автомобилей, оказание спонсорской помощи).
На многих предприятиях с частной формой собственности, имеющих задолженность по выдаче заработной платы, установлены факты нерационального расходования денежных средств, совершенные вопреки интересам трудового коллектива, например, утверждение повышенных расходов по командировкам для руководителей по сравнению с действующим законодательством, решения о предоставлении руководству денежной компенсации за неиспользованный отпуск, получение значительных денежных сумм в подотчет руководителей предприятий при существующей задолженности и т.д.
Одним их факторов, существенно усугубляющих финансовое положение предприятий и обостряющих проблему ликвидации задолженности по выплате заработной платы, являются: бездеятельность руководителей, не принимающих меры по взысканию дебиторской задолженности; низкий уровень организации работы коммерческих и юридических служб предприятий, небрежность в оформлении договорных обязательств.
Многие руководители предприятий направляют работников в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы в связи с сокращением объемов работы с нарушением требований ст. 90 КЗоТ РФ, не оплачивая вынужденный простой не по вине работника не менее двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
Прокурорами городов и районов за истекший период проведен значительный объем работы по защите прав трудовых коллективов и граждан. По результатам проверок, проведенных в координации с государственной инспекцией по труду, по фактам задержки выплаты заработной платы прокурорами возбуждено 3 уголовных дела, возбуждено 19 административных производств, внесено 29 протестов на незаконные правовые акты, 42 представления об устранении выявленных нарушений законодательства об оплате труда, поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности 54 человек. Значительно активизирована деятельность по предъявлению исков о взыскании заработной платы. В 1996 году прокурорами направлено в суд 98 исковых заявлений на сумму 528 млн. руб.
Вместе с тем ряд прокуроров городов и районов не обеспечили эффективный надзор за соблюдением законодательства об оплате труда, а также качественное исполнение задания прокуратуры республики по этому вопросу.
Многие прокуроры городов и районов при выявлении фактов отвлечения денежных средств предприятий на цели, не связанные с интересами производства и выплатой заработной платы, ограничивались только внесением представлений, редко ставили вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной и административной ответственности. Прокуроры Ижемского, Корткеросского, Койгородского, Троицко - Печорского, Усть - Куломского районов вообще не применяли мер прокурорского реагирования, а прокуроры Княжпогостского, Корткеросского, Сысольского, Эжвинского районов внесли только по одному представлению.
Еще недостаточно внимания уделяется прокурорами по обеспечению гласности в деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы.
Коллегия, обсудив состояние прокурорского надзора по этому вопросу, решила:
1. Указать прокурорам Ижемского, Корткеросского, Койгородского, Сысольского, Троицко - Печорского, Усть - Куломского, Усть - Цилемского, Эжвинского районов на серьезные недостатки в осуществлении надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение своевременной выплаты заработной платы.
2. Всем прокурорам городов и районов систематически планировать и проводить проверки соблюдения законодательства об оплате труда, при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, привлекать виновных лиц к дисциплинарной, административной, материальной, а при наличии оснований - к уголовной ответственности.
О проделанной работе в этом направлении сообщить по итогам работы за год.
3. Отделу по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов (Марзанов А.И.) совместно со структурными подразделениями аппарата прокуратуры республики (Данилов С.А., Рачко С.В., Иванова Е.И.) в течение второго квартала текущего года разработать методику проведения проверок исполнения законодательства о своевременной выплате заработной платы, расследования уголовных дел, подготовки материалов и участия прокурора в судебном разбирательстве по делам указанной категории.
4. Прокурору г. Сыктывкара Бебякину А.В. в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования изъять из органов дознания уголовное дело, возбужденное по факту задержки выплаты заработной платы в АО "Комиагропромпроект" и передать для дальнейшего расследования следователю прокуратуры г. Сыктывкара.
5. Следственному управлению (Данилов С.А., Панов А.П.) постоянно осуществлять контроль за расследованием уголовных дел, связанных с нарушениями законодательства об оплате труда и законностью принятых по ним решений.
Рыжову Н.И. взять расследование уголовного дела, возбужденного по задержке выплаты заработной платы в АО "Коминефть", на особый контроль.
6. Решение направить всем прокурорам городов и районов.
7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителей прокурора Республики Коми Ковалевского В.Е., Басманова Н.А., Рыжова Н.И.

И.о. прокурора
Республики Коми
старший советник юстиции
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru